Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вс янв 05, 2025 3:48 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: «Учиться упорнейшим образом»
СообщениеДобавлено: Чт дек 19, 2024 11:07 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11650
«Учиться упорнейшим образом»
18.12.2024

Первая же пятилетка ленинско-сталинской индустриализации в острейшей форме поставила вопрос подготовленности кадров – от наркомов до цеховых станочников. Для того и развернулась в Стране Советов культурная революция по ленинским предначертаниям.
Генеральный секретарь партии коммунистов Сталин твердо ставил задачу: надо «обеспечить себя втрое, впятеро больше инженерно-техническими и командными силами промышленности, если мы действительно думаем осуществить программу социалистической индустриализации СССР». VIII съезд ВЛКСМ, проходивший весной 1928 г., требовал от молодого поколения «овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков – специалистов-энтузиастов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, – такова теперь задача». А что значит «учиться упорнейшим образом»? Это не время забав и имитаций, а всепоглощающий Труд по добыче знаний, честный и бескорыстный, с раннего детства, со школы, развитие которого потом переходит в служение ко благу Народа, Отечества.
Как при Сталине складывалась система образования в СССР? Об этом и пойдет речь.
Никаких давлений на школьников не было, но с преподавателей строго взыскивалось за результаты трудового процесса обучения. Наркомы просвещения РСФСР при Сталине подписывали соответствующие приказы. Петр Тюркин (1937–1940) 4 сентября 1939 г. в Приказе Наркомпроса №1235 констатирует, что в ряде отделов Наробраза имеют место дутые проценты успеваемости, «влекущие очковтирательство», что толкает учителей на снижение требований к учащимся, а у самих учащихся вызывает безответственность. Категорически «нетерпим перевод в следующие классы неподготовленных учащихся». А приказ Владимира Потемкина (1940–1946) от 25 января 1944 г., №52, – запрещающий «неправильную и вредную практику оценки работы школы и учителей на основе средних процентов успеваемости учащихся». Решительно устранялось «всякое давление на преподавателей в оценке успеваемости учащихся».
Приказы, в каком-то смысле, «насильственные», но абсолютно верные, ибо главный их смысл в том, что хорошая Учеба – это результат хорошего Труда. Не хочешь пока трудиться – оставайся на второй год, чтобы подтянуться. Если поймешь. А не поймешь – так двоечником и оставайся – такое тебе и определится место в обществе.
Школа при таком, заложенным Сталиным, подходе обеспечивала высокий уровень образования. ЮНЕСКО при ООН рейтинги тогда по уровню образования странам еще не давало – давать начали только с 1980 г., но вот что по поводу запуска СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли сказал будущий президент США Джон Кеннеди: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». А вот что отметил в своей записке доктор Чарльз Мэндерс (Исследовательская служба конгресса США): «Сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство – это достижение, которое не знает равных в современной истории… Преподавание – хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США – 3,5%, в Великобритании 2,5–3%)… Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов… Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе – они добьются похожих результатов».
Так что же представляла собой советская система образования, о которой так говорили на Западе, и методы которой были заимствованы как в Японии, так и в других странах? Советское образование базировалось на следующих основных принципах.
Первое. Всеобщая доступность, все дети находились в равных условиях, учебники в школьной библиотеке выдавались бесплатно, были доступны абсолютно всем. Учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех, а общественный статус и материальное положение родителей никак на результаты в школе не влияли.
Второе. Наличие мощного стимула у детей к учебе. В Советской школе был мощный ряд ведущих предметов: русский язык, математика, физика, химия, биология. Была для качественного образования еще и синхронизация получаемых знаний по разным предметам: факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики, и т.д. Новые понятия и термины вводились, таким образом, параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей картину мира, дополняли которую еще и дисциплины, дающие о нем представление целостное, системное. Полученные знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было впоследствии воспитать специалиста почти по любому профилю; хорошо учившийся ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания.
Третье. Упор делался не только на обучение, но и на воспитание, советская школа охватывала свободное время ученика, интересовалась его увлечениями. Кроме обязательной программы, регулярно проводились факультативы для желающих, занятия по дополнительным дисциплинам были бесплатными и доступными для всех, у кого было время и интерес их изучать. Бесплатные математические кружки, кружки любителей словесности, секции, которые были обязательными, почти не оставляли времени на бесцельное времяпровождение, совокупность всех факторов порождала огромный стимул к учебе, без которого советское образование не было бы таким эффективным.
Четвертое. Согласно Приказам об успеваемости, в учебе для получения хороших знаний приходилось трудиться, заработать отличный результат иначе было просто невозможно. Двоечника могли оставить на второй год, но это был не только позор перед другими детьми, но и мощный стимул взяться за учебу. Причем слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами – в системе шефства и опеки отличник брал его под свое попечение и занимался, пока двоечник не добьется успехов. Что для сильных детей было тоже хорошей школой: чтобы объяснить предмет другому ученику, им приходилось детально прорабатывать материал, самостоятельно учиться, применять оптимальные педагогические методы. Система шефства, вернее помощи старших младшим, воспитала множество советских ученых, педагогов, которые впоследствии стали лауреатами престижных международных премий.
Пятое. К личности учителя в советской школе предъявлялись высокие требования, преподавать шли люди, окончившие вузы и имевшие внутреннее призвание обучать детей. Педагог – это образ с высоким социальным статусом, учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоконравственных людей, на которых нужно равняться – что было в почете. Учителя имели сравнительно высокие зарплаты даже по сравнению с квалифицированными рабочими.
Шестое. Востребованность получивших хорошее образование кадров и четкая вертикальная согласованная система всех звеньев: начальная, средняя школа, техникум, вуз, аспирантура, докторантура. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования, общая программа должна быть усвоена всеми. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в вуз, где была материальная поддержка студентов – стипендии составляли почти треть от средней заработной платы страны. А обязательное распределение после института – хоть и воспринималось порой не очень (если не туда, куда хотелось бы) – гарантировало работу и востребованность полученных знаний и навыков.
Были ли недостатки? Были. Характерных – два.
Первый. Да, система всеобщего обязательного образования в СССР превосходила системы образования зарубежных стран по широте тематического спектра и глубине изучения предметов, в особенности: математики, физики, химии, других отраслей естествознания. Но на основе среднего образования, очень высокого качества, вузы СССР давали студентам знания не непосредственно прикладного характера, а большей частью фундаментального: упор был на теорию, а не на практику. С отсутствием связей полученных знаний с жизнью. Курсы под названием «Введение в специальность» в своем большинстве не освещали глубоко проблематики.
И второй. Хотя в сталинские и даже постсталинские года это было не очень нужно – рассчитывали, прежде всего, только на себя, но плохое, точнее, неправильное обучение иностранному языку: советские школьники без каждодневной практики так и не могли разговаривать на иностранном языке, даже в пределах бытовых тем, хотя прекрасно знали грамматику.
Однако сталинская система образования все равно, несмотря на последовавшие определенные перекосы, обеспечивала высокое качество образования. По данным ЮНЕСКО, даже в 1990 г. уровень образования в СССР значился на третьем месте в мире.
И теперь о том, как складывались эти перекосы-извращения в послесталинский период, приведшие в итоге к катастрофе. Катастрофе как СССР в целом, так и в системе образования, где воцарилась та самая идеология, что «все покупается, чтобы срубать больше бабла».
Хотя начиналось все так безобидно, даже по-доброму чутко. В мире спокойная обстановка, и у поколения, достигшего всего своим тяжелым трудом и преодолением выпавших жизненных тягот, совершенно естественно возникло чувство большой заботы о своих детях, наследниках; желание оставить им радость счастливой мирной жизни. И если самим им, образно говоря, выпало только трудиться, «пахать» и бороться – а начинать это многим приходилось в 18, а то даже и в 16 лет, то для своих детей хотелось, чтобы они жили беззаботно и счастливо, и смогли подольше «поучиться»…
Что, в каком-то смысле, и порождало некоторую тенденцию освобождать своих детей и внуков от напряженного производительного труда, сделать этим их жизнь праздником, при котором они, хотя бы некоторое время и пусть только за счет собственных родителей, но жили бы все же уже за чужой счет. Что воспитывало и в родителях, и в детях чувство собственной исключительности, «элитарности», более «равными» становились дети партократии – «те, кто равнее», получали места в лучших заведениях. Многие физико-математические, языковые школы, таким образом, стали вырождаться в «элитарные», откуда уже нельзя было нерадивого ученика просто так убрать, поскольку его папа был «большой человек». Происходило изменение социальной структуры общества, изменение психологических взаимоотношений и соотношений в нем, и вот как, к примеру, менялось число специалистов в народном хозяйстве (в млн чел.)
Категория 1941 1955 1965 1975
С высшим 0,909 2,184 4, 891 9, 477
Со средн. спец. 1, 492 2, 949 7,175 13,319
Что привело к тому, что в 1980 г. было 12 миллионов с девальвированным «высшим образованием» – СССР уже в 4 (!) раза превосходил США по числу дипломированных инженеров. Хотя, если объективно, в 70-е и 80-е гг. экономике совершенно не требовалось такое их количество, а поскольку в стране была еще и абсолютно ликвидирована безработица, то штаты многих научных институтов оказались раздуты. Исследования 1970-х показали, что труд не менее 55% научных работников не имел абсолютно никакой творческой отдачи.
Но зато так формировалось элитно-образовательное сословие, немалочисленный слой «специалистов» – индивидуалистов, с несравнимо высоким, как им казалось, интеллектом. Они, именно они, во многом стали сначала «идейным костяком» диссидентского движения, потом «электоратом» перестройки и ельциноидами, а потом просто «реформаторами», многие из которых находятся во власти до сих пор… Безнаказанность двоечников, перекрашенных в троечников, стала заражать и часть тех, кто сначала занимался добросовестно, в некоторых школах хорошистам и даже троечникам стали вручать липовые медали. Стал покупаться аттестат. Затем диплом. Потом и диссертация. Так чему удивляться, что многие из таких липово-дипломированных двоечников сегодня занимают руководящие посты? Хотя Сталин еще в начале 30-х гг. о подобном предупреждал: «Некоторые товарищи думают, что на руководящие должности на фабриках, на заводах можно выдвигать лишь партийных (в данном случае как бы липово-дипломированных. – Г.Т.) товарищей. Нечего и говорить, что нет ничего глупее и реакционнее такой, с позволения сказать, «политики»…

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

https://sovross.ru/2024/12/18/uchitsya- ... m-obrazom/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB