Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Ср май 29, 2024 5:59 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 124 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: О прошлом для будущего
СообщениеДобавлено: Чт апр 11, 2024 8:09 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11351
Путешествие длиною в жизнь

Газета "Правда" №39 (31532) 12—15 апреля 2024 года
4 полоса
Автор: Дмитрий ТИХОНОВ, соб. корр. «Правды». г. Смоленская область.

В этом году отмечается 185-летие со дня рождения великого российского географа, знаменитого путешественника и учёного, почётного члена Русского географического общества, всемирно известного исследователя-натуралиста Николая Михайловича Пржевальского (1839—1888). В экспедициях он изучал малоизвестную тогда Центральную Азию. В опасных путешествиях по этому обширному региону прошёл 31000 километров и провёл в общей сложности 11 лет своей жизни.

Родился Николай Пржевальский 12 апреля 1839 года в деревне Кимборово Смоленской губернии (ныне Починковский район Смоленской области) в семье отставного поручика Михаила Кузьмича Пржевальского.

Первоначально Николай получил домашнее образование, и при этом он с детства очень любил охоту. Осенью 1849 года его приняли сразу во второй класс в смоленскую гимназию, которую он с отличием окончил в 16 лет. И это неудивительно, ведь у него была феноменальная память.

После чего Пржевальский поступил на военную службу вольноопределяющимся рядового звания в сводный запасный Рязанский полк в Москве. В дальнейшем вся его географическая деятельность и карьера были связаны с военной службой и наукой.

В офицеры его произвели в 1856 году. При этом он усиленно занимался самообразованием — изучал книги по географии, истории, ботанике, зоологии и другим дисциплинам. А в 1861 году после успешной сдачи экзаменов его зачислили в Академию Генерального штаба в Санкт-Петербурге, которую он досрочно окончил через два года.

Затем некоторое время в чине подпоручика Пржевальский служил в Варшавском юнкерском училище, где преподавал военную географию и историю. Здесь же он написал «Учебник всеобщей географии для юнкеров», которым пользовались во многих российских учебных заведениях. Это была его первая книга, а Николаю тогда минуло всего 25 лет.

Пржевальского ещё во время учёбы интересовал и манил малоизученный Дальний Восток, поэтому он написал работу «Военно-статистическое обозрение Приамурского края». За это сочинение в 1864 году его избрали действительным членом Русского географического общества.

В 1866 году штабс-капитан Н.М. Пржевальский был приписан к Генштабу и получил назначение в Сибирский военный округ. И вот именно здесь он начал заниматься исследовательскими экспедициями, которые поддерживал выдающийся русский географ П.П. Семёнов-Тян-Шанский и другие видные учёные того времени.

Н.М. Пржевальский совершил несколько серьёзных экспедиций, благодаря которым учёные и военные получили представление об огромной территории от Дальнего Востока и Монголии, Джунгарии до Восточного Тибета и Туркестана. За 18 лет Пржевальский со своими небольшими отрядами казаков и единомышленников провёл экспедиции: в Уссурийский край (1867—1869), в Монголию, Китай, Тибет (1870—1873), к озеру Лобнор и в Джунгарию (1878—1877), в Центральную Азию — первая Тибетская (1879—1880) и вторая Тибетская (1883—1885).

В те времена азиатские путешествия были по-настоящему опасными не только из-за различных диких зверей-хищников, но и из-за нападения многочисленных банд разбойников, которые хозяйничали на этих территориях. Поэтому все экспедиционные отряды были хорошо обучены и вооружены ружьями и револьверами. И это не раз спасало им жизнь во время перестрелок с местными лиходеями.

«Умение хорошо стрелять, — писал Н.М. Пржевальский, — вопрос первостепенной важности. Это гарантия нашей безопасности в глубине азиатских пустынь. Не будь мы отлично вооружены, мы никогда не проникли бы ни во внутрь Тибета, ни на верховье Жёлтой реки».

После каждого похода Пржевальскому присваивали очередное воинское звание, а он выступал с публичными лекциями в Санкт-Петербурге, где рассказывал об итогах экспедиции и приключениях в дальних походах. А затем он уезжал на несколько месяцев в свои смоленские имения — Отрадное или Слободу, чтобы не только отдохнуть перед очередным путешествием, но и написать научный отчёт или книгу по результатам проведённого исследования.

«У Пржевальского было чёткое правило: закончил экспедицию — напиши книгу и уходи в другой поход. Он в своих книгах проходит будто через скопище разных миров и эпох. Через всевозможные климатические зоны: от леденящей стужи гор до испепеляющего пекла пустынь. Всё это он подчёркивает и описывает буднично и просто, лишь изредка рассказывая о трудностях переходов, без которых нельзя обойтись. Главный акцент всегда направлен на людей, которые встречались на длинном его пути.

В произведениях нет биографий членов экспедиций, кроме нескольких эпизодических описаний. Но после прочтения книг чувствуется переплетение человеческих судеб, и знаешь точно участие каждого человека в определённом промежутке времени и его действие», — отмечает геолог, изыскатель-полевик, член Союза писателей России и Русского географического общества (РГО) А.Д. Крячун, занимающийся изучением жизненного пути великого путешественника.

В 1878 году Н.М. Пржевальский был избран почётным членом Петербургской Академии наук, в 1881 году он становится почётным гражданином Санкт-Петербурга и Смоленска, а в 1886 году его производят в генерал-майоры Генерального штаба.

На родной Смоленщине в Поречском уезде (ныне Демидовский район) на берегу живописного ледникового озера Сапшо в 1881 году он прибрёл усадьбу Слобода. Его привлекла тишина и красота природы вокруг усадьбы. «Лес стоит как сибирская тайга, — сообщает путешественник своим соратникам. — Местность вообще гористая, сильно напоминающая Урал, озеро словно Байкал в миниатюре...»

Здесь в очень скромной обстановке Николай Михайлович отдыхал — гулял, охотился и рыбачил, приглашал друзей, писал статьи, отчёты и книги. И именно из Слободы в августе 1888 года Пржевальский уехал в пятое и, как оказалось, своё последнее путешествие по Центральной Азии.

В самом начале похода Николай Михайлович заразился тифом и умер в лазарете небольшого киргизского городка Каракол. Это трагическое событие случилось 20 октября 1888 года. Ему было всего 49 лет. По желанию Пржевальского, его похоронили на берегу озера Иссык-Куль, которое расположено неподалёку от лагеря экспедиции.

В 1889 году Каракол был переименован в город Пржевальск. И это название сохранялось вплоть до 1992 года, когда городу вернули старое имя.

Научные труды Н.М. Пржевальского получили известность во всём мире и были переведены на многие языки. По итогам своих экспедиций путешественник написал несколько книг: «Путешествие в Уссурийском крае», «Монголия и страна тангутов», «От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор», «Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Жёлтой реки», «От Кяхты на истоки Жёлтой реки». Его исследования положили начало серьёзному изучению Центральной Азии.

Главная заслуга Николая Михайловича Пржевальского состоит в том, что он впервые составил подробные карты этих регионов с местами залегания полезных ископаемых и путями сообщения, получил сведения о местном населении и о соседних странах. Пржевальский и его сподвижники провели полномасштабные географические и естественно-исторические исследования Центральной Азии. В ходе экспедиций были установлены направления основных хребтов и открыт ряд новых, определены северные границы Тебетского нагорья.

Будучи военным учёным-географом, Н.М. Пржевальский проложил на карте все свои маршруты, а топографические съёмки были выполнены с очень большой точностью. Также он вёл метеорологические наблюдения, собирал коллекции по геологии, ботанике, зоологии, сведения по этнографии, открыл и описал дикого верблюда, дикую лошадь, получившую впоследствии название по имени путешественника.

Коллекции, собранные экспедициями Пржевальского, включали 702 экземпляра млекопитающих, свыше 600 различных рыб, 1200 пресмыкающихся и земноводных, 5010 экземпляров птиц, более 15 тысяч экземпляров растений. Всё это находится в разных музеях.

Н.М. Пржевальский был удостоен многих военных наград, золотых медалей Русского Географического Общества, Пражского Географического Общества, медали им. Гумбольта Берлинского Географического Общества и др. В 1891 году Русское Географическое Общество учредило серебреную медаль им. Н.М. Пржевальского. Петербургская Академия наук наградила Пржевальского медалью с надписью «Первому исследователю природы Центральной Азии».

Память о нём сохраняется во многих местах. В Киргизии за городом Каракол на берегу озера Иссык-Куль, где умер путешественник, установлен памятник. В Александровском саду Санкт-Петербурга также установлен памятник великому первопроходцу. Мемориальные музеи находятся в киргизском Караколе (Пржевальске) и на Смоленщине в посёлке Пржевальское (до 1964 г. п. Слобода).

Его именем названы санаторий, расположенный на берегу озера Сапшо, улицы в Смоленске и Починке, его имя носит гимназия в Смоленске. А в 2017 году в Смоленске был открыт памятник знаменитому путешественнику и исследователю.

Именем Пржевальского названы ледник на Алтае, хребет в Куньлуне, два пика на Тянь-Шане, горы в Приморском крае, а также разные виды животных и растений.

И последнее. По необъяснимому стечению обстоятельств смоленская земля подарила нам ещё двух видных путешественников-исследователей — П.С. Козлова и С.С. Четыркина. Причём Козлов был учеником Пржевальского, а Четыркин — учеником Козлова. Но это уже совсем другая история...

https://gazeta-pravda.ru/issue/39-31532 ... u-v-zhizn/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О прошлом для будущего
СообщениеДобавлено: Пт апр 12, 2024 8:05 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11351
Пятый фронт Первой мировой
10.04.2024

История России дает немало ценных уроков, очень актуальных в контексте современности. Их надлежит хорошо знать, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли.

ЛЕТО 1916 года. Первая мировая в самом разгаре. России удалось решить многие острые проблемы начального этапа войны. Снарядный голод, нехватка винтовок и патронов остались в прошлом. Военные заводы и фабрики работают круглосуточно, полностью закрывая первоочередные потребности армии. На высшие командные должности всё чаще выдвигаются талантливые офицеры и генералы, такие как Алексей Брусилов. В марте 1916 года, несмотря на сопротивление влиятельных кругов при дворе и личное противодействие императрицы, именно он будет назначен командовать Юго-Западным фронтом. Это кадровое решение станет крупной победой патриотических сил над «пятой колонной», желающей скорейшего замирения с «германцем» на любых условиях. Оно даст России шанс разгромить Австро-Венгрию и решительно изменить ход войны в свою пользу.

С именем Алексея Брусилова будет связана разработка и проведение самой крупной наступательной операции русской армии в период Первой мировой. «…подготовка к этой операции была образцовая, для чего требовалось проявление полного напряжения сил начальников всех степеней. Всё было продумано, и всё своевременно сделано. Эта операция доказывает также, что мнение, почему-то распространившееся в России, будто после неудач 1915 года русская армия уже развалилась, – неправильно: в 1916 году она еще была крепка и безусловно боеспособна, ибо она разбила значительно сильнейшего врага и одержала такие успехи, которые до этого времени ни одна армия не давала», – напишет Брусилов в 1928 году. К тому времени герой Первой мировой оправится от ран и займет пост главного инспектора кавалерии Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а его сын погибнет в белогвардейском плену.

***

Войскам Юго-Западного фронта летом 1916 года противостоят крупные силы противника. Враг тщательно оборудует свои позиции. «По всему фронту они состояли не менее, как из 3 укрепленных полос в расстоянии друг от друга от 3 до 5 верст. В свою очередь, каждая полоса состояла из нескольких линий окопов, не менее трех и в расстоянии одна от другой от 150 до 300 шагов, в зависимости от конфигурации местности. Все окопы были полной профили, выше роста человека, и везде в изобилии были построены тяжелые блиндажи, убежища, лисьи норы, гнезда для пулеметов, бойницы, козырьки и целая система многочисленных ходов сообщения для связи с тылом. Окопы были сооружены с таким расчетом, чтобы подступы к позициям обстреливались перекрестным ружейным и пулеметным огнем. Убежища были устроены чрезвычайно основательно, глубоко врыты в землю и укрывали людей не только от легких, но и от тяжелых артиллерийских снарядов. …Местами таких полос было несколько в расстоянии 20–50 шагов одна от другой; некоторые ряды были оплетены столь толстой стальной проволокой, что она не поддавалась резке ножниц; на некоторых боевых участках через проволоку заграждений пропускался сильный переменный электрический ток высокого напряжения, в некоторых местах подвешены были бомбы, а во многих местах впереди первой полосы были заложены самовзрывающиеся фугасы. …Эти неприступные твердыни, которые местами были закованы в железобетон, рухнули под сильными неотразимыми ударами наших доблестных войск», – напишет Брусилов, характеризуя итоги летнего наступления войск Юго-Западного фронта.

Наступательная операция завершится в конце октября 1916 года. Русские войска освободят всю Буковину и Восточную Галицию. Стратегическая оборона австро-венгерских войск будет взломана на всем ее протяжении. «Лоскутная» империя окажется на грани краха. На стороне России в войну вступит Румыния, долго выжидавшая, чья возьмёт. Гинденбург и Людендорф спешно перебросят на восток немецкие войска из Франции, чтобы не допустить выхода из войны главного союзника Рейха. «Брусиловский прорыв» станет стратегическим переломом в ходе Первой мировой. С осени 1916 года центральные державы будут обречены на неизбежное поражение.

«Со дня наступления 20 мая по 1 ноября Юго-Западным фронтом было взято в плен свыше 450 000 человек офицеров и солдат, т.е. столько, сколько в начале наступления, по всем имевшимся довольно точным у нас сведениям, находилось передо мной неприятельских войск. За это же время противник потерял 1 500 000 убитыми и ранеными. …При дружном воздействии на противника нашими тремя фронтами являлась полная возможность, – даже при тех недостаточных технических средствах, которыми мы обладали по сравнению с австро-германцами, – отбросить все их армии далеко к западу. …Были все основания полагать, что решительный перелом в кампании на всем нашем фронте совершится в нашу пользу, что мы выйдем победителями, и была вероятность, что конец нашей войны значительно ускорится – с меньшими жертвами и без тех тяжелых испытаний, которые впоследствии пришлось пережить», – напомнит Брусилов.

Но его надеждам на скорое и победоносное для России завершение войны не суждено будет сбыться. Для успешного развития наступления Юго-Западному фронту потребуются крупные резервы. Эти резервы будут заранее подготовлены. Их переброска будет запланирована, но… Брусилов их так и не получит. Влиятельные фигуры при дворе и в ставке заблокируют усиление войск Юго-Западного фронта и тем самым обнулят результаты «брусиловского прорыва». А часть столь необходимых Брусилову резервов вообще будет отправлена далеко на восток – в Среднюю Азию. Туда же – в самый разгар летнего наступления – срочно отправится и главнокомандующий Северо-Западным фронтом Куропаткин. 22 июля он будет назначен генерал-губернатором Туркестана. С чем связаны подобные кульбиты?

***

ПРАКТИЧЕСКИ синхронно с началом «брусиловского прорыва» в Средней Азии вспыхнет восстание. К этому моменту регион будет находиться в составе империи уже пять десятилетий. Его вряд ли можно назвать колонией. Мужское население Туркестана не платит «налог кровью». Оно не призывается на военную службу – в отличие, например, от алжирцев, марокканцев и сенегальцев – жителей французских колоний, или от индусов, канадцев, австралийцев и новозеландцев, населяющих подвластные Британии территории.

Свои экономические потребности Туркестан лишь на 10% удовлетворяет за счет местных ресурсов. Всё остальное идёт в регион из бюджета империи. На эти деньги здесь активно развивается транспортная инфраструктура, растет местная промышленность и производство хлопка. Собираемые с местного населения налоги полунезависимые эмиры Бухары и Хивы разворовывают, лукаво объясняя фискальный гнет ссылками на политику «белого царя».

Перед Первой мировой войной в Средней Азии пускает глубокие корни турецкая и германская агентурная сеть. Она энергично раздувает среди дехкан русофобские настроения. По мере всё более тесного сближения Берлин и Стамбул всё чаще координируют подрывную деятельность в регионе, вводят своеобразное разделение труда. В антирусской пропаганде турки делают упор на идее объединения всех мусульманских народов под властью османского султана. Немцы в отличие от них работают в сфере политизации и радикализации ислама, формируют ячейки экстремистов. И те, и другие организуют теракты, направленные против представителей органов власти и русских переселенцев. Занимаются саботажем и диверсиями: поджигают склады с хлопком, разрушают железнодорожное полотно, отравляют колодцы в русских поселениях.

Непосредственно перед войной большие масштабы примет антирусская пропаганда «джадистов», пользующихся растущим влиянием на умы учащихся медресе. Подрывная деятельность турок и немцев в Средней Азии станет питательной средой для зарождения басмачества. «Басмачество в Бухаре возникло ещё при царизме», – напишет спустя много лет в своих мемуарах маршал Советского Союза Семён Будённый.

С началом Первой мировой в Средней Азии начнут происходить странные события, которые будут вызывать всё большее беспокойство в Петрограде. Патриотический подъем первых дней войны совсем не затронет Среднюю Азию, а мобилизация русских поселенцев в действующую армию позволит подрывным группам чувствовать себя более уверенно. Среди коренного населения региона возобладает убеждение, что начавшийся в Европе конфликт – это «дело белого царя», «война русских», которая, конечно же, не имеет к Средней Азии никакого отношения. Но даже такая нейтрально-отстраненная позиция в очень короткое время сменится явной враждебностью.

Из сводки Морского генерального штаба от 16 октября 1914 года: «Около 6 часов 30 минут утра крейсер «Гебен» подошел к Севастополю со стороны Евпатории и открыл огонь. Береговые батареи и ближайшие к выходу суда отвечали «Гебену», стрельба которого по рейду оказалась безуспешной; несколько снарядов попали в город, не причинив значительных повреждений и не вызвав жертв в людях, – один снаряд попал в угольные склады, другой ударил в полотно железной дороги и один разорвался около здания Морского госпиталя, осколками убил двух больных и ранил 8 нижних чинов. В то же самое время дозорный дивизион миноносцев под командой капитана первого ранга князя Трубецкого бросился открыто в атаку на «Гебен»… Стрельба «Гебена» продолжалась около 20 минут, после чего неприятельский крейсер ушел в море». Атака турецкого линейного крейсера на Севастополь, которую санкционировал лично Энвер-паша, турецкий военный министр, вовлечет Османскую империю в войну с Россией.

Весть об этом нападении часть населения Средней Азии встретит с нескрываемым ликованием. Здесь явно скажутся результаты работы турецких и германских спецслужб в предыдущие годы. «Великий султан несет вам спасение», – будет написано в нелегальных листовках, которые станут распространяться на рынках Средней Азии. Местная жандармерия будет бессильно фиксировать случаи массового сбора жителями Туркестана денежных средств – на лечение раненых военнослужащих армии… Османской империи. За все годы Первой мировой в регионе так ни разу и не объявят добровольный сбор средств на помощь русским инвалидам войны. Даже сама мысль об этом, по мнению местных чиновников, может быть «чревата нежелательными последствиями».

В 1916 году генерал-губернатор Туркестана Куропаткин будет вынужден с сожалением констатировать: «Российской власти за полувековое владычество в крае не удалось не только сделать инородцев верными слугами российского императора и преданными гражданами российского государства, но и вселить в их сознание чувство единства их интересов с интересами русского народа». Прочное чувство единства будет создано впоследствии Советской властью – в совершенно иных социально-экономических и политических условиях. Но даже ей придется пройти через длительную борьбу с басмачеством, прежде чем принципы пролетарского интернационализма и дружбы народов станут основой жизни населения Средней Азии.

***

Среднеазиатское восстание вспыхнет 4 июля 1916 года в городе Ходжент Самаркандской области, что расположен на территории современного Таджикистана. В считаные дни и недели оно распространится на всю Самаркандскую, Сырдарьинскую, Ферганскую, Закаспийскую, Акмолинскую, Семипалатинскую, Семиреченскую, Тургайскую и Уральскую области с более чем 10-миллионным многонациональным населением. 17 июля 1916 года в Туркестане будет объявлено военное положение.

Непосредственным поводом к восстанию станет указ Николая Второго о привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах отдельных категорий мужского населения в возрасте от 19 до 43 лет. Местным общинам поручат самостоятельно составить списки лиц, которых можно туда направить. Но помогать «белому царю» и строить фортификационные сооружения где-то вдали от дома мало кто захочет. Большинство будет опасаться, что за царским указом стоит стремление мобилизовать часть мужского населения Средней Азии в действующую армию. Местные лидеры общественного мнения призовут не верить словам русских чиновников и перейти к решительным действиям. Переступить черту поможет и осознание слабости позиций власти, и активизация вражеской агентурной сети, и вести об отступлении Кавказского кавалерийского корпуса генерала Баратова из турецкой Месопотамии, и пестуемая на протяжении многих лет русофобия.

В ноябре 1916 года в докладной записке на имя Куропаткина исполняющий обязанности военного губернатора Семиреченского края А.И. Алексеев признает: «…в области оставалось очень мало войска для охраны огромной территории. Кроме того, русское население было значительно ослаблено мобилизацией всего наиболее деятельного и молодого мужского элемента, домохозяевами в большинстве случаев остались женщины и старики. Имевшиеся запасы оружия и патронов также были вывезены из области…»

Нет необходимости в подробностях описывать все зверства, через которые пришлось пройти беззащитным русским поселенцам. Достаточно сказать, что у прибывших с фронта и многое повидавших там военнослужащих волосы вставали дыбом. Отрезание голов беременным женщинам и выставление их в длинный ряд на всеобщее обозрение, массовые кастрации и изнасилования мальчиков, продажа русских в рабство в Афганистан, скармливание связанных людей собакам и диким зверям – вот что отличает восстание 1916 года в Средней Азии от всех аналогичных проявлений ксенофобии и крайней жестокости в других регионах мира. В ходе восстания без вести пропадут тысячи проживавших в Туркестане русскоязычных. Следователи так и не смогут обнаружить их останки. Будут сожжены десятки русских сел и казачьих станиц. Во многие из них жизнь уже никогда не вернется.

Исполняющий обязанности военного губернатора Семиреченского края Алексеев в 1916 году так оценит итоги восстания: «Взаимное озлобление, подозрительность и недоверие еще долго будут служить серьезным препятствием к установлению мирных добрососедских отношений, что, несомненно, весьма серьезно отражается на торговле, хозяйстве и на общем экономическом положении жестоко пострадавшего района».

Последствия восстания в Средней Азии действительно будут ощущаться еще долгие годы. Его участники, пройдя школу ненависти, при активной поддержке из-за рубежа сформируют басмаческое движение. Басмачество станет разновидностью фашизма – его неким среднеазиатским вариантом наряду с германским, итальянским, испанским и им подобными. В нем соединятся в единое целое русофобия и антисоветизм, культ силы и террористические методы достижения целей. Поменяются и зарубежные кураторы. На смену потерпевшим поражение в Первой мировой войне немцам и туркам придут британцы и американцы. В их планах Средней Азии будет отведена роль важной дестабилизирующей силы, действующей в подбрюшье исторической России.

Сегодня эта сила может начать действовать уже в самом сердце нашей горячо любимой Родины. И только знание истории, помноженное на принятие адекватных мер в состоянии дать определенные гарантии от разного рода неожиданностей в будущем.

Дмитрий ГОРБУНОВ

https://sovross.ru/2024/04/10/pyatyj-fr ... /#comments


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О прошлом для будущего
СообщениеДобавлено: Пн апр 15, 2024 8:21 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11351
Лучшие люди Страны Советов

Газета "Правда" №40 (31533) 16—17 апреля 2024 года
4 полоса
Автор: Николай ПАРХИТЬКО, кандидат исторических наук, доцент РУДН.

90 лет назад, 16 апреля 1934 года, постановлением ЦИК СССР было учреждено новое почётное звание «Герой Советского Союза» — высшая степень отличия. Звание присваивалось как за личные, так и за коллективные заслуги, связанные с совершением героического подвига перед народом и страной в военное либо в мирное время. Оно присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР (с марта 1990 года — президентом СССР). Присвоение почётного звания «Герой Советского Союза» производилось вплоть до развала СССР, последнее присвоение датируется 24 декабря 1991 года, а награждение состоялось уже после официального прекращения существования страны — 16 января 1992 года. Общее количество награждений составило 12776.
Почётное звание «Герой Советского Союза» является одним из наиболее наглядных символов героического пути, пройденного народом и страной в течение почти 60 лет с момента учреждения звания вплоть до унизительного акта его упразднения. Стоит отметить, что Положение о звании Героя Советского Союза было учреждено спустя более двух лет с момента постановления ЦИК — 29 июля 1936 года. Дело в том, что изначально никаких дополнительных знаков отличия «Золотая Звезда» или орден Ленина при присвоении почётного звания не предусматривалось. Награждённому полагалась лишь особая грамота от ЦИК СССР, в которой содержались описание подвига и фамилия героя. Таким образом, новое Положение 1936 года регламентировало порядок вручения Героям Советского Союза ордена Ленина — высшей государственной награды СССР — помимо грамоты ЦИК. С декабря 1937 года грамота ЦИК была заменена на грамоту Президиума Верховного Совета СССР. На момент принятия Положения от 29 июля 1936 года звания Героя Советского Союза были удостоены 11 человек, все они были лётчиками.
Первое постановление ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза было подписано уже 20 апреля 1934 года. Столь высокой награды удостоились советские лётчики, которые проявили отвагу и мужество при спасении экипажа парохода «Челюскин», потерпевшего бедствие в Северном Ледовитом океане. Всего было награждено 7 человек: Анатолий Ляпидевский, Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнёв. Восьмым награждённым стал известный советский лётчик-испытатель Михаил Громов. Он был удостоен почётного звания «Герой Советского Союза» за установление мирового рекорда дальности перелёта. За героизм, проявленный при спасении полярников в Беринговом море, лётчикам были также вручены ордена Ленина.
Буквально за несколько дней до вступления в силу упомянутого выше Положения — 24 июля 1936 года звания Героя Советского Союза были удостоены Валерий Чкалов, Александр Беляков и Георгий Байдуков, совершившие беспосадочный перелёт Москва — остров Удд через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский, преодолев 9374 км.
2 ноября 1938 года впервые почётного звания Героя Советского Союза были удостоены и советские женщины. Это были лётчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова. Они были представлены к званию за мужество и героизм, проявленные при совершении беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток.
Стоит отдельно упомянуть, что к июлю 1936 года разразилась Гражданская война в Испании. СССР оказывал всестороннюю поддержку республиканцам, что обусловило присвоение звания Героя Советского Союза 60 воинам-интернационалистам. Среди них следует выделить Примо Джибелли — итальянского лётчика-коммуниста, эмигрировавшего в 1921 году в Советскую Россию. 10 ноября 1936 года его самолёт был сбит над испанским городом Алькоркон, попал в плен к франкистам и был зверски убит ими. 31 декабря 1936 года постановлением ЦИК СССР «за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм» Примо Джибелли был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с награждением медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина. В тот же день высшего звания был удостоен и болгарский лётчик-интернационалист Волкан Семёнович Горанов (Захари Симеонович Захариев), также эмигрировавший в СССР в 1931 году и воевавший на стороне республиканцев в Испании.
Указом Президиума ВС СССР от 1 августа 1939 года был учреждён ещё один знак особого отличия для Героев страны — медаль «Золотая Звезда». Таким образом, наградной церемониал обрёл практическую целостность, и начиная с 1939 года Героям Советского Союза вручались орден Ленина (высшая награда СССР), медаль «Золотая Звезда» и почётная грамота Президиума ВС СССР. Также была предусмотрена возможность повторного награждения граждан, что не было определено изначально.
Описание медали было утверждено указом от 16 октября 1939 года, который также изменил её название: с этого момента она стала называться медалью «Золотая Звезда» с надписью на оборотной стороне «Герой СССР». Медаль представляет собой золотую пятиконечную звезду с гладкими двухгранными лучами на лицевой стороне. Золотая звезда с помощью ушка и кольца соединяется с позолоченной прямоугольной пластинкой, которая обтянута красной муаровой лентой. Пластинка имеет на оборотной стороне нарезной штифт с гайкой для прикрепления медали к одежде. Данный указ устанавливал также, что при награждении второй и третьей медалями вручается грамота Президиума Верховного Совета СССР.
Место ношения медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза на одежде было определено указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года: она крепится на левой стороне груди над орденами и медалями.
Интересно отметить, что Герои Советского Союза, которые совершали подвиг вторично, награждались второй медалью «Золотая Звезда», при этом на малой родине героя сооружался памятник — бронзовый бюст. При награждении дважды Героя Советского Союза третьей медалью «Золотая Звезда» бронзовый бюст этого человека изначально планировалось устанавливать на постаменте в виде колонны, расположенной в Москве при Дворце Советов, строительство которого было начато в 1930-е годы. Но с началом Великой Отечественной войны все работы по этому проекту были прекращены, и строительство Дворца Советов не было возобновлено. По этой причине бюсты трижды Героев Советского Союза было решено устанавливать в Кремле.
К началу Великой Отечественной войны Героями Советского Союза значились 626 человек, пятеро из них были удостоены этого звания дважды. На годы войны приходится 91% всех награждений званием Героя Советского Союза за всю историю награды. Всего в годы войны медаль получили 11657 человек, из них свыше 3 тысяч — посмертно.
Неувядаемой славой покрыли себя защитники нашей Родины, отдавшие свои жизни в годы Великой Отечественной войны! Приведём лишь несколько примеров, отражающих степень самопожертвования и глубину убеждений наших соотечественников, золотыми буквами вписавших свои имена в историю нашей страны…
Зоя Космодемьянская. 29 ноября 1941 года в деревне Петрищево Верейского района Московской области была изуверски замучена гитлеровцами и повешена Зоя Космодемьянская. Она стала первой женщиной в стране, удостоившейся звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Девушка была схвачена фашистами по доносу старосты в момент, когда она собиралась поджечь конюшню в оккупированной немцами деревне. О том, что в Петрищево оставались местные, Зоя не знала. Это следует из показаний самих жителей. Восемнадцатилетняя девушка стойко приняла смерть. Воспетый образ Зои Космодемьянской в годы войны повлиял на моральное состояние армии, вдохновил многих на реальные подвиги. Она стала символом борьбы и примером несгибаемого мужества.
Александр Матросов. Настоящее имя героя — Шакирьян Юнусович Мухамедьянов. Новые имя и фамилию мальчику как беспризорному дали в детском доме. Согласно рассказам воспитателей, парнишка очень любил матросскую форму и имел прозвище Матрос. Он всегда выделялся среди сверстников боевым настроем и волевым характером. На фронте Матросов оказался 25 февраля 1943 года, а уже 27-го погиб, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота и дав возможность бойцам своего взвода атаковать опорный пункт врага. Получил посмертно звание Героя Советского Союза. За время Великой Отечественной войны свыше 250 военнослужащих совершили такие же подвиги, что и Матросов.
Валя Котик. На момент свершения подвига стал самым молодым Героем Советского Союза. Когда началась война, Вале Котику было всего 11 лет. Его родной Шепетовский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Как гласила официальная биография Вали, с первых дней войны мальчик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, которые затем переправлялись партизанам, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. В 1942 году он вступил в Шепетовскую подпольную партийную организацию и выполнял её поручения по разведке. В августе 1943 года юный разведчик был бойцом в Шепетовском партизанском отряде им. Кармелюка.
В октябре 1943 года юный партизан разведал местонахождение подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов и склада. На его счету множество успешных засад. 29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя Котик заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.
16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской области партизанский разведчик, которому только-только исполнилось 14 лет, был смертельно ранен. На следующий день он скончался. Его похоронили в центре парка города Шепетовки.
Марат Казей. Юный партизан под видом нищего парнишки ходил по окрестностям и собирал важные сведения о расположении немецких частей, блокпостов, запоминал, где и сколько сосредоточено пушек и пулемётов, совершал в одиночку и в составе группы всевозможные диверсии, подрывал эшелоны. В январе 1943 года, будучи раненным, смог поднять однополчан в атаку и пробиться через вражеское кольцо окружения. Свой последний бой 14-летний Марат Казей принял в деревушке Хоромицкие Узденского района. Окружённый немцами, он дождался их приближения и подорвал себя гранатой. Удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Матвей Кузьмин. «Сынки, родные, не жалейте меня — бейте гадов!» — говорят, это были последние слова 83-летнего деда Кузьмича перед гибелью... Матвей Кузьмич Кузьмин, самый пожилой Герой Советского Союза, удостоился посмертной награды лишь через 20 лет после Великой Победы. Когда же о его подвиге узнала вся страна, в народе Героя сразу окрестили Сусаниным Великой Отечественной: ведь, как и знаменитый герой Русско-польской войны, Матвей Кузьмин повёл врагов в лес на верную гибель. Памятник Кузьмину можно увидеть в московском метро на станции «Партизанская».
В годы Великой Отечественной войны свыше 100 человек были удостоены звания Героя Советского Союза дважды, трижды Героями Советского Союза были маршалы авиации, прославленные военные асы И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин, а также маршал С.М. Будённый. Четырежды Героями Советского Союза были всего два человека: Маршал Советского союза Г.К. Жуков и Л.И. Брежнев.
Героями стали также 44 человека из союзных нам армий, в том числе четыре французских лётчика полка «Нормандия — Неман». Своего рода рекордсменом по числу награждённых является 167-я дважды Краснознамённая стрелковая дивизия. В её рядах было больше всего награждённых почётным званием — 108 человек!
В послевоенное время звание Героя Советского Союза присваивалось лётчикам-испытателям, подводникам, лётчикам-космонавтам СССР и зарубежных стран, защитникам государственных границ, воинам-интернационалистам и другим.
14 апреля 1961 года было учреждено звание лётчика-космонавта СССР. За 30 лет, остававшихся до развала великой страны, это звание получили 72 человека, и среди них две женщины. Соответствующий указ Президиума Верховного Совета СССР был издан «в ознаменование первого в мире космического полёта человека на корабле-спутнике». Первым, кому было присвоено это звание, стал Юрий Гагарин. В дальнейшем практически за каждый полёт советские космонавты награждались званием Героя Советского Союза, а 24 человека получили это звание дважды.
Космонавтов, летавших на орбиту в советское время дважды, а то и чаще, было больше 24, но в перестроечные годы решили, что Героем Советского Союза можно стать только один раз, а за последующие подвиги «хватит и ордена».
Трое космонавтов, Владимир Ковалёнок, Валерий Рюмин и Владимир Титов, по итогам полёта «Союза-25» в 1977 году не были удостоены звания Героев — не получилось выполнить полётное задание по стыковке со станцией «Салют-6», но звание лётчика-космонавта было присвоено им без задержки.
Следует указать, что социально-политическое развитие статуса Героя Советского Союза продолжалось в той или иной мере на протяжении всего периода существования звания и награды. Указом от 6 сентября 1967 года был введён ряд льгот Героям Советского Союза, их перечень был существенно расширен указом от 30 апреля 1975 года, в канун 30-летия Победы над фашистской Германией. В нём, в частности, пре-дусматривались назначение Героям Советского Союза персональных пенсий союзного значения, льготная оплата жилой площади, бесплатный проезд в транспорте и некоторые другие льготы.
В мае 1973 года было утверждено новое Положение о звании Героя Советского Союза, в соответствии с которым и при втором, и последующих присвоениях звания награждённому каждый раз, кроме медали «Золотая Звезда», вручался орден Ленина.
В целом, в послевоенный период звание Героя Советского Союза присваивалось сравнительно редко. Впрочем, вплоть до 1990 года продолжались награждения за подвиги во время Великой Отечественной войны, не произведённые в своё время по разным причинам. В числе таких награждённых оказались разведчик Рихард Зорге, участник итальянского Сопротивления Ф.А. Полетаев, подводник А.И. Маринеско и многие другие. За воинскую храбрость и самоотверженность звание Героя Советского Союза присваивалось участникам боевых действий, выполнявшим интернациональный долг в Северной Корее, Венгрии, Египте — 15 награждений, в Афганистане высшее отличие получили 85 воинов-интернационалистов, из них 28 — посмертно.
К особой группе следует отнести награждения лётчиков-испытателей военной техники, полярных исследователей, участников освоения глубин Мирового океана — всего 250 человек. Приходится упомянуть и то, что в период правления Л.И. Брежнева появилась номенклатурная традиция присвоения высокого воинского отличия за «кабинетные» достижения, приуроченные к юбилейным дням рождения. Вручались «Золотые Звёзды» и как дружеские политические жесты, за счёт этого список Героев Советского Союза пополнили главы союзных государств Фидель Кастро, президент Египта Насер и ряд других зарубежных лидеров.
В период перестройки с августа 1988 года повторное награждение Героя Советского Союза медалью «Золотая Звезда» не осуществлялось.
Одним из последних коллективных награждений стало присвоение звания Героя Советского Союза шестерым участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Завершил список Героев Советского Союза представленный к званию 24 декабря 1991 года капитан 3-го ранга, подводный специалист Л. М. Солодков, участвовавший в эксперименте по испытанию новейшей водолазной техники на глубине 500 метров под водой. Последнее награждение, таким образом, состоялось 16 января 1992 года, когда СССР официально не существовал уже 22 дня.
20 марта 1992 года было установлено звание Героя Российской Федерации и учреждён знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда», которая вручается за заслуги перед государством и народом, связанные со свершением героического подвига.
Интересно отметить, что четверо Героев Советского Союза стали и героями современной Российской Федерации — это полярник Артур Чилингаров, космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков, а также герой-вертолётчик полковник Николай Майданов.

https://gazeta-pravda.ru/issue/40-31533 ... y-sovetov/


Разные судьбы первых дважды Героев

Газета "Правда" №40 (31533) 16—17 апреля 2024 года
4 полоса
Автор: Николай ЕВСТАФЬЕВ.

К 22 июня 1941 года в СССР только пять человек дважды совершали подвиги, оценённые по высшему разряду — присвоением в обоих случаях звания Героя Советского Союза. Из пяти довоенных дважды Героев четверо были лётчиками, а пятым стал знаменитый полярник Иван Папанин. Это были люди, действительно не ведавшие страха, настоящие герои своей страны, только вот судьбы их сложились совершенно по-разному, порой — трагически…
До преклонного возраста из пятерых дожили лишь двое — Папанин и генерал-лейтенант авиации Сергей Денисов. Причём если первый, несмотря на порой сложные зигзаги судьбы, всегда был уважаемым и награждаемым человеком, то второй не выдержал испытания «медными трубами» в самый ответственный момент своей карьеры. Остальные же трое ушли из жизни в самом расцвете сил, причём при разных обстоятельствах. Первым из таких дважды Героев стал Сергей Грицевец. Как лётчик, он, возможно, был в то время одним из лучших, но стал единственным из всех пятерых, кто, попав в указ о награждении второй «Золотой Звездой» Героя, в итоге так её и не получил.
Свои геройские «Звёзды» он заслужил в небе Испании и Халхин-Гола. В Испании он дрался так, что, отправившись в командировку старшим лейтенантом, по возвращении сразу стал майором. Хорошо запомнили его и японцы, причём как в небе, так и на земле. В одном из вылетов Грицевец, увидев, что его командир вынужденно совершил посадку на занятой японцами территории, сел рядом с ним и забрал лётчика из-под носа у врага.
В сентябре 1939 года майор Грицевец должен был в составе группы опытных лётчиков прикрывать с неба Польский поход РККА. Но на аэродроме под Минском случилось ЧП, в результате которого он нелепо погиб. И было ему на тот момент всего 30 лет.
Вместе с Грицевцом дважды Героем стал Григорий Кравченко. Он не сражался в Испании: у него случилась другая командировка — в Китай, где он воевал на стороне китайских товарищей с японцами. Так же, как и Грицевец, из старших лейтенантов сразу перешагнул в майоры. А потом воевал со всё теми же японцами на Халхин-Голе в должности комполка. Причём не только командовал полком, но и сам дрался в монгольском небе, сбив 10 японских самолётов.
Дальше была война с финнами, а потом — Великая Отечественная, которую он встретил на посту командира 11-й смешанной авиадивизии. Будучи комдивом, продолжал сам летать на боевые задания. 23 февраля 1943 года в одном из таких вылетов Ла-5 генерала Кравченко был подбит. Совершить посадку не получилось, пришлось прыгать, но… парашют не раскрылся. Генерал-лейтенанту Кравченко, как и Грицевцу, было всего 30 лет.
Ещё одним настоящим Героем, но одновременно и… «врагом народа» оказался Яков Смушкевич. Он же «Генерал Дуглас» — первый еврей — Герой Советского Союза. В годы Гражданской войны он отличился как комиссар на земле — воевал под командованием «Железного Мартына», Яна Фабрициуса. А потом увлёкся авиацией, окончил Качинскую авиашколу. И когда началась война в Испании, оказался там в командировке. «Генерал Дуглас» организовывал оригинальные рейды вроде налёта И-15 на аэродром франкистов, командовал ПВО Мадрида и в результате из комбрига сразу стал комкором, перешагнув через ступеньку. И Героем тоже.
Вторую свою «Золотую Звезду» Смушкевич получил за Халхин-Гол. А затем осваивал, что называется, «на себе» новую технику. Полёт на новом самолёте Р-10 при подготовке к первомайскому параду закончился для него переломом обеих ног…
8 июня 1941 года он был арестован прямо в больнице. В «воронок» его несли на носилках. Генерал Смушкевич мог бы принести ещё много пользы советским ВВС, даже будучи простым лётчиком, а ведь он был ещё и талантливым организатором именно боевых операций. Но вместо того чтобы отправить опытного офицера защищать Родину, его без суда расстреляли 28 октября 1941 года. Так в то время даже на примере Героев поддерживался культ борьбы с «врагами народа»…
И, наконец, пятый дважды Герой — Сергей Денисов. Он также воевал в Испании и первую свою «Золотую Звезду» как комбриг получил именно за бои на стороне республиканцев, где командовал истребительной группой и сам неплохо воевал в небе. Побывал он и на Халхин-Голе, но вторую «Золотую Звезду» получил за финскую кампанию, а именно «за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма» в качестве командующего ВВС 7-й армии.
У 30-летнего генерала Денисова могла сложиться блестящая карьера, но он не выдержал раннего испытания громкой славой. Талантливого военачальника сгубила… тяга к алкоголю.
По этой причине он перед самой войной — в июне 1941 года — был снят с должности командующего ВВС Закавказского округа.
В разгар войны в феврале 1943 года его ставят командовать авиадивизией: слишком велик был тогда дефицит командных кадров лётного состава. Но и тут пагубное пристрастие взяло верх: менее чем через год за систематическое пьянство Денисов получил партийный выговор и был снят с командования дивизией.
Кто и как только не пытался изменить жизнь и судьбу дважды Героя и помочь ему обрести себя после войны. Но и в мирное время вредные привычки генерала не отступили, но окончательно сломали его карьеру. В итоге в 1947 году генерал-лейтенант Денисов был отправлен в отставку «по болезни», хотя прожил потом довольно долго (скончался в 1971 году).
Такими оказались судьбы первых дважды Героев Советского Союза. И героическими, и трагическими…

https://gazeta-pravda.ru/issue/40-31533 ... dy-geroev/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О прошлом для будущего
СообщениеДобавлено: Пт май 03, 2024 11:15 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11351
Игумен земли Русской
02.05.2024 - Прокомментировать
2
Поделились
(К 710-летию со дня рождения С. Радонежского)
В общественном сознании Сергий Радонежский является ключевой фигурой в становлении духовных ценностей Руси. Именно он заложил многие традиции духовной культуры Отечества и стал одним из важнейших символов единства всех русских земель. Сергий Радонежский остается в памяти русского народа и как великий проповедник государственности. Благодаря подвижничеству таких мужей, как он, российское государство, в конечном счете, стало одним из мировых центров человеческой цивилизации.
В зависимости от политических убеждений можно по-разному оценивать роль православия в жизни российского государства на протяжении его тысячелетней истории. Однако по-настоящему образованному русскому человеку невозможно отрицать ее значение в формировании нравственных основ российского общества и становлении России как великой державы. Даже в советское время, когда у православной церкви были очень сложные взаимоотношения с официальной властью, она показала образцы преданности государству, исповедуя постулат «нет власти не от Бога». В годы Великой Отечественной войны Русская православная церковь (РПЦ) призвала народы страны к священной войне против гитлеровских захватчиков. 22 июня 1941 года, в первый день войны, совпавший с днем поминовения всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий, патриарший местоблюститель, выступил с посланием к пастырям и пасомым Христовой православной церкви. В своем послании он разоблачил звериную сущность фашизма и призвал верующих на защиту Отечества от «жалких потомков врагов православного христианства». В январе 1942 года митрополит Сергий направил специальное послание духовенству и верующим, оказавшимся на оккупированных территориях СССР, заявив о поддержке всеми средствами партизанского движения, и осудил сотрудничество с немецко-фашистскими захватчиками. Подлинным примером мужества является поведение православного духовенства и мирян во время 900-дневной блокады Ленинграда (8 сентября 1941 года – 18 января 1944 года). Ленинградский митрополит Алексий (Симанский, впоследствии патриарх Московский и всея Руси) служил литургии в Никольском Морском соборе и других храмах, совершал отпевания жертв блокады, обращался с патриотическими воззваниями к клиру и верующим епархии. На танковом заводе в Челябинске были построены на денежные средства Русской православной церкви 40 танков, которые митрополит Николай 7 марта 1944 года от Московской патриархии передал Красной армии. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью им. Александра Невского. Председатель ГКО и верховный главнокомандующий Сталин незамедлительно ответил местоблюстителю патриаршего престола Митрополиту Сергию: «Прошу передать православному духовенству и верующим, собравшим 6 млн рублей на строительство колонны им. Дм. Донского, мой искренний привет и благодарность Красной армии».
Сегодня Русская православная церковь воспитывает граждан России в духе уважения к русской истории, культуре и семейно-нравственным ценностям русского народа. Например, в концертах мужского хора Сретенского монастыря наряду с духовными произведениями исполняют русские народные и советские песни. В интервью газете «Аргументы и факты» руководитель хора Н. Жила отмечал: «Мы включили советские песни в свой репертуар с подачи нашего наместника владыки Тихона. Для меня это было очень необычно. Я из церковной семьи. А в ней существовало некое сопротивление всему советскому. И советская песня в церковной среде воспринималась, скажем так, настороженно. Но владыка Тихон сказал замечательную вещь: «Для многих поэтов и композиторов советская песня была продолжением молитвы».
Отмечая роль православной церкви в формировании нравственных основ российского общества и становлении России как великой державы, нельзя не вспомнить в наши дни такую яркую фигуру, как Сергий Радонежский, которому в 2024 году исполнилось 710 лет со дня рождения. Он, согласно церковному календарю, родился 3 мая 1314 года и впоследствии стал выдающимся подвижником Русской православной церкви и основателем Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра) – – духовного сердца России. Он вел аскетический образ жизни и почитался современниками выше князей и правителей. Сильные мира сего, приходя к монаху Сергию за советом, кланялись ему в пояс.
Место его рождения – Ярославская земля, село Варницы под Ростовом Великим. Отец его, боярин Кирилл, служил у ростовских удельных князей. После присоединения Ростовских земель к владениям князя Московского Ивана Даниловича Калиты в конце 1320-х – 1330-х гг. родители будущего святого Кирилл и Мария переселились со своими тремя сыновьями, Стефаном, Варфоломеем и Петром, в село Радонеж (ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области). Первый биограф С. Радонежского, его ученик Епифаний Премудрый, сообщает, что на сороковой день после рождения родители понесли младенца в церковь, чтобы совершить обряд крещения. В соответствии с церковным обычаем, он получил имя Варфоломей в память святого апостола Варфоломея. На седьмом году Варфоломея вместе с братьями Стефаном и Петром отдали в церковную школу для обучения грамоте. В те годы в боярских кругах считалось, что учеба в школе – дело почетное. Овладение грамотой позволяло читать и понимать Библию и другие священные книги. Учеба поначалу не давалась Варфоломею, несмотря на великое усердие мальчика. Ночами он сидел над книгами. За неумение читать тексты учитель его наказывал, а товарищи по школе смеялись над ним. …Однажды по заданию отца он отправился в ближайший лес искать убежавших лошадей. В ходе поисков наткнулся на поляну, где увидел под дубом старца-схимника, который усердно молился. Схимник, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» С глубоким волнением Варфоломей поведал ему о своем горе и попросил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Выслушав внимательно Варфоломея, схимник помолился и дал ему частицу просфоры. Велел ему съесть ее, сказав при этом: «О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует хорошее знание грамоты, больше, чем у твоих братьев и сверстников». С этого времени Варфоломей мог читать любую священную книгу без запинки и не испытывал трудностей в учении.
В отроческом возрасте в душе Варфоломея появилось желание посвятить себя монашеской жизни. Он начал поститься и от всего соблазнительного в пище воздерживаться. По ночам часто бодрствовал и усердно молился. Отец с матерью отговаривали его от таких поступков, но он умолял их не мешать ему. Своим отроческим умом он понимал, что в человеке есть такие телесные и психические страсти, которые следует вовремя укрощать, чтобы, став взрослым, достойно служить Богу. В двадцатилетнем возрасте он решил постричься в монахи. Отец и мать попросили его подождать, пока не умрут, поскольку два его брата – Стефан и Петр – женились. Родители говорили ему: «Послужи немного нам, родителям своим, а когда похоронишь, то сможешь исполнить и свое желание».
Варфоломей в 23 года принял от игумена Митрофана постриг под именем Сергий. В тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. После смерти родителей он немедленно удалился в лесную чащу вдали от дорог, сложив там деревянную церковь во имя Святой Троицы, и стал жить в полном уединении, в окружении диких зверей, которые, однако, не трогали его. Один медведь даже повадился ходить к жилищу святого, и тот кормил его хлебом прямо из рук. Через несколько лет к преподобному Сергию стали стекаться иноки, искатели безмолвия. Образовалась обитель, которая оформилась затем в Троице-Сергиев монастырь. Сергий своим личным примером показывал смирение и трудолюбие. Он поставил за правило, чтобы иноки жили исключительно результатами своего труда, не надеясь на подаяния. Его подвижничество было по достоинству оценено современниками. К нему в обитель обращались все: от крестьян до князей. Монастырь, где пребывал Сергий, рос и богател, но сам он продолжал оставаться простым игуменом, кротким наставником, но если нужно, то и судьей. Сам Вселенский патриарх Филофей хвалил его за благочинное житие и посоветовал Сергию восстановить в монастыре строгое общинножитие. Известно, что еще во второй половине XI века преподобный Феодосий ввел общинножитие в Киево-Печерском монастыре. Студийский устав предполагал общую трапезу, одинаковую одежду, отсутствие личных вещей в кельях, разветвленную систему хозяйственных послушаний, активную благотворительность. Преподобный Феодосий лично следил за тем, чтобы иноки не привязывались к вещам, не вели пустых разговоров и слушались игумена. После смерти Феодосия 3 мая 1074 года в обители постепенно появилось разделение на богатых и бедных, некоторые иноки стремились жить лучше других. Монах из знатного рода мог жить фактически зажиточно, а инок из бедного сословия – голодать. Члены таких обителей жили отдельно друг от друга и виделись лишь на богослужении в церкви. Отсутствовало духовное наставничество и общинный дух. В период монгольского ига общинножительные монастыри как основа монашеской жизни почти исчезли. В монастырях господствовало особножительство. Исследователи Русской православной церкви считают, что благодаря подвижнической деятельности Сергея Радонежского к периоду 1364–1376 годов возрождается в монастырях общинножитие вместо особножительства. Все началось с того, что Сергий Радонежский ввел в Троицком монастыре общежительный устав, который в дальнейшем через его учеников и последователей распространился и стал доминирующим в русских монастырях. Проведение общежительной реформы вызвало недовольство у части братии («яко не хотети Сергиева старейшинства»). К тому же претензии на главенство предъявил и старший брат Сергия Стефан, с которым они вместе начинали пустынническую жизнь. Чтобы избежать конфликта, Сергий (как потом оказалось, временно) покинул обитель. В 1358 году святой основал Благовещенский монастырь близ города Киржач на территории современной Владимирской области. Через некоторое время Сергия упросили вернуться в родную обитель и вновь стать игуменом.
Необходимо отметить, что развитие монашеской жизни – это своеобразный барометр внутреннего состояния средневекового русского общества. Фигура Сергия Радонежского олицетворяла собой новый идеал иноческого уклада, ведь он начинал свой путь именно как монах-пустынник. Если ранее все монастыри возникали в городах или под их стенами, то новые монастыри все чаще возникали в пустынной, мало освоенной местности и сами становились центрами притяжения. Духовно-хозяйственный ландшафт Северо-Восточной Руси стал преображаться! Этот процесс получил название «духовной и хозяйственной колонизации» новых территорий будущей России. Огромное количество земель было освоено вдали от городов, что имело значение не только для культуры, но и для развития сельского хозяйства возрождающейся страны. Русские монастыри представляли собой форпост обороны от внезапных нападений захватчиков: за их мощными стенами находили убежище жители окрестных деревень. Заметим, что они становились одновременно местом сосредоточения письменной культуры того времени. С того времени монастыри начали превращаться не только в оплоты защиты от иноземного врага, но и в центры хозяйственной жизни, русской культуры и духовности. Монастыри вели немалую просветительскую и миссионерскую среди нерусского населения, содержали библиотеки, учебные заведения, богадельни и странноприимные дома (приют для бездомных бедняков).
Целиком погруженный в подвижническую жизнь, Сергий Радонежский был совершенно лишен амбиций в церковной карьере. Он долго сопротивлялся монастырской братии, которая требовала от него принять сан игумена. Только тогда, когда они ему заявили, что если он не примет сан, то уйдут от него, он согласился стать игуменом. Московский митрополит Алексий, находясь в тесной дружбе с Сергием, перед смертью уговаривал его возглавить митрополию, но тот решительно отказался от кафедры митрополита. Так в глазах православных он до конца своей жизни оставался «Игуменом земли Русской». Василий Ключевский отмечал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. Своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч». Скромному игумену суждено было обрести бессмертие не только в церковной, но и в светской истории Российского государства. В начале XIII века Киевская Русь, распавшись на несколько десятков княжеских государств, оказалась легкой добычей татаро-монгольских завоевателей. На 250 лет русские княжества попали в полную политическую и экономическую зависимость от ханов Золотой Орды. Бедственное социально-экономическое положение русских людей усугублялось тем, что многие князья, холопствуя перед Золотой Ордой, дрались между собой за получение ярлыка, то есть за право быть первым князем на русской земле. Начиная с Ивана Калиты обладание ярлыком окончательно закрепилось за московскими князьями. Это право было подкреплено церковной властью: из Владимира в Москву переехал жить митрополит, придав последней статус церковной столицы. Владение ярлыком позволяло московским князьям от имени Золотой Орды в централизованном порядке собирать дань с русских княжеских земель. Благодаря этому на многие десятилетия прекратились набеги ханов Золотой Орды на Русь с целью сбора дани. По выражению выдающегося русского историка В. Ключевского, «татарские опустошения прекратились, и наступила давно не испытанная тишина в Русской земле». В этих условиях выросло поколение русских, которое начало отвыкать от страха ордынского, от власти «тупого башмака Батыя» (Н. Рубцов). Под началом московских князей в изощренной борьбе с правителями Золотой Орды пошел процесс объединения русских земель вокруг Москвы как нового политического центра Руси. «Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем древней Руси митрополитом Петром (начало XIV века). Еще в мрачное время татарского ига, когда «ниоткуда не поступал луч надежды, он, по преданию, пророчески благословил бедный тогда городок Москву как будущую церковную и государственную столицу Русской земли» (В. Ключевский). Это историческое движение, в которое внес немалую лепту и Сергий Радонежский, завершилось созданием в начале XVI века нового, после гибели Киевской Руси, государства под названием Россия.
Сергий Радонежский, воздействуя на самые загрубевшие и ожесточенные в междоусобных войнах сердца русских князей, «тихими и кроткими словами» примирял их. Он убеждал их подчиниться объединительной линии великого московского князя Дмитрия Донского, у которого он был духовником. Сергий Радонежский по просьбе великого московского князя Дмитрия Донского отговорил «суровейшего» рязанского князя Олега Ивановича от войны с Москвой. В 1374 г. в Переяславле (ныне г. Переславль-Залесский Ярославской области) он крестил сына великого Московского князя Дмитрия Ивановича – Юрия. Это событие произошло во время большого съезда многих русских князей и бояр, на котором было принято решение о совместной борьбе с золотоордынским правителем Мамаем. На момент решающего сражения с татаро-монгольским войском под руководством Мамая на Куликовом поле (1380 г.) почти все русские князья благодаря подвижническим деяниям Сергия Радонежского признали политическое и духовное главенство Москвы. Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской в сопровождении князей и бояр заехал к Сергию, чтобы получить от него благословение. «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником. Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш», – – сказал игумен. Этот эпизод подробно описан в «Сказании о Мамаевом побоище». Великий старец предрек победу русскому оружию и спасение от смерти московскому князю. Он отправил с ним на битву двух иноков княжеского рода, хорошо владевших оружием, – Пересвета и Ослябю. «Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!» Дмитрий выехал из обители с новою и более сильной надеждою на помощь неба. Сам же преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Один из выдающихся писателей русского зарубежья, историк Б. Зайцев в своей книге «Преподобный Сергий Радонежский» написал: «В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». После победы на Куликовом поле московский князь Дмитрий Донской с еще большим благоговением относился к Сергию. Когда возник вопрос об узаконивании нового порядка престолонаследия в целях укрепления государственной власти («от отца к сыну» вместо принципа «от брата к брату»), он пригласил Сергия, чтобы тот своим духовным авторитетом скрепил княжеское завещание. Новый порядок престолонаследия пришел на смену способствовавшему распрям и раздробленности лествичному праву (передаче наследных прав сперва по горизонтали – между братьями, а лишь затем по вертикали – между поколениями). Подобный поступок Сергия Радонежского свидетельствовал о нем как о великом и прозорливом государственном муже, который заботился о политической стабильности на Руси. Он прекрасно понимал, что главный ее враг – внутренняя смута, расколы и раздробленность, а не только внешняя угроза. Именно в условиях сильной вертикальной власти, то есть централизованной, отсутствуют смуты и распри между территориями государства. Это можно увидеть на примере гибели Киевской Руси, которая в результате потери «вертикали власти» распалась в середине XII в. на 15 княжеств, вначале XIII в. их стало уже около 50. В ходе возникших смут в начале XVII века в результате смерти последнего из рода Рюриковичей царя Федора Иоанновича и в ходе отречения 5 марта 1917 года царя Николая II, Россия как государство на некоторое время исчезала. В этом отношении становится понятным, почему В.В. Путин, став президентом РФ, первые шаги в своей государственной деятельности начал с укрепления «вертикали власти».
Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский умер 12 сентября 1392 года. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации. В церковной литературе нет документа о том, когда и кем было установлено почитание его как православного святого. Историк православной церкви Е. Голубинский (конец ХIХ века) отмечал: «Сергий сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». В 1940 году папа Пий XII признал возможность почитания православного русского святого католиками всего мира, а с середины XX века имя Сергия Радонежского включили в богослужебный календарь римско-католической церкви. Сергия Радонежского почитают как духовный идеал всего русского народа, а за рубежом часто называют его ангелом-хранителем России. К мощам святого в Троице-Сергиевой лавре приезжают паломники со всего света. Его память отмечается 18 июля (День обретения мощей) и 8 октября (преставление).
В наши дни Сергий Радонежский – один из самых почитаемых русских святых, в честь которого построено наибольшее количество храмов. Примером своей жизни, высотой своего духа он поднял дух русского народа, пробудив в нем веру в будущее в суровое время монгольского нашествия. Его имя было и остается символом духовного богатства русского народа. Идущая от него традиция внутренней духовной свободы является для русских и других народов России высшей нравственной ценностью. Его заветы – христианская любовь к ближнему, нравственное совершенствование путем отречения от светских соблазнов, разрешение даже самых острых мирских и политических конфликтов в русском обществе не силой оружия, а праведным словом – стали идеалами в русской культуре и дипломатии. К заслугам Сергия Радонежского относят умение своими наставлениями влиять на политический ход истории. От него пошло на Руси понимание, что политическая власть крепка тогда, когда держится на силе нравственной, когда она смотрит на народ не как на объект использования его в своих интересах, а вместе с ним решает задачи, выдвинутые обществом или государством. Сергий Радонежский остается в памяти русского народа и как великий проповедник государственности. Благодаря подвижничеству таких мужей, как он, российское государство, в конечном счете, стало одним из мировых центров человеческой цивилизации.
P.S. В страшный для Москвы октябрь 1941 года, когда немцы были в нескольких десятках километров от столицы, выдающийся русский и советский художник М. Нестеров, автор знаменитых картин, посвященных С. Радонежскому, решительно отказался ехать в эвакуацию. Он, глубоко веривший в силу духа, мужества и стойкости народа, считал, что Москва приготовит немцу могилу. Он написал полную оптимизма статью, которая немедленно по приказу А. Щербакова, первого секретаря Московского горкома ВКП(б), была передана по радио. Главный ее смысл передают следующие строки: «Более пятисот лет тому назад в ее пределах явился восторженный отрок, затем юноша, а позднее мудрый старец. Его знала земля московская от князя Дмитрия Донского до последнего крестьянина, верила ему, – то был Сергий Радонежский. Куликовское побоище решило судьбу Москвы, а с ней и народа московского… Москва до сего дня осталась символом победы и одоления над врагом. Она, и только она, зримая и незримая, приготовит могилу врагу». Насколько слова великого русского, советского художника оказались провидческими. Уже через два месяца, в декабре, гитлеровский блицкриг по захвату столицы потерпел позорное поражение: В результате контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100–250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей. План «Барбаросса» был похоронен окончательно. Прославленный маршал СССР, руководитель операции по разгрому немцев под Москвой, Г.К. Жуков, писал в книге «Воспоминание и размышление»: «Красная армия в битве под Москвой впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом. До этого советские Вооруженные силы уже осуществили ряд серьезных операций, замедливших продвижение вермахта на всех трех главных направлениях его ударов. Тем не менее, они по своим масштабам и результатам уступают великой битве у стен советской столицы».
В.И. КОРНИЛОВ,
доцент, к.э.н., лауреат премии «Слово к народу
г. Ярославль
В общественном сознании Сергий Радонежский является ключевой фигурой в становлении духовных ценностей Руси. Именно он заложил многие традиции духовной культуры отечества и стал одним из важнейших символов единства всех русских земель.
«Сергий Радонежский, несомненно, был самой яркой фигурой XIV века на Руси. Более того, XIV век – это век Сергия, прихождение в себя после долгого омрачения. Это начало нового пустынножительского подвижничества, существенно отличающегося от древнерусского дотатарской эпохи, это прорыв духовной жизни на Руси на новую высоту».
Филолог Виктор Топоров, чьи слова вы только что прочитали, считал преподобного Сергия человеком, изменившим русскую церковь и русскую историю.

https://sovross.ru/2024/05/02/sergij-ra ... a-na-rusi/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 124 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB