Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вс сен 14, 2025 9:54 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Охрана труда - статистика смертей
СообщениеДобавлено: Чт май 30, 2024 10:06 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 12028
Не сберегли рабочих
29.05.2024

Невеселая статистика от ФНПР: в 2023 году на рабочих местах в России погиб 4841 человек.

Федерация независимых профсоюзов России докладывает, что смерть 1609 рабочих была признана связанной непосредственно с работой, а треть – с профессиональными заболеваниями и/или изнурительной работой на фоне тяжелых заболеваний. Нередко смерти признавали не связанными с производством, чтобы не платить компенсации.

Наибольшее количество смертей в результате несчастных случаев зарегистрировано в отраслях строительства, обрабатывающего производства, транспортировки и хранения.

https://sovross.ru/2024/05/29/ne-sberegli-rabochih/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Охрана труда - статистика смертей
СообщениеДобавлено: Чт июн 05, 2025 8:51 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 12028
«Охрана труда» — битва насмерть, где побеждает капитал
№60 (31697) 6—9 июня 2025 года
3 полоса
Автор: Александр ДЬЯЧЕНКО.

Скучнейшее словосочетание «охрана труда» — не тема для раскрученных ток-шоу социально-политической направленности: ни тебе стрельбы, ни тебе разоблачений сомнительных звёзд шоу-бизнеса и политики. А между тем «охрана труда» — это нескончаемая битва не на жизнь, а на смерть, которая уносит ежегодно тысячи жизней наших сограждан. И одновременно официальные власти настойчиво утверждают, что в данной сфере у нас нет серьёзных оснований для беспокойства.
Так, на прошедшем 25—27 мая в подмосковном Красногорске форуме «Россия и мир: тренды здорового долголетия» (среди участников замечены заместитель председателя правительства Татьяна Голикова, министр труда и социальной защиты Антон Котяков) были обнародованы вот такие жизнеутверждающие данные:
— за период с 2015 по 2024 год количество несчастных случаев на производстве сократилось на 21%;
— число впервые выявленных профессиональных заболеваний за десять лет уменьшилось на 36%;
— 76% рабочих мест сейчас соответствуют оптимальным условиям труда;
— доля рабочих мест с вредными и опасными условиями снизилась до 24%.
Однако не успел ещё отойти от микрофона заместитель министра труда и социальной защиты РФ Дмитрий Платыгин, который и сделал приведённые выше заявления, как в интернете со стороны экспертов посыпались опровержения. Даже в ФНПР (Федерации независимых профсоюзов России), которую никак нельзя обвинить в нелояльности к Кремлю, вынуждены были ткнуть носом правительственного чиновника, который совершенно неприкрыто занимался жонглированием статистикой и передёргиванием фактов.
«ФНПР обращает внимание на ряд факторов, которые могут искажать статистику, — сообщил центральный орган ФНПР газета «Солидарность». — Снижение числа профзаболеваний во многом связано с изменениями в системе оценки условий труда. После введения СОУТ многие факторы вредности просто перестали учитываться». Поясним, что СОУТ — специальная оценка условий труда — процедура, которая позволяет оценить вредные и опасные факторы на рабочих местах и риски для персонала. Её проводят специальные аккредитованные организации по запросу работодателя. Результаты СОУТ влияют на размер страховых взносов: чем хуже условия труда (от оптимальных до опасных), тем выше тарифы отчислений.
Многие предприятия проводят СОУТ формально и по упрощённым схемам, что занижает реальные риски для безопасного труда. Так, статистика не учитывает лёгкие несчастные случаи, из-за чего коэффициент тяжести (среднее время нетрудоспособности) с 2000 года вырос с 28 до 46 дней. Кроме этого, работодатели стараются скрыть тяжёлые случаи. Так, в 2024 году Рострудом выявлено более 1600 таких сокрытий. По официальным данным, с 2018 года наблюдается увеличение числа тяжёлых, групповых и смертельных случаев (подробнее об этом расскажем ниже).
Кроме того, в официальной статистике нет данных о травмах самозанятых и работников, оформленных по договору гражданско-правового характера. Есть и рабочие места, которые не обязательны для учёта: СОУТ не проводят для рабочих мест работников на «удалёнке» и надомников, а также для вакантных позиций. Таким образом, для представления реальной картины состояния охраны труда необходим более детальный анализ, включающий все категории работников и реальные условия труда.
Между тем даже вполне официальная статистика количества несчастных случаев на производстве (о которых заместитель министра труда и социальной защиты РФ Д. Платыгин докладывал как об очень благоприятных) производит гнетущее впечатление. По официальным данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), только в 2024 году всего было расследовано 5139 несчастных случаев, из них групповых несчастных случаев — 400, в том числе со смертельным исходом 279. Всего с тяжёлым исходом было расследовано 3638 несчастных случаев и 1101 — со смертельным исходом. Для сравнения, аналогичные показатели составляли в 2020 году: общее количество несчастных случаев — 5171, из них групповых несчастных случаев — 361, в том числе со смертельным исходом — 260, несчастных случаев с тяжёлым исходом — 3594, а со смертельным исходом — 1216.
Иными словами, по данным профильной федеральной службы, за последние пять лет ситуация с охраной труда вовсе не стала лучше. Ежедневно на производстве в России гибнет в среднем более трёх человек! Даже для боевых действий невысокой интенсивности это немаленькая цифра.
Но она не окончательная, её следует умножить как минимум на два: в период с 2019 по 2024 год было выявлено 5007 сокрытых несчастных случаев, из которых 1277 — с летальным исходом. Причём из года в год количество сокрытых инцидентов неуклонно растёт: если в 2019-м было установлено 590 сокрытых несчастных случаев, в том числе 208 с летальным исходом, то в 2024 году — 1608 сокрытых несчастных случаев, из них с летальным исходом — 348.
Согласно статистическим данным Роструда, число сокрытых несчастных случаев в 2024 году превышает аналогичные показатели 2020 года на 171,6%, в том числе со смертельным исходом на 57,5%. Согласитесь, что оптимизма подобная динамика столь важных социальных показателей вызывать не может в принципе.
Эксперты также отмечали некоторое снижение в 2021 году количества выявленных сокрытых несчастных случаев. По мнению Роструда, это связано с приостановкой деятельности отдельных предприятий, переводом некоторых категорий работников на удалённую работу в рамках мероприятий по нераспространению коронавирусной инфекции, а также введением моратория на проведение проверок.
Всего же удельный вес сокрытых несчастных случаев из года в год составляет свыше 11% от числа всех расследованных в течение года несчастных случаев с тяжёлым и смертельным исходом. Таким образом, значительный рост травматизма, в том числе сокрытых несчастных случаев, остаётся одной из наиболее актуальных проблем в сфере охраны труда работников.

В 2024 году по результатам проведённых расследований несчастных случаев государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации было направлено в органы прокуратуры и следствия 7886 (в 2023 году — 7443) материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с происшедшими несчастными случаями. По ним было возбуждено 388 (в 2023 году — 428) уголовных дел (аналогичные показатели 2021 года — 6680 и 323; 2022 года — 7478 и 320 соответственно).
Как отмечают эксперты, недобросовестные работодатели, скрывая несчастные случаи на производстве, рассчитывают уйти от ответственности, боясь проверки и уголовного преследования, а также стремятся минимизировать финансовые расходы на государственную экспертизу, выполнение мероприятий по устранению рисков, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, реабилитацию работника и прочие расходы, которые в свою очередь часто ложатся на самого работника или его родственников.
Многие бизнесмены считают, что договориться с пострадавшим проще и дешевле, чем официально расследовать происшествие. А между тем любой несчастный случай, в том числе и лёгкий, впоследствии может привести к серьёзным проблемам со здоровьем и даже к инвалидности. Отсутствие расследования несчастного случая лишает пострадавшего права на страховые выплаты, полагающиеся ему на основе Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Скрывая несчастный случай, недобросовестный работодатель не только ограничивает права работника на гарантии и компенсации, но и создаёт избыточную нагрузку на судебную систему и систему государственного контроля.
Как отмечают эксперты, ухудшение ситуации с травматизмом на производстве произошло также и потому, что в последние годы в связи с промышленным подъёмом, вызванным импортозамещением, легализовались и попали в негативную статистику многие малые предприятия промышленности и строительства.
Рост числа случаев сокрытия травматизма и смертности на производстве также связан чаще всего с деятельностью малых предприятий, которые нередко оформляют людей на работу нелегально и страховые взносы за них не платят. Поэтому им выгодно заплатить травмированному человеку небольшие откупные из своего кармана и уговорить по-тихому уволиться. А в случае смерти работника — выгоднее один раз откупиться от родственников, чем платить официально и постоянно страховые взносы за работника.
Картину охраны труда существенно дополняют сведения Социального фонда Российской Федерации (СФР), который производит выплаты пострадавшим. Эти данные несколько отличаются от тех, что приводят минтруд и Росстат, но зато они соответствуют совершенно конкретным инцидентам, по которым проведено расследование и осуществлены денежные выплаты.
По данным СФР, число пострадавших при несчастных случаях на производстве в последние годы неуклонно растёт:
— в 2020 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 24172, с тяжёлым исходом — 3251, со смертельным исходом — 1277;
— в 2021 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 27018, с тяжёлым исходом — 3603, со смертельным исходом — 1530;
— в 2022 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 25610, с тяжёлым исходом — 5035, со смертельным исходом — 1643;
— в 2023 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 24650, с тяжёлым исходом — 5134, со смертельным исходом — 1666;
— в 2024 году число пострадавших при несчастных случаях на производстве с лёгким исходом составило 26512, с тяжёлым исходом — 5426, со смертельным исходом — 1836.
Весьма красноречивую статистику также публикует Международная организация труда (МОТ). По данным МОТ, по позиции «производственные травмы со смертельным исходом» (fatal occupational injuries) на 100 тыс. работников с показателем 5,3 Россия в 2023 году (когда было проведено самое свежее исследование) занимает 79-е место в мире. Она уступает не только ведущим индустриальным государствам и тем, у кого промышленности практически нет (и поэтому почти нет смертей, связанных с работой на предприятиях), но и таким странам, как Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Молдавия, Азербайджан — бывшим республикам СССР.
Из общего числа (1090 человек) погибших на производстве в 2023 году в России МОТ фиксирует наибольшее количество смертей в таких отраслях экономики (по собственной классификации МОТ), как «индустрия» — 236, «транспортировка и хранение» — 210, «строительство» — 190, «сельское хозяйство; лесное хозяйство и рыболовство» — 134.

Таким образом, все разговоры о том, что «дикий капитализм» 1990-х годов уже ушёл в прошлое и мы вступили в «золотой век» рыночного процветания, на самом деле оказываются рекламным блефом крупных чиновников и представителей правящей партии. Неуклонно ухудшающиеся показатели травматизма и смертности на производстве вскрывают реальное — неприглядное состояние дел.
На этом фоне непрекращающихся бравурных заявлений первых лиц об успехах в развитии экономики нелишним будет вспомнить, что именно большевики и Советская власть добились громадных достижений в деле охраны труда.
Условия труда в царской России были просто чудовищные с точки зрения современного человека. Так, в июне 1897 года под давлением массового забастовочного движения (!) царь Николай II принял закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», который ограничил время рабочего дня на фабриках и заводах 11,5 часа для мужчин, в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками — 10 часами. Для женщин и детей — 10 часами при шести рабочих днях в неделю.
Тяжёлый, изнурительный труд, высокий производственный травматизм заставляли рабочих бороться за свои трудовые права, что проявилось в возникновении социал-демократического движения в России. В программе, принятой на II съезде Российской социал-демократической партии (РСДРП) в 1903 году, в частности, сказано:
«В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также и в интересах развития его способности к освободительной борьбе партия требует:
1. Ограничения рабочего дня восемью часами в сутки для всех наёмных рабочих;
2. Установления законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 часов, для наёмных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства;
3. Полного запрещения сверхурочных работ;
4. Воспрещения ночного труда (от 9 часов вечера до 6 часов утра) во всех отраслях народного хозяйства, за исключением тех, где он безусловно необходим по техническим соображениям, одобренным рабочими организациями;
5. Воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничения рабочего времени подростков (16—18 лет) 6-ю часами;
6. Воспрещения женского труда в тех отраслях, где он вреден для женского организма; освобождения женщин от работы в течение 4-х недель и до 6-ти недель после родов, с сохранением заработной платы в обычном размере за всё это время; <…>
8. Государственного страхования рабочих на случай старости и полной или частичной потери способности к труду за счёт специального фонда, составленного путём особого налога на капиталистов; <…>
11. Назначения достаточного количества фабричных инспекторов во всех отраслях народного хозяйства и распространения надзора фабричной инспекции на все предприятия, употребляющие наёмный труд, не исключая казённых (труд домашней прислуги входит также в сферу этого надзора); назначения инспектрис в тех отраслях, где применяется женский труд; участия выбранных рабочими и оплаченных государством представителей в надзор за исполнением фабричных законов, а также за составлением расценков, приёмкой и браковкой материала и результатов работы; <…>
13. Учреждения правильно организованного санитарного надзора во всех предприятиях, употребляющих наёмный труд; при полной независимости всей врачебно-санитарной организации от предпринимателей, бесплатной медицинской помощи для рабочих за счёт предпринимателей, с сохранением содержания во время болезни;
14. Установления уголовной ответственности нанимателей за нарушение законов об охране труда».
Однако лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года программа создания системы охраны труда начала реализоваться на практике. Одним из первых декретов Советского правительства стал декрет «О восьмичасовом рабочем дне», принятый 11 ноября 1917 года. Согласно ему, в России продолжительность рабочей недели была ограничена 48 часами труда. Причём такое решение на государственном уровне было принято впервые в мире, на тот период времени это было очень прогрессивное решение. Многие страны установили 8-часовой рабочий день значительно позже. Например, в США официальное признание 8-часового рабочего дня произошло только в 1938 году, после принятия закона «О справедливых трудовых стандартах».
С изменением государственного строя в России после победы большевиков менялось и совершенствовалось законодательство в области охраны труда. Большое значение в РСФСР уделялось вопросам государственного контроля за производственной безопасностью и охраной труда, для чего был создан в 1920 году Центральный институт труда (ЦИТ), а позже, в 1923-м, — Народный комиссариат труда (НКТ).
В декабре 1918 года был принят «Кодекс законов о труде РСФСР», который содержал запрет приёма на работу несовершеннолетних (до 16 лет) и запрет на работу женщин в ночное время в особо тяжёлых и опасных для здоровья отраслях. В 1922 году Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК) СССР, учитывая недостатки существовавшего КЗоТа и в связи с образованием СССР, утвердил новый «Кодекс законов о труде». В этом документе впервые было введено понятие трудового договора, что позволило юридически закрепить принцип свободы труда.
Новый кодекс содержал те же нормы по инспекции труда, а также некоторые нормы, которые были посвящены безопасности и гигиене труда. Например, согласно этим нормам, нельзя было вводить в эксплуатацию предприятия и оборудование без санкции инспекции труда, обязывалось выдавать специальную одежду рабочим и улучшать условия охраны труда. Впоследствии Наркомтруд издал нормы по технике безопасности, санитарии, правила противопожарной безопасности на производстве, правила эксплуатации паровых котлов, правила очистки сточных вод, правила безопасности горных работ и др. В соответствии с принятым КЗоТ Наркомтруду СССР впервые разрешалось проводить медицинские исследования отдельных групп работников.
В СССР были приняты важные решения, направленные на улучшение условий труда, устранение причин производственного травматизма, предупреждение профессиональных заболеваний. В 1961 году научно обоснованную программу оздоровления условий труда принял XXII съезд КПСС. В ней было записано, что «всемерное оздоровление и облегчение условий труда — одна из важных задач подъёма народного благосостояния. На всех предприятиях будут внедрены современные средства техники безопасности и обеспечены санитарно-гигиенические условия, устраняющие производственный травматизм и профессиональные заболевания».
15 июля 1970 года Верховным Советом СССР были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде». В дальнейшем в СССР было принято значительное количество документов по охране труда, а именно: Положение о правах профсоюзного комитета предприятия (1971); Типовые правила внутреннего распорядка (1972); Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974); Положения о правовой (1976) и технической инспекциях труда (1977) и др.
В это время в СССР была создана система особых льгот работающим, совмещающим работу с обучением. Если работник хотел поступить в высшее учебное заведение, то ему на период сдачи вступительных экзаменов предоставлялся дополнительный отпуск до 15 календарных дней без сохранения заработной платы. Работникам, принятым на заочное отделение вуза, предоставлялось 20 дней для сдачи экзаменационных сессий с сохранением средней заработной платы на первом и втором курсах и 30 дней на старших курсах.
Можно ли ожидать столь же внимательного отношения к человеку труда, к охране труда от современного государства, которое возникло на обломках СССР и уничтожило саму идею о приоритетности интересов человека труда? Вопрос, понятно, риторический… Сегодня главное — это прибыль, прибыль любой ценой, а любые меры по улучшению условий труда прибыль снижают. Государство самоустранилось от важнейшей функции — создавать безопасные условия труда, оно лишь пытается бюрократическими запретами и штрафами заставить тысячи и тысячи бизнесменов соблюдать правила, но сделать этого не в состоянии. Ежедневно открываются и закрываются сотни предприятий и компаний, некоторые из них исчезают, как дым, — и контролировать их никак невозможно! Причём не только в сфере охраны труда.
Известное выражение «люди гибнут за металл» — весьма точно описывает ситуацию с охраной труда в современной России.

https://gazeta-pravda.ru/issue/60-31697 ... t-kapital/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Охрана труда - статистика смертей
СообщениеДобавлено: Вт сен 09, 2025 11:37 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 12028
Человек и авария
08.09.2025

Объективно ли расследуются несчастные случаи на производстве?

В ближайшее время открывается очередная сессия Госдумы, и на стол депутатов будут выложены законопроекты из думского портфеля. Надеемся, и долгожданный проект нового Трудового кодекса. Перед началом депутатских каникул мы получили развернутое послание от опытного специалиста по проблемам охраны труда, в течение двадцати лет редактировавшего журнал «Охрана труда и социальное страхование». Он проявил профессиональную заинтересованность, как будет развиваться жизненно острая сфера производства.
«В настоящее время, – пишет он, – группой депутатов от фракции КП РФ в ГД ФС РФ в инициативном порядке внесен на рассмотрение депутатов проект нового Трудового кодекса (ТК) РФ. Он должен заменить существующий ТК РФ, который является Федеральным законом от 30.12.2001 N 197-ФЗ. За более чем за 20 лет его существования в него было внесено свыше сотни различных изменений и дополнений. Процесс «латания дыр» не может быть бесконечным, в этой связи инициатива КП РФ вполне оправданна и закономерна.

Законопроект № 858157-8 – это важный и многоаспектный законодательный акт, который касается значительной части населения страны… Сфера охраны труда является специфичной и в нынешних условиях очень затратной и невыгодной для работодателей. В силу различных причин действующий ТК РФ больше ориентирован на защиту работодателей, чем работников, которые тысячами гибнут и травмируются на производстве, получают профессиональные заболевания от работы во вредных и (или) опасных условиях труда.

Официальная статистика по этому направлению деятельности является лукавой и ориентированной на достижение благостных результатов («нулевого травматизма»). Полагаю, что в настоящее время должна проводиться работа по разъяснению «узких мест» действующего ТК РФ и информированию о преимуществах ТК РФ, проект которого подготовлен депутатами фракции КП РФ».

Автор письма Александр Васильевич Тудос как раз и предложил ознакомиться с его многолетним изучением практики применения «залатанного» донельзя прежнего ТК, и с тем, как расширить «узкие места».

Думается, что будет полезно узнать не только авторам проекта предлагаемого нового Трудового кодекса, но и всем депутатам, которые будут решать судьбу законопроекта.

Многолетние реалии убеждают, что в ходе трудовой деятельности работники получают профессиональные заболевания, с ними происходят несчастные случаи. От смертельных и тяжелых травм, а также профессиональных заболеваний, которые получают работники, а это в большинстве случаев лица трудоспособного возраста, государству наносятся невосполнимые потери.

Ущерб от несчастных случаев и профессиональных заболеваний включает как экономические, так и неэкономические потери. Экономический ущерб включает в себя прямые затраты на медицинскую помощь, реабилитацию, выплаты по страховым случаям, а также косвенные потери из-за снижения производительности труда и утраты трудоспособности. Неэкономический ущерб включает в себя страдания, потерю качества жизни, эмоциональный стресс для пострадавшего и его семьи, а также ущерб для общества в целом.

По данным мониторинга

В 2023 году, по данным мониторинга, подготовленного Минтрудом России, в стране зарегистрировано 31 450 несчастных случаев на производстве и 4643 случаев впервые установленного профессионального заболевания. В структуре несчастных случаев: 420 групповых, в которых пострадали со смертельным исходом 324 человека, 4187 тяжелых несчастных случаев и 1285 несчастных случаев со смертельным исходом.

Напомним, что вопросы охраны труда регулируются законодательством, и в первую очередь Трудовым кодексом (ТК) РФ, который является Федеральным законом от 30.12.2001 №197-ФЗ.

За два с лишним десятилетия существования ТК РФ в него внесено более сотни дополнений и изменений, цель которых «адаптировать» его требования к запросам времени и рыночным условиям труда.

Раздел Х «Охрана труда» существующего ТК РФ устанавливает базовые позиции этого направления деятельности, к которому имеют отношение работники, работодатели, органы государственной власти и другие структуры. При этом следует признать, что далеко не у всех охрана труда пользуется особым почитанием из-за большого количества формальностей, наличия значительного объема требований, многие из которых не вяжутся с практикой. Не зря поговаривают: если пунктуально соблюдать все требования безопасности и охраны труда, то работа производства будет сильно затруднена или даже парализована.

Помимо этого, у многих работодателей охрана труда ассоциируется со значительным количеством неудобных непроизводственных расходов (медосмотры, спецодежда и смывающие средства, обучение и т.д.), наличием персональной ответственности за нарушение ее требований. Каждый по-своему чем-то недоволен, но в то же время все осознают, что без охраны труда не обойтись. И здесь главным мерилом отношения к охране труда является количество погибших и пострадавших работников, получивших профессиональное заболевание.

Бизнес должен быть социально ориентированным

В Социальной хартии российского бизнеса, утвержденной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), отмечается, что именно от отечественного бизнеса зависит устойчивое развитие общества, укрепление экономики, социальный прогресс, рост общественного благосостояния и т.д. То есть бизнес должен быть социально ориентированным, а работники и работодатели должны быть партнерами, заинтересованными друг в друге.

В то же время с огорчением следует признать, что в ныне действующем ТК РФ при заявленном равенстве работника и работодателя последний находится в привилегированном положении по отношению к работнику. Это касается не только приема и увольнения, работника, установления ему размера заработной платы, объема выполняемой работы и т.д., но в особенности это относится к ситуации с расследованием несчастных случаев на производстве.

Дабы не быть голословными, обратимся к нормам ТК РФ и подзаконным нормативным актам, которые регулируют эти направления деятельности.

Комиссию формирует работодатель

Согласно статье 229 ТК РФ, «для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), уполномоченный по охране труда (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель)».

Такой порядок формирования комиссии независимо от причины его возникновения касается именно легкого несчастного случая. Основанием для отнесения несчастного случая к разряду легких является медицинское заключение, выданное медицинской организацией, получение которого организует работодатель.

Понятно, что ни работник, ни работодатель не хотели такого происшествия, но оно в силу различных причин стало реальностью. И здесь умудренный опытом работодатель начинает принимать различные меры к тому, чтобы минимизировать для себя ответственность за происшедший несчастный случай, в особенности, если в его возникновении сразу просматривается его вина. Анализ практики показывает, что наиболее часто просматривается смешанная вина, когда в происшедшем несчастье в разных пропорциях виновны и работник, и работодатель.

Работодатель старается для себя

Для того, чтобы защитить себя и избежать возможной ответственности работодатели организуют разбор произошедшего по нескольким направлениям. Пострадавшего «обрабатывают» признать несчастный случай бытовым (полученном не на рабочем месте). Это зачастую срабатывает. Работник осознает, что им были допущены нарушения требований охраны труда и в сложившейся ситуации надеется на материальную помощь, дальнейшее оставление на работе и сострадание работодателя.

Параллельно работодатель в пожарном порядке «наводит порядок» в документации по охране труда и старается любым возможным способом заполучить из медицинской организации заключение о том, что травма, полученная работником в результате несчастного случая, является легкой. При наличии ведомственного лечебного учреждения (муниципального или частного), с которым у работодателя заключен коммерческий договор на проведение медицинских осмотров работников, это становится вполне достижимым, тем более что в первоначальный момент в ряде случаев сложно определить тяжесть травмы. Это дает возможность работодателю «не выносить сор из избы» и оперативно не информировать о происшедшем происшествии государственную инспекцию труда (ГИТ) субъекта РФ, отраслевой профсоюз, прокуратуру и т.д.

Предусмотрительный работодатель, готовя приказ (распоряжение) о назначении состава комиссии по расследованию несчастного случая, помимо лиц, которые обозначены в статье 229 ТК РФ, включает в ее состав дополнительное количество «преданных» ему работников (бухгалтера, представителей кадровой и юридической службы). Это дает ему возможность при возникновении споров и голосовании иметь численное преимущество в членах комиссии, всегда его поддерживающих.

При легком несчастном случае, пока пострадавший находится в медицинском учреждении или на больничном, работодатель использует весь свой административный ресурс для своей защиты и создания предпосылок в виновности в происшедшем несчастном случае именно работника.

Узаконенная лазейка

Статья 228.1 ТК РФ предусматривает, что «о несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех календарных дней после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственную инспекцию труда) территориальное объединение организаций профсоюзов… а также в исполнительный орган страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя».

При этом указанная статья не предусматривает необходимости направления извещения в прокуратуру и предъявления пояснений о причинах перехода легкого несчастного случая в категорию тяжелых.

Установленный действующим ТК РФ механизм расследования легкого несчастного случая, а также тяжелого несчастного случая, который первоначально был признан легким, дает работодателю ряд возможностей и преимуществ для своей защиты и возложении вины в происшедшем несчастном случае на работника или «стрелочников» из числа подчиненных ему должностных лиц (звеньевых, бригадиров, мастеров и т.д.).

Работодатель всегда на коне

Помимо легких несчастных случаев на предприятиях различных видов экономической деятельности, имеют место тяжелые, смертельные и групповые несчастные случаи.

В соответствии с ТК РФ, «при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными – представители исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя».

Приказ (распоряжение) о составе комиссии в очередной раз издает работодатель. Здесь уместно отметить, что быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Вся работа по получению работодателем медицинского заключения о том, что травма является тяжелой, сбору информации о должностных лицах различных структур, которые должны принять участие в расследовании тяжелого, смертельного или группового несчастного случая, и подготовки приказа о назначении комиссии по расследованию несчастного случая требует времени.

ГИТ становится заложником ситуации

При этом согласно ТК РФ, комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственной инспекции труда субъекта РФ).

При этом ТК РФ не раскрывает ситуацию, когда может быть сделано исключение из общего правила о возглавлении комиссии представителем государственной инспекции труда. Это дает возможность работодателю при определенных условиях совозглавлять комиссии по расследованию тяжелого, смертельного или группового несчастного случая.

Несмотря на то, что, согласно ТК РФ, комиссию по расследованию тяжелого, смертельного или группового несчастного случая должен возглавлять и организовывать ее работу государственный инспектор труда ГИТ субъекта РФ, в реальности основная нагрузка ложится на работодателя. В порядке примера можно остановиться на ситуации по Республике Коми. Ее территория (416 774 кв. км) примерно в 1,16 раза больше, чем территория Германии (357 022 кв. км). Таких регионов в нашей стране, которые имеют значительную территорию, много. ГИТ Республики Коми представлена только в 4-х городах, при наличии в субъекте 14 муниципальных районов и 7 городских округов. В такой ситуации сложно рассчитывать, что государственный инспектор труда сможет оперативно прибыть на место несчастного случая не приходится.

Вольно или невольно получается так, что инспектору ГИТ к моменту его прибытия на предприятие для расследования несчастного случая уже будет подготовлен пакет необходимых документов и Акт о несчастном случае. Учитывая сжатые сроки расследования, инспектору ГИТ зачастую ничего не остается делать, как соглашаться с содержанием уже подготовленных документов.

Наивно полагать, что работодатель после возникновения несчастного случая ничего не будет делать по своей защите, а сосредоточится только на ожидании приезда инспектора ГИТ, который «накопает» ему массу недостатков и нарушений.

Действующий механизм расследования предоставляет работодателю возможность за счет административного ресурса провести работу с пострадавшим и очевидцами, взяв от них нужные объяснения, оформив выгодный протокол осмотра места несчастного случая, без должной фиксации в нем нарушений требований охраны труда и т.д.

Личное участие пострадавшего – красивый лозунг

Статья 229 ТК РФ предусматривает: «Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим». Однако он в это время, как правило, находится на излечении в медицинской организации и реально не может этого сделать. Его родственники, в особенности при тяжелом или смертельном несчастном случае, шокированы происшедшим несчастьем (похороны, уход за пострадавшим) и тоже не могут эффективно участвовать в работе комиссии.

Все это создает условия, при которых работодатель играет важную роль в расследовании происходящих несчастных случаев и имеет возможность переложить свою вину на пострадавшего работника или других лиц.

Сложность ситуации

Объективности ради, следует отметить, что ТК РФ предоставляет государственному инспектору труда право не согласиться с предложенными материалами расследования и начать собственную проверку всех обстоятельств происшедшего несчастного случая. Но это, как говорится, себе дороже, ибо это прямой путь к конфликту с конкретным работодателем. И это при том, что многие из них имеют солидный авторитет и поддержку в различных структурах.

Принципиальность инспектора ГИТ и его стремление не согласиться с материалами, подготовленными работодателем, создаёт ему ряд сложностей, ему не будут созданы условия для нормальной работы. Помимо работодателя, принципиальностью инспектора ГИТ может быть недовольно и его собственное начальство

Правоохранительные структуры вне игры

Жизнь и здоровье человека, и в особенности работника, создающего материальные блага, – бесспорный приоритет. При этом ТК РФ не предписывает представителям правоохранительных структур (полиции, Следственного комитета и прокуратуры) выезжать на смертельный, тяжелый или групповой несчастный случай, инициировать проверку на наличие в организме пострадавшего и других работников алкоголя или наркотических средств, квалифицировано оформлять первоначальный пакет документов.

Если бомж украдет в магазине бутылку вина, то полиция сразу же отреагирует, а тяжелый или смертельный несчастный случай остается без ее внимания. И это при том, что в каждом административном районе имеется свое подразделение прокуратуры, Следственного комитета и внутренних дел. В деревнях в целях оперативного реагирования на различные происшествия живут и работают участковые уполномоченные полиции.

Владимир Маяковский в своем стихотворении «Послушайте» отметил: «Ведь, если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?»

Применительно к нашей ситуации получается, что кому-то выгодно, чтобы в расследовании тяжелого, смертельного или группового несчастного случая основная роль отводилась работодателю и инспектору ГИТ, а не представителям органов дознания или предварительного следствия.

Последнее слово за работодателем

Согласно статье 230 ТК РФ: «По каждому несчастному случаю… оформляется Акт о несчастном случае на производстве по установленной форме».

После завершения расследования Акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати).

Опять наблюдается смещение центра тяжести. Государственный инспектор труда ГИТ, как представитель государства, который возглавлял комиссию по расследованию тяжелого, смертельного или группового несчастного случая, оказывается на вторых ролях, он только подписывает Акт, как член комиссии, а утверждает его, особо отметим, работодатель. То есть работодатель ставит последнюю точку по итогам расследования.

Невольно напрашивается вопрос: «Будет ли работодатель утверждать себе приговор, если в Акте о несчастном случае будет указано, что именно он виновник происшедшего несчастья?»

Такой вывод комиссия, конечно, не сделает, а работодатель такой Акт о несчастном случае не утвердит.

Для этого используются обтекаемые дипломатические формулировки, которые являются, если так можно выразиться, результатом торга или, как сегодня стало модно говорить, сделки между работодателем и председателем комиссии – государственным инспектором труда.

После завершения расследования работодатель (его представитель) в течение трех календарных дней «обязан выдать один экземпляр утвержденного им Акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию».

Пострадавший работник или его законный представитель имеют право обраться в суд с обжалованием результатов расследования и его выводов. Однако это по нынешним временам требует денег, юридической и профессиональной подготовки, чего у многих представителей рабочих профессий нет. В то же время следует подчеркнуть: именно они чаще всего являются жертвами несчастного случая. Вот и получается, что доказывать свою правоту и защищать свои законные права работнику, а тем более членам его семьи, в случае его гибели крайне сложно.

Резюмируя, можно сделать вывод, что установленный ТК РФ механизм расследования несчастных случаев на производстве, в особенности тяжелых, смертельных и групповых, требует широкого обсуждения и совершенствования.

А.В. ТУДОС

От редакции

В данной статье рассмотрена лишь одна сторона большой системной проблемы – несчастные случаи на производстве. Разработанный фракцией КПРФ Трудовой кодекс охватывает многие другие стороны отношений между работниками и работодателями. Было бы полезно рассмотреть в дискуссионном порядке за круглым столом и другие аспекты «узких мест» во взаимоотношениях двух сторон. Газета готова достаточно полно освящать такого рода дискуссии, прежде чем новый Трудовой кодекс будет принят.

https://sovross.ru/2025/09/08/chelovek-i-avariya/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB