Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Чт окт 17, 2019 1:47 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: В Финляндии отменяют школьные предметы. Что это значит?
СообщениеДобавлено: Вс авг 11, 2019 12:23 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 8499
В Финляндии отменяют школьные предметы. Что это значит?

11 июня 2019 г., 17:59
________________________________________
Заголовки публикаций о финской школьной реформе звучат вполне сенсационно. Пока другие страны пытаются разгадать загадку одной из лучших образовательных систем в мире, в самой Финляндии ее собираются реформировать. Дети больше не будут изучать родной язык, математику, историю и другие традиционные предметы. Что придет им на смену и зачем понадобились такие перемены?

Работа на перспективу
«Финское чудо» держится в топах престижных рейтингов уже около двадцати лет. Но местные эксперты считают, что надо двигаться дальше, иначе сохранить эти результаты будет все сложнее. Система обучения с традиционными школьными предметами была хороша сто лет назад. У современности другие запросы: все более востребованными становятся навыки поиска и обработки информации, а также социального взаимодействия. С другой стороны, меняются и представления о педагогических методах. «Если мы хотим оставаться лучшими, мы не можем держаться за настоящее или прошлое», – говорит в одном из интервью Кирсти Лонка, профессор педагогической психологии из Университета Хельсинки.
Есть и другие причины. О будущей реформе заговорили в сложный для финской экономики период. Последствия мирового кризиса 2008 года заставили правительство сократить расходы на образование; возник вопрос, как в долгосрочной перспективе сделать это без потери качества. Значима для реформы и проблема трудовой занятости. Пособия по безработице и другие выплаты – еще одна статья расходов, которая перегружает бюджет. И дело не в нехватке рабочих мест: в Финляндии есть целая категория здоровых работоспособных граждан, которые живут на пособия и вообще не считают нужным учиться или работать (книга одного из них, своеобразный манифест под названием «Наглость», пару лет назад стала бестселлером). С этой точки зрения, система образования должна перестроиться так, чтобы облегчить карьерный старт для молодежи.
Явление-ориентированное обучение
Школьные предметы заменят междисциплинарными курсами, тесно связанными с практической стороной современной жизни. Такой подход называют phenomenon-based learning (PhBL), или, как этот термин переводят на русский язык, явление-ориентированным обучением – в отличие от предметно-ориентированного. Кстати, одним из тех, чьи труды легли в основу этого подхода, считают нашего соотечественника Льва Выготского. Процесс обучения строится вокруг «явлений» – это могут быть как факты или события, так и понятия или идеи. Пример – изучение СМИ и Второй мировой войны. Отчасти явление-ориентированное обучение в школах Финляндии уже применяется – пока в виде отдельных проектов.
Желание усилить междисциплинарные связи кажется резонным: вспомните контурные карты на уроках истории или экскурсы в историю на уроках литературы. Как читать с пятиклассниками «Бородино» и «Муму», если они понятия не имеют ни о Наполеоне, ни о крепостном праве? А как изучать «Войну и мир» в десятом, если наполеоновские войны остались в далеком восьмом?
В рамках явление-ориентированного обучения педагоги и ученики не будут испытывать сложностей из-за того, что какая-то важная информация из смежной области еще не изучена или уже забыта. Но у этого подхода есть и другие преимущества.
Самостоятельность и связь с реальностью
Изучение очередного явления начинается с определения проблемы. Помните знаменитое «почему самолет летит, а крыльями не машет»? В идеале ученики должны вместе, с помощью учителя, ставить вопросы и находить ответы.
Эти идеи заложены уже в национальной стандартной учебной программе (National Сore Сurriculum), принятой в Финляндии в 2014 году. Из ее текста: «Национальная основная учебная программа основана на концепции обучения, которая рассматривает учеников как активных субъектов. Они учатся ставить цели или решать проблемы как самостоятельно, так и вместе с другими».
Если ребенок (или взрослый) понимает, что и зачем он делает, и к тому же чувствует свою самостоятельность, свою ответственность за общее дело, его собственные результаты будут выше. Согласитесь, это намного интереснее, чем конспектировать учебник, потому что так надо по плану.
Не менее важно, чтобы любая изучаемая тема была максимально привязана к практике. С одной стороны, это еще один способ повысить мотивацию: практическая польза от новых знаний должна быть понятна сразу − школьники любят жаловаться, что их заставляют учить то, «что никогда не пригодится в жизни».
Проблема оторванности образования от реальности существует не только в бунтующих умах подростков, компании-работодатели с ними во многом солидарны. Давно известен факт: любая информация запоминается намного лучше, если ее хотя бы попробовать применить на практике, а не просто прочитать, прослушать или законспектировать (между тем наши учебники по родному языку до сих пор предлагают школьникам учиться писать традиционные письма с приветствием, подписью и датой, вместо того чтобы учить правилам деловой переписки в соцсетях).
Важное для понимания основ явление-ориентированного обучения понятие – подлинность, когда в центре внимания реальный мир, при решении учебных задач используются те же методы и средства, что и в реальной жизни, а школьники находятся внутри реальной экспертной среды. В реальности мир не делится на секторы так, как его делят на дисциплины в школе.
Кстати, так почему самолет летит?
Роль учителя и группы
Учитель в рамках такого подхода должен не просто транслировать информацию (дети могут получить ее множеством способов), а направлять учеников по пути решения поставленной проблемы. Но как это сделать, если сами учителя обучались по традиционной системе? Один из возможных вариантов – групповые занятия с несколькими педагогами-предметниками сразу.
Очень важный элемент в этой системе обучения – взаимодействие внутри группы. Выготский, которого современные западные авторы цитируют в своих работах о явление-ориентированном подходе, сравнивал поддержку педагогов и других учеников со строительными лесами, которые помогают маляру добраться до нужного участка, чтобы и выполнить свою работу.
Компетенции выпускника
В упомянутой выше национальной программе подробно описана трансверсальная, или, в другом варианте перевода, перекрестная компетенция. Она включает семь междисциплинарных областей, развитие которых и является главной задачей общего среднего образования.
Первая – это мышление и умение учиться, основа любого образовательного процесса. Обучение должно быть исследованием и творчеством, а мотивация к продолжению образования должна сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни.
Культурная компетенция подразумевает готовность к жизни в условиях культурного, языкового и религиозного разнообразия, формирование собственной культурной идентичности и представление о правах человека – эталоне для оценки различных культурных явлений.
Навыки самообслуживания в повседневной жизни касаются широкого круга проблем, связанных со здоровьем, безопасностью, заботой о себе, о других людях и об окружающей среде.
Мультиграмотность – новое для нас понятие, подразумевающее умение работать с информацией самого разного рода.
Информационно-коммуникационная компетенция – и метод, и объект изучения. Учащиеся должны уметь пользоваться информационными технологиями осознанно, эффективно и безопасно, а еще – иметь представление о значении ИКТ в мире и связанных с ними рисками.
Трудовая и предпринимательская компетенции включают положительное отношение к труду, представление об устройстве ключевых секторов экономики и работе предприятий. Также уже на этом этапе у школьников должны формироваться навыки, важные для успешной профессиональной деятельности: решать задачи в команде, общаться, планировать свою работу, искать разные варианты достижения целей.
Трудно не согласиться с тем, что все перечисленное действительно важно. Вопрос в том, в какой мере этот идеал будет воплощен.
Критика
Не все финские педагоги одобряют эксперимент правительства. Получится ли при новой системе давать детям действительно прочные, не поверхностные знания?
Другое опасение связано с тем, что акцент на самостоятельности и познавательной активности школьников окажется на руку только сильным, то есть способным и мотивированным ученикам. В результате незначительный в настоящее время разрыв между сильными и слабыми, принципиальный для финского среднего образования, увеличится.
Наконец, нововведение может плохо сказаться и на учителях. Во-первых, неизбежно вырастет нагрузка. Во-вторых, педагоги старшего возраста окажутся в менее выгодном положении по сравнению с молодыми коллегами, которым будет проще адаптироваться к новым стандартам. Сейчас учителям предлагают отправиться на переподготовку – тем, кто это сделает, обещают увеличить зарплату. В столице обучение новым методикам уже прошло большинство педагогов.
Добавим, что междисциплинарные группы и проекты становятся частью и высшего образования. Есть круг проблем, с которыми группе узких специалистов не справиться, – например, изменение климата или жизнь городских сообществ. В Университете Хельсинки студентов разных специальностей учат вместе работать над решением практических задач – например, на интенсиве Nordic City Challenge, посвященном развитию территорий.




Читайте также
• Любор Зелинка: Дизайнер – это смесь разных знаний и умений
• Как прививать отзывчивость детям в младшей школе. Советы педагога
• Что важно уметь ребенку перед походом в ясли
• Михаил Таратута: чем образование в США отличается от российского
• Как работать с особенными детьми: духовно-трудовой лагерь

Комментарии (1)

Ирина Юрьевна
Господи! Давайте вообще отменим образование. Большая выгода. Будут свои дворники собственные, а не среднеазиатские. Хотя, отпрыски депутатов врятли будут работать дворниками...

https://activityedu.ru/Blogs/internatio ... -znachit-/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB