Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Чт ноя 07, 2024 10:30 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Динамика макроэкономических показателей РФ
СообщениеДобавлено: Вт янв 17, 2017 1:50 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11573
Динамика макроэкономических показателей РФ
(по данным Росстата и расчетам А.И.Орлова)

Год ВВП / Промышленная продукция / Капитальные вложения в основные фонды
% к предыдущему году / % к 1990 году / % к предыдущему году / % к 1990 году / % к предыдущему году / % к 1990 году
1991 95,0 95,0 92,0 92,0 85,0 85,0
1992 85,5 81,0 82,0 75,4 60,0 51,0
1993 91,3 74,0 85,9 64,8 88,0 44,9
1994 87,3 64,7 79,1 51,3 76,0 34,1
1995 95,8 62,0 96,3 49,4 90,0 30,7
1996 94,0 58,3 95,0 46,9 82,0 25,2
1997 100,4 58,5 101,9 47,8 95,0 23,9
1998 95,1 55,7 94,8 45,3 88,0 21,0
1999 104,6 58,2 111 50,3 105,3 22,2
2000 109,9 64,0 111,9 56,3 117,4 26,0
2001 105,0 67,2 104,9 59,1 108,7 28,3
2002 104,3 70,1 102,6 60,6 109,9 31,1
2003 107,3 75,2 107,0 65,6 112,5 35,0
2004 106,8 80,3 106,2 69,7 110,8 38,8
2005 106,4 85,4 104,0 72,5 109,9 42,6
2006 106,7 91,1 103,9 75,3 113,7- 48,4
2007 108,1 98,5 106,3 80,0 121,1 58,6
2008 105,8 104,2 102,1 81,7 109,1 63,9
2009 91,1 94,9 89,8 73,4 83,0 53,0
2010 103,8 98,5 108,3 79,3 106,0 56,2
2011 104,2 102,6 104,7 83,0 106,2 59,7
2012 103,4 106,0 102,6 85,1 106,7 63,7
2013 101,3 107,4 100,1 85,2 99,7 63,5
2014 100,6 108,0 101,7 86,6 97,5 61,9
2015 96,2 103,9 96,6 83,7 91,6 56,7
2016 99,3 103,2 99,1 82,9 97,3 55,2
2017 101,5 104,8 101,0 85.4 104,0 57,6
2018 101,5 106,4 102,9 87,9 106,3 61,2
2019 101,1 108,4 102,4 90,0 100,7 61,6
2020 96,9 105,4 97,1 87,4 92,4 56,9
2021 103,7 109,2 105,3 92,0 103,1 58,7
2022 97,9 106,9 99,4 91,4 98,0 57,5
2023 103,6 110,7 103,5 94,6 106,0 60,9

По данным Росстата и расчетам проф. А.И. Орлова.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Динамика макроэкономических показателей РФ
СообщениеДобавлено: Пт июн 09, 2017 1:05 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11573
Итоги 25-летнего Словоблудия

Газета "Правда" №61 (30558) 9—14 июня 2017 года
2 полоса
Автор: Татьяна ОФИЦЕРОВА.

«Реформы по созданию новой высокоэффективной экономики на основе высоких технологий и инноваций успешно провалены во всех отраслях народного хозяйства» — с этого вывода, подкрепив его множеством фактов, начал своё выступление в часе политических заявлений на пленарном заседании Госдумы 7 июня член фракции КПРФ Николай Арефьев. А на «правительственном часе» с участием министра экономического развития Максима Орешкина депутат, обобщив аргументы, ещё раз убедительно доказал, что эти несостоявшиеся реформы, трансформирующиеся то в «модернизацию», то в «оптимизацию», привели лишь к широкомасштабной ликвидации.

«ИТОГИ 25-летнего словоблудия просто удручающие», — подчеркнул депутат-коммунист. Жонглируя малопонятными, а иногда просто абсурдными терминами, такими, как «инвестиционный климат», «конкурентная среда», «электронное правительство», «умные школы» и, наконец, «цифровая экономика», горе-реформаторы добились того, что школ осталось две трети, столько же поликлиник и больниц, средних учебных заведений профтехобразования — и вовсе четверть, а вузы сокращаются по сто единиц в год. Правила ВТО заставляют Россию не только снижать пошлины, но и ограничивают производство. За годы членства в ВТО Россия потеряла 800 миллиардов рублей прямых доходов и около 4 триллионов косвенных. 90 процентов торговли принадлежит иностранным торговым сетям, которые не берут на реализацию российскую продукцию. Об импортозамещении уже никто и не помышляет. По данным таможенной статистики, импорт из дальнего зарубежья за четыре месяца нынешнего года увеличился на 23 процента.

«Динамика развития экономики ужасающая», — констатировал Н. Арефьев и привёл целый ряд не внушающих оптимизма цифр. Рост ВВП в 2012 году был 3,5 процента, в 2013-м — 1,3, в 2014-м — 0,7, в 2015-м — минус 3 процента, в 2016-м — минус 0,7. Рост промышленного производства в 2012 году составил 3,4 процента, в 2013-м — 0,4, в 2014-м — 1,7, в 2015-м — минус 3,4 процента, а в 2016-м этот показатель едва натянули до 0,4 процента. «Задний ход» сделала обрабатывающая промышленность: если в 2012 году она выросла на 5 процентов, в 2013-м — на 0,5, в 2014-м — на 2,1, то в 2015-м и 2016-м годах ушла в область отрицательных значений. За четыре месяца нынешнего года рост промышленного производства составил 0,7 процента, то есть меньше, чем математическая погрешность. Есть отрасли, где показатели, казалось бы, весьма внушительные. Например, производство автобусов увеличилось на 36 процентов, металлорежущих станков — на 20, тракторов — на 16 процентов. Но если перевести эти успехи в абсолютные цифры, то величины станут микроскопическими. Автобусов было выпущено всего 7900 штук, металлорежущих станков — 1200 штук, тракторов — 2400. Для сравнения: в 1990 году за аналогичный период было выпущено 18 тысяч автобусов, 27 тысяч металлорежущих станков и 71 тысяча тракторов.

На «правительственном часе» Николай Арефьев в присутствии министра экономического развития Максима Орешкина подчеркнул, что удивляться плохим результатам социально-экономического развития не приходится, когда кадровая политика являет собой образчик выдающегося идиотизма. Нас приучили к тому, что сельским хозяйством может руководить врач, здравоохранением — менеджер, обороной страны — директор мебельного магазина, в губернаторах ходят строевые генералы, а армейских генералов заменили дамы с собачками, заметил депутат, напомнив заодно, что экономикой все эти годы руководили финансисты, банкиры, но отнюдь не опытные производственники. Кстати, новый глава минэкономразвития — тоже из этой же когорты. Окончив Высшую школу экономики, он вращался исключительно в банковской и финансовой сферах. Николай Арефьев заявил:

— Это они (финансисты и банкиры. — Ред.) создали модель российской экономики, которая уже 25 лет работает только в двух направлениях: если есть деньги — их кладут на депозит в Соединённые Штаты, а если нет, то продают последние активы. В результате объявленная модернизация даже не начиналась. Майские 2012 года указы президента страны выполнены лишь на 15 процентов. Правительственные антикризисные меры за год выполнены лишь на четверть. Председатель правительства умножает собственные богатства, а экономика героически преодолела все препятствия и легла на дно, чтобы забуриться ещё ниже… Министерство экономического развития вместо руководства экономикой занимается, подобно гидрометобсерватории, прогнозами: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет. Но ни один прогноз никогда не сбывался.

Надо возвращаться к твёрдому планированию, убеждён депутат. А резервы для развития экономики есть, причём без дополнительных финансовых затрат, заметил он. Достаточно посмотреть на статистику уровня использования среднегодовой производственной мощности в разных отраслях: в пищевой промышленности уровень загруженности мощностей около 60 процентов, в производстве тканей — 30, обуви — 59, в машиностроении — меньше 30 процентов, на 20—30 процентов недозагружены мощности производства из дерева, пластмасс, шин, металлургического производства. «Займитесь оздоровлением предприятий, остановите их банкротство», — призвал министра депутат, заметив, что за последние три года в одной только Волгоградской области было закрыто 18 предприятий.

«Бредовая идея Кудрина и Гайдаровского клуба приватизировать нефтегазовый сектор должна найти противодействие у минэкономразвития, — настоятельно потребовал депутат-коммунист. — Во-первых, сейчас не время по низким ценам продавать активы, а во-вторых, это безумие — продавать едва ли не единственный источник дохода. Надо подумать, как ускорить развитие таких базовых отраслей, как авиастроение и судостроение, которые обладают мультикативным эффектом и способны потянуть за собой развитие других отраслей».

«К сожалению, мы просто трагически упускаем время», — заметил в заключение своего выступления на «правительственном часе» Николай Арефьев, призвав министра прислушаться к мнению оппозиции. КПРФ предлагает конкретную программу «Десять шагов к достойной жизни», где каждый пункт подкреплён отраслевыми программами.

Вопросы министру Максиму Орешкину от фракции КПРФ задали Олег Смолин, Вера Ганзя и Алексей Куринный. Олег Смолин поинтересовался, как исполнено поручение председателя правительства Дмитрия Медведева проработать вопрос по возврату к индексации пенсий работающим пенсионерам с низкой заработной платой и инвалидам, которое он в ходе своего отчёта перед парламентом дал трём министерствам, в том числе и минэкономразвития, и Пенсионному фонду, установив срок исполнения поручения 24 мая. Проработка вопроса, оказалось, свелась к рассуждениям о важности идти по пути повышения МРОТ.

В вопросе Веры Ганзя «может быть, имеет смысл отказаться от программно-целевого метода формирования бюджета, который показал свою неэффективность?» прозвучало утверждение. Однако министр с этим не согласился.

Бюджетную тему, только с другого ракурса, затронул и Алексей Куринный. Он спросил, какие меры планирует принять минэкономразвития совместно с минфином для вывода из тени 20 миллионов граждан трудоспособного возраста, которые неизвестно где работают и, соответственно, не платят налоги в бюджет. По словам министра, для разрешения этой проблемы предлагаются упрощённая регистрация самозанятых и упрощённая патентная система. Кроме того, глава ведомства подчеркнул в связи с этим важность постепенного снижения нагрузки на региональные бюджеты.

Однако вслед за этим был принят Госдумой в первом чтении правительственный законопроект, который вносит изменения в Лесной кодекс и, напротив, увеличивает нагрузку на региональные бюджеты. Согласно этому законопроекту, городские леса выделены в отдельную категорию защитных лесов. При этом отнесение лесов к защитным, установление или изменение их границ будет осуществляться региональными исполнительными органами власти. Передаётся им и часть федеральных полномочий по выделению особо защитных лесов, установлению их границ, а также упразднению таких участков. По мнению членов фракции КПРФ Владимира Кашина и Николая Коломейцева, этот законопроект вслед за так называемой лесной амнистией стал ещё одним шагом в либерализации лесного законодательства. Очень сложный вопрос охраны, воспроизводства и развития городских и защитных лесов правительство просто-напросто сбрасывает со своих плеч на регионы, у которых уже сегодня из 108 полномочий 64 не финансируются. А значит, деградация лесной отрасли будет нарастать.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Динамика макроэкономических показателей РФ
СообщениеДобавлено: Чт сен 21, 2017 8:44 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11573
Шесть лет Путина
Сулакшин С. С. Кравченко Л. И.

Авторы Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.
Опубликовано в издании: Труды Центра научной политической мысли и идеологии №26, сентябрь 2017 г.
В марте 2018 года завершится шестилетний срок Путина. Но подводить итоги его правления пора уже сейчас, поскольку, основываясь именно на них, а не на голословных рейтингах, российский народ и должен принимать решение о целесообразности его переизбрания на новый срок президентства. И тем более, что как говорят в народе — все ясно уже сейчас и измениться ничего не может. Собственно, в этом ключ: Путин — это значит перемен не будет.
Можно было бы подвести итог всему периоду правления Путина, но нас интересует его эффективность на своем посту на третьем сроке.
Ведь как известно, чем дольше сидит правитель на своем стуле, тем больше он дистанцируется от народа и утрачивает реформаторский пыл в пользу стабильности, которая сродни застою. Переход к консерватизму и реакционности — это почти закон.
Подведем главные итоги шестилетнего правления Путина, основываясь на реальных данных экономики и статистики, а не руководствуясь хвалебными одами Соловьева, Киселёва и прочих «работников» офиса.
________________________________________
ЭКОНОМИКА
Падение ВВП. В 2011 году, когда Медведев предложил Путину снова баллотироваться на пост президента, последний на заседании XII съезда партии Единая Россия объявил, что необходимо «раскрутить маховик экономического развития, темпов роста до 6–7% в год, а за следующие пять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира». За этот период темп роста не только замедлился, но стал отрицательным. В постоянных ценах в рублях ВВП 2016 года в сравнении с 2011 годом вырос менее чем на 2,5% (в год 0,5%), а в долларах США сократился (!) на четверть (2016 год к 2011 году, рис. 1).

Рис. 1. Темпы прироста ВВП (по данным Росстата)
Россия не только не вышла на темпы роста в 6–7%, но вступила в стагнацию, а затем в рецессию, спустившись с 6-ого места в мире на 12-13-е по объемам экономики. И это итог не только нового срока Путина, но и выбранного им курса на сохранение сырьевой модели. Иллюзия процветания России закончилась. Дальше «расти» на экстенсивной экспортно сырьевой модели экономического уже невозможно.
Сырьевая экономика. В 2012 году в своем послании Путин объявил, что «однобокая сырьевая экономика, мы об этом неоднократно говорили, не просто уязвима для внешних шоков. Главное, она не обеспечивает развитие и востребованность человеческого потенциала, не способна дать большей части нашего народа возможность найти применение своим силам, талантам, труду, образованию, а значит, по определению порождает неравенство. И, наконец, резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5–6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие».
В 2014 году, когда цена на энергоносители стала стремительно падать, Путин повторил свой исходный посыл: «мы ожидали роста и роста, повышения и повышения цен на энергоносители. Они у нас держатся на хорошем уровне, но такого роста, как прежде, нет, и источник этот себя исчерпал, можно сказать». Как все правильно сказано! Значит эффективный результативный руководитель, достойный переизбрания, должен и сделать все в соответствии со сказанным! Однако, несмотря на декларативное признание исчерпанности сырьевой модели экономики, президент не только не предложил новых факторов роста, но в итоге еще больше закрепил сырьевую модель экономики. Во-первых, несмотря на то, что цена на нефть упала, Россия стала активнее продвигать свой продукт на внешний рынок, что проявилось в гигантских затратах на строительство все той же сырьевой инфраструктуры: Турецкий поток, была попытка прокладки Южного потока, газопроводы в Китай, Северный поток-2.
Во-вторых, объемы поставок энергоресурсов за границу и добычи только выросли. Стали рекордными! Если в 2011 году добывали 512 млн. тонн нефти, то в 2016 году уже 547,6 млн. тонн, то есть выпадающие доходы от снижения цен на энергоресурсы заменили наращиванием добычи. Объемы поставок нефтепродуктов на экспорт с 2011 года выросли на четверть, сырой нефти и сырых нефтепродуктов на 16%.
В-третьих, все (!) внешнеполитические инициативы также подчинены интересам сырьевой экономики. Президент взял курс на освоение Арктики, поскольку, по его словам, это регион, богатый минеральными ресурсами. Одобрительное согласие интервенции Турции в Сирию — разменная монета за Турецкий поток. Газопроводы в Китай — ответный маневр на западные санкции.+
Хотя Путин поначалу и говорил об уязвимости сырьевой модели, на деле оказался ярым ее сторонником, поскольку сырьевая модель продолжает приносить доход, а деградация страны как видно не особо заботит.
Инвестиции. Инвестиции в основной капитал — это совершенно обязательный фактор будущего развития страны. Чем он выше, тем больше вкладывают в настоящем и получат в будущем в виде роста промышленного производства. Лаг времени при этом для России — меньше года. Если на первых сроках темпы прироста инвестиций были относительно высокими, что во многом объяснялось вложениями в сырьевой сектор и низким общим уровнем инвестиций, то на третьем сроке Путина инвестиции стали падать, достигнув дна по приростам в минус 10,1% (!) в 2015 году (рис. 2).

Рис. 2. Темп роста инвестиций в основной капитал (по данным Росстата)
Изменилась как доля инвестиций к ВВП, так и их структура. С 2011 года по 2016 год в наибольшей степени выросли инвестиции в такие сектора как добыча полезных ископаемых (рост на 5,5 п.п.), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 4,5 п.п.). То есть все то же сырье и экспорт, и непроизводственный сектор. В 2011 году на долю добычи полезных ископаемых приходилось 13,9% всех инвестиций, а в 2016 году уже 19,4%. В то же время в наибольшей степени сократились инвестиции в транспорт и связь (падение на 9,6%).
Доля инвестиций в основной капитал к ВВП снизилась до 17%, хотя согласно майским указам к 2018 году она должна была достигнуть 27% (рис. 3).

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал к ВВП, в % (по данным Росстата)
Страна оказалась отброшенной на уровень 2001 года. Вот такое «развитие». Сокращение инвестиций в основной капитал показало, что у Кремля нет стратегии экономического развития России, кроме эксплуатации сырьевой модели. Падение инвестиций — еще одно «достижение» шестилетки Путина.
Девальвация рубля. Итогом очередного путинского срока стало резкое ослабление рубля, повышение его волатильности во временном отрезке нескольких лет. Пока Путин высоко оценивал деятельность Набиуллиной на посту председателя ЦБ, она нарушила непосредственную конституционную обязанность Банка России по обеспечению устойчивости рубля (ст.75 Конституции РФ). В третий срок Путина курс рубля к доллару США опустился с 29,29 на момент выборов президента до 60,62 к настоящему времени, хотя дно пришлось на отметку 81,83. То есть национальная валюта девальвировала более чем в два раза (рис. 4).

Рис. 4. Курс рубля к доллару США (по данным ЦБ)
Ослабление рубля ударило как по промышленности, которая целиком и полностью зависела от импортных технологий, так и по благосостоянию граждан, для которых выросли цены и стоимость поездок за рубеж. Уровень жизни и реальные доходы упали и продолжают падать.
Упадок промышленности.
За первые годы режима Путина было закрыто около 35 тысяч заводов. При новом сроке точной статистики закрытия заводов найти не удалось, но из установленных фактов бросается в глаза сокращение иностранных инвестиций и уход ряда зарубежных инвесторов с российского рынка. Например, на Дальнем Востоке была приостановлена сборка SsangYong и выпуск Toyota Land Cruiser Prado. В Нижнем Новгороде был закрыт завод Coca-Cola. General Motors объявила о закрытии своего завода в Санкт-Петербурге и об остановке сборки на мощностях калининградского «Автотора» и Нижегородского ГАЗа. Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) также приостанавливал работу. Пострадали и отечественные предприятия, которые столкнулись с дефицитом инвестиций при высокой ставке Банка России. К этому стоит добавить перевод на сокращенный рабочий день или неделю некоторых предприятий, особенно из сектора автопрома.
С 2012 года обрабатывающая промышленность на конец 2016 года выросла всего на 2%, хотя по большинству отраслей было существенное падение (рис. 5).

Рис. 5. Прирост обрабатывающей промышленности за третий срок Путина (с начала 2012 года на конец 2016 года), по данным Росстата, расчет ЦНПМИ
За третий срок большинство отраслей просело, выросли лишь единичные сектора экономики. При таких темпах рассчитывать на прорыв России в мировой экономике, да хотя бы просто на замедление отставания от нее не приходится. Россия — полный аутсайдер в мировых табелях, что G20-ки, что БРИКСа.
Развал банковского сектора. Новый срок Путина был отмечен чисткой рядов банковского сектора под предлогом санации банковской системы. Число банков уменьшилось с 975 на момент вступления Путина на пост президента в 2012 году до 591 в настоящий момент, количество филиалов сократилось с 2775 до 991. По факту сокращение числа кредитных организаций привело в первую очередь к концентрации клиентов банков, входящих в тридцатку крупнейших. Для вкладчиков санация создала проблемы «спасения» их сбережений.
Бюджетная политика. Бюджет за эти годы стал рекордно дефицитным, хотя ранее такие «достижения» были только в кризисные 2008—2009 гг. и естественно назывались кризисом (рис. 6).

Рис. 6. Сальдо доходов и расходов консолидированного бюджета России (по данным Росстата)
Отток капитала. Хотя к 2017 году удалось замедлить отток капитала, именно в третий срок Путина он достиг наибольшего размера в 358,9 млрд. долларов США, побив рекорды предыдущих периодов (рис. 7–8).

Рис. 7. Отток капитала из России (по данным ЦБ)

Рис. 8. Совокупный показатель ввоза (+) или вывоза (-) капитала (по данным ЦБ, расчет ЦНПМИ)
В июне 2017 года платежный баланс России стал отрицательным на 4 млрд долл. Экспортная сырьевая модель «схлопнулась», что было неизбежно. Дальше бюджетный дисбаланс будет только нарастать.
Малый бизнес. Обещанной помощи малый бизнес в очередной раз от Кремля не увидел. Вместо этого он столкнулся с дефицитом инвестиций на фоне роста ключевой ставки, с увеличением издержек из-за девальвации национальной валюты. Наряду с этим выросли многочисленные поборы — торговый сбор, плата по системе Платон, повышена стоимость бензина при снижении цены на энергоресурсы в мире, уничтожены торговые площади в столице в ночь ковшей и прочее.
Битва за инфляцию. Сейчас российский лидер одним из главных достижений своего срока называет борьбу с инфляцией. Но действительно ли стоит голосовать за Путина потому, что ему удалось сдержать рост цен? И здесь ответ очевиден. Во-первых, сначала несколько лет подряд цены были выше среднего уровня. И этот скачок был достаточно ощутим для граждан, уже не говоря о том, что он был занижен (рис. 9).

Рис. 9. Инфляция (по данным Росстата)
Во-вторых, декларируемая инфляция в 4,4% — это обманка для президентской гонки. Как мы уже ранее доказали инфляция на таком уровне при текущей ставке нарушает сложившиеся экономические закономерности соотношения инфляции и ставки. Наиболее вероятно, что уровень инфляции равен 8–12% при ставке на уровне 9% (рис. 10).

Рис. 10. Отношение средневзвешенной ставки на конец года к инфляции
Борьба с инфляцией все более напоминает сражение Дон Кихота с ветреными мельницами. Видится одно, а в действительности дела обстоят совершенно иначе. Неоднократно было показано, что политика Путина и ЦБ РФ по борьбе с инфляцией глубоко ошибочна и ведет к удушению экономического развития.
Нагрузка на регионы. За третий срок не были решены проблемы территориального развития. Напротив, были усугублены. Федеральный бюджет переложил социальную нагрузку на региональные бюджеты в части исполнения майских указов президента в сфере повышения заработных плат бюджетникам. В результате этой инициативы внутренний долг регионов вырос в текущих ценах с 1,16 трлн. руб. до 2,246 трлн. руб, или с 1,96% ВВП до 2,7% ВВП. В преддверии президентских выборов центр решил увеличить нагрузку на бюджет еще больше посредством повышения зарплат тем социальным группам бюджетников, которые ранее не попали в майские указы. Долги регионов растут, а в Кремле не сформирована даже постановка проблемы сбалансирования региональных бюджетов. Регионов бюджетных доноров осталось менее 10%.Все остальные региональные бюджеты вогнаны в дефицит.
Мега-проекты. За шестилетие путинского срока были реализованы масштабные проекты, целесообразность и расходная часть которых вызывает большие сомнения, и наверняка они войдут в историю как пример недальновидности и коррумпированности режима:
— Олимпиада в Сочи, на которую было затрачено в общей сложности 1,5 трлн. рублей. Она стоила в 7 раз больше, чем зимние игры в Ванкувере, примерно в 10 раз больше, чем игры в Турине, в 20 раз больше, чем в Солт-Лейк Сити. Олимпиада прошла, а построенные мощности стали убыточными, не найдя потребителя на внутреннем рынке, часть из них пустует и разрушается;
— строительство космодрома Восточный, в ходе которого только по официальным данным было украдено более 5 млрд рублей, заведено уже 20 уголовных дел. И это только официальная статистика. Конечная цена строительства космодрома выросла, достигнув по предварительным оценкам 300 млрд рублей при изначальных планах в чуть более 100 млрд. При этом космическая деятельность мягко сказать — стагнирует и после показательного пуска (на грани его срыва) заявлено, что еще годы никаких пусков не будет;
— постройка стадиона Зенит-арена в Санкт-Петербурге, который обошелся бюджету не в запланированные ранее 6,7 млрд. руб., а по оценкам экспертов в 48,2 млрд. руб., а первая игра на поле показала, что по качеству выполненных работ эти затраты были неоправданными;
— строительство Керченского моста по наиболее длинному (затратному) маршруту (19 км при возможных 5 км) без четких представлений о геологических особенностях местности. Проект отдан на откуп другу президента с одной стороны, а с другой призван стать мощным пиар-ходом для президента. Мост еще не построен, а съемки художественного фильма о его строительстве уже идут. В сентябре будет снята финальная сцена открытия моста Путиным. Моста тогда еще не будет, завершить его строительство планируют в 2019 году, но пропаганда работает как часы. Фильм, надо отметить, получил финансирование из бюджета. Автор текста — Маргарита Симонян, руководитель RT — главного пропагандистского инструмента Кремля на зарубежную аудиторию. За это время стоимость моста уже выросла в 10 раз — с 24 миллиарда рублей до 250 миллиарда, хотя сумма вероятно еще несколько раз будет пересмотрена до окончания строительства. И хотя мост жизненно важен после доведения отношений с Украиной до грани войны, понятно, что происходит по сообщающимся сосудам со всем российским дорожным строительством и реконструкцией;
— введение системы Платон, направленной на сбор податей с большегрузов. Примечательно, что значительная часть собранной суммы уходит сыну Ротенберга, который и управляет компанией. Только половина поступает в бюджет непосредственно на государственные нужды в части ремонта и строительства дорог. Изначально объявлялось, что все средства, собранные системой «Платон», будут направлены на восстановление дорожной инфраструктуры. 17 декабря 2015 года во время своей пресс-конференции Путин заявил, что «все сборы, которые поступают от „Платона“, идут не кому-то в карман, а стопроцентно поступают в дорожный фонд России, до последней копейки. И оттуда до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах России». Однако правда в том, что более 10 млрд. ежегодно от собранных средств будет уходить оператору системы. При этом в 2016 году объем собранных средств составил 20 млрд, то есть оператор получил более 50% прибыли. Изначальная непрозрачность получателей собранных средств уже поставила на повестку общества вопрос о коррупции;
— строительство стадионов к ЧМ18 по футболу. Отчуждено от задач развития страны более 650 млрд. руб. Олимпиада ничему не научила. Для сравнения — программа продуктовых карточек голодающим нищим российским гражданам рассчитана на 100 млрд рублей. Так и видится, как они побегут наперегонки на эти самые стадионы смотреть футбол.
Конечно подводить итог шестилетию немного преждевременно, ведь еще не март 2018 года. Но общий вывод по блоку «успехи в сфере экономики» достаточно прозрачен: Путин попытался управлять страной так, как он это делал первые два срока. Но у него этого не получилось. Однако, вместо изменения стратегии действий, он предпочел снова и снова опираться на старые приемы в надежде авось это снова сработает. Развал экономики продолжается.
________________________________________
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Пропаганда изображает Путина как рачительного царя, тревожащегося о проблемах народа. Прямая линия президента — демонстрация подобного «заботливого» отношения к своим гражданам, выслушивание народных проблем. Интересна она, пожалуй, тем, что число вопросов в этой всероссийской книге жалоб на нестроение страны ежегодно не уменьшается, а только растет, что говорит о росте проблем в стране и о том, что у народа при столь недееспособной выстроенной Путиным системе управления осталась последняя надежда — так называемое ручное управление. Показатели социальной сферы за последнее время трудно назвать впечатляющими. Не только майские указы были провалены, но и уровень жизни россиян пошел резко на убыль.
Заработные платы. Благосостояние домашних хозяйств за этот период пошло на убыль. Заработные платы в долларовом эквиваленте сократились на 30% в сравнении с уровнем 2012 года (рис. 11).

Рис. 11. Средняя заработная плата в долларах США
Реальный размер заработных плат, если отсчитывать от конца 2011 года, вырос всего на 5% (на конец 2016 года), а если отсчитывать от 2012 года, то упал на 3% (рис. 12). Хотя в майских указах было зафиксировано обеспечить повышение реальных зарплат в стране в 1,4−1,5 раза к 2018 году.1

Рис. 12. Средняя заработная плата в ценах фиксированного года (по данным Росстата, расчет ЦНПМИ)
Зарплата в России стала меньше, чем в полутаромиллиардном Китае! Российские специалисты, ученые, летчики, бегут в Китай!1
Заработные платы бюджетникам на уровне средней по стране фиксируются только на бумаге. Регионы отчитываются о выполнении майских указов, хотя прямая линия показала, какой реальный уровень зарплат в этом секторе. Однако повышение все же произошло, но за счет сокращения персонала (рост безработицы и снижение эффективности обескровленных институтов) и перекладывания нагрузки на них.
Пенсии. Пенсионеры — это свыше 30% российского общества. Традиционно именно этот пласт электората наиболее позитивно реагирует при малейшей социальной заботе государства о них. Пенсионеры меньше всего проиграли в кризис, поскольку в отличие от работников, они получают стабильный доход, который государство пытается индексировать. Внешне в этой сфере Путин преуспел. Пенсии не снизились, а выросли в постоянных ценах за это период на 37%. Правда в долларах США они также сократились, опустившись ниже уровня 2010 года (рис. 13).

Рис. 13. Средний размер пенсий в долларах США (по данным Росстата, расчет ЦНПМИ)
Но и в этой сфере были свои подводные камни. Во-первых, индексация пенсий все же приостанавливалась — отказ от второй индексации страховой части пенсии в 2016 году в пользу единовременной выплаты в 5000 рублей, которую пенсионеры получили в январе 2017 года. В первом полугодии прошлого года пенсия была проиндексирована на 4%, вторую индексацию проводить не стали, сославшись на экономические трудности, однако в итоге 5000 рублей стало более высокой компенсацией в сравнении с доиндексированием. Но сумма в 5000 рублей возникла не от большой заботы о пенсионерах, а как пиар-ход Единой России. Об инициативе объявили перед выборами в Государственную думу. В 2017 году правительство вернулось к индексации пенсий в два этапа — 1 февраля и 1 апреля. В итоге средний размер пенсии должен составить 13,7 тысяч рублей. Однако в этом году правительство сэкономило, проведя индексацию только неработающим пенсионерам, то есть инфляция не съест пенсию 31,5 млн. человек, в то время как 12 млн. остались без добавки к пенсии. Денег нет, но вы держитесь.
Во-вторых, правительство заморозило накопительную часть пенсии, то есть 6% от заработной платы. Накопительная часть пенсий ежегодно замораживалась на протяжении последних трех лет. Аналогичное решение было принято в отношении накопительной пенсии и на период 2017—2019 гг.
Причиной заморозки стали финансовые трудности государства, если быть точным, политика самого Кремля, которая привела к чрезмерной зависимости от цены на нефть и внешнего сектора. Эти 6% от своей заработной платы, по всей видимости, население так и не увидит. Она так и не поступила на счета граждан, а это значит, что будущие пенсионеры уже никогда не досчитаются этих средств.
В-третьих, хотя формально выплаты пенсионерам растут, для большинства из них этих средств не хватает на достойное существование. Именно поэтому согласно статистике 40% пенсионеров в России продолжают свою трудовую деятельность даже после выхода на пенсию. И связано это даже не столько с психологической потребностью в работе, сколько с желанием обеспечить себе и своим детям материальную стабильность (рис. 14–15). Работающие пенсионеры, таким образом, мотивированы материальным фактором. Официально у нас продолжают работать 18,5% пенсионеров, а неофициально еще 24%. При этом неофициальная занятость объясняется законодательными нюансами.

Рис. 14. Возможные для себя источники доходов помимо пенсии. Опрос ФОМ, ноябрь 2016 года
У 84% пенсионеров после выхода на пенсию рабочий стаж достигает от одного до 9 лет (рис. 15).

Рис. 15. Среднее число лет продолжительности трудовой деятельности (трудового стажа) после назначения пенсии (по данным Росстата)
А ведь это означает, что институт пенсий, как таковой, фактически отменяется.
В-четвертых, итогом путинской шестилетки стала разработка новой пенсионной реформы, о содержании которой граждане по всей видимости узнают уже после выборов президента, поскольку сейчас идет процесс ее согласования. Не исключено, что в 2018 году возраст выхода на пенсию поднимут, а граждан обяжут отчислять дополнительно «добровольно» еще 6–10% на будущую пенсию. Именно заставят, под угрозой фискального налога. Потеря в текущей реальной оплате труда работающих неизбежна.
За шестилетку Путина уровень жизни пенсионеров статистически остался на уровне 2011 года, но при учете фактора роста стоимости продуктов питания и медикаментов, вызванного девальваций, благосостояние пенсионеров пошло на убыль.
Бедность. Число официально зарегистрированных бедных в России за третий срок президента увеличилось с 17,9 млн. (2011 г.) до 22 (1-ый квартал 2017 г.), то есть на 4,1 млн. человек. Интересно. А эти миллионы тоже будут вновь голосовать за Путина? Но учитывая, что бедность определяется как число людей, живущих на доходы ниже прожиточного минимума, становится ясно, что этот показатель можно искусственно корректировать, сохраняя величину прожиточного уровня на низком уровне, что в статистических предвыборных играх и делается.
Здравоохранение. Основываясь на данных статистики нескольких лет, поскольку Росстат еще не привел статистику более позднего периода, уже можно делать вывод о том, что объявленная оптимизация расходов на здравоохранение и исполнение майских указов по части повышения заработной платы врачам привели к тому, что число больничных организаций и численность врачей сократились. При этом число медицинских работников, которые не попали в майские указы, напротив выросло. Если в 2011 году было 6,2 тысячи больничных организаций, то в 2015 уже только 5,4. Количество больничных коек сократилось за этот же период с 1332,3 тыс. до 1222 тыс., то есть на 10%. С 2011 год по 2015 численность врачей сократилась на 59,8 тысяч человек. И это еще данные по четырем годам, а не по шестилетке! Притом они не случайность, а закономерность — результат целенаправленной политики сокращения расходов на здравоохранение. Чего же удивляться, что население вновь начало вымирать? Но об этом далее.
Образование. Как и в сегменте здравоохранения образование коммерциализируется, превращаясь в бизнес. Достаточно вспомнить, что правая рука президента премьер-министр открыто посоветовал учителям, недовольным своими зарплатами, идти в бизнес. За третий срок Путина тренд в этой сфере не изменился — планомерное закрытие образовательных учреждений с 47,1 тыс. (2011 г.) до 42,7 тыс. (2015 г.).
Социальное расслоение. В приватизированном государстве, каковым и является Россия, бедные становятся беднее, а богатые еще богаче.
Кризисные процессы уже привели к росту численности бедных, но на этом фоне поражает то, что богатые напротив в кризис только преуспели. Доходы российских граждан сейчас достигли уровня 2007 года, экономический рост исчисляется десятыми процента, что соответствует уровню статистической погрешности. Но есть две категории граждан России, которые год от года богатеют. Это государственные служащие уровня министров и руководителей из Администрации Президента и олигархи. Хотя последние в этот кризис все же обеднели. Если в 2011 году Forbes оценивал их совокупное состояние в $499 млрд., то на конец 2016 года оно составило 460 миллиардов, хотя годом ранее было на 100 млрд. меньше. Если девальвация сократила в долларах доходы граждан на 30%, то у наиболее богатых граждан падение составило 8%.1
Один из лидеров по росту состояния — лучший друг Путина Аркадий Ротенберг, фирма которого «Стройгазмонтаж» занимается строительством моста через Керченский пролив — одним из самых крупных инфраструктурных проектов в РФ. Он поднялся в рейтинге Forbes на 26 позиций, заняв 39 место. А сын Аркадия Ротенберга стоит напомнить, стал причиной массовых волнений дальнобойщиков, поскольку именно его компания является оператором системы «Платон», получая на данный момент половину собранных системой средств. В 2016 году друзья Путина российские олигархи увеличили свои активы на 35 млрд долл, а реальные доходы граждан страны упали на 5,9%!
Сосуды сообщаются: одни богатеют, другие нищают. Первых — ничтожное меньшинство. Вторые — большинство российского народа. 1% населения владеет 74% национального богатства страны. Колоссальный успех! Никому в мире такого еще не удавалось. Россия по этому показателю опережает все страны мира. А фактически это означает, что у народа России украдена их страна и их будущее.
________________________________________
ДЕМОГРАФИЯ
Численность населения России за новый срок Путина увеличилась на 3,9 млн. человек. Прирост был достигнут за счет миграционного притока и присоединения Крыма. Миграционное сальдо за эти годы составило 1,443 млн. Но естественный прирост был отрицательным! Умирает больше, чем рождается! Совокупные показатели по естественному приросту составили убыль в 5 тыс. человек (по данным с 2012 по апрель 2017 г.). Естественный прирост был кратковременным явлением и явно несопоставим по масштабам с ростом за счет мигрантов (рис. 16). Последовательное сокращение естественного прироста до отрицательных значений говорит лишь о том, что материнский капитал как мера стимулирования рождаемости, которой так гордится администрация президента, дает лишь временный эффект, в то время как для преодоления демографического креста, с которым столкнулись русские и другие народы, требуется целая программа, а не стратегия привлечения мигрантов и поддержания иллюзии роста численности страны.

Рис. 16. Демографическая ситуация в России (по данным ЦБ)
Таким образом, если не считать технический эффект присоединения Крыма, то за новый срок Путина численность страны выросла на 1,4 млн человек, который был полностью обеспечен притоком мигрантов, в основном с территории азиатских республик. Собственное население вновь вымирает.
________________________________________
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
В этой сфере произошло множество событий, но нас интересуют общие тренды, связанные с взаимоотношением власти и народа, поскольку именно от канала связи власти с народом зависит эффективность государственной политики.
Если голос народа остается неуслышанным и власть все больше отрывается от реальных дел в стране, то неизбежно происходит обнищание нации. В России Кремль отгородился от проблем народа высокими рейтингами и не желает более знать, почему население ропщет. Если ранее во время прямой линии Путин обещал решить проблемы, то последняя линия показала его стремление отрешиться от проблем, отгородиться всевозможными демонстративными уловками. Там мусорной свалки, там расселения одного барака, там выплаты зарплаты на заводе банкроте. Например, на жалобы молодой учительницы, что она мало получает, последовал ответ, что все дело в ней, в небольшом трудовом стаже. После прямой линии в СМИ появились многочисленные сообщения, что люди, обратившиеся с проблемами к президенту, просто обманули его.
Например, почтальон получает ниже прожиточного минимума, так как просто работает на полставки. Такое отношение к народу показало, что Кремль дистанцирован от задачи обеспечения благосостояния граждан. Вспомним главные тренды в этой области.
Взлет рейтинга президента. Присоединение Крыма вселило веру в народ, что Владимир Великий, собиратель земель русских (это цитата восторженного блогера), пойдет по пути преобразования страны на патриотических началах. Рейтинг президента моментально вырос и стал самым высоким в истории его правления. Рейтинг стал своего рода авансом за будущие реформы и возрождение России. Но ожидания населения не оправдались, Русская весна оказалась Путиным предана и растоптана, и Кремлю пришлось поддерживать иллюзию веры в доброго царя всевозможными уловками и средствами пропаганды. Попросту обманывать народ, манипулировать его сознанием.

Рис. 17. Динамика соотношения групп россиян, поддерживающих власть, критикующих ее и относящихся к ней равнодушно (%, данные авторов)
Сейчас от прежнего рейтинга не осталось и следа, но на фоне ухудшения ситуации в экономике Кремль не может допустить признания резкого ухудшения отношения к президенту. Потому внешне официальные рейтинги неизменны. На деле же (рис. 17) с ноября 2016 года идет обвальное падение рейтинга власти и Путина. Впереди очевидное прозрение народа по поводу политического банкротства Путина и его режима. Путинизма в целом. Соответственно возрастет количество миллиардов, идущих на манипулирование общественным сознанием. Вот ведь проблема: как одеть короля, который голый?
Защита режима. Понимая, что народ живет все хуже, что зреет недовольство несменяемостью Путина, ручным управлением, Кремль предпринял за последние годы максимум инициатив, направленных на защиту режима. Во-первых, это пропаганда, которая оправдывает любые инициативы власти, включая брошенных под обстрелы жителей Донбасса, передачу земель китайцам, сдачу островов Японии, защиту коррупционеров первого эшелона правительства, авантюры в Сирии, подтанцовку Трампу и прочее. Недаром информационное агентство «Россия сегодня» возглавил один из ведущих пропагандистов путинского режима Д.Киселев.
Во-вторых, это минимизация рисков цветных революций. Что безусловно необходимо. Цветная революция готовится Западом и внутренней пятой колонной. Сразу после своего избрания Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», предполагающий регистрацию организаций в качестве иностранных агентов, отчитывающихся за свои денежные поступления в размере свыше 200 тысяч руб. Угрожающие Кремлю или неподконтрольные ему организации, имеющие иностранный источник финансирования, оказались под колпаком.
В-третьих, российские СМИ также попали под пристальный контроль. Оппозиция с телевидения исчезла. Последние объективные оценки еще давало РБК, да и там после репортажей о дальнобойщиках и требований ухода Путина прошла смена редакторского состава, а Прохорова по некоторым данным вынуждают продать его издательский дом. Телеканал РБК планируют превратить из независимого делового канала в некое подобие «Комсомольской правды».
В-четвертых, был принят пакет Яровой, а это ставит под сомнение конституционное право граждан на тайну переписки (ст.23).
В-пятых, создана Росгвардия как структура, подотчетная лично президенту и имеющая право и компетенции подавления народных протестов. Стоит вспомнить многочисленные сообщения об отработке Росгвардией учений по подавлению забастовок в Златоусте, разгону митинга против коррупции под Москвой.
Монополизация власти. За минувшую шестилетку концентрация власти достигла максимума.
На постах губернаторов — ставленники Кремля, за редким исключением можно встретить губернаторов не от партии власти. Но и они абсолютно подчиненные персоны. В Государственной Думе партия «Единая Россия» получила путем беспрецедентных фальсификаций выборов конституционное большинство, а значит судьба любого закона определяется исключительно по звонку из Администрации президента. Ни о каком состязании с оппозицией, выборе лучших решений и речи идти не может, судьба любой законодательной инициативы лежит в руках одной только партии. Монополизация власти полностью разрушила систему сдержек и противовесов ветвей власти. Исполнительная, законодательная, судебная власти, неформально СМИ, — все управляются «из одного кабинета». При такой монополии на власть ее загнивание неизбежно. Что и произошло и интенсивно усиливается.
Внутренние протесты. Стабильность, к которой призывает Кремль, постепенно утрачивается на фоне роста отчаяния и прозревания народа, голос которого никто «не слышит», давления извне. Проект десуверенизации России, ее внутренних деформаций, который реализовывался под руководством Путина, вошел в финишную стадию. Конечная цель-геополитическая утилизация России. Кажется режим что-то понял, в части угроз самому себе, но не в состоянии изменить основы проекта. Проект плоть от плоти путинизма, как впрочем и наоборот. Путинизм — порождение проекта утилизации страны.
В надежде решить свои проблемы отдельные группы граждан, чьи права нарушены, выступают с протестами. Это дальнобойщики, требующие отмены взимания платы по системе Платон, это трактористы Краснодара, земли которых отнимают местные агрохолдинги, это шахтеры Гуково, которым не выплачивается заработная плата, это митингующие в регионах против роста тарифов ЖКХ, это проснувшиеся ученые. Но вместо решения их проблем Кремль отгородился от своих граждан высокими рейтингами, манипуляциями и силами Росгвардии. Политический режим в ловушке, которую сам вырастил и вырваться из нее он уже не в состоянии.
________________________________________
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Внешняя политика России — сфера, которой россияне «гордятся» в большей степени. Так их приучила пропаганда. Отвечая на вопрос о заслугах Путина чаще других респонденты указывают достижения в сфере внешней политики, что легко объяснимо (рис. 18). Население оценивает из всей внешней политики только два события — присоединение Крыма и защиту Асада, хотя по заявлению Кремля никто в Сирии Асада не защищает, а борется с ИГИЛ.

Рис. 18. Опрос ВЦИОМ. Сумма достижений — это совокупность ответов на вопросы «Что бы Вы назвали главным достижением Владимира Путина за годы его нахождения у власти?» и «В каких еще областях Владимир Путин добился успеха?»
Но ведь Крым и Сирия далеко не единственные итоги внешней политики Кремля. Вспомним и другие события, которые оказали серьезное влияние на положение дел в России и на ее роль в мире. Вспомним реальные, наиболее значимые итоги и «успехи» внешней политики шестилетия.
На сегодня в итоге путинской внешней политики у страны не осталось ни одного системного геополитического союзника. Ни одного! Страна пришла на грань страны-изгоя.5
Санкции. С 2014 года в отношении России действуют санкции, введенные США, ЕС и рядом государств мира. Санкции уже повлияли на российскую экономику, которая просела в минуса на фоне снижения цены на нефть и ограничительных мер. Отношение к санкциям в Кремле менялось. Изначально власти говорили, что это временные меры и скоро санкции будут отменены. Затем последовала игра в ответную пощечину и заявления «не мы их водили, не нам их отменять». После главным лозунгом стало «спасибо за санкции. Если бы не они, мы бы не стали развиваться». Но это внешняя и в отношении дела развития страны совершенно пустая реакция. На деле устремления Кремля сводятся к бесконечным уступкам во имя смягчения или отмены режима санкций.
Изоляция. Санкции — это только один инструмент воздействия на Россию. Другое следствие путинской внешней политики — международная изоляция, в результате чего страна на мировой арене многократно сталкивается с дискриминационными мерами и агрессивными шагами. Это дискредитация на арене спорта, включая запрет на участие нашей параолимпийской сборной в Олимпиаде. Это расследование в МУС российско-грузинского конфликта спустя более семи лет после его окончания. Обвинения России в нарушении прав человека, применении химического оружия в Сирии, совершении гуманитарных преступлений, кибервмешательстве во внутренние дела государств, и др. Все это также является итогом внешней политики Путина.
Русофобские настроения. В мире резко выросли русофобские, точнее россиефобские, настроения, которые стали производными негативного отношения к Путину и его политике. Путин стал мало предсказуемым импульсивным политиком, готовым по мнению Запада пойти на любые уловки.
В силу этого имиджа на Западе так легко приняли утверждения, что именно Кремль стоит за хакерскими атаками на сайт демократической партии в США, а также причастен к вмешательству в избирательный процесс в ряде государств. Да и сам Путин двусмысленными высказываниями и недостоверными реляциями только укрепил западные СМИ в этом, обмолвившись после многократных отрицаний причастности к хакерским атакам о гипотетических хакерах-патриотах, которые ради идеи взломали профессиональную защиту. Страна вновь вернулась к приемам холодной войны и реально бряцает оружием. Причиной стал рост военной угрозы, расширение НАТО, военная консолидация Запада и США, объявивших путинскую Россию агрессором и врагом. Безопасность страны в итоге путинской шестилетки сильно упала!3
Украинский кризис. С одной стороны, Крым вернулся в родную гавань. Но с другой, пытаются игнорировать тот факт, что многочисленными газовыми конфликтами, вздорностью поведения в ходе украинского кризиса Кремль рассорился с братским народом и государством, что только увеличило русофобские настроения и подготовило благодатную почву для разрыва Киева с Москвой. Это фактически неустойчивая грань войны. Не стоит забывать, что Кремлем брошены на произвол судьбы жители Новороссии, которые спровоцированы Кремлем, по примеру Крыма восстали под лозунгами независимости в надежде стать частью России. Люди превратились в беженцев, живут под обстрелами, лишены минимально нормальной жизни и будущего, боятся минских усилий Кремля по обеспечению им участи Мариуполя и не только, с концлагерями, убийствами, исчезновением тысяч людей.
Крым, присоединенный под лозунгами защиты русского мира, стал импровизацией, исключением во внешнеполитическом курсе Путина. Все остальное на этом векторе подло и трагично.
Сирия. Защита Асада и целостности Сирии — дело казалось бы справедливое, которое могло бы говорить о некой мессианской роли России в мире. Однако защищай Путин Асада, он не стал бы разоружать последнего, лишив его химического оружия как средства устрашения. Не стал бы ставить подпись под резолюцией, в которой зафиксировано положение о политических выборах, но нет никаких гарантий возможности участия в выборах для законного президента республики Асада. Не стал бы он одобрять интервенцию Турции в Сирию, вести переговоры по судьбе Сирии с Израилем — геополитическим противником арабской республики. Не примирился бы он с нанесением США ударов по Сирии. Не расчленял бы Сирию на зоны деэскалации, на деле оккупации. Не громил бы советскими бомбами инфраструктуру страны в хлам. Не разжигал бы огонь гражданской войны повстанцев с режимом Асада. Да и сам факт затратной войны на дальних подступах без четкой идеи, для чего нам это нужно, скорее говорит о том, что Кремль попал в подготовленную для него ловушку, как в свое время СССР был втянут в войну в Афганистане. Новый Афган, новый предмет для изоляции в мире — таков еще один итог внешней политики Путина.
________________________________________
КРАТКИЕ ИТОГИ ПУТИНСКОЙ ШЕСТИЛЕТКИ
Когда-то в нашей стране подводили итоги пятилеток, периодов планирования развития страны. Теперь вот подводим итоги путинской шестилетки, периода деградации и похода к развалу страны.
Подведем краткие итоги правления Путина за шесть лет, по которым россиянам предстоит определить, достоин ли этот правитель нового срока или пришла пора менять коня на переправе.
Итак, итоги третьего срока Путина:
— вместо планов роста ВВП на 6–7%, стагнация и рецессия. Прирост ВВП за весь период менее чем на 2,5%, в долларах США ВВП России сократился на четверть;
— усиление сырьевой модели экономики;
— сокращение инвестиций до 17% от ВВП при планах в 27%;
— девальвация рубля более чем в два раза и повышение его волатильности;
— рост обрабатывающей промышленности всего на 2% за период с начала 2012 года по 2016 г., закрытие и сокрушение предприятий;
— сокращение банков с 975 до 591, филиалов с 2775 до 991;
— переход к дефицитному бюджету и отрицательному платежному балансу;
— рекордный за все сроки президентства и премьерства отток капитала в размере 358,9 млрд. долларов США;
— ущемление малого бизнеса;
— рост цен и «подгонка» инфляции до 4%, хотя экспертный расчет говорит об инфляции на уровне не менее 8%;
— рост внутреннего долга регионов с 1,96% от ВВП до 2,7% ВВП;
— рост внешнего долга на 3%;
— расходы на амбициозные проекты, превысившие ранее запланированный уровень в разы: Олимпиада в Сочи, стадион Зенит-Арена, космодром Восточный, Керченский мост, система Платон;
— совокупный рост заработный платы на 5% при планах в 40–50%, сокращение зарплат в долларах до уровня 2007 года;
— рост пенсий в постоянных ценах в рублях на 37% при обворовывании пенсий будущих поколений, падение пенсий в долларах до уровня ниже 2010 года;
— число бедных выросло на 4,1 млн человек только по официальным данным;
— сокращение больниц за первые четыре года срока с 6,2 тысяч до 5,4 тысяч, уменьшение численности врачей на 59,8 тысяч человек;
— сокращение образовательных учреждений с 47,1 тыс. (2011 г.) до 42,7 тыс. (2015 г.);
— рост социального расслоения. Бедные потеряли 30% своих доходов;
— возврат к демографической убыли, прирост населения на 1,4 млн за счет мигрантов, на 2,6 млн за счет присоединения Крыма;
— взлет рейтинга президента и его поддержание манипулятивными трюками на уровне за 80% при ухудшении ситуации в стране;
— монополизация власти и незаконное фальсифицированное конституционное большинство Единой России в Государственной Думе;
— принятие мер защиты действующего режима: закон об иностранных агентах, усиление пропаганды, репрессии в отношении оппозиционны СМИ, создание Росгвардии;
— рост нестабильности и внутренних протестов;
— против России введены санкции, страна оказалась в изоляции, в мире растут русофобские настроения;
— попранные интересы Русского мира, превращение Украины во вражеское государство, война в Новороссии;
— Сирийский «Афганистан».
Это далеко не все итоги правления Путина, но они полностью отражают общее состояние развития страны за последние годы. Скоро выборы президента. И идя на них, каждому россиянину стоит ответить на вопрос — вы хотите еще раз такие же 6 лет? Вы хотите окончания финишного процесса в России?

http://rusrand.ru/docconf/shest-let-putina


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Динамика макроэкономических показателей РФ
СообщениеДобавлено: Чт дек 23, 2021 9:42 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11573
Таблица 1. Динамика макроэкономических показателей РФ
(по данным Росстата и расчетам А.И.Орлова)

Год ВВП Промышленная продукция Капитальные вложения
% к предыду-щему году % к 1990 году % к предыду-щему году % к 1990 году % к предыду-щему году % к 1990 г.
1991 95 95 92 92 85 85
1992 85,5 81 82 75,4 60 51
1993 91,3 74 85,9 64,8 88 44,9
1994 87,3 64,7 79,1 51,3 76 34,1
1995 95,8 62 96,3 49,4 90 30,7
1996 94 58,3 95 46,9 82 25,2
1997 100,4 58,5 101,9 47,8 95 23,9
1998 95,1 55,7 94,8 45,3 88 21
1999 104,6 58,2 111 50,3 105,3 22,2
2000 109,9 64,0 111,9 56,3 117,4 26,0
2001 105,0 67,2 104,9 59,1 108,7 28,3
2002 104,3 70,1 102,6 60,6 109,9 31,1
2003 107,3 75,2 107,0 65,6 112,5 35,0
2004 106,8 80,3 106,2 69,7 110,8 38,8
2005 106,4 85,4 104,0 72,5 109,9 42,6
2006 106,7 91,1 103,9 75,3 113,7- 48,4
2007 108,1 98,5 106,3 80,0 121,1 58,6
2008 105,8 104,2 102,1 81,7 109,1 63,9
2009 91,1 94,9 89,8 73,4 83,0 53,0
2010 103,8 98,5 108,3 79,3 106,0 56,2
2011 104,2 102,6 104,7 83,0 106,2 59,7
2012 103,4 106,0 102,6 85,1 106,7 63,7
2013 101,3 107,4 100,1 85,2 99,7 63,5
2014 100,6 108,0 101,7 86,6 97,5 61,9
2015 96,2 103,9 96,6 83,7 91,6 56,7
2016 99,3 103,2 101,1 84,6 97,7 55,4
2017 101,5 104,8 101,0 85.4 104,0 57,6
2018 102,3 107,2 102,9 87,9 106,3 61,2
2019 101,1 108,4 102,4 90,0 100,7 61,6
2020 96,9 105,4 97,1 87,4 92,4 56,9
2021 103,7 109,2 105,3 92,0 103,1 58,7
2022 97,9 106,9 99,4 91,4 98,0 57,5

Таблица 2. Государственные расходы в процентах от ВВП
№ п/п Страна 1870 г. 1913 г. 1960 г. 1998 г.
1 Швеция 5,7 10,4 31,1 58,5
2 Франция 12,6 17,0 34,6 54,3
3 Бельгия - 13,6 30,3 49,4
4 Италия 11,9 11,1 30,1 49,1
5. Нидерланды 9,1 9,0 33,7 47,2
6 Германия - 14,8 32,4 46,9
7 Норвегия 5,9 9,3 29,9 46,9
8 Великобритания - 12,7 32,2 40,2
9 Япония - 8,3 17,5 36,9
10 Австралия 18,3 16,5 21,2 32,9
11 США 7,3 7,5 27,0 32,8
12 Среднее по 11 странам 10,1* 11,8 29,1 45,0
13 Россия 11,5 75,0 19,8
(По данным Всемирного банка)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Динамика макроэкономических показателей РФ
СообщениеДобавлено: Чт дек 07, 2023 12:51 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11573
Производство в России достигло, наконец, уровня 1990 г.
06.12.2023

Промышленность России в 2023 г. впервые за 33 года перешагнет отметку в 100% от уровня 1990 г. За 9 месяцев 2023 г. она выросла на 3,3% и при таких темпах по итогам года превысит уровень РСФСР на 2,3%.

«Равенство» составило рейтинг регионов РФ по уровню прироста производства с 1990 г. Больше всего он был в Севастополе (в 8,2 раза), хотя доля региона в промышленности страны невелика (0,05%). Значительно прибавил Ненецкий АО (в 6,7 раза), Астраханская (в 5,4 раза), Тюменская (в 4,8 раза), Белгородская (+277%) области.

В аутсайдерах Ивановская область (–52%), где обрушилась текстильная промышленность, а также Кабардино-Балкария (–56%), Чечня (–57%), Алтай (–58%) и Северная Осетия (–63%).

Основные промпредприятия зарегистрированы в Москве (14,2% выпуска), которая прибавила с 1990 г. 36%, причем с 2018 г. на фоне перерегистрации промка почти удвоилось. В топ-5 также входят ХМАО (–12%), ЯМАО (+56%), Московская область (+144%) и Татарстан (+82%).

Своего дна производство достигло в 1998 г. (44% от уровня РСФСР). В нулевых шло восстановление, во многом из-за роста мировых цен на сырье.

Но глядя на столь замечательную динамику, восхищаться эффективностью рыночной экономики по сравнению с плановой было бы преждевременно.

Ведь советский уровень производства сегодня – это не тот, что был в 1990 г. в РСФСР, а тот, что стал бы при советских темпах роста.

В «застойные» 80-е производство росло по 3,4% в год. При таких темпах к 2023 г. оно было бы уже 298% от уровня 1990 г., а не 102%. Отстроили бы не 1, а еще 2 промышленности (Китай отстроил 22).

То есть потери производства за годы господства «эффективных» собственников – 66%. Даже в 1941–1945 гг. потери были «всего» 41%.

В 2018 г. Чубайс жаловался, что российское общество «глубоко инфантильно» и «терпеть не может» капиталистов: «Оно не удосужилось даже сказать «спасибо» бизнесу за все, что бизнес сделал. Он страну отстроил… те, кого общество обзывает олигархами». Низкий поклон за 2,3% роста за 33 года!

https://sovross.ru/2023/12/06/proizvods ... ya-1990-g/

Примечание. По моим данным Объем промышленного производства в 2022 г. составлял 91,4% от уровня 1990 г. Если в 2023 г. он вырастет на 3,3%, то составит 94,4% от уровня 1990 г., а не 102,3%, как утверждается в сообщении. Предполагаю, что недостающие 5,9% - это накопившаяся накрутка Росстата. - А.О.


Вложения:
Макроэкон. показ. с 1990 по 2023 вкл.docx [47.17 KiB]
Скачиваний: 329
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Динамика макроэкономических показателей РФ
СообщениеДобавлено: Вт мар 19, 2024 7:38 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11573
Общая сумма инвестиций в основной капитал по итогам прошлого года составила более 34 трлн руб., что выше показателя 2022 года на 9,8% (в сопоставимых ценах, то есть в реальном выражении).

viewtopic.php?f=2&t=3802

В соответствии с этим сообщением внесены изменения в прикрепленную таблицу "Макроэкономические показатели..."


Вложения:
Макроэкон. показ. с 1990 по 2023 вкл.docx [47.29 KiB]
Скачиваний: 229
Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB