Доклад 27 января 2009
ИПУ РАН, Малый конференцзал
Организационно-экономические методы повышения эффективности управления в промышленности
Александр Иванович Орлов, профессор, доктор технических наук
Профессор кафедры «Экономика и организация производства»
Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана,
Директор Института высоких статистических технологий и эконометрики,
Научный руководитель Лаборатории экономико-математических методов
в контроллинге
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.html ,
http://orlovs.pp.ru/
Сама мысль о том, что рынок все отрегулирует, является идиотской.
Н. Саркози, президент Франции, ноябрь 2008
1. Научный менеджмент родился в Императорском Московском Техническом Училище (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана).
2. Основное ядро современной экономической теории – это не макроэкономика, а экономика предприятия (инженерная экономика).
3. Три основных направления развития промышленного менеджмента - организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг и организационно-экономическое моделирование.
4. Чем помочь коллективам разработчиков новшеств?
1. Научный менеджмент родился в Императорском Московском Техническом Училище (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана)
1. Несколько слов о «месте рождения» менеджмента. Хорошо известно, что «школа научного управления» основана на «русской системе обучения ремеслам», разработанной в Императорском Московском Техническом Училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) во второй половине XIX века. А именно, в МГТУ им. Н.Э. Баумана (в то время – ИМТУ) был разработан способ обучения рациональным трудовым движениям, т.н. «русский метод обучения ремеслам», предвосхитивший научные результаты Ф.У. Тейлора и Ф.Б. Гильбрета. Метод стал широко известен во всем мире после демонстраций на Всемирных выставках в Вене (1873), где он был отмечен Большой золотой медалью, Филадельфии (1876), Париже (1878). Существо метода состояло в переходе от обучения изготовлению предметов к выполнению технологических операций, на которые раскладывается любая работа, в отыскании наилучших сочетаний операций и переходов, в быстрейшем овладении найденными стандартными приемами возможно большим числом работников.
В 70-е годы XIX века получил международное признание в распространение в США, Германии, Австрии, Франции и Швеции «Русский метод обучения ремеслам». Были выдвинуты четыре требования:
1) минимальное время на изучение приемов работы;
2) легкий контроль за последовательностью занятий;
3) осмысленное систематическое усвоение приемов работы;
4) легкий и удобный способ оценки успехов каждого воспитанника (в порядке возрастания сложности).
Главное в системе – пособия, дополняющие устные инструкции (Д.К. Советкин, А.П. Платонов).
Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль писал директору ИМТУ В.К. Делла-Восу: «За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования… В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться» (См.: Научные школы Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. История развития / Под ред. И.Б. Федорова, К.С. Колесникова. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 464 с. ).
Таким образом, основные идеи «научной школы менеджмента» были разработаны в Москве. Однако в литературе по менеджменту, внедренной в России конкурентами нашей страны, эта школа связывается исключительно с именами американцев Ф.У. Тейлора, Г. Форда и др. Аналогична ситуация с исследованиями по трудовой мотивации, где приоритет также принадлежит отечественным ученым.
Итак, конкуренты считают необходимым все достижения приписать своим соотечественникам. Этим достигается несколько целей. США представляется лидером, а Россия – догоняющей стороной, вопреки исторической правде. Повышается конкурентоспособность американских управленческих разработок - в ущерб российским. Внимание сосредотачивается на устаревших концепциях, а современные разработки, выполненные вне США, попросту не рассматриваются. Например, ни в одном учебнике не рассматривается как новый этап менеджмента теория активных систем, созданная «незримым коллективом» на базе ИПУ РАН (за исключением нашего электронного учебника «Менеджмент» (иное название: «Организационно-экономическое моделирование: Инструменты менеджмента»)
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html#books-08-model ,
http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek2 ).
2. Основное ядро современной экономической теории – экономика предприятия (инженерная экономика)
Итак, наука об управлении «родилась» около 140 лет назад в МГТУ им. Н.Э. Баумана (тогда ИМТУ). Важные вехи дальнейшего развития:
1929 г. – создание кафедры «Экономика и организация производства»
http://www.ibm.bmstu.ru/ibm2/ ,
1993 г. – организация на ее базе факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана
http://www.ibm.bmstu.ru/ .
Сфера деятельности факультета – промышленный менеджмент и управление производством. В соответствии с потребностями практики в 2005 г. введена новая учебная специальность 220701 «Менеджмент высоких технологий», относящаяся к тогда же введенному направлению подготовки дипломированных специалистов 220700 «Организация и управление наукоемкими производствами», предназначенному для обеспечения инженерами-менеджерами высокотехнологичных предприятий.
Специальность 220701 «Менеджмент высоких технологий» - техническая, а не экономическая (входит в сферу ответственности УМО вузов по университетскому политехническому образованию). Это не случайно.
Мы полагаем, что экономическую теорию надо избавить от крена в сторону хрематистики (по Аристотелю). Экономика – это наука о том, как производить, а не о том, как делить прибыль. Основное ядро современной экономической теории – это не макроэкономика, а экономика предприятия (инженерная экономика). Повторим, преподавание менеджмента должно начинаться с «русской системы обучения ремеслам». А современный этап развития организационно-экономической науки – это менеджмент высоких технологий, организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг, организационно-экономическое моделирование, теория активных систем и другие направления работ, ведущихся в МГТУ им. Н.Э.Баумана, ИПУ РАН и иных научных центрах.
Третьему тысячелетию нужна новая организационно-экономическая теория. Именно так – менеджмент (или, если привычнее, теория управления людьми) и экономика вместе. Рабочее название этой теории (развиваемой прежде всего в Инновационном научно-образовательном центре МГТУ им. Н.Э. Баумана и ИПУ РАН) – неформальная информационная экономика будущего
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html#stats-10-nefor .
Термин «неформальная» подчеркивает независимость экономических агентов, отсутствие формальной иерархической схемы, преобладание синергетической самоорганизации и роевых структур. Термин «информационная» отражает все возрастающую роль информационных технологий, в том числе сетевых, развитие которых позволяет предсказать революционный «переход количества в качество». Термин «экономика» означает, что изучается организационно-экономическая сторона деятельности общества. Термин «будущего» подчеркивает ориентацию исследований на прогнозирование и конструирование будущего развития хозяйственных систем. Основные предшественники – В.М. Глушков и Ст. Бир.
3. Три основных направления развития промышленного менеджмента - организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг
и организационно-экономическое моделирование
В работах факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана выделим три направления, представление о которых дают названия некоторых выпущенных книг:
3.1. Организация и управление жизненным циклом продукции.
3.1.1. Проектирование интегрированных производственно- корпоративных структур: эффективность, организация, управление / С.Н.Анисимов, А.А.Колобов, И.Н.Омельченко, А.И.Орлов, А.М. Иванилова, С.В. Краснов; Под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. Научное издание. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 728 с.
3.1.2. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 621 с.
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html#books-06-menht
3.1.3. Бром А.Е., Колобов А.А., Омельченко И.Н. Методология, методы и модели организационно-логистической системы управления жизненным циклом наукоемкой продукции. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 280 с.
3.2. Контроллинг.
В современных условиях эффективное функционирование инновационных предприятий и организаций возможно лишь при адекватном использовании различных форм и методов организационно-экономического обеспечения их деятельности. Все большее распространение приобретает концепция контроллинга. Согласно одному из определений контроллинг – это система информационно-аналитической поддержки процесса принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией).
Работы по развитию и внедрению методов контроллинга в России координирует Объединение Контроллеров
http://controlling.ru/ . В частности, с 2002 г. выходит ежеквартальный журнал «Контроллинг». В курс «Экономика предприятия» для студентов технических специальностей включен раздел по контроллингу, признанному необходимым не только для будущих экономистов и менеджеров, но и для инженеров различных специальностей.
Общеизвестна роль экономико-математических и, в частности, статистических методов в деле обеспечения эффективного функционирования предприятий и организаций. В России развитием высоких статистических технологий занимается Российская ассоциация статистических методов. Экономико-математические и эконометрические методы играют важную роль в контроллинге. В МГТУ им. Н.Э.Баумана действует лаборатория экономико-математических методов в контроллинге
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.html .
3.2.1. Контроллинг / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.
3.2.2. Фалько С.Г., Иванова Н.Ю. Управление нововведениями на высокотехнологичных предприятиях. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 256 с.
3.2.3. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 272 с.
3. Организационно-экономическое моделирование.
Целью исследований в этой области является разработка концепции, методологии и теоретических основ создания, изучения и применения системы организационно-экономических методов, позволяющих повысить эффективность процессов управления промышленными предприятиями и их объединениями (корпорациями, холдингами, альянсами, интегрированными производственно-корпоративными структурами и т.п.).
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
3.3.1. Выработать концепцию и методологию разработки организационно-экономических методов и моделей процессов управления промышленными предприятиями. В частности, на основе классификации организационно-экономических методов и моделей управления производственными системами разработать систему инструментальных средств организационно-экономического моделирования, опирающуюся на современную методологию организационно-экономического моделирования.
Другими словами, необходимо было развить методологию разработки организационно-экономических методов и моделей процессов управления промышленными предприятиями, а именно, проанализировать теоретические инструменты организационно-экономического моделирования, дать классификации организационно-экономических методов и моделей, разработать методологию организационно-экономического моделирования и теоретические основы системы инструментальных средств, включающих вероятностно-статистические модели и методы анализа данных, экспертные технологии разработки управленческих решений, нечеткие и интервальные модели, рассматриваемые с точки зрения их применения для повышения эффективности процессов управления промышленными предприятиями и их объединениями. В частности, следовало разработать концепцию нечисловых экономических величин и моделей, теорию построения рейтингов, вопросы использования индекса инфляции при анализе хозяйственной деятельности предприятия.
3.3.2. Провести организационно-экономическое моделирование процессов стратегического управления промышленными предприятиями, в частности, разработать новые технологии социально-экономического прогнозирования и дать рекомендации по их реализации, проанализировать проблемы горизонта планирования, целеполагания и дать характеризацию моделей с дисконтированием, рассмотреть организационно-экономическое моделирование при проектировании интегрированных производственно-корпоративных структур.
3.3.3. Дать системный анализ организационно-экономических моделей, предназначенных для использования в условиях неопределенности и риска, в частности, предложить классификации рисков, разработать методы системной оценки и анализа рисков, в том числе аддитивно-мультипликативную модель расчета рисков, проанализировать методологические проблемы построения моделей управления рисками.
3.3.4. Разработать организационно-экономические методы и модели в функциональных областях деятельности промышленных предприятий и их объединений, в том числе при решении задач информационно-аналитической поддержки процессов принятия решений при управлении промышленными предприятиями, в инновационном, инвестиционном и экологическом менеджменте, при выявлении предпочтений потребителей промышленной продукции и при управления материальными ресурсами промышленного предприятия, развить новые статистические методы и модели управления качеством.
Решению сформулированных задач посвящены научные монографии и статьи, основанные на них учебники. Исследования по организационно-экономическому моделированию координирует Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге.
3.3.1. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. – 576 с.
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html#books-13-econ
3.3.2. Орлов А.И. Прикладная статистика. – М.: Экзамен, 2006. - 671 с.
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html ... 9-prikstat
3.3.3. Орлов А.И. Теория принятия решений. – М.: Экзамен, 2006. - 576 с.
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html ... 1-teorresh
4. Чем помочь коллективам разработчиков новшеств?
Траектория инновационного проекта имеет три характерные точки: заявка со стороны разработчиков новшества, принятие решения о финансировании проекта, окончание внедрения проекта. Обсудим переход от заявки к решению о финансировании. Второй переход принципиальных сложностей не вызывает, поскольку методы управления проектами хорошо разработаны.
Судя по опыту МГТУ им. Н.Э. Баумана, в области высоких технологий коллективы разработчиков обычно сосредотачиваются на научно-технических проблемах новшеств, составляя календарные планы перехода к промышленному производству. Сроки и стоимость такого перехода коллективы разработчиков, как правило, приводят в своих заявках.
Однако маркетинговая составляющая заявки обычно проработана плохо. Не изучены предпочтения потребителей, сопоставление с разработками конкурентов является отрывочным, прогнозирование научно-технического прогресса и соответствующих изменений рынка не проводится. В результате отсутствуют как представление об объеме будущих продаж предлагаемого к реализации новшества, так и обоснование цены. Не анализируется структура потенциальных потребителей и функция спроса.
Объясняется недостаточная проработанность маркетинговой составляющей заявок очевидной некомпетентностью коллективов разработчиков конкретных новшеств в маркетинговых исследованиях. Такие исследования не относятся к их сфере деятельности и должны проводиться профессионалами-маркетологами, естественно, в сотрудничестве со специалистами в конкретной научно-технической области.
Если маркетинговые исследования показывают целесообразность дальнейшей проработки заявки, то следующим этапом является подготовка бизнес-плана, в котором, в частности, должен быть оценены различные характеристики общего экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов - социальные, экологические, технологические ... Практика показывает, что коллективы, занимающиеся научно-технической стороной заявки, не в состоянии самостоятельно разработать полноценный бизнес-план, поскольку такая деятельность не входит в круг их профессиональных занятий. Подготовкой бизнес-планов должны заниматься специалисты в области организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности.
С бизнес-планом можно обращаться к инвесторам. Для этого естественно использовать современные информационные технологии, относящиеся к «электронной коммерции». В МГТУ им. Н.Э.Баумана разработана структурно-функциональной схема бизнес-процессов Интернет-аукциона высоких технологий.
На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта - формирование, маркетинговые исследования, оценка эффективности, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта - используются разнообразные процедуры экспертного оценивания. Организовывать и проводить такие процедуры должны профессионалы в области теории и практики экспертных оценок.
Итак, для успешного осуществления инновационной деятельности, кроме научно-технических коллективов, предлагающих заявки к рассмотрению, и инвесторов, обеспечивающих финансирование, необходима структура, занимающаяся организационно-экономическим обеспечением. А именно, маркетинговыми исследованиями, подготовкой бизнес-планов, проведением экспертиз, использованием информационных технологий.
Подчеркнем ведущую роль «электронных» экономических связей субъектов инновационной деятельности, необходимость развития информационной культуры и цифровой культуры, роль мощного центрального игрока, обеспечивающего использование систем электронной коммерции и средств организационно-технологического обеспечения.
Подробнее:
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html#stats-15-innov ,
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html#stats-03-innia
2009-01-26