Постановка задачи
При постановки задачи абсолютно все утверждения - мое личное мнение и лично мой опыт. Мое мнение может значительно отличаться от мнения моих коллег или других людей. Я не претендую на истину в последней инстанции. Я могу заблуждаться или ошибаться в своих суждениях. Но они у меня есть и я считаю их верными, т.к. они основаны на лично моем опыте, если не сказано обратное.
Считаю, что полет самолета в общем это взаимодействие двух сложных систем, которые можно условно назвать "Самолет" и "Пространство".
Самолет, это система, которую можно охарактеризовать несколькими параметрами. Группа один – высота полета, скорость полета, направление полета и т.п. Группа два – крен самолета, тангаж (*1) самолета, угол атаки, обороты двигателя и т.п. --- *1 – тангаж, это грубо говоря, угол между продольной осью самолета и линией горизонта. Т.е. он показывает насколько градусов поднят или опущен нос самолета относительно горизонта.
Пространство – так же система, со следующими параметрами: Группа один – высота рельефа, температура воздуха, направление ветра и т.п. Группа два – местоположение аэродрома и маршрутных точек, направление полосы, местоположение других самолетов, направление полета других самолетов, высота полета других самолетов и т.п. -------------- Эти две системы взаимодействуют между собой, точно так же, как и параметры внутри каждой из систем. Для того, чтобы наш комплекс мог принимать оптимальные решения, нам нужно создать логический алгоритм, который будет рассчитывать вероятность наступления события, и исходя из этой вероятности рассчитывать изменение влияющих параметров (на систему Самолет), а так же рассчитывать вероятность изменения влияемых параметров.
Простыми словами – в большинстве случаев есть несколько вариантов действий в полете. Перед принятием решения нужно рассчитать вероятность для каждого варианта действий. При этом нужно учитывать, что в результате действий пилота будут изменяться параметры, которые влияют на самолет.
Пример. Самолет летит горизонтально с постоянной скоростью. Перед самолетом препятствие, которое нужно облететь. Облететь препятствие можно с любой стороны.
Облет снизу приведет к гибели самолета с вероятностью 1, т.к. самолет столкнется с поверхностью. Для принятия решения об облете препятствия сверху, нужно учитывать, что с увеличением высоты будет уменьшаться подъемная сила, будет снижаться скорость, что тоже не очень хорошо. Скорость можно увеличить перед препятствием заранее, или удерживать скорость постоянной, увеличив мощность двигателя. Однако мощность двигателя величина конечная. И т.п.
При облете справа или слева, нужно учитывать, что для облета нужно увеличить крен самолета, что приведет к уменьшению подъемной силы и последующему росту скорости самолета. Так же нужно учитывать направление ветра, т.к. двигаясь против ветра самолет будет быстрее набирать высоту на каждый метр сближения с препятствием. И т.п.
При этом, все эти параметры не являются постоянными величинами. Каждый параметр имеет свою вероятность, т.к. параметр может измениться по независящим от пилота факторам.
|