| Высокие статистические технологии https://orlovs.pp.ru/forum/ |
|
| Гиляровский - писатель, репортёр, москвич https://orlovs.pp.ru/forum/viewtopic.php?f=9&t=4030 |
Страница 1 из 1 |
| Автор: | Проф.А.И.Орлов [ Чт ноя 06, 2025 12:03 pm ] |
| Заголовок сообщения: | Гиляровский - писатель, репортёр, москвич |
Писатель, репортёр, москвич №122 (31759) 6 ноября 2025 года 4 полоса Автор: Алёна ЕРКИНА. В декабре нынешнего года исполняется 170 лет со дня рождения писателя, блестящего журналиста, прозванного современниками «королём репортажа», автора уникальных рассказов о дореволюционной Москве и её обитателях Владимира Алексеевича Гиляровского (1855- 1935), знаменитого «дяди Гиляя». В Москве, в Центре Гиляровского, открылась приуроченная к юбилейной дате выставка, основу которой составили недавно обнаруженные архивные материалы, касающиеся жизни и творчества Владимира Алексеевича. Она получила название «Линия Гиляровского». Жизнь как роман Владимир Гиляровский был, без преувеличения, уникальным человеком. Нужно написать множество приключенческих романов, чтобы хотя бы отдалённо сравнить с ними тот жизненный путь, что прошёл Владимир Алексеевич. Будучи совсем юным, под влиянием романа Чернышевского «Что делать?», он ушёл из дому, подавшись в бурлаки, для этого проделав пеший путь от Вологды до Ярославля. 20 дней он шёл с лямкой по Волге, завершив этот путь в Рыбинске и почувствовав на себе, что такое тяжёлый труд. О своих впечатлениях он впоследствии рассказал в книге «Мои скитания». В Рыбинске Гиляровский сразу же начал работать грузчиком-крючником в порту, потом было юнкерское училище в Ярославле, после исключения из которого он работал на свинцово-белильном заводе в Ярославле. Помимо этого, в разное время он был актёром, пожарным, истопником, наездником в цирке, борцом, табунщиком, лазутчиком на Русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Казалось, Гиляровский успевал везде: его неутомимая энергия позволила ему быть очевидцем множества знаковых, актуальных для его современников событий. Как подчёркивают организаторы выставки, он ездил на тушение пожаров в пожарном обозе, поднимался на воздушном шаре и аэроплане с первыми воздухоплавателями, был сооснователем Русского гимнастического общества, членом Общества любителей российской словесности, издавал журнал о коннозаводстве. Гиляровский — почётный гость Большого театра и запорожский казак, расхаживающий по Москве в папахе и шинели. Он же — яростный обличитель тотализаторов, бесстрашный проводник актёров к московскому «дну». Но самым главным призванием в его жизни стали журналистика и литература. Его знаменитыми книгами «Москва и москвичи», «Трущобные люди», «Москва газетная», «Люди театра» и многими другими зачитывалось и зачитывается уже не одно поколение. Проникновение в выбранную тему до самой глубины, внимание к людям, их чаяниям и проблемам, к самым разным мелочам и деталям, общение на равных, без чувства превосходства, с самыми разными людьми, включая обитателей ночлежек, полное пренебрежение бытовыми неудобствами — всё это и позволило ему стать тем, кем он в конце концов стал: блестящим журналистом и газетчиком по призванию, «королём репортажа». Одним из самых пронзительных среди творческих работ Гиляровского стал очерк «Обречённые», в котором он рассказал о тяжёлой, беспросветной жизни рабочих свинцово-белильного завода в Ярославле. Жестокую эксплуатацию пролетариев писатель наблюдал своими глазами, ведь сам проработал там некоторое время. Каторжный труд за короткое время уносил в могилы здоровых, полных сил людей. «…Всё сильней кашлял, задыхался, жаловался, что «нутро болит». Его землистое лицо почернело ещё более, и ещё ярче загорелись впавшие глубже глаза…» — так описывал В. Гиляровский уходящую жизнь одного из работников завода, доведённого до такого состояния нещадной эксплуатацией и невыносимыми условиями труда. И такая участь ждёт каждого, кто придёт устраиваться сюда, предупреждает автор своим произведением. Редко кто из несчастных трудился на заводе больше года, уже через несколько недель у многих бедолаг проявлялись первые признаки свинцового отравления. Начиналось мучительное угасание, приводившее затем к смерти. Известный писатель Глеб Успенский высоко оценил «Обречённых». «Ведь это золото! — делился он с автором своими мыслями. — Чего ты свои репортёрские заметки лупишь? Ведь ты из глубины вышел, где никто не бывал, пиши, пиши очерки жизни! Пиши, что видел... Ведь ты показал такой ад, откуда возврата нет... Приходят умирать, чтобы хозяин мошну набивал, и сознают это и умирают тут же. Этого до тебя ещё никто не сказал». Владимир Гиляровский был в числе журналистов, освещавших последствия Кукуевской железнодорожной катастрофы 1882 года. Тогда произошло страшное крушение почтового поезда, в результате которого погибли более 40 человек и десятки были ранены. В. Гиляровский первым из репортёров прибыл на место происшествия, лично участвовал в разборе завалов, в течение двух недель посылая репортажи в «Московский листок», информируя общественность о ходе операции по спасению пострадавших людей. Благодаря стараниям «короля репортажа» властям не удалось замолчать эту катастрофу. В 1884-м В. Гиляровский окончательно переходит в газету «Русские ведомости», где печатаются Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов. Именно в этот период в фокусе его внимания появляется Хитровский рынок и расположенные рядом ночлежки — обители преступного мира столицы. В. Гиляровский наблюдал за жизнью бродяг, каторжников, нищих, воров, несчастных людей, опустившихся на дно жизни, общался с ними запросто, на равных, пользовался их уважением. Был писатель и свидетелем страшной массовой давки на Ходынском поле во время торжеств по случаю коронации императора Николая Второго в 1896 году. В ходе этих торжеств была запланирована массовая раздача угощений. Но халатность царских властей, не подготовивших должным образом место для массовых гуляний, спровоцировала ужасную трагедию, погубившую, только по официальным данным, больше 1300 человек, а по неофициальным — в разы больше. Несмотря на то, что В. Гиляровский и сам чуть не был раздавлен толпой, на следующий день репортаж о случившемся был опубликован в «Русских ведомостях», невзирая на попытки со стороны полиции арестовать тираж. Со стороны даже трудно себе представить, что один человек может быть таким многогранным, вместить в себя столько жизненного опыта, быть таким неутомимым в поиске информации и тем. Но Гиляровский таким был — неповторимым и уникальным человеком. «Такую правду писать нельзя» Владимир Гиляровский смело бичевал общественные язвы, обличая своим острым пером тех, кто наживался на страданиях бедняков, на их безвыходном, отчаянном положении. Он писал смело, ярко, бесстрашно бросаясь в бой против мира эксплуатации и бесправия. Это, естественно, не нравилось власть имущим. Не случайно его книга «Трущобные люди», уже готовившаяся к печати, была запрещена цензурным комитетом, а весь тираж изъят в ходе обыска типографии и сожжён. А ответственный за это чиновник заявил Гиляровскому, когда тот пытался подать прошение о допуске книги к печати: «Из ваших хлопот ничего не выйдет… Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя». После уничтожения тиража Гиляровский попал в непростое положение: он остался должен типографии братьев Вернер значительную по тем временам сумму — 280 рублей. Гонораров журналиста хватило лишь на выплату части долга. И вот именно тогда возникла идея создания Конторы объявлений В.А. Гиляровского, которая публиковала рекламные объявления в московских газетах и журналах. Она стала семейным делом и превратилась в одну из лучших в Москве, успешно проработав до 1917 года. Жена Гиляровского Мария Ивановна принимала объявления, готовила ответы корреспондентам, вела финансовый учёт, а также анализировала, в какие газеты лучше поместить объявления и в каком количестве. Гиляровский выступал в роли рекламного агента и автора статей. Сегодня в экспозиции выставки «Линия Гиляровского» мы можем увидеть некоторые материалы, касающиеся деятельности конторы: например, черновик объявления о желании приобрести имение, рекламный листок конторы, счёт на бланке конторы, выданный за публикацию объявления. В основе рассказов и очерков писателя и журналиста лежал личный опыт, В. Гиляровский был всегда на острие событий, там, где трудно, где больно. Оттого и репортажи его выходили такие яркие и живые и вызывали горячий отклик у читателей. В. Гиляровский стал выдающимся журналистом во многом благодаря своему жизненному опыту, характеру, наполненному жаждой новых впечатлений и ощущений, напору, энергии, человеколюбию, задору. Таким он был в юности, таким и оставался до самого своего последнего дня. Будучи уже в преклонном возрасте, практически полностью потерял зрение, но работать не прекращал, освоив технику письма вслепую. Одним из многочисленных увлечений Гиляровского стал конный спорт. Впервые попав на скачки по заданию редакции, он, можно сказать, «заболевает» этим видом спорта. В 1891 году Гиляровский начинает издавать газету, посвящённую коннозаводству и конному спорту. Издание получило название «Листок объявлений и спорта» (с 1896 года — «Листок спорта», в 1898—1905 годах — «Журнал спорта»), редакция которого располагалась в квартире Гиляровского. Издание стало новаторским для того времени: в нём печатались даты проведения скачек, их результаты, прогноз погоды на ипподроме, призовые места с именами наездников и кличек лошадей. Но журналист обращал внимание прежде всего на проблемы этого вида спорта: жестокое обращение с животными, тотализаторы. Используя свой авторитет, он добивался гуманизации конного спорта. В экспозиции выставки представлены экземпляры издания, выходившего под разными названиями: «Листок объявлений и спорта», «Листок спорта», «Журнал спорта». Уникальная находка Ещё совсем недавно архив писателя был недоступен для общественности. Но в 2024-м случилась своего рода мини-сенсация в мире культуры. В одном из букинистических магазинов столицы филолог, краевед, историк Москвы, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов приобрёл несколько сумок со старыми бумагами. Среди них он обнаружил завёрнутые в старые газеты 1959 года объёмные свёртки. Как оказалось, это были материалы, касающиеся В. Гиляровского, более тысячи разного рода документов: записные книжки, разнообразные заметки, очерки и стихи, написанные рукой Владимира Алексеевича, фотографии, письма, периодика начала XX века, книги и многое-многое другое, позволившее исследователям творчества писателя по-новому взглянуть на его жизнь и деятельность. В августе 2024-го архив поступил в департамент культурного наследия города Москвы, а в феврале нынешнего был передан Музею Москвы. И вот сегодня на выставке каждый желающий может ознакомиться с самыми интересными находками. Центр Гиляровского располагается во флигеле дома №19 в Столешниковом переулке, где писатель прожил больше 40 лет, обосновавшись в 1896 году. Часть жилых помещений в доме сдавалась внаём, а часть — в аренду торговым заведениям. Семья Гиляровских жила в десятой квартире на третьем этаже. После 1917 года квартиры стали коммунальными, а в 1920-х Гиляровские получили право пожизненного проживания. Как подчёркивают в Центре Гиляровского, это здание стало не только творческой лабораторией писателя, кабинетом его журнальной редакции, помещением Конторы объявлений и книжного издательства, но также домом, открытым для нуждающихся в приюте, местом проведения литературно-художественных встреч. Гостями этого дома не раз становились известные деятели искусств рубежа XIX—XX веков: Максим Горький, Глеб Успенский, Валерий Брюсов, Александр Куприн, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Илья Репин, Исаак Левитан, Фёдор Шаляпин и многие другие. Гиляровского знала чуть ли не вся Москва. В частности, в своей книге «Повесть о жизни» о своих встречах с Гиляровским рассказывает известный писатель Константин Паустовский. Одна из них произошла во время работы Паустовского репортёром в газете «Власть народа»: «Молокососы! — кричал он нам, молодым газетчикам. — Трухлявые либералы! … От газетного листа должно разить таким жаром, чтоб его трудно было в руках удержать. В газете должны быть такие речи, чтоб у читателя спирало дыхание. А вы что делаете? Мямлите! Вам бы писать романы о малокровных девицах. Я знаю русский народ. Он вам ещё покажет где раки зимуют… Да от одного мужицкого слова всех вас хватит кондрашка!...» В этом весь Гиляровский, непримиримый к разного рода халтуре. Если уж делать, то делать хорошо, и никак иначе. Если работать в газете и быть журналистом, то только так, с горячим сердцем и отдаваясь полностью своей работе. «Этот сивоусый старик в казацком жупане и смушковой шапке олицетворял русский размах, смекалку, лукавство и доброту, — писал Паустовский. — Он был не только журналистом, но и поэтом, прозаиком, ценителем живописи и знаменитым московским хлебосолом. Выдумки, экспромты, розыгрыши и шутки переполняли его. Без этого он наверняка бы зачах». Друзья, встречи и семья Недаром организаторы выставки дали название части экспозиции «Друзья и встречи» (незадолго до смерти писателя вышла его последняя книга с таким названием), которая повествует о тех, с кем Гиляровского сводил жизненный путь: писатели, артисты, жокеи, клоуны, обитатели Хитровки. С художником Виктором Симовым он работал в одной из московских редакций, Валерия Брюсова и Александра Куприна по-отечески поддерживал, будучи уже знаменитым писателем, со времён работы в журнале «Будильник» дружил с Антоном Чеховым. Посетитель увидит редкие снимки, сюжеты которых Гиляровский описывал в своих очерках: вот фото, запечатлевшее в Мелихове забавлявшуюся компанию друзей. В. Гиляровский так описывал историю этой фотографии: «Кто-то из братьев Чеховых имел фотографический аппарат, снимал виды и группы. И вот однажды ранней весной, только что снег сошёл, мы гуляли в саду, Антон Павлович обратился ко мне: — Гиляй, я устал, покатай меня на тачке! — и сел в тачку. Туда же поместился его брат Миша, бывший тогда ещё гимназистом, а когда я привёз их к дому, то пожелали снять фотографию. Кроме нас трёх, на группе Иван Павлович Чехов и двоюродный брат Антона Павловича — Алёша Чехов». В экспозиции также картина друга В. Гиляровского Виктора Симова «Очередь ждущих входа в ночлежный дом на Хитровке», портреты писателя, выполненные живописцами Николаем Струнниковым, Сергеем Ягужинским. Здесь же — картины художника Александра Герасимова: портреты Владимира Гиляровского, его дочери Надежды и зятя Виктора Лобанова. Много разного рода карикатур, фотографий… Раздел «Семейный круг» расскажет о жизни писателя в домашней обстановке. В 1886 году у Гиляровских родилась дочь Надежда. Она стала переводчиком и историком театра. Н. Гиляровская писала литературоведческие статьи и театральные рецензии. В 1940-х годах выпустила монографию о театральном художнике Фёдоре Федоровском, составила книгу «Русский исторический костюм для сцены», которую сегодня можно увидеть в экспозиции. Часть материалов на выставке посвящена ей. Кроме того, посетитель ознакомится с разного рода этюдами, эскизами, зарисовками Гиляровского, его письмами и стихотворениями, в том числе рукописями стихотворений «Болгарской молодёжи» (1902 г.), «Русь истомилась в неволе» (1914 г.), «Реквием» (1914 г.). Здесь же — визитные карточки Гиляровского в качестве московского корреспондента «Нового времени» и «Русских ведомостей» (1897—1905 гг.), корреспондента Главного управления государственного коннозаводства (1881—1905 гг.), заведующего московским отделом газеты «Россия» (1899—1901 гг.), ежедневник писателя (1899 г.), издания его книг «Трущобные люди» (типография братьев Вернер, 1887 г.), «Московские нищие» (типография «Русское товарищество печатного и издательского дела», 1896 г.)... И многое другое. Так неожиданно обнаруженный архив Гиляровского стал настоящим подарком для почитателей таланта писателя и всех желающих поближе ознакомиться с его творчеством и жизнью. https://gazeta-pravda.ru/issue/122-3175 ... -moskvich/ |
|
| Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
| Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |
|