Космос в рыночных Жерновах
№70 (31563) 5—8 июля 2024 года
2 полоса
Автор: Татьяна ОФИЦЕРОВА.
Расширяя сферу парламентского контроля, Госдума мало-помалу вовлекает в свою орбиту федеральные агентства и госкорпорации. 3 июля в здании на Охотном Ряду впервые состоялся «правительственный час», где с отчётом выступил генеральный директор ГК «Роскосмос» Юрий Борисов. Депутаты обсудили тему модернизации и развития отечественной космонавтики.
Разговор получился обстоятельный и откровенный. Бывший вице-премьер Юрий Борисов, возглавивший госкорпорацию «Роскосмос» два года назад, не стал приукрашивать состояние ракетно-космической отрасли. И это отчасти вселяет надежду на её излечение от либеральных реформ. Однако есть опасность попасть в рыночные жернова, где, с одной стороны, стремление к коммерческой выгоде, а с другой — вопросы национальной безопасности, технологического суверенитета, развития фундаментальной и прикладной науки и социально-экономическое развитие страны в целом.
Мы так привыкли гордиться нашими космическими достижениями, что и не заметили, как уступили здесь лидерские позиции. По многим направлениям мы уже не первые, а вторые, третьи и далее.
Госкорпорация «Роскосмос» была создана в 2015-м. Сегодня в неё входит 115 организаций из более чем 20 регионов, где трудятся около 165 с половиной тысяч человек. В год предприятия — изготовители космической техники выпускают до 30 ракет-носителей различного класса и до 40 космических аппаратов. Их совокупная выручка в 2023 году составила около 413 миллиардов рублей. Средняя производительность труда — 2,3 миллиона рублей на человека. Таковы исходные позиции для новой космической гонки.
В чём наша страна ещё сохраняет своё превосходство над другими космическими державами, так это в надёжности средств выведения. В течение последних пяти лет было совершено 125 безаварийных пусков отечественных космических ракет. За этот период у других стран произошло 44 аварии при пусках. «Впервые в мире развёрнута орбитальная группировка в составе двух космических аппаратов «Арктика» высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы для мониторинга Арктического региона, в том числе Северного морского пути», — доложил ещё об одном успехе глава Роскосмоса. Есть победы и в «национальном первенстве». Россия впервые в своей истории развернула на геостационарной орбите полную группировку гидрометеорологических спутников, состоящую из трёх космических аппаратов «Электро-Л».
Успешно начаты лётные испытания перспективного космического ракетного комплекса тяжёлого класса на космодроме «Восточный» с ракетой-носителем «Ангара-А5». Специалисты корпорации работают над решением задачи снижения стоимости выведения полезной нагрузки, что позволит удешевить космические услуги в целом. Благодаря реализации в новых комплексах с ракетами «Иркут» и «Амур» технологических решений будет обеспечено снижение удельной стоимости выведения полезных нагрузок и стоимости услуг примерно в 3—4 раза за счёт многоразовости.
К сожалению, проблем и нерешённых задач у ракетно-космической отрасли сегодня больше, чем больших свершений. Недостаточность финансирования и устаревшие производственные мощности не позволяют использовать весь потенциал российской космонавтики. По затратам на развитие космической отрасли Россия находится на пятом месте в мире. При этом председатель комитета Госдумы по экономической политике «единоросс» Максим Топилин считает, что прошлогодние объёмы бюджетного финансирования в 288,7 млрд рублей «достаточно существенны». В 2022 году плановый убыток отрасли, по расчётам наблюдательного совета, должен был составить 52 млрд рублей, в 2023-м — 45 млрд. Удалось снизить их до 18 и 15 миллиардов рублей соответственно.
Как тут не вспомнить о «достижениях» олигархии?! За прошлый год 50 российских толстосумов хапнули 1,3 трлн рублей дивидендов, по 27 млрд рублей на каждого. Об этом сказал во время брифинга перед началом заседания Госдумы руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов, охарактеризовав недавно рассмотренные палатой изменения в налоговое законодательство, якобы призванные заставить богачей делиться, как «два шага вперёд, три вбок и полтора назад». Если что и стремится к космическим высотам, так это неуёмная страсть олигархов к обогащению, серьёзно обуздать которую власть, судя по всему, и не собирается.
Изменившаяся геополитическая обстановка потребовала переориентации сотрудничества в космической сфере в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Сегодня Роскосмос работает над созданием космических систем в интересах иностранных заказчиков, зачастую, увы, не обеспечивающих свои космические программы стабильным бюджетным финансированием. Тем не менее именно эти услуги формируют более 70% экспортной выручки, тогда как раньше основную часть дохода приносили поставки жидкостных ракетных двигателей и оказание пусковых услуг. При этом внебюджетная выручка ракетно-космической отрасли вследствие санкций и сокращения участия в международных проектах снизилась вдвое.
Партнёрские отношения с США, Францией, Германией, Японией и другими недружественными странами свелись в основном к совместной работе на Международной космической станции, но и это направление постепенно будет сворачиваться. Приблизительно к 2030 году с МКС придётся уходить, в том числе и по политическим причинам, заметил Ю. Борисов. России нужна своя орбитальная станция. Её проект утверждён правительством в этом году.
С Европейским космическим агентством вообще прекращены какие-либо контакты. «И это очень обидно, по-моему, они страдают от этого не меньше, чем мы», — сказал руководитель Роскосмоса. В сентябре 2022 года должны были запускать совместный проект «ЭкзоМарс», на который российская сторона потратила 40 миллиардов рублей и много времени. Но из-за политической ситуации европейцы отказались от него.
Особую тревогу главы Роскосмоса вызывает состояние российской орбитальной спутниковой группировки. Мировая орбитальная группировка состоит из десяти с половиной тысяч космических аппаратов. На долю США приходится около 70% общего числа космических аппаратов. На втором месте Китай, у которого 9%, на третьем — Великобритания с 7% и на четвёртом месте Россия, обладающая орбитальной группировкой из 244 космических аппаратов, что составляет приблизительно 2,4%.
«Мы сильно отстаём от лидеров в темпах восполнения существующих орбитальных средств и создания новых, — признался Юрий Борисов. — Такая ситуация во многом объясняется тем, что в настоящее время по объёму затрат на космическую деятельность мы уступаем Соединённым Штатам более чем в 20 раз, Китаю — более чем в 4 раза».
Необходимость наращивания отечественной орбитальной спутниковой группировки и востребованность на международном рынке космических услуг по созданию многоспутниковых группировок диктует необходимость перехода от стапельной сборки космических аппаратов на их конвейерное производство. По словам Ю. Борисова, мы к этому не готовы ни в производственном, ни в технологическом, ни в кадровом отношении. Если Соединённые Штаты выпускают около 3 тысяч аппаратов в год, Китай — около 2 тысяч, то Россия только 40. Увы, хромают и потребительские характеристики. Российские космические системы дистанционного зондирования Земли отстают от зарубежных более чем в два раза по разрешению снимков и на порядок по частоте съёмки. Наши спутники связи уступают зарубежным по скорости доступа в интернет более чем в шесть раз, а персональная спутниковая связь «трубка — трубка» в отечественных системах отсутствует напрочь.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев заметил, что США и КНР форсируют научные исследования в области космической энергетики. Их учёные уже создают опытные образцы приёмных станций космической энергии. В России же институт МИРЭА занимается этим вопросом самостоятельно, без всякой государственной помощи. Депутат предложил руководителю Роскосмоса рассмотреть вопрос включения в государственную программу исследований разработку проекта космической энергетики. По словам Юрия Борисова, Роскосмос совместно с китайскими коллегами работает над созданием энергетической установки. Что касается разработок МИРЭА, глава космической госкорпорации сказал: «Мы с удовольствием познакомимся и, если это всё имеет место быть, обязательно включим в мероприятия по этому важному направлению». Отвечая на вопросы других депутатов, Юрий Борисов раскрыл детали российско-китайского сотрудничества. Речь идёт о лунной станции — проекте, который планируется осуществить к 2036 году и где Россия будет отвечать за создание ядерной энергетической установки. «Мы сегодня одни из немногих в мире, кто может на практике реализовать этот эксперимент», — подчеркнул Юрий Борисов.
По просьбе Алексея Куринного руководитель Роскосмоса подробно остановился на кадровом вопросе. Сегодня средний возраст в отрасли составляет порядка 45 лет. Средняя зарплата — около 88 тысяч рублей. Для сравнения: в IT — около 200 тысяч рублей, в Росатоме — свыше 115 тысяч рублей. Депутаты уточнили усреднённый показатель: молодые специалисты могут рассчитывать на зарплату в Роскосмосе не выше 35 тысяч рублей. Юрий Борисов не стал оспаривать эту цифру, сообщив, что намерен обратиться в правительство с просьбой о выделении дополнительных квот на поддержку молодых работников ОПК.
Существующий разрыв в заработной плате стимулирует переток кадров, в том числе и в частные компании. С начала года из отрасли ушли 200 лучших специалистов. Причём на их подготовку затрачены немалые деньги и годы обучения. Начиная со второго-третьего курса института их подготовкой целенаправленно занимаются сотрудники корпорации. По окончании вуза за молодыми специалистами закрепляется наставник, который ещё три-пять лет передаёт свои знания подопечному. А потом их переманивают высокими зарплатами другие компании. Вопрос надо решать, как в спорте, считает Юрий Борисов: перешёл в другую команду, будь любезен возместить затраты.
Вопрос Дениса Парфёнова: «Что нужно для того, чтобы обеспечить выход России на передовые позиции в уже новой космической гонке?» — дал возможность гостю «правительственного часа» подытожить сказанное. Это комплексная задача, решение которой требует и привлечения внебюджетных средств за счёт монетизации космических услуг, и перестройки индустрии отрасли, и увеличения бюджетного финансирования. По словам Юрия Борисова, последнее будет зависеть от того, насколько удастся убедить финансово-экономический блок правительства. На этот счёт у лётчика-космонавта дважды Героя Советского Союза Светланы Савицкой особых иллюзий нет, о чём она и сказала, выступая от фракции КПРФ.
Выступление коммуниста, заместителя председателя комитета Госдумы по обороне Светланы САВИЦКОЙ на «правительственном часе» 3 июля
Около 40 лет назад во время «звёздных войн» тогдашний директор ЦРУ заявил: кто владеет космосом, тот владеет миром. И, наверное, поэтому тогда, в конце 1991 года, поставленный Ельциным руководить правительством РСФСР Егор Гайдар первым делом запретил всем банкам России финансировать предприятия ракетно-космической отрасли. Нам удалось через пару дней отменить этот запрет, но это факт. На кого он работал?
В 1992 году после развала Союза руководство отрасли смогло добиться создания Российского космического агентства и принятия закона «О космической деятельности», что, в общем-то, позволило космонавтике избежать участи сознательно разрушаемого авиапрома. С тех пор статус космического агентства не раз менялся, пока не пришли к нынешней госкорпорации «Роскосмос».
В 2015 году вот здесь, в этом зале, тогдашний вице-премьер Рогозин с энтузиазмом убеждал нас, что для отрасли это будет лучшая структура, создаваемая по образу коммерчески успешного Росатома. Приходится сегодня признать, что таким самодостаточным, как Росатом, Роскосмос не стал. Ну и в первую очередь из-за резкого сокращения коммерческих пусков. Поэтому космонавтика базируется сегодня прежде всего на бюджетных средствах. Хотя тогда, когда ещё были заказчики коммерческих запусков иностранных спутников, была создана сегодняшняя ситуация, на которую жалуются участники СВО: запущенные нами чужие спутники были перенаправлены их хозяевами на обслуживание ВСУ в интересах нашего противника.
Надо сказать: разговоры о том, что это не наша собственность и мы ничего с этим сделать не можем, показывают только недальновидность тех, кто ранее заключал эти контракты. Надо впредь оговаривать, что при использовании спутника в ущерб нашей безопасности мы имеем право ликвидировать его, а как — это дело техники, это можно сделать.
Не надо забывать, что огромная доля задач Роскосмоса — это оборонзаказ, что крайне важно в условиях СВО. И с этим отрасль хорошо справляется, так как удалось сохранить предприятия и конструкторские коллективы, которые создают к тому же ещё и одну из составляющих нашей ядерной триады — средства доставки. И разработка, и недавние успешные испытания ракеты-носителя «Ангара-А5», и все линейки этих носителей служат и этой задаче.
За прошедшие годы значительно снизилась аварийность в отрасли благодаря жёстким мерам по соблюдению технологической дисциплины. Однако в решении задач обороны у нас есть слабое место — это производство спутников, необходимых для решения задач на поле боя. Их явно не хватает, и наладить их производство — это архисложная задача, о чём и говорил Юрий Иванович (Борисов. — Ред.). Представляется, что в нынешних условиях, может быть, будет дешевле и быстрее построить новое современное предприятие по их выпуску, чем пытаться модернизировать старые, не предназначенные для массового выпуска спутников заводы. Понятно, что главным противником этого будет, как всегда, минфин, с которым у оборонки и у Роскосмоса в последние тридцать лет идёт борьба за выживание, но пора уже этому ведомству встать на реально патриотические позиции.
Теперь о самой космонавтике и прежде всего о пилотируемых космических полётах.
Мы являемся одной из трёх стран, которые способны осуществлять пилотируемые полёты. Мы были первыми в этом деле и сегодня не последние. Кстати, пилотируемая космонавтика долго была задачей Роскосмоса за счёт запуска иностранцев на коммерческой основе, но сегодня это не так.
Американцы за это время создали уже два пилотируемых корабля взамен шаттлов и в наших услугах не нуждаются. А мы летаем на старых, добрых, надёжных «Союзах» и ракетах, созданных ещё при Королёве, хотя и глубоко модернизированных.
Вот только что утверждён запуск пилотируемых кораблей, о чём говорилось, но есть основания, к сожалению, сомневаться в его реальности, ведь решение строить новый корабль, называемый сейчас ПТК, было принято в 2008 году взамен ранее разрекламированного «Клипера». Заявляли, что это будет быстрее и дешевле. Ракетой-носителем определили «Ангару-А5М». Дата запуска была 2021 год. Потом первый запуск должен был быть в 2023 году, что сорвано. Сегодня монополист пилотируемой космонавтики НПО «Энергия» имени Королёва заявляет, что запустит корабль в 2027 году при условии, что Роскосмос даст им ещё 20 миллиардов рублей, — деньги умеют высасывать. Похожая история, к сожалению, может сложиться и с созданием новой станции. Учитывая всю предысторию, велики риски срыва и этих сроков, и мы можем оказаться без пилотируемых полётов на неопределённое время, ведь уже принято решение уйти с международной станции в 2028 году. Представляется, что причина здесь не только в отсутствии денег, я имею в виду корабль, а больше в том, что королёвской фирмой, к сожалению, стал руководить очередной так называемый эффективный менеджер, перед этим удалённый, кстати, из авиапрома.
Пилотируемые корабли выводят ракеты, оснащённые двигателями фирмы «Энергомаш» имени Валентина Глушко. Именно двигатели Энергомаш, продаваемые США, долго давали коммерческий доход Роскосмосу и позволяли Энергомашу успешно работать над новыми уникальными проектами. Сегодня этого дохода нет. И Роскосмос, и мы как депутаты должны сделать всё, чтобы сохранить это уникальное предприятие, ведь именно ракетами «Ангара-А5М» с их двигателями должны будут запускаться и новый корабль, и модули новой станции, на которых будут летать экипажи Роскосмоса, подготовленные в Центре подготовки космонавтов. В связи с этим считаем очень верным осуществлённую несколько лет назад передачу ЦПК в ведение Роскосмоса, это позволило прекратить многолетнюю межведомственную борьбу и конкуренцию при формировании экипажей и программ полёта.
У Роскосмоса сегодня много проблем и задач, решение которых зависит прежде всего от руководства корпорации. И очень правильно, что сегодня корпорацией руководит человек, имеющий большой опыт работы в промышленности, и не только руководителем, но и военпредом на предприятиях оборонки. Это служит гарантией, на мой взгляд, того, что Роскосмос ради пиара больше не будет раскрашивать ракеты под «Гжель» и не будет тратить государственные средства на запуск в космос актёров, чем весьма возмущались очень многие наши избиратели.
Роскосмос и вы, уважаемый Юрий Иванович, можете рассчитывать всегда на поддержку нашей фракции во всех вопросах для сохранения лидирующих позиций отечественной космонавтики.
Удачи вам и всем нам!
https://gazeta-pravda.ru/issue/70-31563 ... hernovakh/