Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вт мар 19, 2024 10:23 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: И волжская вода встала стеной на пути врага
СообщениеДобавлено: Чт окт 28, 2021 8:12 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11255
И волжская вода встала стеной на пути врага

Газета "Правда" №119 (31179) 28 октября 2021 года
3 полоса
Автор: Юрий МАХРИН, кандидат исторических наук.

К 80-летию Битвы под Москвой

«30 сентября — 2 октября гитлеровцы нанесли сильные удары по нашим войскам, прикрывавшим московское направление. Все три наших фронта вступили в тяжёлое, кровопролитное сражение. Началась великая Московская битва, — пишет в книге «Дело всей жизни» Маршал Советского Союза Александр Василевский. — 15—16 ноября они перешли в наступление, стремясь обойти Москву с севера, через Клин и Солнечногорск, и с юга, через Тулу и Каширу… К концу ноября фашистским войскам удалось северо-западнее столицы продвинуться к каналу Москва — Волга …»

25 ноября оккупанты заняли Клин, 26-го — Рогачёво. И двинулись к каналу Москва — Волга (в 1947-м его переименовали в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы) по Дмитровскому шоссе. Создалась прямая угроза столице.

Ставка, разгадав замысел врага, начала стягивать войска на пути наступления немцев. 25 ноября была срочно создана 1-я Ударная армия. Ударная — значит призвана громить противника на главном, особо опасном направлении. Значит — усиленная: в ней, по сравнению с обычной, больше танков, орудий и миномётов.

Командующим Сталин назначил генерал-лейтенанта В.И. Кузнецова, вызвав его из госпиталя. Спросил: «Ну что, вы довольны назначением?» — «Доволен, но только армия уж очень куцая — одни лыжные батальоны, лишь одна дивизия».

В тот же день командарм прибыл в штаб армии, расположившийся в одной из школ города Дмитрова. Выяснилось, что воинские части ещё в пути: одни двигаются маршем из Загорска, другие — в железнодорожных составах. В книге воспоминаний Василия Ивановича «1-я Ударная армия на Дмитровский земле» есть такие строки: «Формирование 1-й Ударной армии шло со значительным отставанием от заданных сроков. Прибывшие в Загорск войска оказались без штаба армии, тылового обеспечения и частей связи. И в этот момент в преодолении возникших трудностей большую помощь войскам оказал канал Москва — Волга…»

И верно, в ноябре грозного 1941 года вода великой русской реки встала на пути врага, рвавшегося к Москве.

Ещё в октябре группа инженерно-технических специалистов канала во главе с начальником его управления Дмитрием Агафоновым предложила Государственному Комитету Обороны план создания водного щита на пути врага: при приближении немцев открывать шлюзы и сбрасывать воду, создавая непреодолимые преграды для танков и пехоты. Военные заинтересовались неординарной идеей гидротехников, подключили к ним Инженерное управление Западного фронта. Подготовленный план одобрили и его командующий Георгий Жуков, и Иосиф Сталин.

Из Калинина фашисты решили двинуться на Рогачёво кратчайшим путём — по замёрзшему Иваньковскому водохранилищу, чтобы выйти на Дмитровское шоссе и устремиться к Москве. И тут их постигла неудача: вода, словно по щучьему велению, ушла из-подо льда, он осел, стал ломаться. Возникшие торосы преградили дорогу врагу.

Весной 1937 года, чтобы повернуть Волгу к столице, строители перекрыли её у деревни Иваньково огромной плотиной. Упираясь в неё, вода стала накапливаться, создавая искусственное море. Здесь начало канала.

26 ноября танковая дивизия оккупантов приблизилась к каналу Москва — Волга. В тот день гидротехники начали затоплять поймы рек Сестра и Яхрома. «Под обстрелом врага были открыты два водосброса. Но воды не хватало, и тогда решено было использовать воду водораздельного участка, — свидетельствует бывший инженер-механик канала Андрей Ярустовский. — В результате интенсивного сброса воды из канала на реках Сестре и Яхроме был взломан ледовый покров, начался ледоход, а уровень воды поднялся до четырёх метров. От Яхромы до Иваньковского водохранилища образовался заслон шириной до двух и протяжённостью свыше 60 километров». Гитлеровская армия не смогла с ходу преодолеть неожиданно возникший барьер.

Даже недолгая остановка, задержка наступления фашистов сыграла благотворную роль. Немцы не смогли попасть в Дмитров ни по каналу, ни по автодорожному мосту, так как он был взорван. Танковая дивизия двинулась вдоль канала к посёлку Яхрома.

28 ноября, захватив его, по мосту через канал оккупанты прорвались на восточный берег. Танки и пехота двинулись на Дмитров, но оказавшийся в городе бронепоезд НКВД №73 остановил их наступление. А 29 ноября немцы были отброшены назад подоспевшей к этому дню 29-й стрелковой дивизией.

5 декабря 1-я Ударная перешла от села Перемилово в контрнаступление.

«Проведённое неожиданно и в широких размерах использование судоходного канала в военных целях задержало наступление противника и способствовало командованию Красной Армии остановить наступление на Москву», — сказано в рапорте заместителя наркома обороны генерал-лейтенанта (впоследствии маршала инженерных войск) Михаила Воробьёва в ЦК ВКП(б). Командование Западного округа констатировало: «Применение водных заграждений имело известное воздействие на дальнейший характер действий противника».

В мемуарах советских военачальников нет ни слова о водном щите на канале Москва — Волга. Ничего не написал о нём и фельдмаршал фон Бок, командовавший группой немецких войск «Центр», в своей книге «Я стоял у ворот Москвы». Лишь маршал Шапошников обмолвился о водяном потоке в сборнике воспоминаний «Разгром немецких войск под Москвой», изданном в 1943 году. Но не под Дмитровом, а под Истрой: «24 ноября немцы вплотную подошли к рубежу Истринского водохранилища… Водоспуски были взорваны (по окончании переправы наших войск), в результате чего образовался водяной поток высотой 2,5 метра на протяжении до 50 километров к югу от водохранилища. Попытки немцев закрыть водоспуск успеха не имели. Противнику пришлось задержаться на этом водном рубеже и организовать форсирование этой переправы».

Минул ХХ век. Начал шагать по планете век ХХI. И вдруг спустя многие десятилетия в газетах, радиопередачах, журналах и книгах, блогах, которым несть числа, запестрели заголовки: «Сталин в 41-м утопил в воде тысячи русских», «Водный вал сносил деревни», «Потоп московский» …

Вал этих бесчисленных «произведений» породили клеветническая статья Искандера Кузяева в одной из столичных газет и пространное интервью автора в программе «Цена Победы» на пресловутой радиостанции «Эхо Москвы». Замысел (или заказ?) этих публикаций вырисовывается предельно чётко: оболгать в очередной раз Сталина, Советскую власть, Красную Армию, нашу Великую Победу.

Извините, читатель, придётся вам преодолеть чувство брезгливости, читая вот эту цитату из газетёнки с густым антисоветским душком: «Потоки воды из Истринского водохранилища смывали не только наступавшие танки и пехоту 52-й армии, но и многочисленные деревни вдоль реки Истра, густонаселённые кварталы на окраине города Истра, в посёлке Павловская Слобода. На брёвнушки разлетались хрупкие крестьянские избушки, унося с потоком стариков, женщин и младенцев».

Сочинитель, рождённый после войны, повествует так, словно своими глазами видел эту страшную картину.

Далее этот «историк» описывает встречу Сталина с Жуковым и инициаторами идеи создать на пути врага водный щит — начальником Иваньковской ГЭС Фёдоровым, главным энергетиком канала Москва — Волга Фрадкиным и главным инженером Ждановым. Все они оставили письменные воспоминания о подготовке плана затопления русел рек Сестра и Яхрома, но при этом не обмолвились о такой встрече с Верховным Главнокомандующим. Нет данных о ней и в архивах. Выходит, «организовал» её, по своему хотению, автор «Потопа московского».

Он подробно описывает якобы имевшую место встречу Верховного Главнокомандующего с гидротехниками, а завершает свои измышления таким якобы состоявшимся диалогом Жукова и Сталина.

— Через два дня всё должно быть готово! (к затоплению. — Ю.М.)! — говорит Сталин. — Предупреждаю: вся операция должна проводиться в обстановке строгой секретности. О ней должны знать только те, кого она касается напрямую. Непосредственные исполнители не должны быть информированы о деталях операции.

— Но, товарищ Сталин, — перебил Верховного командующий войсками Западного фронта, — мы же должны эвакуировать население из зоны затопления!

— Чтобы информация просочилась к немцам? И чтоб они послали к тебе свою разведроту? Это война, товарищ Жуков! Мы сражаемся за победу любой ценой!

«Эхо Москвы» прямо в день выхода газеты поспешило позвать на интервью в передачу «Цена Победы» автора клеветнической статейки. Как же, свой по духу! Обильно, мощной струёй льёт воду на мельничное колесо радиостанции.

Ведущего, однако, смутил явно высосанный из пальца диалог в Кремле: «Передо мной лежит ваша статья, и я хочу зачитать диалог между Жуковым и Сталиным. Ну это, я так понимаю, не реальный диалог, но реконструкция?»

«Это реконструкция, да», — ответил «журналист и историк», как представил собеседника ведущий. Реконструкция — то есть выдумка, фейк, если воспользоваться модным английским словечком. А по-русски — брехня.

План сброса воды из водохранилищ, представленный Жуковым, был утверждён Сталиным в октябре. Гидротехников при этом не было, да и не требовалось их присутствие.

Ведущий «Эха Москвы» спрашивает: сколько деревень было затоплено по берегам рек Сестра и Яхрома?» Ответ: «30». Сколько людей погибло в результате этих затоплений? Ответ: «Вот эти цифры мне нигде не удалось найти».

Ведущий программы «Цена Победы» то и дело налегает на тезис — да, Победа, но при этом негодует: слишком велика её цена. Вот и потоп московский… И тут спохватился: как же так, мол, поток уносил «стариков, женщин и младенцев», «деревни с хрупкими крестьянскими избушками», но об этом, «если сказать дипломатично, мало известно, а если откровенно, практически вообще ничего не известно»? Собеседник поясняет: а всё было, дескать, засекречено. Засекречено многие десятилетия и даже в «лихие 90-е годы»?

А теперь приведём не реконструированные, то есть придуманные, диалоги, а реальные факты. Из опубликованных воспоминаний участника операции на Иваньковском водохранилище Андрея Ярустовского: «Руководил открытием шлюзов на плотине начальник Иваньковской ГЭС Георгий Фёдоров. Он же следил за режимом подъёма щитов, чтобы не подтопило нижележащие населённые пункты. На помощь нам пришли жители посёлка Большая Волга: пожилые мужчины, женщины, подростки».

Выходит, люди знали о предстоящем затоплении русел рек Сестра и Яхрома. И вода в них поднималась постепенно, а не налетала, как цунами. К тому же берега здесь крутые, и люди строили дома подальше от русла. Затопить их не могло. Об этом говорят и топографические карты местности с отметками высот.

Немцы предполагали, что советские войска затопят долины рек. Записи об этом есть в донесениях командиров частей вермахта.

Перепевая статью и беседу на «Эхе Москвы», авторы — и нет им числа! — твердят: «Погибли тысячи и тысячи людей». Но будь эти жертвы в действительности, немцы о них раструбили бы на весь мир.

Такова анатомия клеветы злобных антисоветчиков.

https://gazeta-pravda.ru/issue/119-3117 ... uti-vraga/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB