Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Чт мар 28, 2024 11:50 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О дивном новом цифровом образовании
СообщениеДобавлено: Пн янв 04, 2021 2:58 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11265
Дистанционное обучение — вне школьных стен, в виртуальном пространстве и без учителей — активно навязывается российским детям именно благодаря коронавирусу

О дивном новом цифровом образовании. Часть I


Российское образование подвергается разрушительным реформам не первый год. Однако объявленная пандемия коронавируса стала мощным катализатором процессов, запущенных уже давно. Еще в 2009 году некий Дмитрий Песков (не путать с пресс-секретарем президента), сотрудник компании «Метавер» и один из разработчиков образовательных проектов для России, рассказал в телевизионном эфире о том, что он «точно знает», каким будет образование будущего. В частности, он заявил, что из образования будущего исчезнут учителя, поскольку их заменят «электронные тьюторы», что не будет учебников и оценок, да и вообще, «вся школа будущего — это будет преобразованная компьютерная игра, в которой границ между виртуальностью и реальностью не существует».

Заявляя о том, что он точно знает, каким будет образование в России, Песков не красовался и не делал аналитических прогнозов. Он озвучивал план действий, который последовательно осуществлялся и осуществляется до сих пор. План этот позже, в 2010 году, был представлен как форсайт-проект «Образование 2030», разработанный той же компанией «Метавер» и Дмитрием Песковым.

Проект вызвал бурю возмущения в обществе, поскольку содержал в себе еще целый букет идей, по степени безумия и разрушительности конкурирующих с заявлением о том, что школа превратится в виртуальную игру, а учителей заменят электронные тьюторы. Текст проекта был вычищен из официальных интернет-площадок, а сайт компании «Метавер» закрыт.

Однако громкий скандал с форсайт-проектом не помешал Дмитрию Пескову успешно двигаться вверх по карьерной лестнице. Он является одним из главных идеологов цифровизации российского образования. В 2018 году Песков стал спецпредставителем президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, руководителем центра компетенций направления «Кадры и образование» в национальной программе «Цифровая экономика 2024».

Так что у него и его соратников были и есть все возможности для реализации своих проектов. А у нас есть возможность отследить, как именно они их реализуют, и как им здорово помог в этом коронавирус.

Дистанционное обучение — то самое, которое пророчил нам Песков еще в 2009 году, говоря про образование вне школьных стен, в виртуальном пространстве и без учителей, — активно навязывается российским детям именно благодаря коронавирусу. Если бы не он, трудно представить, сколько лет понадобилось бы цифровизаторам, чтобы убедить граждан в нужности и полезности дистанта, и удалось ли бы это вообще.

Дистанционное обучение в свою очередь, как триггер, включает и все остальные, ранее осторожно подготовленные цифровизаторами узловые точки, позволяющие на полную катушку запустить систему нового образования.

Одной из этих узловых точек является…
Изгнание учителей из образования

Постепенное выдавливание учителей из образовательного процесса началось несколько лет назад.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 2012 году, когда вышли так называемые майские указы президента, согласно которым зарплата преподавателя должна была сравняться со средней зарплатой в регионе. Главы регионов и администрации учебных учреждений выполнили эти указы со всей разрушительной мощью, на которую способны: резко сократили штат учителей, одновременно урезая ставки оставшимся и принуждая их брать на себя двойную нагрузку.

Следующим шагом стала так называемая политика «омоложения кадров», осуществлявшаяся министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым, а потом и сменившей его на этом посту Ольгой Васильевой. В 2014 году Дмитрий Ливанов объявил, что омоложение кадров отныне становится одной из самых приоритетных задач его ведомства. Омолодить кадры — это значит сделать так, чтобы на место возрастных педагогов пришли молодые, не так ли? А что при этом должно произойти с возрастными педагогами? Правильно, их нужно изъять из учебного процесса.

Одним из инструментов выдавливания опытных учителей из школ стали Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) — новая система аттестации учителей. ЕФОМ представляют собой систему тестов, которые надо решить на время — этакий ЕГЭ для учителей. Система уже обкатывалась на пилотных регионах в 2018 году. Тогда тестированию подвергли 22 тысячи педагогов из 67 регионов, и оказалось, что половина педагогов математики и русского языка не справилась с тестами по своему предмету. Результаты этого эксперимента, широко растиражированные в СМИ, помогли убедить общество в том, что половина российских учителей в массе своей оказались профессионально непригодными.

Правда, у учителей сложилось свое мнение о системе тестирования. ЕФОМ вызвали резко негативную реакцию в педагогической среде. Учителя открыто называли эти тесты унизительными и абсурдными. Тесты оказались полны ошибок, а содержание заданий имело мало отношения к предмету. Педагоги были настолько возмущены этими тестами, что писали на листах большую букву «Х» и сдавали пустые бланки.

Доктор физико-математических наук Александр Иванов назвал эти тесты «гробом для нашего образования» — ЕФОМ исследовали не умение педагога передавать знания, а его скорость и способность решать тесты. «Эта система оценки приведет к тому, что школы потеряют важные кадры — опытных пожилых учителей, которые не смогут быстро написать тест», — писал он в 2018 году.

Но разве не этого хотели наши чиновники от образования, поставившие цель омолодить педсостав? Поэтому, несмотря на возмущение специалистов, Министерство просвещения объявило о решении сделать в 2020 году ЕФОМ обязательными.

Сергей Кравцов, бывший в 2018 году главой Рособрнадзора, пообещал сделать выводы о результатах тестирования учителей. А какие выводы должны были сделать учителя, прогнанные через эту унизительную процедуру и получившие низкие баллы?

Для того, чтобы безболезненно упразднить важнейшую для общества профессию учителя, ее надо обесценить. Важный шаг в этом направлении был сделан уже тогда, когда российские школы превратили в организации, оказывающие образовательные услуги. Учителя в этой системе фактически становятся обслуживающим персоналом — кем-то вроде официантов, которые обязаны сделать клиентов довольными. Уничтожение авторитета учителя разрушительным образом сказывается на всем образовательном процессе, поскольку не только воспитание, но даже сам процесс передачи знаний без априорного уважительного отношения детей к учителю становится невозможным. В последние годы с властных трибун вновь заговорили о возвращении школам воспитательных функций. Однако эти разговоры так и остались разговорами, никакими серьезными принципиальными делами они не были подкреплены. Учителей продолжают загонять в угол и всячески шельмовать.

В 2019 году депутат Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов предложил организовать для педагогов некую финансовую шкалу оценки их деятельности. «Учитель, который хоть раз был замечен в агрессии или в применении психологического и уж тем более физического насилия по отношению к ребенку, не должен получать те же деньги, что и педагог, который вкладывает в детей всю свою душу», — заявил он. Очевидно, что финансовая шкала предполагает и наличие шкалы оценок действий педагогов. В целом же депутат посетовал на то, что общеобразовательные учреждения стали рассадником жестокости и источником этой жестокости являются учителя.

Педагоги, все еще пытающиеся требовать от учеников дисциплины и учебы, выставляющие плохие оценки, рискуют подпасть под определение «психологических насильников». Согласно последним правовым определениям (к счастью, пока не ставшими нормами закона, но уже настойчиво фигурирующими в отдельных законопроектах) психологическое насилие — это любое причинение дискомфорта и неудовольствия детям.

Это унижающее достоинство учителей предложение нардепа Чернышова было широко растиражировано в СМИ. Видимо, чтобы до каждого учителя дошло, и чтобы никто из них не смел даже пытаться воспитывать детей.

В весенние месяцы 2020 года процесс уничтожения учительства в России перешел на новый уровень. В период пандемии учителя, вынужденные перейти на дистанционную форму преподавания, столкнулись с чудовищными трудностями как технического характера (с бесконечно зависающими, плохо разработанными электронными обучающими платформами), так и с принципиальным пониманием того, что дистанционно детей научить ничему невозможно.

Начало нового учебного года сопровождалось публикациями в СМИ о том, что из российских школ массово увольняются учителя. Так, например, в Калининградской области накануне 1 сентября уволились 318 учителей. Увольнялись в основном опытные, возрастные педагоги. Однако местные чиновники от образования вовсе не сокрушаются по этому поводу. На их место пришли молодые учителя, и теперь в Калининградской области с педагогическими кадрами все в порядке, заявила министр образования региона.

Ну, а самых стойких учителей, решивших остаться несмотря ни на что, выставляют за двери школ в приказном порядке. 14 октября мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в столице для защиты от коронавируса учителей старшего возраста и педагогов, страдающих хроническими заболеваниями, будет введен новый формат обучения: детей станут обучать студенты, а опытные учителя будут дистанционно осуществлять тьюторство или, говоря по-русски, станут наставниками для молодых педагогов.

Страдающие хроническими заболеваниями — это ведь не только учителя предпенсионного и пенсионного возраста. Хронические болезни часто встречаются и у людей средних лет. Видимо, власти Москвы решили полностью лишить детей возможности учиться у опытных педагогов.

Кстати, эта идея пришла в голову московским чиновникам отнюдь не в связи с эпидемией коронавируса. Еще в апреле 2019 года министр теперь уже просвещения Ольга Васильева посетовала на то, что педсостав, несмотря на объявленную политику омоложения, все еще никак не хочет омолодиться, и предложила дать возрастным учителям «значительно меньше часов преподавания» и сделать таких преподавателей наставниками для молодых. Это ее предложение смогло воплотиться через полтора года, когда благодаря «счастливому» пришествию коронавируса пожилых учителей удалось-таки выдавить на заслуженную «удаленку».

А как же дети будут получать знания, спросите вы? А знания детям вообще не нужны, говорят цифровизаторы! Школа знаний должна превратиться в школу навыков, заявил еще один гуру цифровизации всея Руси Герман Греф.

Вот как выглядит школа его мечты, он увидел ее в США и теперь намерен переформатировать российские школы именно под такой идеал. В этой волшебной школе… «Выкинули знания. Над знаниями работают только сами ученики. В школах практически нигде нет столов. У каждого ученика есть самый дешевый компьютер. База данных со всеми электронными учебниками», — заявил Греф.

Какое в этой школе место занимают учителя? Почти никакого, так как отслеживанием посещаемости, работы на уроках и проверкой знаний занимается система искусственного интеллекта, включающая камеры слежения, компьютеры и другое оборудование.

Учитель здесь играет роль, скорее, надсмотрщика. Теперь становится понятно, почему наши власти легко готовы передать весь процесс обучения детей в руки студентов. Потому что для того, чтобы быть надсмотрщиком, не надо обладать ни знаниями, ни умением передавать эти знания детям.

Знаменательно, что про новую школу, в которой учителя будут практически не нужны, Греф рассказывал на семинаре директоров школ Подмосковья в 2017 году. Он так ярко, так увлеченно описывал им счастливое цифровое будущее, что они, похоже, не поняли, что в этом будущем им место не предусмотрено.

Итак, опытные учителя, знакомые с советской системой образования, уже выдавливаются из школ. Вместо них должны прийти новые люди, обладающие новой цифровой идеологией, которых не испугает роль надсмотрщиков и не покоробит наблюдение за тем, как дети, прикованные к компьютерам, гаджетам, тотально погруженные в виртуальное пространство, стремительно деградируют и психически разрушаются.

Чтобы новые «педагогические» кадры исповедовали правильную идеологию, Герман Греф плотно занялся их подготовкой.

В июле 2020 года благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и семь педагогических вузов России — среди них Московский городской педагогический университет, Институт педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и несколько региональных вузов — объединились в консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании» для разработки «технологий выращивания личности» и подготовки нового поколения учителей.

Среди тех, кто будет определять стратегию действий консорциума, значится член экспертно-стратегического совета фонда Исаак Фрумин, научный руководитель Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ). Он же по совместительству долгое время являлся представителем Всемирного банка в области образования. Не секрет, что ВШЭ давно и активно сотрудничает с Всемирным банком и, в сущности, занимается тем, что внедряет разработанные им технологии и подходы в российское образование.

Процесс подготовки новых, вооруженных цифровой идеологией педагогических кадров, осуществляемый под чутким руководством Всемирного банка, начался в августе этого года.

Но Греф занят не только оцифровкой умов будущих педагогов. Сейчас компания «Сбер» при поддержке Министерства просвещения активно внедряет свои образовательные онлайн-платформы в российских школах. И делается это не на ограниченное время карантина, а навсегда.

22 октября на сайте РАНХиГС было опубликовано интервью с вице-премьером Татьяной Голиковой, которая заявила о судьбе дистанционного образования в России буквально следующее: «Какое место дистанционное образование должно занять в школе: это должно быть постоянной частью процесса, или войти в федеральный образовательный стандарт, или это реагирование на сиюминутную ситуацию? Я являюсь сторонником первого подхода. Я считаю, что дистанционное образование должно найти место в обычной жизни».

Как мы видим, высокие представители российской власти вовсе не считают дистанционное образование ни вынужденной, ни временной мерой, так же как и изгнание учителей из школ не является проявлением заботы об их здоровье.

Ну, а чтобы до конца показать, насколько точно сбываются слова пророка цифровизации Дмитрия Пескова, предсказавшего нам скорое явление электронных тьюторов, расскажем о совсем некрупном, на первый взгляд, событии. В октябре 2020 года на сайте московской мэрии появляется новость о том, что в Московской электронной школе (МЭШ) есть теперь новый сервис — виртуальный помощник «Яндекс.Репетитор», который «поможет ученикам самостоятельно готовиться к единому и основному государственному экзамену и всероссийским проверочным работам». Электронный репетитор будет не только проверять уровень подготовки школьников, но и предоставлять им знания по тому или иному предмету.

МЭШ — это такой «инновационный» проект правительства Москвы, в рамках которого цифровые технологии в образовании обкатываются на московских школьниках. Обкатанное в Москве потом, как правило, внедряется и в других регионах.

Итак, мы видим, как напророченное нам цифровизаторами изгнание учителей из учебного процесса и превращение нормальных школ в виртуальные сбывается буквально на наших глазах. Чем это все чревато, во что превратится учебный процесс в новом цифровом мире? Какими видят наших детей цифровизаторы и какое будущее им готовят?

https://rossaprimavera.ru/article/334ebf10

Жанна Тачмамедова / Газета «Суть времени» / 21 ноября 2020
Когда наблюдаешь за выступлениями цифровых гуру, первое, что бросается в глаза, — это характерная дегуманизирующая риторика, которую они постоянно используют в своей речи
О дивном новом цифровом образовании. Часть II
Сэмюэл Дженнингс. Эскиз к Свободе, демонстрирующей искусство и науку, или Гений Америки, поощряющий эмансипацию чернокожих. Ок. 1791–1792 гг.
Сэмюэл Дженнингс. Эскиз к Свободе, демонстрирующей искусство и науку, или Гений Америки, поощряющий эмансипацию чернокожих. Ок. 1791–1792 г.
Тотальный контроль за учениками и учителями

Пророки дивного нового цифрового мира уже давно пытаются поставить всю жизнь человека под цифровой контроль. Они пишут для этого специальные законы, но общество противится этим законам. Они активно рассказывают гражданам в СМИ о радостях бытия в цифровом аквариуме, но граждане продолжают желать свободы. Тогда цифровизаторы начинают оцифровку жизни осторожно, по частям, на региональном уровне, через отдельные сферы жизни государства.

Одной из таких сфер стало образование. Основными застрельщиками и идеологами тотального цифрового контроля над российскими детьми оказались все те же организации: Высшая школа экономики, Сбербанк и Агентство стратегических инициатив (АСИ — некоммерческая организация, созданная правительством РФ), в котором одно из направлений возглавляет Дмитрий Песков (еще раз напомним, не следует путать этого Дмитрия Пескова с пресс-секретарем президента).

Когда наблюдаешь за выступлениями этих цифровых гуру, первое, что бросается в глаза, — это характерная дегуманизирующая риторика, которую они постоянно используют в своей речи. Она неслучайно именно такова, она свидетельствует о наличии особенного цифрового мировоззрения, формирующего очень специфическое отношение к людям. В дальнейшем нам не раз придется в этом убедиться.

«Каждый воспитатель детского сада, каждый учитель, каждый завуч, каждый директор школы должен быть измерен. На каждом уроке, каждом курсе и каждый день. Прозрачность, транспарентность и измеряемость процесса обучения, всё должно быть поставлено через измерители», — заявил на встрече с директорами школ в 2017 году Герман Греф.

Следить за преподавателями и учащимися будут в первую очередь через видеокамеры, которые станут «мерить в автоматическом режиме степень вовлеченности в работу преподавателей. Камера может считать, сколько минут вы провели в коммуникации со смартфоном, а сколько слушали преподавателя», — рассказывает Дмитрий Песков. Вот так система контроля сделает виноватыми сразу всех. Учащийся уткнулся в телефон? Виноват и он, и преподаватель, который не смог интересно преподнести материал.

В своем рвении надзирать за детьми Д. Песков идет еще дальше. Оказывается, в скором будущем результат образования будет «достоверно устанавливаться путем снятия данных непосредственно с коры головного мозга». Песков называет это «новой искренностью». По его мнению, это полностью поменяет процесс образования в будущем.

Тут важно отметить, что измерять цифровизаторы намерены не только и не столько добросовестность преподавателей и уровень знаний учеников. Как раз знания, по мнению Грефа, замерять не надо. Он уже давно и не раз высказывался за то, чтобы отменить систему оценок и экзаменов, поскольку это, по мнению Грефа, невротизирует учащихся (а тотальная слежка не невротизирует?)

Не только оценки не нужны, знания, собственно, тоже. «Навыки важнее, чем знания», — заявил Греф на той же встрече с директорами. Понятие «знания» все больше заменяется понятием «компетенции». Их цифровизаторы намерены измерять, причем в постоянном режиме.

Очень сильно цифровизаторов интересует возможность измерения «социального и эмоционального интеллекта». Что именно имеется в виду под этими терминами, хорошо написано в документах, касающихся образования, разработанных Всемирным банком и другими глобальными международными структурами. Ведь именно они разрабатывают концепции и идеи для всех этих господ говорящих голов из Сбербанка, ВШЭ и прочих. Но об этом позже.

Согласно пособию Всемирного банка, разработанному для измерения навыков, в ходе образовательного процесса нужно оценивать «социально-эмоциональные навыки, личностные и поведенческие и установочные, такие как: открытость, сознательность, экстраверсия, покладистость и невротизм (или его противоположность, эмоциональная стабильность), добросовестность».

В целом, Всемирный банк и наших цифровизаторов интересует вся эмоциональная сфера жизни человека и то, как он принимает решения. Эта информация на протяжении всей жизни будет мониториться, собираться и заноситься в так называемый «паспорт компетенций».

Все заявленные выше цели отнюдь не являются мечтами о будущем. Они активно реализуются уже сейчас. Так, в школах Пермского края и некоторых других регионов уже устанавливаются камеры слежения, способные распознавать эмоции детей.

В регионах власти проявляют чудеса воображения в создании способов сбора персональных данных детей, так называемых электронных портфолио и множества разнообразных других досье. А собирать биометрические данные у детей Сбербанк начал уже в 2015 году, внедряя в российские школы проект «Ладошки» — систему оплаты школьных обедов, использующую вместо денег и банковских карт отпечаток рисунка вен на ладони ребенка.

«Ключевой тренд в мире называется демократизация информации. Мы начинаем жить в абсолютно прозрачном мире», — говорит Герман Греф.

Демократизация информации по Грефу — это когда за всеми повсюду наблюдают камеры слежения. И все должны покорно идти вслед за трендами. Ведь «трендам нельзя сопротивляться, в них надо встраиваться», — объясняет Греф. Так в какие же тренды нас толкают, или иными словами, зачем цифровизаторам нужна тотальная слежка и сбор всей информации о человеке?
Цели глобализации образования
Индивидуальные траектории — тотальное неравенство образования

Зачем глобализаторам образования нужна пожизненная и всеобъемлющая слежка за людьми? На встрече с учителями Подмосковья Герман Греф рассказывал учителям о том, что тотальная слежка за людьми — это проявление технологического прогресса, которому бесполезно сопротивляться.

При этом он обронил интересную фразу, во многом раскрывающую цели цифровизаторов. «Если мы не измеряем, мы не управляем», — сказал он.

То есть дело не в некоем безличном «прогрессе» или «тренде». Дело в том, что есть некие «мы», которым нужно управлять. Рассмотрим, кто такие «мы», и как именно будет осуществляться управление.

Все идеологи цифровизации образования в один голос твердят о том, как важно вводить в образование систему «индивидуальных траекторий» в обучении.

Так, например, идею «индивидуальной траектории обучения» активно продвигает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он утверждает, что в скором будущем искусственный интеллект будет оценивать каждого ребенка и подбирать ему индивидуальный план обучения.

Наверное, всем при этих словах подумалось, что ИИ будет оценивать интеллектуальные способности ребенка и подбирать тот набор и форму знаний, которые ему по силам. Возможно, на первый взгляд, такая модель может показаться целесообразной, но если вглядеться в нее серьезно, то можно увидеть некоторые очень недобрые черты.

Во-первых, само по себе разделение детей на некие группы по их способностям уже содержит в себе предпосылки к кастовости. И далее мы покажем, как далеко зашли цифровизаторы в своих намерениях разделить детей по их способностям.

Во-вторых, такой подход не способствует собственно развитию детей. Потому что сегодня та или иная задача ребенку не по силам, а завтра он с ней справится. Если сейчас он знает, что его сверстники эту задачу решили, и понимает, что и он сможет, если будет стараться, он станет прилагать усилия, он будет тянуться вверх.

А может быть, он с ней справится, если ему поможет учитель, живой, способный увидеть в глазах ребенка сомнения, умеющий подобрать для объяснения верные слова именно для него. Может быть, учитель вдохновит ребенка, поможет ему взлететь, даст возможность поверить в свои силы.

Быть может, учитель пробудит у ребенка интерес к предмету. А сделать это можно только если в учителе в самом горит огонь любви к своему предмету.

Всего этого не сможет сделать искусственный интеллект. Он не сможет привить ребенку любовь и интерес к предмету, потому что сам ничем этим не обладает.

Но главное заключается в том, что у нынешних цифровизаторов образования и нет цели помогать детям. Новые реформаторы вовсе не намерены создавать образование, нацеленное на интересы детей и родителей. Более того, исходить из интересов государства они тоже не намерены.

Индивидуальные траектории для учеников будут создаваться, исходя из интересов бизнеса, корпораций.

Так, например, в модели авторов проекта «Образование 2030» запрос на образование кадров формируют в первую очередь крупные корпорации, причем международные. По мнению специального представителя президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, цифровое дистанционное образование станет «глобальным кадровым пылесосом».

Песков описывает этот процесс примерно так: пока дети и студенты будут обучаться на цифровых образовательных онлайн-платформах, последние будут тщательно собирать информацию о каждом обучающемся. Далее работодатели будут давать заказы на детей с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками. Например, захотелось какой-нибудь корпорации заполучить мальчика, который «хорошо понимает в физике твердого тела, с прогрессирующим английским языком и не очень большими жизненными запросами. Система делает скоринг и выбирает: есть такой, ему 12 лет, и он живет в Индии или в Монголии. И какой-нибудь фейсбук берет и выкупает 12-летнего монгольского парня на работу в Фейсбук и 6 лет его эксплуатирует по полной программе», — сообщает Песков.

«Мы это называем у себя на внутреннем сленге «возвращение работорговли», — говорит, нисколько не стесняясь этого сленга, советник президента Дмитрий Песков. Да, важное дополнение: помимо системы ИИ, которая оценивает ребенка, его еще будут отслеживать социальные сети — ну чтобы раб был с гарантией качества.

Несколько другой образовательный подход он назвал «узаконенная работорговля». На официальном языке она называется «модель инвестиций в таланты», но на своих лекциях господа цифровизаторы не стесняются все называть своими именами.

В этих статьях мы будем много цитировать цифровизаторов, поскольку говорят они вещи порой настолько чудовищные, что трудно поверить, что их кто-то вообще позволяет себе высказывать, и что делают это не фашиствующие маргиналы, а люди, активно участвующие в трансформации нашей системы образования и гордящиеся тем, что их проекты методично и последовательно проводятся в жизнь.

Вернемся к описанию системы подготовки рабов цифрового образования. Суть «узаконенной работорговли», по мнению Пескова, заключается в следующем: в США (а теперь и в России) прогрессивные бизнесмены решили, что инвестирование в людей тоже может быть прибыльным. Они создали площадки, на которых молодежь должна «выставлять себя на биржу». И если работодатель посчитает кандидата достойным, оценит его способности зарабатывать много, то он оплачивает юноше или девушке обучение, а тот после обучения обязуется выплачивать определенное количество лет из своей заплаты «20–40% заработка».

«Стали появляться первые биржи талантов. Мы прогнозируем, что в ближайшие 10–15 лет появятся первые людиардеры, у которых портфель в миллиард долларов, но он в людях измеряется», — заявляет Песков.

Вам кажется, что это всего лишь смелая игра словами про рабство и работорговлю? Кстати, выражения типа «человеческий капитал», которые так любят представители ВШЭ, тоже из той же оперы. Ведь капитал всегда кому-то принадлежит, не правда ли? Но далее мы покажем, что наши цифровизаторы от образования всерьез мыслят такими и гораздо более зловещими категориями.

А для начала обратим внимание на то, как описывал главцифровизатор идеального корпоративного «раба». Особенно — на выражение про «небольшие жизненные запросы». Это выражение он использовал не случайно.

Согласно образовательному проекту Пескова, корпорации-работодатели формируют некие запросы к системе образования, согласно которым она, эта система образования, и должна готовить кадры. Среди прочих есть, например, «запрос на управляемость». И этот запрос включается в те самые индивидуальные образовательные траектории для школьников.

Поэтому, когда вы снова услышите красивые слова про «индивидуальные траектории», то надо понимать, что возможно, кто-то уже присмотрел, как эффективнее «по полной программе эксплуатировать» вашего ребенка, как воспитать в нем нужные работодателю качества и подавить ненужные. Это поможет вашему ребенку вписаться в систему «узаконенного рабства» и быть удобным рабом для людиардера.

Но тут у вас может возникнуть вопрос: если учителей не будет, то кто будет формировать у детей нужные для корпораций послушность, невысокие запросы и правильную мотивацию?

Для начала детьми займутся «виртуальные тьюторы и менторские сети». А потом придет эра всеобщей «геймификации и тотальной игры». Именно игра должна стать доминирующим «воспитательным» фактором в системе образования. Социальные навыки будут формироваться симуляторами, сообщает Песков.

Помимо того, что технология «индивидуальных траекторий» создана для обслуживания интересов международных корпораций (она и разрабатывалась глобальными международными структурами — Всемирным банком, например), она еще заточена на то, чтобы лишить детей равного доступа к достойному образованию. Это логично, ведь корпорации любят считать деньги и не будут вкладываться в тех, в кого невыгодно. На то и нужны индивидуальные траектории. Талантливую молодежь ждет страшная судьба — с раннего юношеского возраста попасть в рабство и быть нещадно эксплуатируемыми людиардерами и принадлежащими им корпорациями.
Дешевые человеческие роботы — обслуживающий персонал, рабочие

Итак, тех детей, которых машина посчитала талантливыми, ждет участь рабов корпораций. А что ждет остальных? Есть еще одна категория нужных людиардерам работников. Это люди рабочих специальностей. Таких понадобится немного, поскольку их тоже во многом заменят роботы. Вот, например, корпорация «Тесла» уже тестирует автомобили, полностью управляемые искусственным интеллектом. Профессия «шофер», по мнению цифровизаторов, скоро будет упразднена за ненадобностью. Таким же образом исчезнет множество других профессий. Мелочиться форсайтщики тут не будут. Они ведь даже профессию учителя намерены заменить роботом-тьютором. А эта профессия как никакая другая требует участия человека и проявления человечности.

Знаний рабочим давать не нужно, считают цифровизаторы. Их научат простым рабочим и социальным навыкам за несколько месяцев. Если раньше сварщик обучался в колледже несколько лет при помощи мастера, то «теперь качественный сварщик учится роботом за полгода», — говорит Песков.

Он рассказал о том, что трансформация профтехобразования в России проводится через систему «Вордскиллс», «которую мы в стране сегодня массово внедряем, она во много опирается на симуляторы».

Не только обучать, но и контролировать рабочих будут механические роботы. Каким образом это будет происходить, Песков показал на примере технологии, которую использует компания «Боинг». «Если эта технология сборки узлов, которую, как я знаю, использует „Боинг“, это система Oculus Rift — система дополненной реальности, которая просто показывает [рабочему], подсвечивает все элементы, которые он делает. И сейчас они купили стартап в области компьютерного зрения, который должен визуально оценивать уровень усилия, с которым он завернул болт. Вот если они это сейчас в Oculus Rift встроят, то фактически у них получается очень дешевый производственный робот высочайшего класса, только человек. Мы сейчас шутим, что в этой системе остался только один шаг — это система мотивации путем прямого электрического стимулирования мозга», — говорит Песков.

У процесса цифровизации все больше выявляется одна его главная черта: он четко направлен в сторону дегуманизации. Естественно ли он туда влечется или его кто-то направляет, мы не знаем. Мы просто видим, что идеологи цифровизации, не только наши, но и западные, активно используют риторику расчеловечивания.

Видеть в человеке вещь, предназначенную эффективно служить хозяину, — значит исповедывать, мировоззрение рабовладельца. Так что словечки вроде «узаконенное рабство», «возвращение работорговли» цифровизаторы используют вовсе не шутки ради, сколько бы они при этом не улыбались. Ибо они под это свое мировоззрение выстраивают всю систему образования.

Дешевых человеческих роботов Песков еще любит называть «людьми одной кнопки» или «одномерными людьми». Для них предусмотрены «наставники образовательного пространства, которые говорят „копаешь от забора и до рассвета“. Почему? Потому что так надо», — сообщает Песков. На язык рабовладельца он уже перешел, но еще не до конца. Надсмотрщиков он все еще называет «наставниками образовательного пространства».

Копающие ученики (ученики?) не должны знать, что и для чего они копают. Им вообще нельзя давать никаких знаний, ибо знаниевый сегмент предусмотрен для описанной выше аудитории корпоративных интеллектуальных рабов. Для разных видов учеников «должны быть разные модели [обучения], которые нельзя и вредно смешивать… Это принципиально две разные аудитории. Первая аудитория — аудитория одной кнопки. Никогда не будет пользоваться сервисами, где надо чего-нибудь выбирать. Им надо вот то, что им сказали, посадили, а еще лучше заставили», — сообщает Песков.

Бизнесу нужны «дешевые человеческие роботы», поэтому цифровизаторы сейчас по всей стране разрушают систему профтехобразования, в которой подростков все еще считали людьми и пытались давать им какие-то теоретические знания, развивать их. Вместо системы, готовящей высококвалифицированные рабочие кадры, по всей стране массово внедряется упомянутая Песковым система «Вордскиллс», в которой открыто заявляется, что процесс обучения рабочих не должен продолжаться дольше 5–6 месяцев.

(Окончание следует.)

https://rossaprimavera.ru/article/4e28d650

Жанна Тачмамедова / Газета «Суть времени» / 28 ноября 2020
Управление судьбой детей и их обучение в соответствии с требованиями рабовладельцев будет начинаться еще до их рождения
О дивном новом цифровом образовании. Часть III
Бетье Саар. Человек-френолог докапывается до Солнца и Луны. 1966
Бетье Саар. Человек-френолог докапывается до Солнца и Луны. 1966
Ненужные люди

Оказывается, что и детям, которые станут корпоративными рабами, и тем, кого купят в качестве дешевых роботов, еще повезло с судьбой. Потому что есть еще и те, кто не получил счастливую возможность стать нужным «людиардерам».

На тему ненужных детей, которые потом станут ненужными людьми, господин Песков много может сказать и говорит. По его мнению, из 145 миллионов человек, живущих в России, только 10 вносят вклад в ВВП страны. Все остальные граждане — это «ненужные люди», для которых искусственно создаются рабочие места. И активно внедряемые Песковым искусственный интеллект и роботизация приведут к тому, что огромное число людей будет выброшено на улицу — они тоже станут ненужными. «Базовый ответ на это: мы загоним их всех в виртуальную реальность, дадим им делать виртуальные карьеры, и они там, как в Матрице, будут жить, развиваться и существовать. Вопрос в том, что надо на что-то есть всем этим людям», — жалуется Песков.

Вариант выдавать «ненужным» людям даже мизерные деньги на еду, как это предлагают некоторые экономисты, ему тоже не нравится. «Ненужных» людей надо правильно эксплуатировать, чтобы не жалко было их кормить.

Обратите внимание на риторику этого человека. «Загоняют» — животных. Господин Песков, похоже, вообще не видит в людях людей, он явно не против того, чтобы отнять у них настоящую жизнь, волю, свободу и даже сознание. И погрузить их в состояние, которое страшнее рабства, страшнее нацистских лагерей.

Эта нацистская риторика используется человеком, главным по цифровизации при президенте РФ. И его планы по трансформации образования сейчас вовсю воплощаются в жизнь. Это он разрабатывает образовательные проекты для «ненужных» детей.

Кстати, эта самая «матрица» тоже прописана в образовательных форсайтах Пескова. По его мнению, в недалеком будущем будут создаваться «массовые виртуальные миры» и «цифровая копия мира». Видимо, именно в них будут погружены дети (и взрослые). В проекте «Образование 2030» рассказывается о «новых моделях школьного образования, не привязанных к зданию и занимающих ребенка в режиме 24/7», а также о «распространении „глобальных классов“». А если мы вспомним слова цифровизаторов о «тотальной геймификации» образовательного процесса, то становится понятно, чем именно будут занимать «ненужных» детей в режиме 24 часа 7 дней неделю.

Ну и, конечно, если, по мнению Пескова, «ненужным людям» даже денег на еду давать не стоит, то логично, что не надо тратиться на то, чтобы давать им достойное образование.

Согласно проекту «Образование 2030», бумажные учебники должны исчезнуть из свободного оборота в ближайшие годы. «Печатные учебники запрещены по соображениям здоровья и экологии. Учебники распространяются как дистрибутивы. Появляется сетевое издательство „NEO-Просвещение“», — написано в проекте. Запрет на бумажные книги по соображениям вреда для здоровья вкупе с предложением читать журнал «Нео» (аллюзия к фильму «Матрица») выглядит как очень циничное и жестокое издевательство.

Для тех, кто еще надеется, что детей в этих виртуальных школах всё же будут чему-то учить, мы приведем слова с официального сайта АСИ (Агентства стратегических инициатив, возглавляемого Песковым), описывающие новое образовательное будущее. В АСИ считают, что очень скоро произойдет «расслоение школ на „элитные“, в которых будет доступна новая педагогика, и массовые, которые приобретут функцию безопасной „камеры хранения“, куда родители сдают детей, чтобы про них забыть».

Ненужных детей загонят в виртуальную реальность, где они будут общаться с виртуальными тьюторами и сутками играть в компьютерные игры. Родителям и обществу к этому моменту расскажут, что это и есть образование. Ведь нам уже объяснили, что компьютерные игрушки — это спорт.

И сидеть они в этой виртуальной реальности будут всю свою жизнь. По-цифровизаторски это называется life-long обучение (life-long по-русски — «пожизненное»). «В образовании мы используем подход полного жизненного цикла. Идеология жизненного цикла нам безусловно близка, мы ее исповедуем», — сообщает Песков. Жизненный цикл начинается не с рождения ребенка, а еще раньше. Ребенок попадет в лапы форсайтщиков еще будучи в утробе матери, ведь они уже приготовили для него пренатальное образование.

О том, что представляет собой пренатальное образование, мы расскажем позже. А пока отметим, что эту идею пожизненного образования, как и многие другие идеи форсайтщиков, сейчас повторяет за Песковым уже и Министерство просвещения.

Тут очень важно понять, что с какими бы горящими глазами ни твердили как заведенные свою «идеологию» цифровизаторы, они самым циничным образом в нее не верят и загонять в виртуальные миры будут не всех. «Образование будущего разделится на два вида: „компьютерное“ — оно будет дешевым, и „человеческое“ — оно будет дорогим, потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут только дорожать», — говорит Песков.

Для своих детей элита найдет школы и живых учителей. И получать там будут хорошие, фундаментальные знания. И уж точно они близко не позволят подойти к своим детям адептам нового образования, возжелавшим сформировать еще с младенчества удобного для корпораций раба.
Дивный виртуальный мир

Поскольку не все захотят жить 24 часа в сутки 7 дней в неделю в этом новом дивном цифровом имитационном мире, то ключевым фактором его существования станет мотивация, считают цифровизаторы. Каким образом они намерены мотивировать людей жить в Матрице? Думаете, путем убеждения? Много чести для корпоративных рабов и человеческих роботов. Для них есть более «прогрессивные» методы.

Вообще, к интеллектуальным рабам и однокнопочным людям нужен разный подход не только в обучении, но и в способах мотивации. Как говорит один из главных цифровизаторов, «заставление становится очень важным мотиватором»

Развивать мотивацию к образованию цифровизаторы будут, воздействуя на тело человека через «медицину и устройства биологической обратной связи». Эти технологии называются красивым словом «фитнес». Фитнес поможет контролировать психофизическое состояние человека. Первыми ласточками уже стали разнообразные фитнес-браслеты, считывающие физиологические показатели человека. Показатели легко загружаются в интернет, а далее контролировать их будут некие виртуальные тьюторы.

Но недостаточно только считывать физические и психические (о них мы рассказали в предыдущем разделе) показатели функционирования человека.

Для управления психофизическими состояниями нужны не только технологии биологической обратной связи, но и нейро-интерфейсы, считает Песков.

Чтобы это осуществить, «будет объективировано понятие „измененные состояния сознания“. То есть прямая работа с подсознанием. Например, ваших операторов. Там, где происходит быстрое принятие решений, в первую очередь у военных, работы психофизиологов в первую очередь показывают, что подсознание видит вещи, которое сознание не видит», — говорит Песков.

Для описания устройств биологической обратной связи Песков приводит пример разработки военными специальных биноклей, которые считывают подсознательные реакции человека: «Ваш взгляд этого не ухватывает, но на подсознании вы это видите. У вас происходит анализ, бинокль посылает сигналы, и за счет обратного анализа из подсознания у вас эти потенциальные точки опасности подсвечиваются красным».

Оставим в стороне этот красочный прием с биноклем. Просто зафиксируем: некое устройство уже отслеживает ваши подсознательные импульсы и не просто фиксирует, а предпринимает дальше некие ответные действия. Мозг и инструмент входят в систему положительной обратной связи, причем инструмент общается с вашим подсознанием помимо вашего сознания, то есть помимо вашей воли. Все это Песков рассказывал еще в 2013–2014 годах. С тех пор развитие технологий продвинулось значительно дальше.

Вот, например, какими успехами делятся исследователи из Пенсильванского университета на страницах журнала Digital Trends в 2019 году. Им удалось вживить в мозг крысы электроды, которые «стимулировали определенные области мозга, чтобы сообщить животным о местонахождении выхода».

Крыс поместили в темный лабиринт, так что они не могли найти выход при помощи зрения. А вживленный электрод стимулировал отдельные нейроны, помогающие крысам обнаружить выход в темном лабиринте. Крысы «чувствовали», где именно выход расположен. «Животные способны воспринимать стимуляцию мозга наравне с природными чувствами. Исследователи намерены адаптировать технологию для человека и открыть мир новых ощущений. <…> Главным достижением команды была демонстрация того, что животное действительно использует данные нейроинтерфейса для поиска пути. Причем делает это так же естественно, как если бы речь шла об одном из базовых чувств», — пишет журнал Digital Trends. Суть эксперимента в том, что некое устройство сообщает крысам определенные чувства, которые побуждают их совершать те или иные действия.

Итак, нас ждет «мир новых ощущений» или, как говорит Песков, нас ждет мир, где измененные состояния сознания станут нормой. А погружать нас в эти миры будут некие корпорации в своих целях.

А вот эксперимент уже не над крысами, а над людьми. В 2011 году в апрельском номере журнала Nature был описан эксперимент нейробиолога из Университета Нью-Мексико (США) Винсента Кларка. Он обнаружил, что транскраниальная стимуляция мозга постоянным током (transcranial direct-current stimulation, tDCS) улучшает способность к обучению.

Группа испытуемых играла в игру, в которой нужно было замечать объекты, спрятанные и плохо видные на фоне сложного ландшафта. Всем участникам на протяжении 30 минут игры стимулировали правую сторону мозга посредством приложенного электрода. Стимулировали током величиной 0,1 мА. «Они обучались быстрее, но у них нет никаких предположений или внутренних ощущений насчет того, почему это происходило», — говорит Кларк.

Исследователь считает, что подобный механизм поможет разделить механизмы обучения и сознания.

Эксперименты по воздействию током на определенные участки мозга учеными проводятся давно. С помощью стимуляции током глубинных участков мозга можно вызвать у человека яркие воспоминания, настолько яркие, что человеку может казаться, что он вновь проживает ситуацию прошлого. Человек может слышать голоса, звуки, чувствовать запахи. Такие воздействия уже невозможно осуществить путем прикладывания электродов к голове — устройства нужно помещать внутрь черепной коробки.

Стимулируя определенные зоны мозга, можно вызывать у человека определенные чувства, можно подталкивать его к определенным поступкам и, наоборот, удерживать от них.

В 2007 г. исследователи Фелипе Фрейни из бостонского Центра неинвазивной стимуляции мозга и Паоло Боджо из Университета Маккензи (Сан-Паоло, Бразилия) выяснили, что воздействие током на область выше виска делает человека нерешительным, склонным к избеганию рискованных действий.

Какова основная черта этих технологий? Они все действуют помимо воли человека. Они внушают человеку не его эмоции и чувства. Он принимает решения не на основе собственного опыта, собственных переживаний, а благодаря внешнему вмешательству, благодаря подменам.

И если кому-то кажется, что речь все еще идет о неких технологиях, которые просто должны встать на службу людям, помочь им развить некие способности, а уж он-то, человек, обладающий сознанием и волей, всегда будет контролировать машины, то мы дадим слово лидерам в области разработки подобных нейроинтерфейсов, у которых совсем другой взгляд на то, как именно должно осуществляться взаимодействие машины и человека.

Вот, например, директор лаборатории Media Lab в MIT (Массачусетский технологический университет) Дзеити Ито уверен, что люди должны отказаться от контроля за ИИ и работать над созданием системы, в которой машины и люди объединены.

А вот известный предприниматель, инженер и миллиардер Илон Маск пошел еще дальше. Рассказывая о том, какая благодать наступит для людей, когда они начнут вживлять в голову чипы и вообще всячески сольются с машинами, он заявил:

«Вы не можете быть умнее суперкомпьютера, а раз не можешь победить — присоединись… Подавляющая часть нашей разумности станет цифровой… Это та же разница, как сейчас между корой головного мозга и периферийной нервной системой, у которой нет ни сознания, ни понимания того, какого черта творит мозг… Она просто устает, голодает, сердится и приказывает мозгу с этим справиться».

О чем Маск говорит? Он говорит о том, что некий суперкомпьютер будет относиться к человеческому мозгу, к сознанию так же, как кора головного мозга относится к периферийной нервной системе. Сознательная жизнь человека, его волевые решения, его управление собой и своими поступками осуществляются посредством процессов, проходящих в коре головного мозга, в центральной нервной системе.

Периферийная нервная система находится в подчинении у центральной. То есть Маск говорит о том, вся эта сознательная жизнь человека будет передана в управление суперкомпьютера. И если очистить его мысль от лукавого тумана, то, в сущности, он озвучил формулу «не можешь победить — подчинись».

Вот об эту формулу разбивается вся болтовня о том, какие суперспособности подарят человеку развитие ИИ и вживление в голову чипов. Ибо если человек отказывается от свободы воли, то для него гордиться наличием каких-то способностей так же смешно, как рабу гордиться тем, как быстро и легко он теперь умеет чистить конюшни своего хозяина. Или с какой скоростью он будет нажимать на кнопочки, выполняя команды хозяина.

Принципиальная особенность статей, рассказывающих и о чипах для крыс, и о том, как воздействие на мозг помогает лучше учиться и не испытывать неправильных эмоций, заключается в том, что в них с восторгом говорится о том, как все эти открытия помогут человеку управлять механизмами, но сама суть этих экспериментов заключается в том, что в них механизмы управляют людьми.

Нет, мы вовсе не разделяем идеи сингулярности (идея о том, что ИИ в конечном итоге поработит или вытеснит людей) и не считаем, что машины вскорости превзойдут по развитию людей и подчинят их себе. Но зато мы знаем, как люди умеют использовать машины, чтобы подчинить себе других людей. И сейчас развитие технологий дошло до такого уровня, что подчинение человека может обрести тотальный характер — такой, какого не было в сколь угодно жестокие времена рабовладения. Ведь даже рабам оставляли право иметь собственное сознание и собственные эмоции.

В своих лекциях Песков не раз упоминал о том, что система ИИ поможет даже создавать «виртуальные тюрьмы». Чем отличается виртуальная тюрьма от реальной? Тем, что первая будет контролировать сознание человека. Технологии вполне будут способны насильственно удерживать человека в виртуальном пространстве.

Важно понимать, что все эти технологии попали в руки людям, с радостью пользующимися терминологией «узаконенная работорговля», «лишние» и «ненужные люди», а также «одномерные люди одной кнопки». Именно эти люди занимаются созданием образования для российских детей.

Управление судьбой детей и их обучение в соответствии с требованиями рабовладельцев будет начинаться еще до их рождения. Уже сейчас корпорации вкладывают сотни миллионов долларов в так называемое «пренатальное обучение» (вспомним лозунг форсайтщиков о том, что система образования должна сопровождать человека на протяжении всей жизни), сообщает Песков. Он считает это направление образования весьма перспективным.

Ну а чтобы получить наиболее гарантированный результат и выточить себе совсем идеальных рабов и дешевых роботов, форсайтщики намерены использовать «новую евгенику», под которой они подразумевают «распространение технологий генетического анализа», «целенаправленного конструирования будущего своих детей до их рождения». Когда вы читаете описание тех или иных черт образовательного форсайта от цифровизаторов, вы всегда должны иметь в виду, что основными заказчиками образования они видят бизнес, корпорации, причем международные. Так что в описании того, как будет «целенаправленно конструироваться будущее своих детей до их рождения», слово «родители» отсутствует, на наш взгляд, не случайно.

Когда слушаешь, как форсайтщики с горящими глазами переслушавших курсы личностного роста сектантов рассказывают о дивном новом цифровом будущем, кажется, что им место скорее в сумасшедшем доме, а не у руля реформ образования. Однако тот же Песков, описывая технологии нейроинтерфейсов, часто избегает раскрывать подробности их использования, заявляя, что это слишком «страшно» и что он сам не хотел бы жить в таком будущем.

Но если сам он не готов к такому будущему, тогда почему же он столь активно его создает? Когда форсайтщикам задают вопросы о том, откуда столько цинизма и разрушительности в их проектах, они кокетливо заявляют, что они всего лишь прогнозируют будущее, что они просто здорово и точно умеют это делать.

Но одновременно с этим господин Песков заявляет, что за то, что спроектированное ими будущее сбывается с высокой точностью, ответственны они сами, так как много и активно над этим работают. Вся эта распоясавшаяся нелюдь прекрасно понимает, какое будущее она строит. Просто она его строит не для себя, не для своих детей. Итак, некоторые черты новой системы образования мы описали. Теперь посмотрим, как она реализуется в России.

ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/article/44ae21fd


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB