Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Пт мар 29, 2024 7:56 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Хочешь мира, готовься к войне
СообщениеДобавлено: Чт сен 11, 2014 11:03 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11265
Хочешь мира, готовься к войне
Дата: 11/09/2014
Тема:
Танки наши быстры, но могут быть быстрее

Тема нашей статьи продиктована сегодняшними событиями на Украине, которая вместо независимости обрела циничных хозяев в лице американцев, навязавших ей гражданскую войну. То, что там происходит, делается против России, делается с целью вытеснения России из Европы и с целью подготовки войны НАТО против нашей страны.
Сегодня, когда кровь людей, с которыми мы имеем общий язык, историю и культуру, льется у нас на глазах по воле США и американских сателлитов, Россия не может оставаться «вне игры».
Дипломатия, которая всегда необходима, имеет ограниченные перспективы без реального противостояния враждебной силе, надвигающейся на наши границы. Терпеливо стремясь к умиротворению как воюющих сторон, так и подстрекателей конфликта, мы обязаны одновременно привести в порядок свою военную мощь и напомнить нашему народу о его доблести и его судьбе континентальной военной сверхдержавы.
Попробуем конкретизировать постановку этого вопроса.
Россия – крупнейшая танковая держава с 30-х годов прошлого столетия. Сама война закрепила уникальный опыт наших танкостроителей, и в 70-х годах они приступили к созданию нынешнего поколения отечественных танков. Эта работа осуществлялась выдающимися конструкторскими коллективами под общим руководством столь же выдающегося руководителя военной промышленности Д.Ф. Устинова.
Безусловным успехом Дмитрия Федоровича было массовое производство танков в 60–70-е годы, когда в войска поступило около 20 тысяч машин, превосходящих западные образцы по техническому уровню. Это были танки, разработанные под руководством А.А. Морозова и молодого руководителя тагильского КБ (УКБТМ) Л.Н. Карцева, сменившего в Нижнем Тагиле Александра Александровича после его отъезда в Харьков в 1953 году.
Вскоре в число создателей нынешнего поколения отечественных танков включилась команда разработчика газотурбинного танка Н.С. Попова, принявшего Ленинградское танковое КБ от Ж.Я. Котина. Решающую роль в разработках Н.С. Попова играли создатели газотурбинных танковых двигателей на заводе им. Климова под руководством С.П. Изотова.
Д.Ф. Устинов, в конце концов, пошел на серийное производство трех танков: Т-72, Т-64 и Т-80. И в этом мы не видим большого греха, тем более что в сложившейся сегодня ситуации такое решение оказалось очень благоприятным для военной безопасности нашей страны. Наши танковые войска не уступят своего исторически сложившегося первенства, если навести здесь разумный порядок.
Танковая платформа – основа конструкции всех наших танков, построена по единой схеме. Она предусматривает экипаж, состоящий из трех человек, хотя в западных танках 4 человека. Поэтому забронированный объем у нас существенно меньше, и танки при массе 46 тонн защищены броней не хуже западных танков, имеющих массу, доходящую в последних образцах до 62 тонн. Это сказывается и на удельной мощности, и на максимальной скорости тех и других танков.
Танк Т-80, например, имеет максимальную скорость 80 км/ч и может транспортироваться всеми видами транспорта, в то время как «Леопард» и «Абрамс» имеют меньшую скорость, и их не выдерживают даже мосты Европы.
Многие нынешние хулители современных отечественных танков не видят этого принципиального преимущества и не понимают, что достигнуто оно было такими крупными фигурами в инженерном деле и в области организации промышленности, каких сегодня, наверное, и не найдешь. И это обстоятельство сказывается на неудовлетворительном состоянии нашего танкового парка, который при соответствующей модернизации не имел бы равных по своему могуществу.
Однако за годы экстравагантного политического руководства страной и беззаботного отношения к промышленности ситуация начала меняться не в лучшую для отечественного танкостроения сторону. Не то чтобы мы сильно отстали или утратили свои достижения (хватило умных и ответственных людей, которые этого не допустили), но такая угроза существует, и ее надо устранить.
***
Фактическое прекращение танкового производства привело к потере производственных структур, к потере оборудования и самих кадров специалистов. Омское производство танка Т-80, созданное Д.Ф. Устиновым под ежегодный выпуск 750 танков в мирное время и 1500 танков в военное время, в значительной степени утрачено, и танки данного типа оказались под угрозой невозможности их воспроизводства.
А ведь модификация этого танка – Т-80У, оснащенная гидроприводом механизма поворота (ГОП МП), прошедшая весь комплекс государственных испытаний вплоть до решения о принятии ее к серийному производству, дала нам образцы танков, которые превосходят по подвижности все существующие мировые образцы, не уступая им по вооружению и броневой защите.
Но серийно они, увы, не производятся. Вся постперестроечная история танков Т-80 наводит на мысль о вредительстве или каком-то гибельном головотяпстве. Утрачена база серийного производства самого танка (Омский завод транспортного машиностроения). Утрачена база серийного производства ГТД-1250 – великолепного, многократно испытанного, проверенного и отработанного газотурбинного двигателя (Калужский моторный завод).
На грани банкротства оказалась прекрасно оснащенная передовым технологическим оборудованием производственная база, предназначенная для выпуска ГОП МП (Салаватгидромаш). Утрачена и литерная документация на ГОП МП, выпущенная по результатам успешных государственных испытаний в 1988 году. В нее вносились изменения без необходимых в таких случаях текущих испытаний, что сказалось на неудачном тендере в Греции.
И хотя разработчики ГОП МП предлагали свои услуги по восстановлению документации, им отказали, сославшись на невозможность привлечь к работе над танком частную компанию, которую они волей судеб организовали.
Теперь, после фундаментальной расправы над производственной базой по-настоящему лучших танков в мире – Т-80УЕ и Т-80У М1 «Барс», можно услышать о том, что танки семейства Т-80 будут заменены «Арматой», которая еще на бумаге, но уже без всяких испытаний объявлена у нас «лучшим танком в мире». Совсем несерьезно.
Так в природе не бывает. «Армату» надо разрабатывать, но это очень долгая и трудная история. Надо искать попутное решение на ближайшие годы. Сила танков не только в высоких тактико-технических характеристиках (ТТХ), но и в их массированном применении.
Когда у нас будет десять тысяч танков «Армата», доведенных до уровня ТТХ своего времени?
Ну, если не через сорок лет, то в лучшем случае в начале тридцатых годов. А это не соответствует складывающейся сегодня обстановке. Такой риск может оставить в час истины наши вооруженные силы без бронированного кулака, способного защитить наши пространства.
Надо видеть решение менее рискованное и опирающееся на то, что мы уже имеем.
***
Как вытекает из имеющихся сведений, сегодня у нас есть 8000 танков Т-72 и Т-90, 4000 танков Т-64 и 4700 танков Т-80. Понятно, что только 15% из них находится и обслуживается в войсках, а остальным нужна инвентаризация, замена резины, прошедшей срок своей эксплуатации, и много чего еще.
Инвентаризация этой массы достаточно современных, но в известном смысле заброшенных танков дешевле и легче осуществима, чем обновление танкового парка новыми машинами, которые предстоит испытывать и доводить в течение длительного времени.
О серьезной программе модернизации тысяч наших танков, которая решила бы на 10–15 лет наши ближайшие военно-политические задачи по данному кругу вопросов, мы, к сожалению, не слышим ничего обнадеживающего.
А за рубежом вопросам модернизации танков уделяется серьезное внимание. И нам тоже следует обратиться к концепции, позволяющей реализовать мощь бронированного кулака, не рискуя военной безопасностью государства. А это более десяти тысяч вполне качественных машин, которые целесообразно модернизировать по программе, предусматривающей серийное производство необходимых комплектующих темпами 1500–3000 единиц ежегодно.
Для тысяч танков потребуется оснащение новейшими комплексами управляемого вооружения, управляемых ракет, ночных инфракрасных и тепловизионных прицелов.
Бронирование имеющихся танков может быть усилено комплексами встроенной динамической защиты (ВДЗ) корпуса и башни, а также бронированными фальшбортами с элементами ВДЗ, комплексами активной защиты «Арена», системами постановки завес, комплексами оптико-электронного противодействия «Штора-1».
Применение указанных комплексов позволяет увеличить защищенность танка в 3–5 раз. Что касается моторно-трансмиссионных отделений, то здесь нужен избирательный подход.
Самая значительная часть нашего парка приходится на танки Т-72. Это машины с двигателями мощностью 840 л.с., которые хороши тем, что они давно отработаны (их изготовлено порядка 30 тысяч штук). Стремиться довести этот добрый старый дизель типа В2, применявшийся еще в прославленной тридцатьчетверке, до 1200 л.с. или даже 1500 л.с., может быть, и надо, но никто пока не может решиться распространить эти попытки на тысячи танков Т-72.
Поэтому будет лучше не усложнять задачу такими попытками заменить хорошее «лучшим» – более мощным, но не прошедшим основательной проверки в процессе эксплуатации двигателем.
Кстати, удельная мощность танков Т-72 с их 840-сильным двигателем, благодаря их малой по сравнению с западными танками массе вполне достаточна для массированного их использования во втором эшелоне вместе с тысячами имеющихся у нас танков Т-64.
Надо, не ввязываясь в сложные вопросы форсирования тысяч двигателей, оснастить эти старые добрые танки другими важными узлами и агрегатами, оставив задачу стремительного нанесения ударов «по слабому месту, внезапно, массированно и на максимальную глубину» (как говаривал маршал Фош) танкам Т-90 и нашему непревзойденному танку Т-80У, обладающему наивысшей удельной мощностью (27,2 л.с./т). В перспективе этот танк может достигнуть величины удельной мощности 32,5 л.с./т, если перейти на созданный заводом им. Климова газотурбинный двигатель ГТД-1500.
Модернизация танков первого эшелона – Т-80 и Т-90 – без установки на них ГОП МП будет неполноценной, поскольку, не имея такого механизма поворота, водитель не сможет использовать всю мощность двигателя, т.к. будет вынужден гасить скорость, боясь не вписаться в поворот.
Таким образом, высокая удельная мощность танка без ГОП МП не реализуется. Этот механизм поворота установлен на всех западных танках. У нас ГОП МП имеется только на отдельных образцах, и он не проходил этапа серийного производства. Хуже того, практически утрачена и база его серийного производства, и литерная документация на его конструкцию.
***
Итак, есть тысячи танков, которым в порядке модернизации нужны ГОП МП, но нет никаких запасов этих агрегатов, нет удовлетворительной базы для их производства и нет документации, которую можно допустить к серийному производству. Лучшие в мире танки, обладающие высочайшей подвижностью, которые можно было бы получать тысячами в результате модернизации имеющихся Т-80, не получат для этой модернизации образцов ГОП МП.
Создателями отечественного агрегата ГОП МП, поставлявшими опытные образцы на государственные испытания, были инженеры отдела Л.Н. Игнатова в ЦНИИ автоматики и гидравлики. Они отказались в трудные годы от приглашения фирмы-лицензиара Зауер–Сандстренд (ФРГ) и непрестанно предлагают свои услуги по восстановлению испорченной кем-то документации на ГОП МП и по организации серийного производства этого агрегата. Но пока тщетно, хотя сегодня, как заявляли и Д.О. Рогозин, и президент, привлечение частных предприятий к таким работам приветствуется.
А если завтра война? Не получилось бы, как в народной песенке: «Лошадь расковалась, командир убит». Она заканчивается словами: «Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».
Такова цена разгильдяйства, из которого вытекает определенная неготовность к ответу на военные провокации. А ведь навести порядок, как видно из нашего примера, в принципе нетрудно.
Труднее будет, если начнется серьезная модернизация западных танков, к чему есть серьезные предпосылки. Это новое поколение немецких дизелей МТ 883, разработанных фирмой MTU и включающих в свой ряд двигатели мощностью более 2000 л.с. Эти двигатели предназначены для танков «Леопард-2», «Абрамс», «Леклерк» и др. Они могли внедрить их раньше, но чего-то ждали, возможно, того, что мы своими руками окончательно уничтожим танк Т-80.
Если наш прогноз оправдается, то надо будет просто форсировать нашу собственную модернизацию, ускорить подготовку к серии ГОП МП и переход к серийному производству газотурбинного двигателя ГТД-1500.
И, конечно же, надо скорее приступать к обучению войск вождению танков, имеющих максимальную скорость 100 км/ч. Но в этом вопросе нам повезло. Наш начальник Генерального штаба генерал армии В.В. Герасимов до мозга костей танкист.
Нам, конечно, понятно, что таких вопросов, как тот, что нами изложен, масса и в других областях ОПК. Но в данном случае речь идет о важнейшей компоненте сухопутных войск, где от правильного выбора концепции и конкретных решений зависит ответ на вопрос «быть или не быть?».
Полезно по этому поводу вспомнить наступление Гота и Гудериана на Белосток, Минск, Смоленск в 1941 году. Это исторический урок для России. И раз об этом приходится говорить – значит, надо наводить порядок в военной промышленности.
Мудрые говорили: «Хочешь мира, готовься к войне».

О.М. БАБАЕВ,
зам. главного конструктора по гидроприводу механизма поворота танка Т-80УЕ, кандидат технических наук





Это статья Официальный сайт газеты Советская Россия
http://www.sovross.ru

URL этой статьи:
http://www.sovross.ru/modules.php?name= ... sid=597836


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 49


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB