Аддитивным технологиям – статус национальной технологической инициативы
Существует три категории государств. Соединенные Штаты стоят во главе первой категории, которая заявила о необходимости достижения глобального превосходства путем создания новых знаний и получения этих знаний. Вторая группа, союзники Соединенных Штатов, – это те государства, которые на базе этих знаний будут создавать технологии. И третья группа – это государства, которые будут обслуживать эти две группы государств. И всё ведется к тому, что начинается необъявленная война за то, чтобы поставить определенные государства в технологическое рабство. То есть фактически эпоха военной колонизации закончилась. А вот зависимость государств от технологий становится всё больше и существеннее. И мы, если не будем развивать науку, знания, создавать технологии, попадем в серьезную зависимость.
Обама официально провозгласил, что инструментом достижения глобального превосходства Соединенных Штатов будут аддитивные технологии. Фактически аддитивные технологии – это предвестник новой технологической революции. Шестой технологический уклад будет построен на аддитивных технологиях. Эти технологии дают преимущества в производительности в 30 раз, а также в энергозатратах, в использовании материала. И если мы зевнем, как это было в случае с кинетикой и кибернетикой, то тогда мы уже никогда не сядем в этот поезд, мы никогда не сможем создать и мощную оборонную промышленность, и гражданский сектор. Это ключевая задача.
Президент России поставил задачу: давайте национальную технологическую инициативу. По нашему мнению, доминантой национальной технологической инициативы должны быть аддитивные технологии. В России сейчас есть аддитивные технологии, но это модели и прототипы. В мире уже все делают детали, которые ставятся на изделия. В Соединенных Штатах сейчас это соотношение 30:70, то есть 70 процентов деталей – это прототипы моделей, а 30 процентов – боевые детали, отвечающие конструкторской документации. К 2020 году у них будет соотношение практически 80:20, то есть 80 процентов – боевые детали, 20 процентов – прототипы.
Но эта задача требует большой консолидации, и она должна быть решена на уровне правительства и президента.
Я не совсем согласен с мнением академика Соломонова о том, что РАН не имеет возможности осуществлять экспертизу. В Указе Президента России четко написано, что РАН должна проводить и давать заключения по всем важнейшим проектам. Но в таком случае сама академия должна взять это право. Выпустить соответствующее распоряжение, добиться того, как это было в Советском Союзе, когда работала комиссия вице-президента академика Котельникова, которая давала заключения на все важные и нужные проекты, и на базе этого разрабатывался народнохозяйственный план на 15 лет.
РАН вместе с межведомственной комиссией, как это записано в решениях президента, должна продемонстрировать, что она в состоянии это сделать. Я считаю, что нам необходимо добиться координации работы КБ, институтов, НИЦов и Академии РАН через институт генерального конструктора.
Яркий пример – работа, которая была проявлена в рамках научно-промышленного консорциума по созданию газового двигателя ПД-14 для самолета МС-21, на который по инициативе президента в 2009 году были выделены деньги. Уже через три года был сделан газогенератор, а в 2015 году двигатель ПД-14 был поставлен под крыло самолета. Вот пример эффективности аддитивных технологий. С помощью фонда мы сделали малогабаритный двигатель полностью из аддитивных деталей. Камера сгорания толщиной 0,3 мм. С помощью существующих технологий такую камеру никогда не сделать. А делается это за 5 дней, выход годного сырья – 100 процентов. При традиционной технологии на его изготовление потребовалось бы 60 дней при выходе годного сырья в 40 процентов.
То, что сегодня мы празднуем, это замечательный успех – выкатка самолета МС-21 и запуск с космодрома «Восточный».
Евгений Николаевич Каблов,
академик,
генеральный директор
ФГУП "Всероссийский научно-
исследовательский институт
авиационных материалов"
http://www.eifgaz.info/kablov-16-16.htm