Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вт июл 01, 2025 4:43 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Англосаксы и германский нацизм
СообщениеДобавлено: Чт июн 05, 2025 12:18 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11923
Англосаксы и германский нацизм
04.06.2025

Британия – родина «богоизбранных»
80-летняя годовщина Великой Победы советского народа над фашистской Германией заставляет нас вновь и вновь обдумывать вопрос о причинах и корнях Второй мировой войны. Против фашистской Германии и ее союзников Советский Союз вел войну совместно с Британией и Соединенными Штатами. Принято считать, что наши англосаксонские союзники были такими же непримиримыми противниками германского фашизма (немецкого нацизма), как и Советское государство, и весь советской народ.
Но даже не очень глубокое погружение в изучение причин и корней Второй мировой войны заставляет усомниться, что англосаксы столь же негативно относились к германскому нацизму, как и Советский Союз. Под англосаксами я понимаю правящую элиту Британии и США с ее особой идеологией (не следует относить к англосаксам всех живущих в Британии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии и говорящих на английском языке). Есть много оснований считать, что именно англосаксы насаждали в Германии нацизм, формировали сознание Гитлера как фанатичного фашиста. А такую роль они выполняли по той простой причине, что нацизм (фашизм) в Британии и США уже имел место. К тому времени, когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, англосаксонский нацизм имел уже весьма зрелые формы.
Конечно, в самой Германии были предпосылки для нацизма. Некоторые авторы считают, что, мол, нацизм – преимущественно германский феномен. А нацизм в других странах – лишь заимствования германского. На самом деле все с точностью до наоборот: германский нацизм – продукт заимствования англосаксонского нацизма.
Конечно, идеологи и приверженцы британского нацизма не прибегали к использованию таких терминов, как «фашизм», «национал-социализм», «нацизм». Их идеология описывалась с помощью других слов и терминов. По своей сути это была идеология расизма. В советское время было издано немало книг по германскому фашизму, в которых он определялся как одна из форм расизма.
Если давать самое краткое определение германского фашизма, то это идеология превосходства так называемой «арийской расы» над всеми остальными. Причем среди «всех остальных» имеется градация, распределение по «сортам». Каких-то из «всех остальных» можно использовать в своих интересах (прежде всего, как рабочую силу), а кого-то лучше уничтожить без промедления.
Расизм может иметь и другие формы. Например, сионизм, который идеологически и политически оформился на рубеже XIX–XX вв.; в нем высшим «сортом» определяется «богоизбранный народ», берущий свое начало от Авраама. И такой «особый» народ не имеет право смешиваться с другими народами. Сионизм был квалифицирован как форма расизма в резолюции ООН 1975 года (она была отменена в самом конце 1991 года – одновременно с прекращением существования СССР, что нельзя считать случайностью).
Британский нацизм зиждется на догмате о богоизбранности того народа, который еще в незапамятные времена пришел на острова Туманного Альбиона (Британские острова) и который получил название «англосаксы». В учебниках по истории и в энциклопедиях англосаксами называют древнегерманские племена англов и саксов, которые в середине V века переселились в Британию. Термин «англосакс» отделяет эту национальную группу от шотландцев и валлийцев, также проживающих на Британских островах.
Англосаксы спустя более тысячи лет после высадки на Британских островах совершили высадку на другой стороне Атлантического океана, в Северной Америке. Англосаксы приступили к освоению Нового Света. По сути, это начало формирования британской колониальной империи. Захват и освоение территорий англосаксами происходил также в Азии, Африке, Южной Америке, Австралии. За примерно четыре столетия была выстроена гигантская колониальная империя, над которой «никогда не заходит солнце».
О британском колониальном империализме я еще буду говорить специально. А сейчас хочу обратить внимание на то, что в XIX веке Британия с ее гигантской империей стала объектом самого пристального внимания со стороны государственных деятелей политиков и даже философов разных стран. Кто-то воспринимал Британию с завистью. Кто-то – с восхищением. Кто-то – с ненавистью. Кто-то – с желанием понять причины успеха Британии и заимствовать ее опыт.
Среди желающих учиться у Британии и повторить ее успех было немало тех, кто главным секретом, первопричиной успеха считал не могущество ее морского флота, не экономику (к середине XIX века Англия стала «мировой мастерской»), не финансы (Лондон стал превращаться в мировой финансовый центр, а британский фунт стерлингов стал самой востребованной в мире валютой), а особый «англосаксонский дух».
Суть этого «духа» предельно проста: чувство своего превосходства над другими. А откуда берется это чувство? Его трудно или даже невозможно воспитать. Оно заложено в крови. И такая кровь течет в жилах «богоизбранных». Англосаксы уверены в своей богоизбранности. А раз они «богоизбранные», значит, все окружающие для них – люди второго сорта. А некоторые – даже «недочеловеки». «Богоизбранные» англосаксы – высшая раса, призванная править миром. И она им правит, ей это дано «свыше».
Англосаксы о своем особом «духе» на весь мир не трубили и не трубят. Людям «второго сорта» об этом знать не положено. А в своем узком кругу «избранных» об этом «духе» англосаксы говорят. Понимание ими своего особого «духа» имеет признаки религиозного сознания. Англосаксы уверены в том, что они потомки десяти колен Израилевых. Со всеми отсюда вытекающими для них правами и обязанностями.
Джон Лили (1553–1606), британский драматург, предшественник Уильяма Шекспира, в 1580 году провозгласил: «Англия как Новый Израиль… избрана и уникальна». Английский священник Уильям Саймондз в своей проповеди в 1607 году говорил, что изначальный завет Бога с Авраамом в Новое время стал заветом «с английской нацией, избранным народом Нового времени». Английский священнослужитель и издатель Самуэль Пёрчаз (ок. 1577–1626) в 1613 году провозгласил, что британская нация является избранной.
Согласно некоторым английским источникам, религия богоизбранности англосаксов в основном сформировалась на рубеже XVI–XVII вв. И эта религия нашла свое прибежище в некоторых протестантских церквях, таких как пуритане, пресвитериане и др. Эта религия стала вдохновлять англосаксов на колониальные захваты.
А также на буржуазную революцию в XVII в. В частности, одного из ее главных вождей – Оливера Кромвеля. Он называл англичан «народом Бога», а Британию – «Новым Израилем». В 1653 году, произнося свою первую речь в парламенте, Кромвель заявил, что Англия была призвана Богом, чтобы править вместе с ним и исполнять его волю. Кромвель считал, что Бог – не только Творец мира, но им управляет. В том числе и в первую очередь через людей. Но не через всех людей, а лишь «избранных».
Оливер Кромвель, как истинный протестант-пуританин, был уверен лично в своей «богоизбранности» и в своем «мессианстве», и богоизбранности с первых шагов восхождения к власти. Он считал, что является Спасителем, и он действительно сумел за собой повести тысячи и миллионы, в том числе профессиональных военных из знатных семей.
В систематизированном виде все эти идеи богоизбранности англосаксов были изложены в изданной в 1840 году книге Джона Уилсона «Наше израильское происхождение». В 1879 году вышла книга Джона Пима Йетмена «Схематическое происхождение народов Западной Европы»; в ней он продолжает и углубляет теорию, согласно которой в Британии живут потомки Авраама, Иакова и царя Давида.
В этом же ряду опубликованная в 1886 году книга Э.П. Ингерсолла «Потерянный Израиль, найденный в англосаксонской расе». В 1890 году увидела свет книга Джона Гарниера «Израиль в Британии: краткое изложение свидетельств, доказывающих израильское происхождение британской расы.
Я называю только малую толику книг, которые издавались в Британии и за рубежом (преимущественно в англоязычных странах) по теме «богоизбранности» англосаксов. Совокупность этих идей получила в специальной литературе название «британский израэлизм» (British Israelism), также «англо-израэлизм» (Anglo-Israelism).
В последние десятилетия XIX века британский израэлизм вышел за пределы островов Туманного Альбиона, его организации стали создаваться по всей Британской империи, а также в США. В настоящее время наиболее известными являются Всемирная Британо-Израильская федерация (British-Israel-World Federation) и Канадская Британо-Израильская ассоциация (Canadian British-Israel Association).
Одним из наиболее активных популяризаторов идей «британского израэлизма» в США в прошлом столетии был Говард Рэнд; (1889–1991). Он основал и возглавил Англосаксонскую федерацию Америки, которая объединяла значительную часть WASP (белых англосаксонских протестантов), верящих в свою богоизбранность. Говард Рэнд опубликовал более десятка книг по теме «британского израэлизма», которые, как он заявлял, явились результатом глубокого исследования Ветхого и Нового Заветов.
В британском израэлитизме имеется множество видов и оттенков. Некоторые представители этого идеолого-религиозного учения и движения полагают, что истинные англосаксы, т.е. те, кто считаются потомками десяти колен Израилевых, должны воспринимать потомков остальных двух колен (т. е. выходцев из Иудеи, кого сегодня называют «евреями») как своих братьев и единомышленников и совместно с ними бороться за мировое господство. Такое крыло британских израэлитов называют филосемитами.
Другая крайность в британском израэлизме: современные евреи являются потомками сатаны (доктрина «змеиного семени»). Или потомками ханаанеев (тех, кто некогда населял «землю обетованную» и кого уничтожили или согнали с этой земли пришедшие из Египта под руководством Моисея евреи). Или потомками идумеев (последние – потомки Исава, брата Иакова; как известно, Исав потерял право первородства, обменяв его на «чечевичную похлебку»).
Такие радикальные британские израэлиты считают, что те, кто себя в наше время выдает за евреев, занимаются откровенным обманом. Наиболее радикальные британские израэлиты уверены, что эти обманщики – потомки сатаны, поскольку они не имеют семитской крови. Это хазары, представители тюркской расы, нагло присвоившие себе звание евреев. Это радикальное крыло британских израэлитов нередко награждают званием крайних антисемитов. На что радикальные израэлиты отвечают, что они не могут быть антисемитами, поскольку разоблачают самозванцев, в которых нет ни капли семитской крови.
Одним из наиболее известных филосемитов в Британии был уже упоминавшийся выше Джон Уилсон. Не менее ревностным филосемитом был также британский израэлит Эдвард Хайн, ученик и последователь Джона Уилсона (1825–1891). В 1870-х годах Хайн издавал журнал под весьма длинным и многозначительным названием «Жизнь из мертвых: национальный журнал, связанный с идентичностью британцев, потерявших связь с Израилем». Хайн был уверен, что на островах Туманного Альбиона наконец-то сошлись все двенадцать колен Израилевых. А потому Британию можно назвать «Новым Израилем». Из чего Хайн делает вывод: «Англия никогда не потерпит поражения». Хайн дошел до такого состояния религиозного экстаза, что стал себя чувствовать «спасителем» и «освободителем» всех двенадцати колен Израилевых.
Известный еврейский автор Дэвид Бэрон (1855–1926), ставший в сознательном возрасте протестантом, в своей книге «История десяти «потерянных» колен Израилевых» (1915 г.) неоднократно цитирует Хайна. В частности, его утверждения, в которых Хайн представляет себя «Избавителем». Тем самым, о котором апостол Павел говорит в Послании к римлянам 11:25: «Являются ли британцы теми самыми потерянными десятью коленами Израиля? И ведет ли эта идентичность нацию к славе? Если это так, то, где же Избавитель? Он, должно быть, уже вышел из Сиона. Он, должно быть, совершает Свою великую работу; Он должен быть среди нас. У нас сложилось впечатление, что благодаря славе работы идентичности мы пришли во времена национального спасения Израиля Избавителем из Сиона, и что Эдвард Хайн и этот Избавитель – одно и то же».
Что касается антисемитского крыла британского израэлизма, то наиболее ярким его представителем считается английский философ и писатель Хьюстон Чемберлен (1855–1927). Но о нем я буду говорить позднее.
Британский империализм
В предыдущей статье я коснулся темы британского империализма. Англосаксы спустя более тысячи лет после высадки на Британских островах совершили высадку на другой стороне Атлантического океана, в Новом Свете. Началось освоение Северной Америки. Был дан старт формированию британской колониальной империи. Закон об унии, принятый английским парламентом в 1707 году, провозгласил Британскую империю.
На фото: Британская империя в Первой мировой войне. Из открытых источников

Освоение новых территорий и пространств проводилось путем массового и безжалостного уничтожения местного населения. Современный американский историк Дэвид Стэннард в своём труде «Американский Холокост: Колумб и завоевание Нового Света» утверждает, что в ходе колонизации было уничтожено около 100 миллионов коренных американцев (индейцев).
Чтобы представить масштаб этого геноцида, приведу оценку английского экономиста Уильяма Петти, согласно которой в конце XVII веке численность населения Земли составляла 320 млн человек.
Конечно, другие европейские государства также приступили к освоению территорий в разных частях света, формированию своих колониальных империй. Из учебников истории мы знаем, что, начиная с XVI века, Испания, Португалия, Голландия, Франция приступили к созданию своих колониальных империй. Безусловно, интересы европейских стран в разных частях света часто сталкивались, дело доходило до вооруженных конфликтов и войн. На протяжении нескольких веков шла острая конкуренция между европейскими государствами за территориальный передел мира. Эта конкурентная борьба выявила абсолютного победителя. Им стала Британия (англосаксы).
Приведу некоторые цифры для сопоставления масштабов британской колониальной системы и испанской, которая считается второй. Максимального своего размера Испанская империя достигла в 1780 году, в это время площадь империи составляла 13,7 млн кв. км. А население, по разным оценкам, составляло 20–25 миллионов человек. А вот Британская империя продолжала расти на протяжении всего XIX века и своего максимума достигла накануне Первой мировой войны. Ее площадь составила 34,7 млн кв. км, или примерно 22% земной суши. Недаром о Британской колониальной системе говорили, что над ней «никогда не заходит солнце». На пике мирового могущества Британии в ее империи проживало около 500 миллионов человек (более четверти населения Земли).
После победы над Наполеоном у Британии уже не оставалось серьезных конкурентов в деле территориального освоения Земли. XIX век – время Pax Britanica. Единственной неосвоенной территорией, с точки зрения англосаксов, оставалась Российская империя.
Объяснение грандиозных успехов Британии в построении мировой империи неотделимо от обоснования «богоизбранности» англосаксов. Одним из основоположников идеологии империализма является всем известный английский писатель и философ Томас Мор (1478–1535), которого считают основоположником утопического социализма. Он автор известного труда «Утопия» (1516 г.).
Современный историк Н.С. Иванов пишет об этом произведении: «Хотя описание острова Утопия, названия местных туземных народов, их обычаи носят вымышленный характер, однако и у современников, и у исследователей творчества Мора не вызывала сомнения «географическая привязка» к Новому Свету». И далее он пишет: «Туземцы обрисованы как жалкие, примитивные дикари, которые не имели никаких законных прав на свою собственную землю исключительно из-за того, что они не могли «рационально признать законы природы» и обрабатывать земли, на которых они жили. Они были «грубым и диким народом», вина которого состояла в том, что земли оставались «пустыми и праздными» (известная концепция terra nullius, почерпнутая из арсенала Римской империи и служившая одним из главных предлогов для колониальных завоеваний). Местные жители низводились до уровня животных, лишенных души, и их убийство рассматривалось как благо для «расчистки» необходимой утопийцам территории» (Н.С. Иванов. Генезис Британской имперской идеологии и Новый Свет // Исследования зарубежной истории. 2021. Вып. 2).
А вот английский философ и географ XVI века Джон Ди (1527–1608). Считается, что именно он является автором термина «Великобритания» (Great Britain). Джон Ди считал, что для того, чтобы Британии стать «великой», ей нужны земли, большие территории. Джон Ди стал разрабатывать идеологическое обоснование имперских претензий Британии. Он уже видел первые шаги в создании Британской империи и считал, что это признак особого расположения Всевышнего к англосаксам.
Не исключено, что идеи Джона Ди повлияли на королеву Британии Елизавету I, которая в 1600 году подписала указ о создании Ост-Индской компании (ОИК) для строительства Британской империи. Джон Ди был мистиком, многие идеи, как он сам признавал, получал от общения с ангелами. Так, вот ангелы ему подсказали, что англосаксы – особый народ с особой миссией.
Принято считать, что одним из первых идеологов Британской империи был Р. Хаклейт (1553–1616). В 1589 г. он опубликовал грандиозную «Книгу путешествий», в которой излагал свои соображения, как снаряжать английские экспедиции в Северную Америку и как ее колонизовать. Для обоснования британского империализма Хаклейт ввел понятие «новой национальной идентичности», превозносил достоинства «истинного английского характера» по сравнению с характером других народов. Якобы британцы Всевышним ориентированы на «мировой подход». Британцы могут и должны стать «повелителями мира».
Тему колонизации Нового света продолжил лорд-канцлер Френсис Бэкон (1561–1626). Свои идеи на этот счет он изложил в «Новом Органоне» (1620 г.) и «Новой Атлантиде» (1626 г.). Центральный персонаж второго произведения Зеведей утверждает, что рабство, истребление и превентивная война могут применяться в тех случаях, когда используются против народа, «который на самом деле представляет собой не народ, а просто кучу, множество, толпу, беспорядочную массу или скопление людей». То есть, когда «люди на самом деле не организованы в нацию или государство, а существуют как стадо животных».
Обращение с аборигенами как со скотом оправданно, когда надо установить гражданское правление и «естественное право», если побежденные люди «подобны животным или безмозглому телу, неспособному управлять своими действиями». Аборигены могут себя называть хоть «королевством», хоть «государством», но если на деле они оказываются «бесформенной кучей людей» (heap of people), то к ним надо применять жесткую силу.
При обсуждении британского израэлизма и империализма невозможно не вспомнить британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли (он же – граф Биконсфильд; 1804–1881) Он имел еврейские корни, его предки были сефардами. О Дизраэли написаны книги, он незаурядная личность. Кстати, не только государственный деятель, но и писатель.
В своих книгах он размышлял в том числе о богоизбранности тех, кто жил на островах Туманного Альбиона. Он прекрасно знал версию насчет того, что англосаксы – потомки десяти колен Израилевых. Но тут также живут те, кто считает себя потомками двух остальных колен и кого прямо называют «евреями». Дизраэли – один из них. И он считал, что первым и вторым делить нечего, они все «богоизбранные». И их сила – в единстве. Из истории надо уметь извлекать уроки. Трагедией ветхозаветных евреев стало то, что в Х веке по Р.Х. единое Израильское царство разделилось на два: северное (сохранив прежнее название, в него вошло 10 колен Израилевых) и южное (получило название «Иудея», два остальных колена).
В каком-то смысле Британию, по мнению Дизраэли, можно считать аналогом единого Израильского царства времен царей Давида и Соломона. И надо сделать все возможное для того, чтобы этот «Британский Израиль» сохранял свою целостность, укреплял и расширял свою империю Pax Britanica.
Надо иметь в виду, что Дизраэли был у руля Британии в непростые времена. Английский капитализм грозил расколоть английское общество. По причинам не религиозного или идейного характера, а по социально-экономическим причинам. Обострялись противоречия между буржуазией (капиталистами) и рабочими (пролетариатом). О чем писал Карл Маркс в своих работах, прежде всего в «Капитале» (фактически это портрет английского капитализма).
Чтобы снять эти противоречия, Дизраэли предложил ряд мер, которые позднее стали называть «социал-империализмом». Объединять граждан островов Туманного Альбиона, по мнению Дизраэли, должна идеология «единой британской расы». Капиталисты и наемные работники должны исходить из того, что их общее благополучие зависит не только и не столько от того, как будут складываться социально-экономические отношения внутри Англии, сколько от того, как успешно будет проводиться колониальная (империалистическая) экспансия страны.
Примечательно, что именно во времена премьерства Дизраэли положение рабочих в Англии улучшилось. Это результат упорной работы премьер-министра с крупным капиталом, которому он советовал не жадничать, а делиться со своими собратьями по расе. Между прочим, в марксистской литературе английский рабочий класс конца XIX века стали назвать «рабочей аристократией». Мол, английская буржуазия начала прикармливать свой пролетариат за счет грабежа колоний.
Долгое время в идеологию империализма была посвящена почти исключительно британская элита. Та элита, которую Джон Коулман в своей книге «Комитет 300» ассоциировал прежде всего с главными акционерами и топ-менеджерами Британской Ост-Индской компании (БОИК). Но в последние десятилетия XIX века такую идеологию стали активно продвигать в народ. Современный исследователь истории британского империализма пишет: «…в 1890-х гг. к пропаганде идеи империи были подключены церковь, система образования, пресса. «Бог на стороне расширения Британской империи» – такое утверждение предоставляло высочайшую санкцию на проведение любой удобной для государства колониальной политики. Школы формировали новый тип мировоззрения, в котором должны были доминировать патриотизм, гордость за империю и англо-саксонскую расу. Идея империи стала основой для формирования философии истории. Ведущие и наиболее авторитетные периодические издания Великобритании – «Таймс», «Дэйли Телеграф», «Спектатор» – заняли позиции сторонников консервативной линии в проведении внешней и имперской политики.
Кроме того, 1890-е гг. были отмечены возникновением и широким распространением периодических изданий, заведомо ориентированных на рассмотрение имперских событий и проблем. Таким образом, имперская идея сознательно транслировалась в массы, впервые за все последнее столетие и в масштабах, практически не имевших прецедентов в британской истории» (Марина Глеб. Британская имперская идея во второй половине XIX века: основные направления и динамика развития // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003, №2).
Конечно, говоря о британском империализме, нельзя обойти фигуру Сесила Родса (1853–1902), который был и идеологом британского империализма, и практиком, воплощавшим эту идеологию в жизнь. Британская королева Виктория предоставила Родсу неограниченные полномочия в Южной Африке, а банкир Ротшильд – пятимиллионный кредит. Родсу принадлежала «Британская Южно-Африканская компания» (БЮАК). Родс сумел захватить обширные территории в Южной и Центральной Африке, которые стали называть «империей Родса», а его самого – «королём Африки».
По площади империя Родса превышала в пять раз площадь Англии. БЮАК качала из недр Африки алмазы, золото и другие драгоценные металлы. Местные аборигены были рабами на этих месторождениях. В империи Родса появились прообразы концлагерей – гетто для чернокожих туземцев. Были учреждены карательные отряды. Были и другие новшества «богоизбранного» «короля Африки».
В Лондоне знали о жестокостях Родса, но никто не возмущался. Родс был эталоном англосакса. Правда, этот «эталон» в конце жизни спился и скончался в возрасте 48 лет от букета разных болезней. Когда я был в Лондоне (примерно три десятка лет назад), мне показалось, что Лондон продолжал поддерживать репутацию Родса как эталонного англосакса.
Правда, сегодня это становится делать все сложнее. Так, в Оксфорде долгие десятилетия стоял памятник Родсу. В июне 2020 года руководство университета под давлением студентов и общественности проголосовало за удаление этого памятника…

В.Ю. КАТАСОНОВ, профессор

https://sovross.ru/2025/06/04/anglosaks ... ij-nacizm/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Англосаксы и германский нацизм
СообщениеДобавлено: Сб июн 21, 2025 12:57 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11923
Англосаксы и германский нацизм
20.06.2025 - 1 комментарий

2
Поделились
(Продолжение. Начало в №12 от 5 июня)
Британский социал-дарвинизм
Было бы несправедливо не упомянуть вклад в формирование британского нацизма Чарльза Дарвина (1809–1882). Того самого, кого считают величайшим ученым, который осчастливил человечество своей теорией происхождения человека от обезьяны. Не буду сейчас говорить об абсурдности этой теории. Думаю, что читателям это не надо специально объяснять. А кому еще что-то не ясно в данном вопросе, могу отослать к своей книге: Катасонов В. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. М.: Кислород, 2017.
Чарльз Дарвин заложил фундамент социал-дарвинизма. Об этом тоже можно прочитать в моей книге. Здесь я лишь обращу внимание на то, что главную работу Дарвина у нас почему-то публикуют и представляют под неполным названием: «О происхождении видов» или «О происхождении видов с помощью естественного отбора». А вот как выглядит полное название книги, впервые опубликованной в 1859 году: «О происхождении видов с помощью естественного отбора или о сохранении благоприятных рас в борьбе за жизнь» (On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life). «Благоприятная раса» для Дарвина, как англичанина, конечно же англосаксы.
Как утверждается в учебниках и энциклопедиях, социальный дарвинизм – учение (или идеология), объясняющее устройство и развитие общества преимущественно действием законов живой природы; оно предполагает применение биологических концепций естественного отбора к социологии, экономике и политике.
Справедливости ради следует признать, что не Чарльз Дарвин является основоположником социального дарвинизма. Таковым можно считать английского священника Томаса Мальтуса (1776–1834), которого часто представляют как ученого, демографа и экономиста. Имя Мальтуса сегодня известно всем грамотным людям; они знают, что он предупреждал о последствиях неконтролируемого роста народонаселения; таковыми могут быть снижение благосостояния и массовый голод. Демография – это, по Мальтусу, почти что биология. И люди (а особенно те, кто во власти) должны управлять этими биологическими процессами. Методы управления могут быть мягкими (воспитательная работа) и более жесткими (например, стерилизация или помещение в тюрьму).
Да и Чарльз Дарвин, по мнению некоторых его биографов, сам ничего не придумывал, а лишь озвучил идеи социал-дарвинизма, которые сформулировал его дед Эразм Дарвин (1682–1784). Последний свои мысли изложил в книге «Зоономия, или Законы органической жизни», которая мало кому была известна. Просто идеи Эразма не были востребованы в XVIII веке. А вот в середине XIX века идеи «естественного отбора» и «борьбы за выживание» стали жизненно необходимы англосаксам. И миссия их озвучивания была возложена на Чарльза, внука Эразма Дарвина.
Идеи социального дарвинизма были подхвачены другими интеллектуалами Британии. Это Герберт Спенсер (1820–1903), Альфред Рассел Уоллес (1823–1913), Джон Хайкрафт (1857-1922 гг.), Бенджамин Кидд (1858–1916), Хьюстон Чемберлен (1855–1907) и др. Впрочем, идеи социального дарвинизма были подхвачены некоторыми интеллектуалами за пределами Британии. В США это Уильям Самнер (1840–1910), Джон В. Бёрджесс (1844–1931), Албион Смолл (1854–1926) и Мэдисон Грант (1865–1937). Во Франции – Жорж де Лапуж (1854–1936). В Германии – Эрнст Геккель (1834–1919), Людвиг Вольтман (1871–1907) и Отто Аммон (1842–1916).
Из британских ученых своими социал-дарвинистскими идеями наибольшее влияние на своих современников оказали, наверное, Герберт Спенсер и Хьюстон Чемберлен. О последнем я буду позднее говорить специально. А сейчас кратко о Герберте Спенсере. Он упоминается во многих современных учебниках по разным общественным дисциплинам. Его представляют как философа и социолога, основоположника эволюционизма, идеолога либерализма, основателя органической школы в социологии. Также нередко упоминают, что Спенсер был продолжателем учения Дарвина.
Однако мои раскопки по истории происхождения дарвинизма (о них я пишу в своей книге «Лжепророки последних времен») заставили меня скорректировать представления об абсолютном приоритете Чарльза Дарвина в создании теории эволюции и естественного отбора. Я бы сказал, что Дарвин и Спенсер – равнозначные соавторы указанной теории. Известная специалистам статья Спенсера «Гипотеза развития», в которой он уже рассуждает о «естественном отборе», появилась за 7 лет до выхода в свет «Происхождения видов» Дарвина, а работа «Основные начала» (о «выживании сильнейших») – лишь на 3 года позже. Дарвин оказался более «раскрученным», его имя знают и школьники, и домохозяйки.
Герберт Спенсер также известен, но в кругу философов, социологов и экономистов. Те социологи, которые критически относятся к Спенсеру, говорят, что его социал-дарвинистские идеи активно использовались для проведения империалистической политики Британии.
Восходящей звездой социал-дарвинизма в Англии был также Альфред Рассел Уоллес, известный британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог. Поначалу он был очень увлечен дарвинизмом, именно он ввел в научный оборот термин «дарвинизм». Активно пропагандировал идеи «Происхождения видов». Но в конечном счете он не вошел в галерею «великих дарвинистов», потому что со временем стал сомневаться в истинности дарвиновской теории эволюции, а также ее применимости к описанию общества.
Ученый полагал, что дарвиновская теория не в состоянии дать объяснения принципиальному различию способностей человека и животных, и потому предполагал, что эволюция человекоподобных обезьян в человека не могла обойтись без вмешательства некой силы, стоящей над биологическим миром. Уоллес опять вернулся к «гипотезе Бога», а это противоречило социальному заказу на «чисто научную» теорию эволюции. К концу XIX века Уоллес стал категоричным оппонентом разных наукообразных обоснований расизма.
Несмотря на то, что многие интеллектуалы (подобные Альфреду Расселу Уоллесу) протестовали против лженаучных заключений социал-дарвинистов, последние получили большую поддержку со стороны официального Лондона. Идеи социал-дарвинизма перекочевали за океан, в США, и были там поддержаны американской финансовой олигархией. И стали для американского бизнеса моральным оправданием капиталистической эксплуатации простых людей.
Вот, в частности, что писал в своей автобиографии американский сталелитейный магнат начала ХХ века Эндрю Карнеги: «К счастью, я наткнулся на работы Дарвина и Спенсера… я помню – на меня словно хлынул поток света, и все стало ясно. Я не только избавился от богословия и сверхъестественного, но и нашел истину эволюции. «Все хорошо, так как все развивается к лучшему» – это стало моим девизом, моим истинным источником утешения. Человек не был создан с инстинктом к собственной деградации – но от низших форм он поднялся к высшим. И конца его марша совершенствования невозможно представить».
А вот еще одно откровение Карнеги: «…закон конкуренции, добросердечен он или нет, – существует; мы не можем уклоняться от него, замены ему не найдено; и, хотя закон этот может быть порой жесток по отношению к отдельному человеку, это лучше для расы, потому что это гарантирует выживание самых приспособленных в каждом виде». (Carnegie Andrew. Autobiography of Andrew Carnegie / ed. John C. Van Dyke. Boston: Northeastern University Press, 1986. P. 327).
Как отмечает современный американский теолог Рик Дейтон, американским капиталистам благодаря социал-дарвинизму стало возможным окончательно отказаться от «предрассудков» христианства с его моральными заповедями: «Американские капиталисты, такие как Эндрю Карнеги и Джон Д. Рокфеллер, также восприняли дарвинизм и использовали его для оправдания своих методов избавления от конкурентов в бизнесе и эксплуатации рабочих путем изнурительного труда и опасных антисанитарных условий. «Выживание наиболее приспособленных», усвоенное из эволюционного мировоззрения, стало их социальной политикой… Подобно многим другим, включая Маркса, Ленина, Сталина и Гитлера, Эндрю Карнеги тоже когда-то принимал библейские принципы – но отказался от них, когда стал близким другом известного социал-дарвиниста Герберта Спенсера и принял эволюцию как собственную философию» (Рик Дейтон. Катастрофические последствия дарвинизма. Историческая оценка социальных последствий эволюционного мировоззрения).
Последователи Чарльза Дарвина продолжили размышления «великого ученого» о том, что такое «благоприятная раса» и что такое расы «неблагоприятные». А потом от теоретических изысканий они приступили уже к прикладным исследованиям, нацеленным на поиск способов «сохранения благоприятных рас». Такая прикладная наука получила название «евгеники». Отцы-основатели евгеники – англичане и американцы. Одним из предтеч евгеники был английский хирург Роберт Нокс (1791–1862), который заложил основы так называемого «научного расизма». В 1850 году он провозгласил: «Раса, то есть наследственность, происхождение, – значит всё: она определяет человека».
Основные принципы евгеники были сформулированы в конце 1863 года английским психологом Фрэнсисом Гальтоном (1822–1911), между прочим, двоюродным братом «великого ученого» Чарльза Дарвина. Вдохновленный «Происхождением видов» своего кузена Чарльза, Фрэнсис углубился в изучение изменчивости и наследственности у людей. Он пришел к выводу, что человеком наследуются не только физические признаки и свойства, но также способности и особенности характера и поведения. Одни могут наследовать таланты и гениальность, а другие – слабоумие, дурные привычки, психические отклонения.
Свои первые мысли по этому вопросу Гальтон изложил в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»). Спустя четыре года Гамильтон изложил уже в целостном виде свою теорию в книге «Наследственный гений» («Hereditary genius»).
В 1907 году по инициативе Гамильтона и при поддержке активистки движения социальной гигиены Сивиллы Готто в Британии было основано Британское евгеническое общество.
Евгеника, позиционировавшая себя как наука, тесно взаимодействовала с движением социальной гигиены. К началу ХХ века оно было уже международным. Люди, участвовавшие в движении за социальную гигиену в конце XIX и начале XX века, стремились создать высокие стандарты того, что они считали моральной и сексуальной ответственностью. Они хотели предотвратить венерические заболевания, туберкулез, зависимость и психические расстройства, которые часто рассматривались как взаимосвязанные проблемы.
Оказалось, что многие специалисты и активисты, действовавшие под флагом «социальной гигиены» («евгенисты»), были одновременно сторонниками евгеники. Обеспокоенные вырождением и наследственностью, они выступали за негативную евгенику: за то, что некоторые группы населения следует поощрять или заставлять прекращать размножение. В ХХ веке движение за социальную гигиену под влиянием социального дарвинизма и евгеники стало перерождаться в движение за расовую гигиену. По ходу отмечу, что в третьем рейхе понятия «евгеника» и «расовая гигиена» были почти синонимами.
Что касается Британского евгенического общества, то оно занималось просвещением граждан островов Туманного Альбиона. С 1909 года Общество стало выпускать ежеквартальный журнал «Евгеническое обозрение» («The Eugenics Review»). Подданным Британии предлагалось более внимательно посмотреть на себя и ответить на вопрос: явлюсь ли я «избранным»? А если ответ положительный, то человек просто обязан встать под знамена Британского евгенического общества и бороться за сохранение англосаксонской расы. Кстати, после смерти Гальтона на место главы Британского евгенического общества заступил Леонард Дарвин, один из сыновей «великого ученого» Чарльза Дарвина.
Достаточно подробное и объективное описание истории евгеники в Британии можно найти на сайте «English Heritage». Там, в частности, говорится следующее о Британском евгеническом обществе: «Общество никогда не было очень большим, но оно было очень громким, и его пропаганда отражала и продвигала взгляды, которых придерживались все высшие слои общества, включая правительство и другие учреждения. Оно включало выдающихся ученых и медицинских специалистов наряду с политиками, социальными реформаторами, педагогами, ведущими членами Церкви Англии и общественными деятелями, которые были среди наиболее активно вовлеченных».
Идеи социал-дарвинизма и евгеники были подхвачены рядом британских писателей, выступавших «властителями дум» англосаксонского мира. Герберт Уэллс выступал против «плохо обученных толп неполноценных граждан». Бернард Шоу заявлял, что только евгеника спасет человечество.
Если на островах Туманного Альбиона евгеника проявляла себя преимущественно в озвучивании разного рода расовых идей и пропаганде рекомендаций в сфере расовой гигиены, то за океаном, в Соединенных Штатах, евгеника была более конкретной и жесткой.
Сравнительно недавно (в 2018 году) в издательстве «Альпина» была издана на русском языке книга современного британского писателя и научного публициста Уэйда Николаса «Неудобное наследство. Гены, расы и история человечества». В целом все-таки автор – сторонник дарвиновской теории эволюции, хотя замечает в этой теории и в работах последующих дарвинистов некоторые недостатки и недоработки и по-своему хочет их исправить.
Уэйд пишет в своей книге о расовых различиях как о причинах экономического успеха европеоидной расы над негроидной и монголоидной. Автор предлагает аргумент, что расовые различия происходят из генетических различий, которые были усилены более развитой культурой. Но книга ценна тем, что в ней приводится множество интересных деталей по истории евгеники в Британии, США и Германии. Некоторые факты, цифры и имена в дальнейшем я заимствую из этого источника.
О социальном дарвинизме и евгенике в Новом Свете поговорим в следующей статье.

В.Ю. КАТАСОНОВ, профессор

https://sovross.ru/2025/06/20/anglosaks ... -nacizm-2/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB