Уважаемые участники научного семинара Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге (ЛЭММК)!
Очередное 85-е заседание научного семинара ЛЭММК состоится 15 марта (четверг) 2012г. с 14.00 до 16.00 в ауд. 511МТ.
Повестка дня:
1. ФИОНОВ А. Доклад по кандидатской диссертации «Разработка методов управления проектами создания и эксплуатации конверсионных ракет-носителей в условиях неустойчивости среды».
2. ПРОКУДИН В.Н. Доклад по кандидатской диссертации «Разработка организационно-экономических методов управления стратегическим потенциалом современного инновационного университета на основе контроллинга» (автореферат диссертации и презентация доклада прилагаются).
Заявки на выступления просьба отправить по адресу
murvicky@mail.ru (Муравьевой В.С.)
На заседание научного семинара ЛЭММК приглашаем всех желающих.
С материалами лаборатории можно познакомиться в Интернете по адресам:
http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.htmlviewtopic.php?t=528Информация о конференциях и публикациях:
viewtopic.php?t=530В МГТУ им. Н.Э. Баумана действует пропускная система, потенциальных участников семинара из внешних организаций просим заранее позаботиться о пропусках (тел(499)267-02-22 Шарненко Николай Петрович).
Ученый секретарь ЛЭММК
к.э.н. Муравьева В.С.
11 марта 2012г.
На правах рукописи
Прокудин Владимир Николаевич
РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ КОНТРОЛЛИНГА
Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством: менеджмент»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва – 2012
Работа выполнена на кафедре «Менеджмент» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Защита состоится « » 2012 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.141.21 в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана по адресу: 105005, Москва, 2 я Бауманская ул., д.7, ауд. 511. Тел.: 8(499)267-02-22.
Ваш отзыв на автореферат в одном экземпляре, заверенный печатью, просим выслать по указанному адресу.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана.
Автореферат разослан «___»__________2012 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета,
канд. экон. наук, доцент Н.Ю. Иванова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Россия располагает одной из самых крупных и авторитетных систем высшего профессионального образования (ВПО) в мире. Текущий период становления и развития рыночных отношений в экономике Российской Федерации вызывает необходимость модернизации системы российского ВПО в соответствии с требованиями общемировой тенденции перехода к экономике инновационного типа. Но в условиях транзитивной экономики, вследствие неблагоприятной демографической ситуации в стране, активных процессов информатизации общества, быстро изменяющейся ситуации на рынке труда, кризисных явлений и глобализации мировой экономики, ожесточилась конкурентная борьба между ВУЗами. В этих условиях современные Образовательные структуры (ВУЗы высшие учебные заведения, НУК – научно-учебные комплексы, УИНК учебно-инновационные научные комплексы, филиалы, факультеты, кафедры) должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, создавать и развивать свой Стратегический потенциал адекватно целям и внешним реалиям.
Первая группа факторов, повлиявшая на выбор темы исследования, трансформации, происходящие в системе ВПО под воздействием изменений общественно-политической жизни. Современное ВПО находится под мощным давлением со стороны инновационно развивающейся экономики и культуры.
Вторая группа обстоятельств вызвана к жизни тем, что модернизация отечественного ВПО происходит в условиях мирового экономического кризиса, что негативным образом влияет на эффективность использования всех видов ресурсов и определения приоритетов развития, а в итоге на результативность процесса реформ.
Третье – повышение эффективности менеджмента в ВУЗах идет по пути создания систем поддержки принятия решений (СППР), которые строятся на информационных технологиях, с выработкой долгосрочной стратегии, основанной на анализе ключевых показателей результативности (КПР).
Четвертая группа, предопределившая практическую значимость исследования, – «непрозрачность». Информация о ВУЗах мало дает представления об их конкурентоспособности потребителям ОУ. В тоже время, академическая общественность лишена возможности влиять на распределение финансовых потоков и оценку эффективности их использования, как на уровне системы ВПО (отраслевой, региональной, федеральной, международной), так и на уровне каждой Образовательной структуры.
Совершенствование управления современным ВУЗом, с учетом перечисленных факторов, предполагают необходимость, как теоретических исследований, так и принятия практических мер по стратегическому управлению отечественными ВУЗами. Эти обстоятельства и определяют актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности проблемы. За последние годы накоплен существенный теоретический и практический опыт стратегического управления в российских ВУЗах. Свидетельством чему является неослабевающий поток публикаций соответствующей тематики в научной литературе (работы Б.Л. Аграновича, В.С. Акопова, А.Е. Балабанова, И.Б. Гуркова, С.П. Капицы, А.Я. Кибанова, А.К. Клюева, А.А. Колобова, В.В. Кочетова, С.П. Курдюмова, Б.Г. Литвака, Д.С. Львова, Г.Г. Малинецкого, Г.И. .Мальцевой, Л.М. Мартынова, И.Н. Омельченко, А.И. Орлова, А.П. Панкрухина , В.С. Побыванца, Ю.П. Похолкова, Д.В. Пузанкова, В.А. Садовничего, Р.А. Фатхутдинова, И.Б. Федорова, В.Н. Федосеева и др.). В их трудах рассмотрены проблемы взаимосвязей института образования и общества в целом; изменений в системе и содержании образования, в зависимости от изменений в обществе; состояние ВУЗовской науки, формирование на ее базе УИНК; ценностные ориентации преподавателей и студентов; роль образования в формировании социальной структуры общества и др. Одним из основных направлений реализации концепции реформирования отечественной системы ВПО является совершенствование системы управления образовательным процессом на основе использования современных методов и инструментов менеджмента.
Теоретические и методологические проблемы, а также возможность применения контроллинга в управлении деятельностью предприятий активно исследуются в работах многих отечественных и зарубежных авторов, среди них: И. Ансофф, А. Дайле, Н.Г. Данилочкина, П. Дракер, К. Друри, С. Донел, В.Б. Ивашкевич, Р.С. Каплан, А.М. Карминский, В. Кнауп, Г. Кунц, Левин Л.Ф., П.Р. Нивен, Д.П. Нортон, В.В. Марущенко, О.Е. Николаева, Н.И. Оленев, Е.Г. Ойхман, У. Оучи, Э. Майер, Р. Манн., Г.И. Мальцева, Г. Минцберг, В.Ф. Палий, А.Г. Примак, К.А. Рассел, С.Г. Фалько, Х.Й. Фольмут, Дж. Фостер, Дж. Шанк, Л.Д. Шеремет, Г. Шмален, Д. Хан, П. Хорват, С.Я. Юсупова
Проблемам создания и эксплуатации автоматизированных систем, в рамках информационной образовательной среды посвящен ряд работ: Е.Н. Архипова, А.В. Балдин, А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, Д.В. Гмарь, В.В. Крюков, Р.А. Луговой, Л.М. Мартынов, М.Ф. Меняев, К.С. Солодухин, К.И. Шахгельдян, А.Ю. Филиппович, В.М. Черненький, А.В. Цветков и других исследователей. Актуальность, важность проблем, рассматриваемых авторами, и их практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования, его структуру и круг решаемых задач.
Целью исследования является разработка и апробация модели управления Стратегическим потенциалом ВУЗа с позиций теории контроллинга и ее организационно-методического обеспечения, что позволит оценить специальность и направление развития Образовательной структуры на предмет перспективы повышения конкурентоспособности и необходимости, в соответствии с ней, изменения объема предложения ОУ на рынке. Реализация поставленной цели требует решения конкретных задач, определивших этапы исследования, включая следующие:
1) исследование существующих подходов и тенденций построения систем стратегического управления, особенностей процесса формирования и развития Стратегического потенциала в российской и зарубежной практике;
2) формирование комплексного подхода к повышению конкурентоспособности Образовательной структуры, обоснование возможности и целесообразности использования в управлении современным ВУЗом методологии Контроллинга стратегического потенциала;
3) разработка инструментария управления Образовательной структурой, адекватного специфике современного ВПО, в виде комплекса:
– информационной модели системы КПР Стратегического потенциала ВУ-За;
– рекомендаций по выбору стратегии и тактики развития Стратегического потенциала, адекватных стадиям жизненного цикла Образовательной струк-туры;
– принципов разработки системы КПР, с учетом специфики рынка ОУ, ста-дий жизненного цикла Образовательной структуры и потенциальных потре-бителей ОУ на этих стадиях;
4) создание механизма формирования экономической эффективности оперативного управления Инновационным университетом на основе данных системы КПР;
5) разработка рекомендаций по организационному обеспечению практической реализации контроллинга стратегического потенциала в информационной управляющей системе «Электронный университет» МГТУ им. Н.Э. Баумана;
Область исследования. Диссертационное исследование проведено в соответствии с п. 15.15 и 15.17 по направлению «Менеджмент» паспорта специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством».
Объектом исследования является Инновационный университет, как система, состоящая из всех его КПР (на примере факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана). Подобные системы характеризуются сложностью, высокой информационной насыщенностью, неопределенностью жизненного цикла, в условиях риска функционирования на рынке ОУ. В качестве предмета исследования выбраны теоретические, методологические и практические проблемы разработки, внедрения, применения Контроллинга стратегического потенциала и система, характеризующих его показателей.
Теоретической и методологической базой исследования послужили основополагающие работы отечественных и зарубежных авторов в области управления ВПО, контроллинга, инновационного и стратегического менеджмента, социально-экономических проблем рыночного реформирования образовательной сферы. Методологическую основу диссертационной работы составили общенаучные методы исследования, а именно: системный, логический и сравнительный анализ, синтез, группировка, сравнения и обобщения. Разработанные в диссертации принципы и подходы к построению системы управления Стратегическим потенциалом ВУЗа, базируются на концепции и инструментарии контроллинга, эконометрики, а также методологии системного анализа и структурно-логического моделирования.
В работе использовались данные о результатах обследования систем управления в отечественных и зарубежных университетах, ресурсы глобальной информационной сети Internet, а также официальный статистический, аналитический материал, изложенный в учебно-справочной литературе, методических пособиях, специализированных изданиях; материалы научных конференций; статистическая информация электронных баз данных и периодической печати; конструкторская документация и бухгалтерская отчетность.
Научная новизна результатов исследования (в соответствии с поставленными в работе задачами) заключается в разработке и обосновании теоретических положений, методов и инструментария Контроллинга стратегического потенциала. Решение комплекса организационных и методических вопросов, на основе жизнециклического подхода, интегрированного в единый механизм, будет способствовать рыночно-ориентированному и экономически обоснованному развитию современного, Инновационного университета. Применение теоретико-методологических положений концепции контроллинга, учет особенностей организационно-экономических отношений на рынке ОУ, позволило получить следующие результаты, имеющие научную новизну и представляющие предмет защиты:
1. Доказано, что в основе повышения экономической эффективности управ-ления Стратегическим потенциалом Образовательной структуры лежит не-обходимость интеграции и координации КПР и информационных потоков, что позволяет в ходе планирования и реализации каждой стадии жизненного цикла специализации, учесть специфику этих стадий, динамику организаци-онной среды и образовательного продукта на каждой из них.
2. Выдвинуто положение о том, что разрабатываемая в исследовании мо-дель Контроллинга стратегического потенциала, как совокупность элемен-тов методологического, процессного, организационного и технического ха-рактера, связей и отношений между ними, обеспечивающей информацион-ную целостность стратегического менеджмента, является наиболее адекват-ным описанием процессов, протекающих в ВУЗе, и дает системную картину всех их элементов.
3. Предложена система КПР эталонного ВУЗа, которая позволит в сравне-нии с его параметрами, создавать системы управления, адекватные специфи-ке ВПО, поддерживать или развивать устойчивые конкурентные преимуще-ства Образовательных структур, при этом, факторы данной модели количе-ственно ограничены и имеют экономическую сущность.
4. Сформирована концепция сравнительной рейтинговой оценки Образова-тельных структур, использующая всю совокупность инструментов управления КПР и позволяющая повысить обоснованность управленческих решений, учитывающих величину Стратегического потенциала, этап жизненного цик-ла, возможности и перспективы развития специализации.
5. Усовершенствован инструментарий управления Стратегическим потен-циалом ВУЗа, формированием в его системе управления Центра Контрол-линга стратегического потенциала, реализованного в виде комплексной сис-темы управления, основанной на современных информационных технологи-ях, и обеспечивающей организационное и ресурсное воздействие по векто-рам КПР.
Практическая значимость исследования заключается в концептуальном подходе к решению важной и актуальной проблемы повышения конкурентоспособности ОУ, использовании предлагаемой интегрированной системы управления:
органами управления ВПО в процессе регулирования пропорций развития федерального, регионального и отраслевого рынка ОУ, выработки системы показателей для рейтингования ВУЗов, осуществлять контроль учебных заведений, проводить аттестацию и аккредитацию, планировать развитие ВПО и, особенно, реализовывать инвестиционную политику в данной сфере;
органами службы занятости, с целью согласования динамики рынков ОУ и труда, изложенные приемы способствуют активному воздействию производителей ОУ на потребительский спрос на различных стадиях жизненного цикла специальности;
Образовательным структурам дают определенные ориентиры в формировании и поддержании конкурентных преимуществ, повышению экономической устойчивости, снижению неопределенности на рынке ОУ, коммерческих, технических и управленческих рисков;
органами управления ВУЗов и других учреждений ВПО в целях изучения и прогнозирования индивидуальных потребностей и спроса на ОУ, в полной мере соответствующей решаемым стратегическим задачам в региональном и отраслевом аспектах;
Инновационным университетом, для повышения результативности, совершенствования механизма управления стратегией предусмотрена возможность использования информационных технологий, СППР, что повышает практическую ценность разработанных рекомендаций;
- образовательными учреждениями различных форм собственности, при определении возможностей к реформированию систем управления, она носит универсальный характер и может применяться: руководством, службами маркетинга и стратегического планирования;
всеми уровнями иерархии управления ВУЗов для формирования в практической деятельности системы мотивации и ответственности руководителей, повышая своевременность и обоснованность управленческих решений;
в учебном процессе - применения основных теоретических положений и результатов работы, в преподавании курсов: «Менеджмент», «Принятии управленческих решений», «Стратегический менеджмент», «Труд руководителя», «Эконометрики», «Экономики сферы услуг», «Экономики сферы образования», «Экономической теории» и ряде др.
для рейтингования учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) в МГТУ им. Н.Э. Баумана результаты исследования внедрены в практику положения об оценке Образовательных структур.
Апробация и реализация результатов исследования. Результаты диссертационной работы используются в процессе реформирования системы управления МГТУ им. Н.Э. Баумана. Применение на практике, разработанных в диссертации, на основе методологии Контроллинга стратегического потенциала, интегрированного подхода к системе управления организационно-экономическими методами и инструментами, позволяет более обоснованно принимать управленческие решения, с ориентацией на перспективу. Разработанная на основе материалов диссертационного исследования и внедренная в МГТУ им. Н.Э. Баумана, система показателей рейтингования УМКД позволяет повысить степень объективности оценки достигнутых результатов, как Университета в целом, так и его структурных подразделений.
Ряд положений диссертационной работы доведен до практического применения, о чем свидетельствует акт внедрения.
Материалы диссертации докладывались на ряде всероссийских, международной и научно-практических конференций в Москве, Казани и Кемер(Турция).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, общим объемом 3,6 п.л., в том числе, 2,5 п.л. написаны лично соискателем, из них 2 в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы. Работа содержит страниц, из них страниц основного текста, таблиц, рисунков, библиографический список использованной литературы, включает 167 наименований научных трудов отечественных и зарубежных авторов, а также 27 приложений.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, изложено существующее состояние научной проблемы, определена главная цель и задачи, решение которых необходимо для ее достижения; установлен объект и предмет исследования, его теоретическая и методологическая основа; представлена логика исследования, обоснована его научная новизна и практическая значимость; приведены данные о публикациях автора, структуре работы.
В первой главе «Анализ специфики, проблем Стратегического потенциала и контроллинга в системе управления современным ВУЗом» автор прово-дит анализ роли, проблем и перспектив развития современного ВПО в эконо-мике России, исследованы организационно-экономические аспекты формиро-вания и развития Стратегического потенциала ВУЗов, практического использо-вания концепции контроллинга в современных организациях, внедрение ее в учебные программы.
Отмечается, что эффективные решения могут быть приняты после стратегического анализа для определенных ресурсов и внутренних условий функционирования, в связи с чем произведен ретроспективный обзор существующих видов стратегического анализа, определены его значение и роль в стратегическом управлении. В работе такой анализ проводится для системы КПР, в рамках Контроллинга стратегического потенциала, и он содействует формализации бизнес-процессов в современной организации, ее организационно-функциональной структуре. Анализ КПР позволяет, в частности, характеризовать основные образовательные, научные, инновационные и вспомогательные структуры в ВУЗе, особенности их функциональных обязанностей и вертикально-горизонтальных связей.
В результате применения методов сравнения и исторической аналогии сделан вывод, что совершенствование методов и подходов к формированию и развитию Стратегического потенциала ВУЗов должно идти в соответствии с новыми формами управленческих технологий. Современные подходы к стратегическому планированию повышают эффективность управления путем анализа внешних факторов и накапливания стратегической информации, позволяющей судить о перспективах сохранения и развития конкурентоспособности ВУЗа в будущем. Это позволяет направлять внимание и ресурсы (векторы воздействия) в те направления развития, которые в данный момент максимально повышают Стратегический потенциал Инновационного университета.
Инновационное развитие университета связано с масштабным и комплексным влиянием результатов его деятельности на формирование новых дисциплин по ряду направлений, развитие научно-образовательных программ в области новых материалов и технологий, технологий компьютерного инжиниринга, энергосбережения и производственных технологий машиностроения, нанотехнологий. Сущность и содержание процесса инновационной деятельности имеет глубокий экономический смысл. Инновация - конечный результат творческой научной, конструкторской деятельности, востребованный, имеющий товарные характеристики, в виде продукта, услуги или технологии, реализуемой на рынке.
Утверждается, что Стратегический потенциал - это совокупность КПР, по-зволяющих разрабатывать и реализовывать стратегии развития, имеющихся и ожидаемых конкурентных преимуществ. Он определяет возможные характери-стики деятельности ВУЗа, измененяемые, в результате реализации стратегиче-ских решений, при тех или иных сценариях изменения окружающей среды.
В работе утверждается, что Стратегический потенциал является основным управляемым элементом процесса стратегического управления, на стороне формирования предложения ОУ. Учитывает потребности ожидаемых целевых аудиторий, дает представления о будущем развитии Образовательной структуры, обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени. Позволяет обеспечивать сбалансированность факторов внешней, внутренней среды и направлений развития ВУЗа. Характеризуется условиями, механизмами, инструментами и степенью реализации, а также самим результатом реализации стратегических решений – устойчивым, конкурентоспособным развитием, что в конечном итоге создает новые возможности воспроизводства Образовательной среды, в целом. Подчеркивается, что решение задачи сохранения стабильности, в условиях проводимых реформ ВПО, требует разработки комплекса взаимосвязанных мероприятий на всех уровнях управления ВУЗами. Инструментальной базой в данной задаче оперативного управления, предлагается использовать, получившую развитие в современной теории и практике методологию контроллинга.
В диссертации проведено исследование отечественного и зарубежного подхода к оперативному и стратегическому контроллингу. Определены роль и значение контроллинга, условия для развития и выявлены направления его совершенствования. Показана эволюция развития инструментов контроллинга в управлении организацией, участие в этом процессе Объединения контроллеров России. Внедрение с участием этого объединения учебного курса «Контроллинг на предприятии» и «Эконометрика» в образовательной специальности «Менеджмент высоких технологий». Обобщены подходы к определению задач управления и целей коннтроллинга, обоснованно использование в контроллинге эффективных инструментов статистических технологий и, прежде всего, эконометрики. Рассмотрены основные типы информационных систем управления предприятием.
Во второй главе «Разработка концепции и методологического обеспечения Контроллинга стратегического потенциала Образовательной структуры» разработаны методологические и методические основы стратегического управления Образовательной структурой. Разработаны система управления КПР, даны методические рекомендации по совершенствованию инструментария Контроллинга Стратегического потенциала в процессе управления Инновационным университетом.
В работе отмечается многогранность и сложность понятия КПР, отражаемая в появлении различных частных его определений, связанных со сложностью оценки, поскольку единого взгляда на критерии их оценки пока не существует.
Утверждается, что КПР ВУЗа - повторяемая, тщательно спланированная возможность коллективного взаимодействия, на основе комбинирования бизнес-процессов, имеющихся в распоряжении ресурсов и ключевых компетенций, выраженная в технологии разработки, производства и распространения ОУ, НИР, инновационной продукции.
Для повышения эффективности применения инструментария контроллинга разработан механизм, позволяющий определить текущий уровень использования Стратегического потенциала, что в свою очередь, требует определения его структуры и оценки составляющих его КПР.
Усовершенствовав концепцию ключевых компетенций, предложенную Г. Хамелом и К. Прахаладом, схему внутреннего стратегического анализа Р. Гранта, введя обратную связь с маркетингом внешней среды, определяющим конкурентные преимущества, оценку потребительной ценности, с учетом использования понятия КПР и вводя классификацию КПР, предлагается схема КСП (Рис. 1.). Она позволяет классифицировать и оценивать имеющиеся у Образовательной структуры конкурентные преимущества по отношению к КПР будущего рынка ОУ и отражает роль и место оценки Стратегического потенциала
Формирование комплексного подхода к повышению конкурентоспособности современной Образовательной структуры, дает максимально полная оценка ее деятельности, прогнозирование изменений внешней среды, с проектированием внутренней, среды в наилучшем соответствии с ней, с точки зрения эффективности. Все это позволяет распознавать стратегические проблемы, предвидеть изменения, своевременно учебной организации реагировать на происходящее. Для этого предлагается использовать специальный расчетно-аналитический аппарат разработки такой стратегии, которая бы позволила ВУЗу достичь максимального соответствия внутренних КПР переменам внешней среды, добиться оптимальной их конфигурации, в рамках создаваемого и развиваемого Стратегического потенциала и, таким образом, получить устойчивое конкурентное преимущество. Отмечается, также, о возможности использования в стратегическом управлении ВУЗом таких часто используемых инструментов стратегического анализа как SWOT и VRIO.
Утверждается, что стратегические решения в Образовательной структуре должны быть направлены на использование, укрепление, расширение КПР. Кон-курентное преимущество достигается за счет реализации стратегии, основанной на базовых, уникальных и инновационных уровнях компетенций КПР.
Предложенный в работе набор КПР представлен на карте взаимодействия уровней компетенции и управляемости, современного Инновационного университета.(Рис.2.).
Рис. 2. Карта взаимодействия уровней компетенции и управляемости ключевых показателей результативности инновационного университета
В работе рассматривается система КПР, представляющая деятельность Инно-вационного университета в показателях оценки достижения целей по восьми взаимосвязанным и сбалансированным направлениям. Эти направления представ-лены в исследовании наборами КПР с факторами эффективности и их показате-лями:
стратегическое планирование видение своего будущего руководством Образовательной структуры;
ресурсная сбалансированность каждый из ресурсов характеризует показатели внутренней среды, а в совокупности, - возможность достижения стратегических целей;
маркетинг исследования на рынке услуг ВПО определяются сбором информации, формированием выборки, соответствующих их документационным обеспечением и продвижением на рынок новой ОУ.
имидж - создание мнения о специальности у потребителей и сотрудников, для реализации своего видения будущего;
- качество ОУ подготовка учебно-методического комплекса, способного удовлетворять потребности общества в качественной ОУ;
экономическое положение деятельность ВУЗа на рынке ОУ меняет его статус, превращая в субъект рыночных отношений;
научная школа развитие научных исследований, рациональность размещения и эффективность использования имеющихся научно-технических традиций, опыта и квалификации;
инновационная динамика способность инновационного университета быстро и адекватно адаптироваться к изменениям на рынке высоких технологий и максимальной внедряемости продукции исследовательских групп.
Обязательным условием выбора КПР Центром Контроллинга Стратегического потенциала должно быть наличие причинно-следственных связей между этими показателями, их согласование между собой. Он призван направлять, и координировать создание и развитие конкурентных преимуществ.
Функциональная модель мониторинга КПР ВУЗа содержит функции – планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Руководство ВУЗа, во взаимодействии с Центром Контроллинга стратегического потенциала, вырабатывает миссию и стратегию. На основании их осуществляется стратегическое и тактическое планирование. Это позволит избежать узких мест, связанных с привлечением руководства к решению текущих задач, сократить время принятия управленческих решений. Так как разработка величины КПР, мониторинг и предложения по воздействию в центры ответственности происходит в рамках Центра Контроллинга стратегического потенциала. (Рис.3).
Рис.3.Функциональная модель Контроллинга Стратегического потенциала
В третьей главе «Практические аспекты внедрения Центра Контроллинга Стратегического потенциала Инновационного университета» рассматривается возможность реализации управления Стратегическим потенциалом Образовательной структуры, для этого предложена модель и алгоритм внедрения Центра Контроллинга стратегического потенциала в структуру университета, функционирующего в ИУС «Электронный университет» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Для методики Контроллинга стратегического потенциала в деятельности Инновационного университета предлагаются этапы функционирования (алгоритм представлен на Рис.4.).
Рис. 4. Структура и содержание Контроллинга стратегического потенциала ВУЗа
Анализ деятельности ВУЗа в предлагаемой модели проводится, начиная с оценки, отображаемой совокупностью внутренних (входных) показателей. В первую очередь, проводится анализ показателей, отражающих обеспеченность ресурсами, анализируется динамика изменения уровня подготовленности поступающих абитуриентов, а также устойчивость поставки и уровня качества входных компонентов. Затем анализируется набор показателей, представляемых в Министерство образования и науки РФ в качестве официальных статистических данных, применяемых для оценки рейтинга и аккредитации ВУЗов.
Анализ проводится постатейно, на всем наборе показателей, по структурным подразделениям учебной организации, с последующим вычислением обобщенного показателя – степени соответствия выходных системы КПР установленным при анализе величинам.
В диссертации показано, что оценка Стратегического потенциала пред¬ставляет собой нахождение разницы между реализуемой и перспективно воз¬можной способностью преобразования совокупности КПР в факторы разработки, производства и распространения ОУ, НИР, инновационной продукции, удовлетворяющих максимальному спросу на специалистов–выпускников Инновационного университета в системе интересов «общество – государство – отрасль (регион) – ВУЗ».
Информационное, программное и техническое обеспечение Центра Контроллинга стратегического потенциала должно обеспечить оперативный доступ, систематизацию как внутренних, так и внешних источников информации, создавать Единую информационную среду, Единое информационное пространство, формирующих Единое аналитическое пространство Инновационного университета. Целью создания Центра Контроллинга стратегического потенциала должно быть обеспечение методической, инструментальной и информационной поддержки для подготовки принятия решений, по анализируемым КПР. Для этого в исследовании разработаны и представлены принципы и технические требования к функциональным подсистемам ИУС – центрам ответственности КПР.
В работе показывается, как по мере развития современной ИУС, интегрированной в структуру Инновационного университета, контроль и управление учебной организации уступают место самоконтролю и самоуправлению в конкретной организационной единице.
Функции принадлежности значений лингвистической переменной для фактора ценности КПР строятся с использованием статистической информации. Определение показателей, расчёт КПР осуществляется в Центре Контроллинга стратегического потенциала итеративно согласованным комплексом алгоритмов математического моделирования, вероятностно-статистических («расчетных») методов обработки и анализа. Основные данные, необходимые для расчета КПР получаются, в процессе самообследования, производимого по плану выполнения мероприятий программы «Определение рейтинга кафедр» от 29.09.08 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана (ПР ОРК №03-08).
В Центре Контроллинга стратегического потенциала, для получения количественных данных КПР, используется методика индексного стоимостного и параметрического, объективного и оперативного расчета конкурентности, в соответствии, с которой, эта оценка является определением «совокупности двух взаимосвязанных понятий - экономичность и качество». Разделив по предлагавшимся методикам, выделенные параметры, после свертки определяется потребительская ценность - величина КПР. Установление весов показателей, при этом, проводится автоматически, без использования экспертной оценки, на основе значений самих показателей - весовой коэффициент обратно пропорционален среднему (либо функции от среднего) значению показателя по группе однородных ВУЗов. Таким образом, производится оценка конкурентности Стратегического потенциала не интегральным показателем всех статистических данных, а выделением исследуемых данных по КПР.
В исследовании проведено формирование осей в модели оценки КПР Стратегического потенциала ВУЗа на основе процедуры параметризации, с выведением значений КПР на лепестковую векторную диаграмму. При этом в качестве степени принадлежности элемента множеству принимается оценка частоты использования понятия, задаваемого нечетким множеством, с нормированием вектора КПР по шкале [0;1]. За единицу на координатной оси приняты максимальные значения показателей, по каждому из КПР среди ВУЗов исследуемого ВПО региона-отрасли, собирательному информационному образу конкурирующих Образовательных структур, удовлетворяющих запросам всех значимых субъектов и объектов рынка ОУ. По концам векторов построен правильный многоугольник ABCDEFGH. На диаграмме – это «Профиль эталонного ВУЗа». Соответственно, «Профиль КПР» Образовательной структуры – многоугольник, полученный для вычисленных векторов КПР. «Профиль критических параметров» - многоугольник, полученный из значений векторов, рассчитанных в процессе анализа КПР и говорящих о том, что данные величины опасны для дальнейшего функционирования Образовательной структуры, при осуществлении стратегических целей и миссии.
На Рис. 5. представлена возможная форма наглядного представления конкурентоспособности параметров конкретной Образовательной структуры (или нескольких) в координатах профиля эталонного ВУЗа и профиля критических параметров.
Рис. 5. Диаграмма значений профилей Стратегического потенциала КПР: Образовательной структуры, эталонного ВУЗа, критических параметров
Вектор Стратегического потенциала получен в результате геометрического произведения векторов КПР на диаграмме. Он выходит из начала координат и направлен под определенным углом к вертикальной оси, относительно плоскости диаграммы. Исследование показало, что этот вектор индивидуален и неповторим. С течением времени величина и направление его постоянно меняется. Утверждается, что он имеет максимально быстрый рост при сбалансированности величин КПР. Это означает, что на рассматриваемой диаграмме базис векторов КПР стремится к ортогональности. Или Центр масс плоской фигуры – «Профиль КПР» должен двигаться к началу координат. Тогда для получения оптимального развития и достижения наибольшей конкурентности образовательной структуры руководство должно принимать максимальные усилия к развитию тех КПР, которые располагаются следующими, по часовой стрелке спиралеобразного движения конца вектора Стратегического потенциала. Предлагается считать, это состоянием Образовательной структуры находящейся на том или ином этапе жизненного цикла. Каждый оборот спирали - жизненным циклом специальности.
Полученное графическое представление результатов исследования Стратегического потенциала образовательной структуры даёт важную информацию заинтересованным ведомствам и ответственным лицам о состоянии исследуемой образовательной структуры, необходимых векторах воздействия для повышения ее конкурентных преимуществ. Направление вектора Стратегического потенциала определяет этап жизненного цикла специальности, куда целесообразно сосредоточить воздействия на данном и будущем этапе. Величина вектора говорит о конкурентности. Угол к вертикальной, Относительно плоскости диаграммы, оси характеризует развитие и перспективы роста данного вектора. Близкий к вертикальному положению вектор говорит о том, что специальность получила максимальное развитие. При малой величине этого вектора необходимо принимать решения о смене направлений исследования и подготовки специалистов, угрозе снижения, в ближайшем будущем интереса к ней рынка труда. Большая величина вектора, при таком же положении, говорит о том, что специальность достигает наивысшей величины спроса на рынке труда, но необходимо быть готовыми к снижению конкурентоспособности и следует приготовиться к смене специализации, диктуемой рынком труда. Делать это желательно пока величина вектора еще не начала снижение.
В заключение диссертационной работы обобщены основные результаты исследования, касающиеся практических аспектов рассматриваемых проблем – использования Контроллинга стратегического потенциала, как инструмента в управлении Инновационным университетом для повышения его конкурентоспособности. Кроме того, здесь содержатся теоретические и практические выводы, полученные в результате проведенного исследования и предложения по совершенствованию применения системы контроллинга на рынке ОУ России.
IV. Основные результаты исследования
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. Определены ключевые аспекты конкурентоспособности Инновационного университета, и предложен подход к его повышению, на основе определения векторов (направления и величины) воздействия на экономическую ситуацию.
2. Сформирована организационная структура проектного управления на ос-нове концепции контроллинга. Решена задача создания построения системы Контроллинга Стратегического потенциала ВУЗа, как процесс комплексного анализа внутренней среды, ресурсов и возможностей. Он направлен на оценку текущего состояния образования, с выявлением стратегических проблем функ-ционирования, которые могут рассматриваться как сильными, так и слабыми сторонами ВУЗа, оценка их важности, установления, какие из них могут стать основой будущих конкурентных преимуществ.
3. Разработана система управления Стратегическим потенциалом, оказываю-щая влияние на состояние стратегического положения ВУЗа на рынке ОУ, для чего предложена методика оценки, отличающаяся от существующих методик тем, что определяет величину КПР в сравнении с КПР «Эталонного ВУЗа» с рекомендациями по выбору стратегии и тактики, в рамках стадии жизненного цикла.
4. Усовершенствован инструментарий повышения экономической эффектив-ности формированиея управленческих воздействий, на основе маркетинговых исследований на рынке ОУ каждой КПР, по наилучшим показателям среди ВУЗов. Таким образом упрощено планирование и управление образователь-ным процессом, способствующие своевременной реакции на запросы внешней среды.
5. Сформирована необходимая методологическая и методическая основа управ-ления информационным сопровождением Контроллинга стратегического по-тенциала, внедрение которого дает возможность Инновационному университету существенно повысить своевременность и обоснованность принятия управлен-ческих решений в течение жизненного цикла специализации.
6. Предложен механизм повышения конкурентоспособности, устанавливая следующие его преимущества: универсальность, целостность, прозрачность, организационная упорядоченность, на базе использования элементов контрол-линга, структурированных по КПР. Он придает службе Контроллинга страте-гического потенциала ВУЗа черты системности, создает условия для проявле-ния взаимосвязи и взаимодействия функций контроллинга на всех уровнях управления, в зависимости от величины и направления результирующего век-тора Стратегического потенциала.
7. Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1) Прокудин В.Н., Федосеев В.Н. Виртуальные организации как будущее мировой экономики XXI века: материалы Научной конференции посвященной 170-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана 2000г. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана(0,1 п.л.).
2) Прокудин В.Н. Оценка эффективности глобализации экономики агентами рыночной экономики: материалы Молодежной научно-практической конфе-ренции «Антикризисное управление в России в современных условиях» 2001 г. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана(0,1 п.л.).
3) Прокудин В.Н., Федосеев В.Н. Двуликий Янус трудовых интересов. Кри-зис системы управления персоналом// Российское предпринимательство. – 2003. – № 4, 5, 7. (0,6 п.л.)
4) Прокудин В.Н. Роль трудового потенциала профессорско-преподавательских кадров в образовательной политике современного вуза: материалы Молодежной научно-практической конференции «Антикризисное управление в России в современных условиях» 2004 г. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана(0,1 п.л.).
5) Прокудин В.Н. Развитие кадрового потенциала современного техническо-го университета: материалы Межрегиональной научно-практического семи-нара «Проблема преемственности поколений в российской высокотехнологи-ческом комплексе, молодежь – стратегический резерв для инновационной экономики» 2005 г. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана (0,1 п.л.).
6) Прокудин В.Н. Формирование и реализация системы мониторинга стра-тегического потенциала вуза: материалы Молодежной научно-практической конференции «Антикризисное управление в России в современных услови-ях» 2005 г. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана(0,1 п.л.).
7) Прокудин В.Н. Управление стратегическим потенциалом современного технического университета: материалы Межрегиональной научно-практической конференции-совещания 2006 г. М: МГТУ им. Н.Э. Баума-на(0,1 п.л.).

Прокудин В.Н., Шкодич А.В. Куда не ступала нога… // Российское пред-принимательство. – 2006. – № 6. (0,5 п.л.)
9) Прокудин В.Н. Гуманизация инновационно-предпринимательского образования: материалы II Всероссийской научно-методической конференции. Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров: - 2-3 декабря 2010 г. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана – С.330-333. (0,3 п.л.)
10) Прокудин В.Н. Главные приоритеты в образовании «инновационного предпринимателя»: материалы Международной научно-практической конференции. «Модернизация общества: экономические, политико-правовые и социокультурные аспекты»: - Кемер (Турция): 18-20 октября 2010 г. М.: МГСГИ – С. 416-421. (0,5 п.л.)
11) Прокудин В.Н., Толмачев О.М. Инновационное развитие стратегического контроллинга в системе высшего образования: материалы Общероссийской научной конференции. Современные тенденции в экономике, управлении и праве. М: 25 мая 2011 – С.264-271. (0,5 п.л.)
12) Прокудин В.Н. Гуманитаризация инновационного образования: материалы II Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века» М: МПГУ 22-23 сентября 2011 г. С.273-278. (0,3 п.л.)
13) Прокудин В.Н. Гуманитарная образованность выпускника инновационно-предпринимательского университета: материалы Международной научно-практической конференции «Высшее образование XXI века» - Казань ИЭУП 19 декабря 2011 – С. 324-329. (0,3 п.л.)