У истоков инженерной профессии
Ксения Боброва
29 апреля 1838 года родился Дмитрий Константинович Советкин – русский инженер-механик, изобретатель и педагог, основоположник отечественной теории и методики производственного обучения. С именем Дмитрия Константиновича мы связываем историю зарождения и развития русского метода обучения, который получил широкое распространение не только в России и был перенят учебными заведениями США и Западной Европы.
22-23 апреля 2024 г. в Бауманском университете прошла ХI Всероссийская конференция «Русская система обучения ремёслам. Истоки и традиции». Таким образом университет поддерживает интерес к истории вуза и его достижениям в деле обучения инженеров. Специалисты, собравшиеся на конференции, вспоминали Дмитрия Константиновича Советкина, его коллег и сподвижников, создавших русский метод обучения ремёслам и внёсших существенный вклад в становление технического обучения во всём мире.
Ещё в 1850-х годах, то есть в самом начале работы в Московском техническом училище (ИМТУ), на базе которого впоследствии возник один из ведущих технических вузов современной России — МГТУ имени Н. Э. Баумана, Д.К. Советкин начал разрабатывать систему обучения «механическим искусствам». В то время училище готовило механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов.
Суть «русского метода обучения ремёслам» заключалась в том, что наставник передавал знания подопечным не столько об изготовлении деталей, механизмов и машин, сколько обучал лучшим технологическим процессам. Идея «процессного подхода», обучения наилучшим приёмам выполнения, разделения процесса труда на операции и приёмы, из которых складывается работа, строилась на следующих основных принципах:
• изучение токарного, столярного, кузнечного, слесарного дела и других работ в порядке возрастания сложности;
• наличие учебных наглядных пособий, дополняющих устные инструкции, в виде моделей инструментов в увеличенном, как правило, в 6 раз, масштабе с указанием видов работ, для которых они предназначены;
• наличие коллекции измерительных инструментов с указанием областей и способов их применения.
Для практики студентов в МВТУ были организованы специальные мастерские, где для каждого вида работ создавалось оборудованное помещение. Здесь преподаватель занимался со студентами, погружая их в тонкости производственных процессов. Только ближе к концу обучения, овладев необходимыми навыками, учащиеся шли практиковаться в цеха. Еще на стадии изучения теории Д.К. Советкин предложил использовать наглядные пособия: модели, инструменты, образцы, формы, механизмы. Это было пока не теорией, а только приближением к ней, но помогало ученикам связать изучаемый материал с практикой и вникнуть в суть производственных процессов. Система обучения включала также организацию работ, наиболее рациональное размещение оборудования, управление персоналом, составление смет — всё, что могло понадобиться не только простому рабочему, но и будущему управленцу.
Учёный-мастер Советкин создавал новую систему обучения вместе со своими коллегами – мастерами по ИМТУ, среди которых был инженер-механик Алексей Платонович Платонов, руководитель МРУЗ и ИМТУ Александр Степанович Ершов, сыгравший в жизни Дмитрия Константиновича Советкина первостепенную, определяющую роль, ректор ИМТУ Виктор Карлович Делла-Вос. Среди тех, кто участвовал в создании русского метода, также были А.М. Михайлов, А.М. Марков, Г.И. Гослау, Ф.Д. Эдельман, профессоры А.В. Летников, Ф.Е. Орлов. В целом на создание новой системы потребовалось около двадцати лет.
В 1890-х гг. метод был развит русским инженером и промышленником, ректором Императорского технического училища Александром Павловичем Гавриленко, автором теории и методики подготовки рабочих Сергеем Алексеевичем Владимирским, в 1892–1902 гг. руководившим ремесленными и техническими училищами в Москве и Костроме, Густавом Юльевичем Гессе – инспектором Петербургского ремесленного училища цесаревича Николая.
Их общим трудом и стараниями были созданы первые учебные модели механизмов, представленные на выставках в Париже (в 1867 и 1878 гг.), Петербурге (в 1870 г.), Москве (1872 г.), в Вене (1873 г.), Антверпене (1878 г.) и Чикаго (1893 г.), которые были отмечены наградами и высокими оценками. Отдельным разделом на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. МРУЗ экспонировал «русский метод обучения ремеслам», состоявший в постепенном переходе от простых операций к более сложным, в освоении смежных ремёсел, в широком применении наглядных пособий и учебных моделей. Например, была представлена двенадцатисильная паровая машина, станки собственной разработки, новая конструкция динамометра. Большой интерес вызвали демонстрационные приборы по механике профессора А.С. Ершова, поскольку в то время это был основной фундаментальный и прикладной курс в технических школах. «Русский метод обучения ремеслам» был высоко оценен, удостоившись Почётного диплома, двух серебряных и трёх бронзовых медалей.
С 1870-х годов систему Д.К. Советкина позже стали внедрять многие технические училища России. В частности, она была принята почти во всех российских технических железнодорожных училищах, на её основе в Западной Европе и Америке открылись: в США — Бостонская школа Массачусетского технологического института, Слоуновская школа обучения ручному труду Вашингтонского университета и ряд других подобных учебных заведений; в Германии — Королевская школа механических искусств; во Франции — Парижская консерватория искусств и ремёсел и другие учебные заведения.
Признание пришло и к создателю системы Дмитрию Константиновичу Советкину. Он удостоился нескольких дипломов, стал почётным членом Парижской академии наук, вступил в Американский совет по образованию.
В 1885 году Д.К. Советкин покинул родной ИМТУ и стал первым директором Горного ремесленного училища имени И.С. Мальцова во Владимире. Незаурядные способности Дмитрия Константиновича проявились и на новом поприще: училище, которое возглавил учёный, освещалось керосиновыми лампами и свечами, но Дмитрий Константинович решил организовать освещение на передовом уровне. Закупив за рубежом динамо-машину, он использовал её как источник тока в электростанции, которая ещё долго существовала как резервная после присоединения училища к центральной электросети.
Работая во Владимире, Советкин продолжал совершенствовать и развивать свой метод обучения. Он значительно увеличил число учебно-производственных наглядных пособий. Уже в третьем классе под руководством наставников ученики изготавливали в мастерских училища универсальные ключи, труборезы, настольные тиски, сверлильные машинки и другие инструменты.
По ходатайству Владимирского губернского земского собрания за свою деятельность во Владимире Д. К. Советкин был награжден орденом св. Владимира 3 степени.
Труды Дмитрия Константиновича Советкина оказали воздействие на развитие профессиональной дидактики Западной Европы и Америки. «Русский метод обучения ремёслам» позже развил Фредерик Уинслоу Тейлор, американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента, привнеся в обучение производству науку. «Фредерик Тейлор выделял операции и определял нормативное время на их выполнение, а также исследовал наилучшие приёмы выполнения операций, чтобы повысить производительность и заработок рабочих. Таким образом, можно говорить о том, что «русский метод» был предтечей тейлоризма», - считает Сергей Фалько, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой ИБМ 2 «Экономика и организация производства».
В развитие идеи практического обучения можно назвать школу выпускника инженерно-механического отделения Императорского Московского технического училища Владимира Григорьевича Шухова, который занимался решением научных задач, беря за основу наиболее оптимальный способ, который, как правило, основывался на экономических критериях. Знаменитый архитектор Шухов учил будущих инженеров: прежде чем начинать проектировать что-то, необходимо поставить задачу на оптимизацию. Шухов привнёс научный подход в свои изобретения, занимаясь проектированием оптимальных с точки зрения экономики конструкций.
Один из главных его патентов – на «приборы для непрерывной дробной перегонки нефти» позволил в промышленном масштабе, при простейшей аппаратуре, получать высококачественный бензин. Еще один патент Шухова – гиперболоидные конструкции с сетчатыми оболочками – патент Шухова от 12 марта 1899 года. Знаменитая телебашня, построенная по этому патенту, является сверхпрочной, несмотря на небольшую материалоёмкость. Она создавалась по тем же критериям, что и другие изобретения великого инженера: для заданного уровня прочности и устойчивости создавались конструкции с минимальными затратами материала. В книге «Сто шедевров советского архитектурного авангарда» Шуховская, или Шаболовская башня занимает второе место среди 100 других архитектурных шедевров России XX века.
В числе последователей «метода МВТУ» – Эдуард Адамович Сатель, учёный в области машиностроения, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор, один из основоположников научной школы технологии машиностроения. Эдуард Адамович – создатель кафедры «Специальная технология», обучавшей специалистов в области производства вооружения и боеприпасов, с 1940 по 1963 год он руководил кафедрой М8 (ныне — СМ12).
Сегодня русский метод по-прежнему лежит в основе подготовки инженеров в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В вузе работают междисциплинарные научно-образовательные учебные центры, лаборатории, университетом налажено сотрудничество с ведущими производственными предприятиями. МГТУ им. Н.Э. Баумана готовит кадры для самых передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники России, приоритетных направлений развития экономики страны, занимая первые позиции в рейтингах российских вузов технического профиля.
29 апреля 2024
https://bmstu.ru/news/u-istokov-inzhenernoi-professii