Вдумчивый невежда
О книге В.Н. Тутубалина «Эконометрика: образование, которое нам не нужно» (М.: Фазис, 2004. - 168 с.)
К моменту выхода сочинения В.Н. Тутубалина появилось уже три издания моего учебника «Эконометрика» (суммарный тираж 11 тыс. экз.). Но прочел я ее только через полтора года (в марте 2006), за которые мой учебник скачали с сайта
http://orlovs.pp.ru еще 6 тысяч читателей. Так что же, я обманул 17 тысяч студентов и специалистов? Навязал им образование, которое никому не нужно?
Отмалчиваться нельзя.
Читаю Тутубалина. Для начала убеждаюсь, что моего учебника он не знает. Нехорошо для лица, пытающегося давать оценку учебной дисциплине как таковой. Мог бы и в магазины с библиотеками зайти, и в Интернет заглянуть.
Откуда я знаю, что В.Н. Тутубалин не читал моего учебника? Не ссылается и не знает содержания. По тексту его книги ясно, что В.Н. Тутубалин не знает, что такое современная эконометрика. А главное доказательство - Тутубалин пространно критикует известную ему крупицу эконометрики за то, что в ней нет методов оценивания функции спроса. И даже строит некую эрзац-модель (с.99 и далее), впрочем, завершая обсуждение совершенно справедливыми словами: «Все это не имеет, однако, никакого экономического значения из-за нелепости исходной предпосылки» (с.104). А между тем способ оценки функции спроса по эмпирическим данным подробно рассмотрен в главе 2 моего учебника, и пропустить его никак нельзя, поскольку с него начинается содержательная часть «Эконометрики» (после общей информации во вводной главе 1). С этим способом знакомы еще и 20 тысяч читателей нашего «Менеджмента» 2000 г. издания, так что далее доказывать плохое знакомство В.Н. Тутубалина с литературой по тематике его сочинения (короче - невежество) нет необходимости.
Что же знает В.Н. Тутубалин из эконометрики? Совсем немного - оценивание параметров методом наименьших квадратов и применение этой математической техники в макроэкономике. В критике этого убогого раздела эконометрики В.Н. Тутубалин проявляет свойственную ему вдумчивость и глубину анализа. Действительно, такая эконометрика нам не нужна!
Критику это можно и продолжить. Тутубалин верит в «мартингальность дисконтированной цены акций» (уравнение (15) на с. 141), а на самом деле средняя цена акций всегда выше цены облигаций (бон), и их разность экономисты рассматривают как «плату за риск». Т.е. плату за то, чтобы избавиться от неопределенности (избавление от неопределенности, естественно, сочетается с уменьшением дохода). Так что критика В.Н. Тутубалиным финансовой математики еще более справедлива, чем ему кажется.
Итак, к настоящему времени распространены учебные сочинения по эконометрике, сводящие эту дисциплину к различным вариантам метода наименьших квадратов. На основе анализа подобных сочинений проф. МГУ им. М.В.Ломоносова В.Н. Тутубалин приходит к выводу: «Эконометрика как наука в целом должна быть охарактеризована как крупная научная неудача, которая произошла из-за чрезмерно настойчивых попыток применить вероятностно-статистические методы к анализу такого материала (динамика макроэкономических показателей), к которому они вообще не могут применяться. В борьбе с непреодолимыми трудностями это научное направление превратилось в схоластику, мало пригодную для преподавания студентам экономических специальностей. Но уж раз эконометрика попала в учебные планы, то ее следует не изгонять оттуда, но наполнить экономически разумными примерами применений вероятностно-статистических методов» (с.2). Именно так и поступил МГТУ им. Н.Э. Баумана, разработав адекватное современным потребностям практики содержание учебной дисциплины «Эконометрика» и выпустив соответствующий учебник.
Этот учебник соответствует общепризнанному определению эконометрики. Согласно Большому Энциклопедическому словарю (М.: Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1997), эконометрика – наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Эконометрические методы - это, прежде всего, методы статистического анализа конкретных экономических данных, естественно, с помощью компьютеров.
Каким же образом в распространенных в России учебниках вместо большой науки «Эконометрика», включающей и развитый математический аппарат, и разнообразные практические применения, оказалась лишь убогая крупица? А именно - оценивание параметров методом наименьших квадратов и малообоснованные попытки применения этого оценивания в макроэкономике.
Для ответа надо вспомнить, что около 10 лет назад небольшая группа лиц (во главе с зам. директора ЦЭМИ РАН С.А.Айвазяном), получив гранты из-за рубежа, организовала внедрение эконометрики в российское образование. Они забросили в пару вновь созданных вузов западных эмиссаров, на основе записей их лекций подготовили учебные материалы, на западные деньги организовали летние школы для подготовки преподавателей, добились включения эконометрики в государственные образовательные стандарты. Так сказать, запустили троянского коня в наши вузы.
В результате не только зря расходуется время студентов и преподавателей. Происходит дискредитация математических методов в глазах студентов-экономистов. Хорошо известно, что в настоящее время человеческий капитал определяет степень успешности фирмы и страны в целом. И приходится констатировать, что человеческому капиталу нашей страны нанесен большой ущерб.
По поводу причинителей вреда можно повторить знаменитую фразу П.Н. Милюкова: «Что это - глупость или измена?» Другими словами - нанесен вред из-за профессиональной некомпетентности или сознательно, с целью ослабления нашей страны?
Будем надеяться, что ответ на этот вопрос найдет компетентный суд.
В настоящее время необходимо исправлять положение. Как и предлагает В.Н. Тутубалин, «уж раз эконометрика попала в учебные планы, то ее следует не изгонять оттуда, но наполнить экономически разумными примерами применений вероятностно-статистических методов» (с.2). Поскольку такими примерами наполнен наш учебник эконометрики, то его и можно порекомендовать для использования, во всяком случае, на первое время.
Проф. А.И.Орлов
2006-03-19