Гарри Поттер: бегство от "свободы"

Гарри Поттер: бегство от "свободы"

Волшебный мир...

Серия книг "Гарри Поттер" обсуждается в мировых СМИ уже несколько лет и многим здорово надоела.

Но мало кто задавал себе вопрос: а что, собственно, такого привлекательного в мире "Гарри Поттера"? Массовой раскрутке подвергалось множество фильмов и сказок, однако массовых игр в "Терминатора" и "Нео с Троицей" что-то не отмечается. Что такого привлекательного в том "волшебном мире", в котором живут и действуют ученики Хогвартса, что "виртуальные Хогвартсы" множатся не по дням, а по часам (только в Рунете около 200, а в самом большом, т.н. "Хогвартсе Сириуса", количество учеников около 1000), что игры в "Гарри Поттера" стали сродни прежним играм детей в героев революции или Юрия Гагарина?

В конце концов, чем так нравится замок, где лестницы меняют направление, как захотят, а заблудившихся учеников может съесть трехголовый пес? Есть ли в мире хоть одна школа, в некоторые коридоры которой запрещено входить под страхом смерти? Чем так нравится полет на метле сквозь дождь и снег по сравнению с перелетом в кресле комфортабельного аэробуса?

Тайная власть над окружающими? Да какую такую власть имеет несчастный ребенок, которого за то, что он магией дал отпор существам, высасывающим душу, за эту самую магию судили и хотели изгнать из общества! Какая власть у него, если в приемной семье над ним издеваются чуть ли не как в зоне, а за попытки воспротивиться - грозятся выгнать из мира волшебников? Какая такая власть у тех, кто боится пылесосов и турникетов в метро?

Собственная исключительность? Ага... проявляющаяся тем, что бедного Гарри с малых лет пытаются замочить самым зверским способом, и даже в Хогвартсе пытаются затравить как учителя, так и некоторые ученики.

Просто власть над миром как таковая? Да уж... заклинание пошло как-то не так, и готов труп и сирота Luna Lovegood, а чтобы научиться хотя бы поднимать предмет магией, приходится учиться полгода. И это в то время, когда вокруг полно компьютеров, автомашин с мягкими сиденьями и кондиционерами, а уж по возможностям разрушения и убийства Вольдеморт не сравнится даже с обычным пилотом F-16 (а что вы хотели - против крылатой ракеты с волшебной палочкой...). К настоящему времени человечество накопило столько средств власти над миром, что они и не снились всем магам Роулинг вместе взятым. Одна Хиросима чего стоит.

Так в чем же проблема? Почему все больше людей в мире согласны - именно внутренне согласны - отказаться от удобного и комфортабельного мира современной цивилизации и отправиться в Хогвартс, чтобы общаться там не через "дружелюбный интерфейс", а засунув голову в камин? Почему полет на метле представляется более привлекательным, нежели полет на мини-аэроплане с подогреваемым сиденьем и кофеваркой под левой рукой?

А причина проста.

Она именуется - самодостаточность магов "волшебного мира".

В самом деле. Возьмите ГП или любого из его друзей, разденьте догола и отправьте ночью в зимний лес одного. Ему будет достаточно сломать с дерева волшебную палочку и наложить парочку заклятий, чтобы через пару недель он смог полностью восстановить свое привычное окружение - от дома до метлы. Ну, а теперь возьмите обыкновенного ребенка "компьютерной эры" и поместите... ну, даже не раздетым и не в зимний лес, а в летний и с набором инструментов. Если он даже выживет - как скоро он сможет собрать компьютер или хотя бы велосипед?

Вся технология магического мира, все его премудрости заключаются в самом волшебнике, и возможность их применения заключена тоже лишь в нем самом - в степени его усилия и знаний. У него нет глобальной, чуть ли не онтологической зависимости от воли и действий других людей, от общества - нет той зависимости, которая есть у всех нас, живущих в технологическом обществе. Волшебник мира Роулинг внутренне самодостаточен - все, что нужно ему, заключается лишь в нем самом. Все же окружение, стены замка, метлы, волшебные палочки и волшебные фотографии, он либо может сделать сам, либо в них не нуждается, т.к. они нужны ему лишь для развлечения. Даже самое сложное в получении, компоненты для зелий, можно найти в дикой природе.

Вот именно эта самодостаточность и привлекательна в мире Роулинг. Именно принцип "все свое ношу с собой", воплощением которого являются маги мира ГП, и заворожила детей и многих взрослых во всем мире. Особенно детей - ведь их зависимость от общества наиболее сильно выражена: без "игры по правилам" в виде получения модного образования, соблюдения "общественных приличий" не стать не то что успешным, а и просто более-менее полноценным членом общества.

Данный вывод весьма хорошо прослеживается и в других литературных произведениях жанра "фентези". Лишь те из них, в которых волшебники обладают самодостаточностью, имеют шансы быть популярными. Возьмем Геда из "Волшебника Земноморья" - вся его мощь заключена лишь в нем, знания лишь ее раскрывают, да и то могут быть получены самостоятельно. Вот и причина "Хьюго" - бесспорно, вкупе с литературным талантом автора. А сотни "фентези", в коих маги обязаны искать сложные артефакты, и без них представляют собой нули без палочки, уже забылись. В книгах же Роулинг (пусть и не особо талантливых) эта самодостаточность мира магов выражена в необычайной степени - вот и читают ее во всем мире те, кому так надоело во всем зависеть от цивилизации...

...и технократические цивилизации СССР и Запада.

В связи с вышеизложенным интересен такой примечательный факт.

Можно довольно четко проследить взаимосвязь массового интереса к жанру фентези и научно-технической революцией. Сама фентези как жанр появилась в годы 2 мировой войны и особенное развитие получила с 60-х годов - когда в обиход людей стремительно стали входить химические, биологические, компьютерные технологии.

Однако популярность фентези имела место быть отнюдь не во всем мире! Обратите внимание, что в Советском Союзе как жанр фентези не достигла и десятой доли той популярности, что имела место быть на Западе. В то время как в Англии дети и подростки играли в хоббитов, в СССР игры были - в космонавтов, в исследователей планет, в подводников. И это при том, что фентези издавалась и в СССР, по меньшей мере "Хоббит" и "Волшебник Земноморья" выходили. Но - не находил этот жанр популярности! И это при том, что "зависимость от мира вещей" нарастала и в СССР, хоть, разумеется, и в меньшей степени, чем на Западе.

Почему так?

Благодаря огромному количеству литературы и деятельности тогдашних СМИ советские люди воспринимали техносферу как нечто, принадлежащее абсолютно всем. Не отдельным фирмам, не крупным корпорациям - а народу. Ни у кого не было никаких препятствий к изучению технологий, наработанных человечеством - все зависело лишь от его усилий по самообразованию. В то время как на Западе даже те, кто желали приобщиться к сумме технологий, из-за практики "коммерческой тайны" и "ноу-хау" не имели такой возможности.

Поэтому техносфера для советского человека была областью, сделанной им и для него, он ждал от нее помощи и служения себе - в то время как на Западе техносфера в своей основе воспринималась как средство извлечения из человека прибыли. Для советского человека техника - это то, что человечество наработало для расширения собственных возможностей и для независимости от природных и иных условий. Для западного человека техника - это прежде всего то, что кто-то сделал для получения прибыли, а значит - она направлена на нужды этого человека лишь постольку, поскольку эта направленность помогает решать основную задачу - прибыльности.

Иными словами, для советского человека техносфера была не ограничителем его самодостаточности, а как раз средством достижения этой самой самодостаточности! Окружив себя всевозможной техникой и зная принципы ее работы, умея властвовать над всеми этими вещами, человек становился независимым от природных и иных сил.

Но для этого - нужно именно знать эти принципы! В то же время на Западе именно последнее и невозможно: из-за античеловечного характера общественного строя никто "ноу-хау" делиться не станет. Да и уделять человеку достижения техносферы тоже никто не будет - как-никак, сама направленность развития техносферы там суть удовлетворение платежеспособного спроса, а не потребностей. Иными словами, техносфера западного общества - это еще и средство господства богатых над бедными: новые технологии разгона демонстраций доступны лишь имеющим капитал, но не их противникам.

В этом и секрет того, что в советское время, за исключением самых поздних стадий, фентези не являлась популярным жанром. Нет, бесспорно, всегда были люди, мечтающие переместить возможности техносферы внутрь человека - стоит лишь вспомнить произведения Георгия Гуревича, да и того же Ивана Ефремова. Однако даже у них не было того фундаментального противоречия между собой и окружающим миром, между техносферой и человеком, которые и привели к расцвету фентези на Западе.

Магия по типу "Гарри Поттера" у советских фантастов - это средство саморазвития, онтологически не отличающееся от совершенствования техносферы. В отличие от западной культуры, где такая магия - суть средство независимости прежде всего от общества, от направленности на использование людей в качестве источника прибыли, и техносферы - как одного из средств для этого.

Антон Орлов, 2003 г.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *
""