Правовые вопросы экологических экспертиз
Профессор, доктор технических наук А.И.Орлов
Кафедра экологии и права Московского государственного института электроники и математики (технического университета)
При подготовке решений в области экологии и рационального природопользования постоянно проводятся разнообразные экспертизы. Так, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ предусматривает экологическую экспертизу с целью установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям. Эксперты отвечают на вопрос о допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Эта работа проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы незаконным является осуществление намечаемой деятельности, в частности, ее кредитование и финансирование.
Экспертизы проводятся в отношении не только намечаемой, но и идущей хозяйственной или иной деятельности. Речь идет об оценке воздействия деятельности промышленных предприятий на окружающую среду, об экологическом аудите, о проверке выполнения экологических требований в отношении конкретных партий продукции. При экологическом страховании эксперты относят конкретное предприятие к той или иной группе риска. В разделах государственных стандартов и технологических регламентов, посвященных контролю экологических требований, зачастую предусмотрено проведение экспертиз. Список областей применения экспертиз легко продолжить [1].
Почему необходимо использовать экспертизы? Почему недостаточно применения технических средств измерения? Во-первых, только человек может обобщить разнообразные свойства рассматриваемой деятельности и предложить обоснованное решение. Во-вторых, в ряде конкретных ситуаций применимы только органолептические методы контроля. Дегустатор – это человек, а не прибор.
Важные для практики правовые вопросы возникают при формировании конкретных методик экспертиз. Вполне естественно, что в правовые документы высокого уровня такие методики не включаются. В уже упомянутом Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (статья 7) разработка, пересмотр и утверждение порядка и регламента проведения государственной экологической экспертизы, соответствующих нормативно-технических и инструктивно-методических документов возлагается на федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы.
Конкретные нормативно-технические и инструктивно-методические документы в области экспертизы составляют те или иные лица, сотрудники организаций, которым поручена разработка рассматриваемых документов. Как правило, отсутствуют научные и производственные контакты с теоретиками в области экспертных оценок, с академическими организациями и вузами. Вполне естественно, что в утвержденных документах могут быть те или иные недостатки и ошибки, в том числе грубые. Однако эти документы имеют нормативно-правовую силу, конкретные экспертные комиссии обязаны им следовать. Разумно ли выполнять ошибочные правила, даже если они имеют правовую силу?
Первый правовой вопрос в области экспертизы – оптимальное распределение вопросов экспертизы между рассматриваемыми в нормативно-правовых документах и свободно решаемыми каждой конкретной экспертной комиссией. Другими словами, необходимо установить, что решать «по закону» и что – «по понятиям».
Второй правовой вопрос в области экспертизы – как обеспечить научную обоснованность принимаемым нормативно-правовым документам? Очевидно, необходимо правовыми средствами обеспечить привлечение и участие с правом решающего голоса академических организаций вузов, а также непосредственно ученых-теоретиков в области экспертных исследований. Следующий шаг – финансовое обеспечение этого решения.
Аналогичная ситуация с возможными ошибками в нормативно-правовых документах имела быть в области статистического контроля качества продукции. С начала 1970-х годов в нашей стране разрабатывались государственные стандарты в этой области. В связи с обнаружением в них грубых ошибок 24 из 31 государственного стандарта по статистическим методам были отменены в 1986-87 гг. (перечень стандартов и описание ошибок приведены в работе [2]). На первых страницах стандартов с грубейшими ошибками стояло «несоблюдение стандартов преследуется по закону». В настоящее время стандарты постепенно лишаются правовой силы, их переводят в методические документы.
С чем было связано появление грубых ошибок в десятках государственных стандартов? С деятельностью одного-единственного человека, заведующего сектором в ВНИИстандартизации, который считал себя специалистом, объективно не являясь таковым. Схема разработки и принятия стандартов была такова, что по своему служебному положению указанное лицо контролировало весь бизнес-процесс и десятилетиями игнорировало критику специалистов.
Литература
1. Экология / Под ред. С.А.Боголюбова. – М.: Знание, 1999. – 288 с.
2. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы (обобщающая статья). – Журнал «Заводская лаборатория». 1997. Т.63. No.3. С. 55-62.
2003 год
|