Страна собирается в «человейники»
09.07.2025
В последние годы происходит крайне неравномерное развитие российских территорий, что создает стратегическую опасность для страны. (Хотя и в решениях Правительства РФ, и в выступлениях Президента говорится о необходимости равномерного развития территорий.)
Так, в одном городе – Москве, по официальным данным, проживает уже 9,0% населения всей огромной России, а по неофициальным – более 19%, то есть почти каждый 5-й житель страны! И тенденция эта продолжается.
Аналогичное положение и во многих регионах, где наблюдается чрезмерная концентрация населения в региональных (областных, краевых, республиканских) центрах.
Весьма характерный пример – Свердловская область. Численность населения ее за 33 последних года сократилась с 4,7 до 4,2 млн чел, т.е. на 11%. При этом количество жителей областного центра увеличилось с 1364 тыс. чел в 1990 г. до 1580 тыс. человек в настоящее время (по официальной статистике), хотя эксперты и называют значительно большее число. И это несмотря на закрытие в городе ряда производств. После ввода большого количества строящихся сейчас во многих микрорайонах города домов и жилых комплексов и заселения не проданных пока квартир, по мнению экспертов, численность населения города скоро значительно превысит 2 млн человек. Город по численности населения все дальше уходит от оптимальных научно обоснованных размеров.
В результате этого удельный вес жителей областного центра в общей численности населения области увеличился с 27,3% в 1990 г. до 37,4% в настоящее время, а с фактически слившимися Березовским и Верхней Пышмой – до 41,4%, и продолжает расти. То есть через 5–7 лет при сохранении данной тенденции более половины населения огромной (194 тысячи кв. км) области будет жить в одном городе!
Аналогичный показатель (доля жителей регионального центра – города-миллионника в общей численности населения региона), даже без учета жителей прилегающих к городу территорий, достиг:
– в Омской области – 60,7%;
– в Новосибирской – 58,6%;
– в Воронежской – 46,0%;
– в Красноярском крае – 42,3%;
– в Волгоградской области – 41,5;
– в Пермском крае – 41,1%;
– в Нижегородской области – 39,3%;
– в Самарской – 37,0%;
– в Челябинской – 34,6%;
– в Татарстане – 32,9%;
– в Башкортостане – 28,6%.
Данные показатели – с учетом прилегающих территорий значительно выше (на 6–7%).
Аналогичное положение во многих других регионах РФ.
Основная причина – это бурное, ничем не обоснованное строительство в региональных центрах многоквартирных высотных жилых домов и комплексов, называемых в народе «человейниками», а также офисов, что во многом определяет развитие регионов (слово «развитие» здесь использовано весьма условно, так как оно обычно предполагает равномерномерность, пропорциональное изменение, улучшение).
Так, в Свердловской области в 2023 г. был введен рекордный объем – 3,26 млн кв. метров жилья, 55% из них – это многоквартирные (более одной кватиры) дома и жилые комплексы. Но где они построены? 90,4% введенных многоквартирных домов построены… в одном городе – Екатеринбурге, а с учетом уже слившихся с ним Березовского и Верхней Пышмы – 94,3%! В настоящее время в регионе (по-прежнему в основном в Екатеринбурге) строится 4,7 млн кв. метров такого жилья. Готовятся земельные участки для строительства более 16 млн кв. метров такого жилья!!! (В последние годы в город приглашено еще несколько строительных компаний). Областные средства массовой информации восторгаются: «прекрасные рекорды». Но можно ли их назвать прекрасными? К чему это ведет?
Аналогичная, исключительно положительная, оценка этому явлению дается и на уровне государства. Так, она прозвучала в отчете Правительства РФ в Государственной Думе 3 апреля 2024 г. 10 января этого года зампред Правительства РФ М.Ш. Хуснуллин радостно доложил Президенту РФ о вводе в 2023 г. 107,4 млн кв. метров жилья, что это лишь на 2,7% меньше рекордного объема, достигнутого в 2022 г., что по этому показателю мы оказались впереди многих стран. В этом просматривается, к сожалению, пресловутый «валовый подход», который уже неоднократно заводил нас в тупиковые, кризисные ситуации и потрясения, даже в новейшей истории!
Возьмем для примера Екатеринбург. Существенная часть построенного – это многоквартирные высотные дома, в том числе в центральной исторической (!) части города, с дорогими элитными квартирами, что недоступно многим нашим гражданам, а также с более выгодными для строительства квартирами – студиями, которые, ясно, предназначены не для семей с детьми, о которых очень заботится наш Президент. Комплекс таких тридцатиэтажных домов (с квартирами-студиями), т.н. «Екатерининский Парк», возводится сейчас в исторической части города – между улицей Азина и Шевченко. Кстати, дома эти грубо «торчат» из грамотно спроектированного в советский период жилого квартала, диссонируя с существующей застройкой, уродуя архитектуру города.
Супербыстрое строительство привело к тому, что до 70% квартир (в разных регионах этот показатель отличается) не находит покупателей. Строительство ряда домов пришлось остановить. Они когда-то будут достроены и заселены, и это, очевидно, резко увеличит численность жителей соответствующих региональных центров.
А те квартиры, которые куплены, – кто и для чего их купил? Значительная их часть – это так называемая инвестиционная недвижимость, то есть квартиры, которые приобретены для вложения средств теми, у кого таковые есть, они уже купили по 10 и более квартир, видимо, для бизнеса.
Другую часть квартир приобретают трудовые мигранты, активно переезжающие в крупные и крупнейшие города – центры регионов, – меняющие на глазах национальный состав населения. В ряде регионов уже значительно превышена рекомендуемая, научно обоснованная доля мигрантов – иностранных граждан в общей численности населения, что делает вполне реальной потерю нами национальной идентичности. Происходит активное замещение россиян! Об этом неоднократно предупреждал Патриарх всея Руси Кирилл.
Третью часть приобретают, в том числе в ипотеку, жители малых городов, поселков и сел, в их числе наши кормильцы – селяне, уезжающие из родных мест. Причина в следующем: в последние годы, как показывают исследования, город и село у нас по уровню жизни, по бытовым и социально-экономическим условиям, уровню доходов не сближаются (что декларировалось и реализовывалось в советский период), а удаляются.
Конечно, можно найти среди купивших квартиры и тех, кто просто улучшил свои жилищные условия.
Это говорит о гипертрофированном развитии регионов. Оно сопровождается и способствует деградации и обезлюживанию глубинки, огромных сельских территорий, да и малых городов. К примеру, численность сельских жителей Свердловской области сократилась за 10 последних лет на 91 тыс. человек (на 13,2%) – до 596 тыс. человек, происходило их старение. И эта тенденция продолжается. Это ведет, несмотря на значительные финансовые вливания из бюджета в хозяйства региона, к сокращению в области поголовья скота, уменьшению производства сельхозпродукции и, соответственно, к увеличению цен на продукты. Прекращают существование села и деревни, а вместе с ними умирает глубинная российская культура, духовность. И это несмотря на субсидии, выделяемые специалистам, проживающим на селе, а также уже проживающим в городах численностью до 50 тысяч человек… Подъемные выезжающим на село врачам увеличены уже до 1,5 млн рублей, фельдшерам – до 750 тыс. рублей, работникам культуры – до 1 млн рублей и т.д. Тем не менее проблема остается и усугубляется. По этой причине на село уже начали завозить низкоквалифицированных трудовых мигрантов из Средней Азии с семьями.
Суперактивное, ничем не обоснованное строительство в областных центрах – крупных и крупнейших городах – многоквартирных высотных домов-гигантов дает высокие доходы организациям, занятым строительством, хорошие показатели по жилищному строительству регионам (ключевой показатель эффективности губернаторов – объем ввода жилой и нежилой недвижимости – безразлично где). При этом отнимает имеющиеся и без того скромные трудовые ресурсы, вызывая необходимость привлекать массы низкоквалифицированных трудовых мигрантов из Средней Азии (а с ними и большое количество детей и стариков, инвалидов, которым мы обязаны создавать нормальные условия, предоставлять медобслуживание, выплачивать пенсии и пособия). К примеру, в Свердловскую область в 2023 г. прибыло около 200 тыс. таких трудовых мигрантов, т.е. свыше 500 человек в день. Более того, власти с работодателями решают вопрос по увеличению их количества.
Если учесть, что: во-первых, – около 70% вводимого жилья сегодня не востребовано (а на строительстве жилых многоквартирных домов заняты десятки тысяч мигрантов); во-вторых – обеспеченность города объектами торговли (это вторая по численности занятых мигрантов отрасль) более чем в 2 раза выше нормативной, а также если улучшить организацию труда (о ней в последние годы стали забывать), то потребность в трудовых мигрантах, по нашим расчетам, можно сократить в 3–4 раза или обойтись без них. Есть несколько областей, где обходятся без трудовых мигрантов или с минимальным их количеством.
Разумно управляют этим лишь в Калининградской и Калужской областях, где обходятся без трудовых мигрантов. В Орловской и Архангельская областях, Марий Эл, Чувашии, Калмыкии, Тыве, Чечне, Алтае, Севастополе обходятся минимальным количеством мигрантов.
Супербыстрое строительство жилья и офисов в региональных центрах (но не равномерное развитие всей территории регионов) отнимает материальные и человеческие ресурсы от развития малых и средних городов, рабочих поселков, сельских поселений, ведет к быстрому оттоку сельского населения в центры регионов, деградации сельских поселений.
Кроме того, это отнимает огромные материальные и финансовые ресурсы от экономики, от решения важнейших проблем, а их немало. Так, по мнению академика А. Аганбегяна, «нам надо, по сути, заново создавать авиационную, полупроводниковую, медицинскую промышленность. И конечно, машиностроение». Добавим – развивать оборонную промышленность (не забывать, что продолжаются боевые действия), повышать жизненный уровень беднейших слоев населения.
Следует заметим, что в недружественной пока Европе многие жители проживают в малых населенных пунктах и не ощущают от этого свою ущербность. Многие университетские кампусы также находятся не в крупнейших центрах.
На языке экономической теории это означает:
– проявление закона неравномерности развития капиталистической системы;
– проявление кризиса капиталистического перепроизводства (жилья и офисов);
Основные причины: отсутствие адекватного государственного управления (регулирования), проявления олигархата.
А каковы последствия этих процессов для крупных и крупнейших городов, их жителей?
Прежде всего, в них повышается плотность населения. Взять тот же Екатеринбург, в нем уже весьма высокая плотность населения (3192 человека на 1 кв. км), а в ряде микрорайонов она сверхвысокая. Доказано, что увеличение плотности населения повышает уровень преступности, различные риски. Это показали события в столице и других городах.
В таких городах с каждым годом ухудшается экология. Если взять Екатеринбург, то в ряде его микрорайонов сложилась экологическая ситуация, близкая к катастрофической. В докладе Правительства области от 20.09.2024 г. №574-РП «О состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в 2023году» отмечено, что уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Екатеринбурге за год вырос до отметки «высокий». Гидрометцентр периодически предупреждает о смоге в Екатеринбурге. Квартиры в некоторых домах-новостроях буквально нависают над пыльными дорогами (их так сейчас проектируют и строят). Все это негативно влияет на здоровье горожан, повышает смертность, в том числе от онкологии. Это – грубейшее нарушение Конституции РФ, ее статья 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…»!
Правда, в региональных центрах есть некоторое количество элитных жилых комплексов с супердорогими квартирами и просторными, уютными дворами, где созданы более комфортные условия для проживания (в том числе дополнительное отопление), можно в какой-то мере отгородиться хотя бы от некоторых из городских проблем. Но далеко не у всех есть средства на их приобретение. (У состоятельных граждан имеются и прекрасные загородные дома.)
Следует заметить, что недавно завершившиеся многолетние исследования британских ученых выявили, что загрязнение воздуха городов мелкодисперсными частицами повышает риски развития инсультов и сердечно-сосудистых заболеваний и смертности от них.
Перегружаются все виды коммуникаций, многие из которых устарели, изношены, не были рассчитаны на подключения многоэтажных домов, что повышает вероятность аварий. Ощущается недостаток качественной питьевой воды.
В связи с ростом численности населения в таких городах перегружаются поликлиники, очереди к врачам-специалистам растягиваются на недели, создавая для людей риски, из-за чего уже стали завозить медиков из Средней Азии (кстати, Пакистан от них уже отказался по понятным причинам). Кроме того, риски создают и трудности с проездом машин скорой помощи.
Усугубляется и не находит решения транспортная проблема (города не были рассчитаны на такое количество жителей и машин). Удлиняются автомобильные пробки из личного и общественного транспорта, особенно в часы пик. Люди вынуждены терять много времени даже при переездах из одного района города в другой – на работу и домой, что становится для них большим испытанием, создает усталость и стрессы. Недостает мест для парковки машин. При входе в метро (где оно есть) в часы пик тоже пробки. Имеются проблемы с вывозом снега в зимний период (из-за пробок).
Имеющаяся в таких городах мусорная проблема при растущей в них численности населения также усугубляется, не находит кардинального решения, между тем мусор накапливается. Очевидно, эта проблема останется для решения будущим поколениям.
Во многих городах дома-гиганты строятся без нормальных придомовых территорий (среды проживания), без мест для парковки машин. Единые для страны нормы расстояния между домами, регламентированные строительными правилами (СП), местными органами существенно меняются в сторону уменьшения. Нередко жители уже существующих домов лишаются придомовых территорий (при активно практикуемой в ряде городов точечной застройке), их квартиры от этого обесцениваются, условия жизни ухудшаются. Жилые дома превращаются, по сути, в места для приема пищи и сна, причем неспокойного из-за транспорта под окнами. Детям, да и взрослым нет возможности погулять во дворе, заняться физкультурой, спортом. При этом мы хотим иметь молодых спортсменов, а не выращивать хулиганов и бездельников, шляющихся по городам (их сейчас уже много), не завозить спортсменов из Африки.
В Екатеринбурге и других городах каждое остающееся свободным место стараются застроить, но не занять сквером, детской или спортивной площадкой, газоном (они не дают доходов).
Из-за бездумного, хищнического отношения к развитию региональных центров в последние годы строительство почти каждого многоквартирного высотного дома ведет к ухудшению условий проживания жителей соответствующего микрорайона и города в целом.
Таким образом, суперактивное строительство жилых домов и комплексов, офисов в крупных и крупнейших городах – региональных центрах имеет двойной отрицательный эффект:
– вызывает кризисные явления во многих сферах регионального центра;
– ведет к деградации региона, то есть территории, находящейся за пределами регионального центра, снижению уровня жизни проживающего на ней населения.
Кроме того, это усиливает дифференциацию между муниципальными образованиями, социальную напряженность в обществе.
Допуская крайне неравномерное развитие региона, мы допускаем очередную крупную ошибку, имеющую негативные необратимые последствия.
В Екатеринбурге и других городах хаотичная, сверхплотная так называемая точечная застройка буквально на глазах варварски разрушает складывавшуюся веками гармоничную историческую архитектуру, особенно их центральной части. Здесь нередко неуклюжее стеклянное здание строят вплотную к памятнику архитектуры XIX века или делают торчащим из него (например, ТЦ «Европа» в Екатеринбурге). И это – на века! (Так, в Екатеринбурге сейчас заканчивается строительство 27-этажного здания в центре города – на Октябрьской площади (по Распоряжению Куйвашева Е.В. №12-РГ от 23.1.2020); здания на углу Пушкина и Первомайской, на месте сквера (по Постановлению Администрации города №66-41-241 от 14.10.2022) – в 40 метрах от дома-музея Д.Н. Мамина-Сибиряка и Литературного квартала и т.д. Возможно, у нас не осталось квалифицированных и одновременно добросовестных архитекторов, градостроителей? Это не так: в городе есть стройфак УрФУ, отделение РАХ, университет – УрГАХУ. Но они не могут повлиять на положение дел: ведущие архитекторы просто удалены из Градостроительного совета. А жителей города не спрашивают.
Кстати, 4 года назад в Екатеринбурге было серьезное столкновение (в средствах массовой информации значилось как «протест») с участием жителей города и силовых структур, и сам Президент РФ был вынужден вмешаться, и уголовные дела по этому поводу возбуждались. Но, очевидно, выводы чиновники не сделали.
Так, 20 мая 2025 г. Заксобрание области приняло закон, разрешающий менять генпланы, правила землепользования и застройки, а также проекты планировки муниципальных образований без общественных обсуждений и публичных слушаний. То есть депутаты-единороссы разрешили застройщикам игнорировать мнение людей, и Минстрой области это поддержал!
Осталось мало областных центров, где любят и берегут свою историю, где жители участвуют в решении вопросов развития городов, строительства, а за допущенные нарушения виновных чиновников привлекают к уголовной ответственности.
С каждым годом по мере строительства новых жилых домов и комплексов, офисов проблемы областных центров – крупнейших и крупных городов – и горожан усугубляются. Такие города становятся непривлекательными, кое в чем даже опасными, непригодными для проживания.
Как правило, мнение жителей городов, в том числе молодежи, которая, как предполагается, будет жить в этих городах в предстоящие десятилетия (а не уедет за границу), не спрашивают и не учитывают. А указанной деятельностью в сфере градостроительства мы лишаем в будущем молодежь нормальной среды существования, в некоторой мере и будущего.
Таким образом, многие регионы «развиваются» не исходя из интересов населения и экономики данного региона, а исходя из интересов застройщиков и чиновников.
Это требует кардинального изменения государственного управления жилищным строительством. Органы власти должны управлять процессом строительства (не созерцать), в основе чего должны лежать долговременные интересы населения и народного хозяйства регионов, а не сиюминутные интересы застройщиков региональных центров. Возможно, следует резко уменьшить строительство такого жилья в региональных центрах, вплоть до прекращения на некоторый период такого строительства (не забывать, что около 70% построенного жилья не продано).
Следует остановить варварское отношение, разрушение сложившейся в предыдущие десятилетия и века архитектуры российских городов.
В управлении развитием территорий должны обязательно и реально участвовать жители соответствующих регионов, они должны определять их развитие.
Необходимо также выравнивать условия и уровни жизни населения в региональных центрах и на периферии, что остановит переток жителей периферии в региональные центры, обеспечит продовольственную безопасность страны.
Профессора: НАБОКОВ В.И., НЕКРАСОВ С.Н., ЕГОРОВ В.В., КАДЕЕВ А.В., САРАБСКИЙ А.А.
https://sovross.ru/2025/07/09/strana-so ... ent-241152