Контроллинг в цифровой экономике
Фалько Сергей Григорьевич
Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана
Исполнительный директор НП «Объединение контроллеров»
Проф., д.э.н.
www.controlling.ru; www.ibm2.ru Новые вызовы контроллингу в период цифровизации предприятий
• Контроллинг должен в период перехода к цифровизации помогать менеджменту сохранять эффективность системы управления предприятием и постепенно интегрировать новые показатели, производные от цифровизации:
- количество «кликов» или «откликов»(сообщений)
- Conversion Rate ( отношение общего числа совершенных транзакций к общему числу посещений web узла (обращений к узлу) за данный период;
- Net promoter score (индекс приверженности клиентов товару или компании, то есть готовность совершать новые покупки)
• Контроллинговые процессы должны протекать быстрее и менее затратно
• Чтобы получать экономические выгоды от резко увеличившегося потока разнородных данных контроллинг должен формировать новые форматы предоставления данных
• Для извлечения пользы из этих данных нужны новые комплексные методы анализа и новые программные продукты (традиционных BI систем недостаточно)
• Цифровизация существенно влияет на профиль ролей контроллеров ( компетенций)
Необходимо трансформировать систему контроллинга под цифровое будущее
Цифровые технологии
• Интернет вещей
• Искусственный интеллект
• Blockchain (распределенные базы данных; цепочки блоков транзакций)
• Сloud computing (облачные вычисления— модель обеспечения удобного сетевого доступа по требованию к некоторому общему фонду конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных и т.п.)
• Big Data (большие объемы информации, в том числе слабоструктурированных или вовсе не структурированных, которые обрабатываются с высокой скоростью)
«Несущие» опоры новых бизнес-моделей
• Ценность для клиента: какую пользу для клиентов и/или партнеров принесет предлагаемые предприятием продукты и услуги.
• Архитектура (цепочка) создания добавленной стоимости: нужно объяснить какие продукты и услуги и от кого получает клиент, на каких рынках они будут предлагаться и какие каналы коммуникации предполагается использовать.
• Модель расчета доходов и расходов: какой будет структура и что будет выступать в качестве драйверов доходов и расходов в новой бизнес-модели по сравнению с традиционной.
Примеры новых бизнес-моделей
• Сервисная модель: переход от продажи машин или программных продуктов к оплачиваемым услугам.
• Модель общей платформы: предлагается платформа общего пользования для обмена продуктами, услугами и информацией с использованием четко оговоренных каналов коммуникации. Примерами таких общих платформ могут быть услуги по 3D печати, электронные торговые площадки, технологические платформы для совместных разработок и т.п.
• Модель продажи компетенций: многие компании обладают компетенциями в области разработки технологий, процессов и продуктов, которые можно трансформировать в виртуальные формы и продавать в качестве консалтинговых и/или обучающих услуг.
• Модель на основе баз данных: существуют возможности генерировать доходы на основе сбора и структурирования различных баз данных. Модель может включать не только первичный сбор и продажу данных, но и проведение анализа с целью дальнейшего практического применения, например, выбор наиболее эффективного времени
Профиль компетенций «цифрового контроллера»
Профессиональные компетенции
• Процесс контроллинга
• Инструменты контроллинга
• Модели расчета затрат и выручки
• Показатели результативности и эффективности
• Системы управления
• Организация службы контроллинга
Бизнес-компетенции
• Знание и понимание отрасли и рынков
• Бизнес-модели
• Принципы организации и работы платформ
• Риск-менеджмент
• Проектный менеджмент
• Право, этика и комплайнс (предупреждение противоправных действий)
• Менеджмент изменений
Аналитические компетенции
• Business Intelligence (BI)
• Business Analytics (BA)
• Эконометрика, статистика
• Основы программирования
• Визуализация данных
• Dash board (отражение метрик)
IT-компетенции
• IT -архитектура
• IT –технологии
• Управление базами данных
• Принципы организации и работы платформ
• Языки программирования
• Управление документооборотом
Личностные компетенции
• Собственная инициатива
• Коммуникационные способности
• Ориентация на клиента
• Тщательность и точность
• Логическое мышление
• Способность работать в команде
• Способность выносить большие нагрузки
Шансы и риски цифровизации для контроллинга и контроллеров
Шансы
-автоматизация процессов контроллинга и высвобождение ресурсов
-работы с большими объемами данных позволяет выявить стратегические потенциалы успеха
-контроллеры получают возможность больше времени уделять стратегическим задачам
Риски
-огромные инвестиции в инновационные технологии могут не окупиться
- культура предприятия часто медленно меняется и есть риски сопротивления сотрудников
-предприятие может потерять много времени на выявление и разъяснение компетенций и ответственности
Спасибо за внимание!
falko@controlling.ruwww.controlling.ru www.ibm2@ru