В.Кашин: Нет пиратам XXI века
Состояние дел по вопросу исполнения законодательных актов, касающихся несостоятельности (банкротства) находится в центре внимания прессы, и не так давно по этой теме высказался и Президент РФ.
Сложившуюся ситуацию следует оценивать как чрезвычайную, однако руководство Министерства экономики, социально развития и торговли постоянно говорит об успехах в наращивании темпов развития страны, тщательно маскируя негативные стороны этого самого развития. Одной из них является банкротство предприятий и организаций. Надо отметить, что банкротство по-прежнему остается не средством оздоровления экономики, а одним из инструментов ее развала, развала производственно-технологических комплексов промышленности, разорения научных центров, предприятий сельскохозяйственного производства. Зачастую банкротство принимает криминальный характер в форме рейдерства или, как это принято преподносить в приукрашенной упаковке, недружественного поглощения. Ежегодно под банкротство попадают тысячи предприятий, в том числе стратегического значения, деятельность которых связана с национальной безопасностью страны.
Причин банкротства российских предприятий несколько. Среди них - нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие и трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, разбалансированность финансового рынка, несогласованные требования налоговых служб, банков, акционеров, вышестоящих организаций, несовершенство федерального законодательства. Но одна из главных причин банкротства, во всех формах его проявления, - это коррупция, поразившая все составляющие государственной машины, в том числе судебную систему и правоохранительные органы.
В настоящее время количество несостоятельных предприятий в отдельных субъектах РФ, как и в целом в стране, постоянно увеличивается. Это можно продемонстрировать на примере Ульяновской области, где рост предприятий, на которых введена процедура банкротства, в пять с лишним раз превышает общий рост численности хозяйствующих субъектов. В 2004 г. в области на основании определения арбитражного суда было ликвидировано 114 предприятий.
В Астраханской области из 96 крупных предприятий, работавших в советское время, осталось в рабочем состоянии 18. В целом в нашей стране в год возбуждается около 84 000 дел о банкротстве.
Не смотря на то, что Россия перешла все пороги продовольственной безопасности, дела о банкротстве в сфере АПК ведутся наиболее интенсивно и чаще всего преднамеренно. Разве может быть не преднамеренным банкротство сельхозпредприятия перед посевной, когда техника в исправном состоянии, и закуплены семена и ГСМ? Разве не умышленно уничтожается аграрный сектор, если товарные кредиты сезонного кредитования дают не деньгами, а заставляют у конкретных продавцов брать в долг товары по ценам в 1,5 - 2 раза дороже, чем на свободном рынке, а урожай скупается по самым низким ценам, не обеспечивающим минимальную доходность предприятий, позволяющую хотя бы расплатиться с долгами. При такой политике банкротство просто неизбежно. И совсем не случайно захвачены известные на всю Россию некогда лучшие сельхозпредприятия. Против рейдерства, преднамеренного банкротства выступают крестьяне повсеместно. В Подмосковье создан Крестьянский фронт и в его состав влились представители колхозов и совхозов 20 районов. Подобные структуры по защите земли русской созданы в Ставрополье, Свердловской области и других регионах России.
Банкротятся не только колхозы и предприятия общего назначения, но и те, которые относятся к числу особо важных, которые имеют стратегическое значение. Сегодня многие стратегические предприятия и организации испытывают серьезные финансово-экономические проблемы. В состав оборонно-производственного комплекса РФ входит 948 стратегических предприятий и организаций, на которые могут распространяться нормы федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие специальные правила банкротства. В настоящее время в отношении 44 из них возбуждены процедуры банкротства. По данным ФНС России 170 стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса имеют признаки банкротства. Более того, в отношении 150 стратегических предприятий и организаций налоговыми органами уже вынесены постановления о взыскании задолженности за счет их имущества.
Надо отметить, что Государство упорно отказывается помогать стратегическим предприятиям и организациям. Это имело место при банкротстве например, ОАО "Подольский электромеханический завод", ОАО "Биомашприбор", г. Йошкар-Ола, ФГУП "ЦНИИ "Дельфин", ФГУП "Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева", ФГУП "Челябинский автоматно-механический завод" и др.
Правительству почему-то не приходит в голову, или оно не хочет задумываться над тем фактом, что если стратегические предприятия банкротят, то это кому-то надо. ФСБ недавно обнародовало информацию о причастности к банкротству в отношении российской оборонки западных спецслужб. Но не только западных. Совсем недавно выяснилось, что Украина в огромных количествах стала поставлять на Российский рынок смазочные материалы по демпинговым ценам, преследуя цель вытеснить с российского рынка отечественных производителей. Нашлись отечественные подлецы, попытавшиеся путем банкротства уничтожить Пермский завод смазочно-охлаждающих жидкостей и помочь Украине захватить российский рынок смазочных материалов.
В целом дело банкротства поставлено с иезуитской хитромудростью так, что в этом преступном деянии никто не виноват. Директор не виноват, потому что продукцию его завода никто не покупает – ни у кого нет денег. Кредиторы не виноваты, потому что сами нищие. Налоговая инспекция не виновата, потому что обязана истребовать долги. И суды не виноваты, потому что по закону выполняют свой долг.
Банкротству способствует и несовершенство законодательства. С приятием по инициативе Правительства РФ нового закона «О несостоятельности (банкротстве)» в 2002 году ситуация только усугубилась. Новый закон вместо принципа неоплатности ввел принцип неплатежеспособности, по которому возбуждается банкротство. Суть его заключается в том, что если должник задолжал более 100 тысяч рублей, то это уже является основанием для возбуждения процесса банкротства, независимо от того, в какую сумму оценивается его имущество. Чтобы раскрутить маховик банкротства преднамеренно упразднили федеральный орган контроля за процедурой банкротства ФСФО, а чтобы к естественному банкротству добавить еще и преднамеренное (рейдерство), всю полноту полномочий передали так называемым саморегулируемым организациям. После этого начались и продолжаются бесплодные разговоры о «недружеском поглощении», однако реальных шагов в виде принятия нормативных актов, сдерживающих этот беспредельный грабеж, так и не сделано.
Рейдерство сегодня стало определенной формой «бизнеса», приносящей огромные барыши его организаторам. Рентабельность этого вида бизнеса - от 500 до 2000 %. Как правило, для захвата выбираются особо лакомые активы - имущественные комплексы и земля. Бюджет по захвату может составлять несколько миллионов долларов. А выручка от захвата имущественного комплекса – 30-40 млн. долл.Самый крупный рейдерский рынок - столичный. Причем в Москве более 80% предприятий захватываются из-за земли и недвижимости. Так, громкий общественный резонанс вызвали, например, захваты московских НИИ: крупнейшего в стране проектного института в металлургической отрасли ОАО "Гипромез" и института шинной промышленности (НИИШП).
Ежегодно тысячи предприятий подвергаются набегам рейдеров. Рейдерству подвергаются даже стратегические предприятия. Например, стратегически важное московское предприятие ОАО “Биофизическая аппаратура”, производящее аппараты для плазмофереза в 2004 году лишилось собственного здания на Бутырской улице в г.Москве. Рейдерству подверглисьв Новосибирске ОАО "Катализатор", омский завод транспортного машиностроения - одно из ведущих танкостроительных предприятий и т.д. Отъявленные рейдеры хорошо известны и правоохранительным органам, и власти. Однако адекватных мер по их устранению не принимаются
В сложившейся ситуации нужны не разговоры, а государство обязано установить уголовную ответственность за беспричинное банкротство. Нужна политическая воля власти, направленная на спасение экономики страны. Никакие сиюминутные выгоды не могут оправдать разорение предприятий, безработицу, мертвые города и поселки, нищету и безысходность.
Советская плановая экономика не знала банкротств. Государственный хозяйственный механизм не позволял уничтожать предприятия и организации. Своевременная санация, перепрофилирование, реконструкция, а в некоторых случаях и реорганизация предприятий и даже перевод их в другие регионы позволяли не только сохранять, но и обеспечивать им расширенное производство.
Сегодня, чтобы поправить положение, необходимо внести в действующее законодательство серьезные поправки. А по большому счету нужно изменить в корне экономический курс страны, который бы исходил из интересов народов России и безопасности страны.
Из доклада В.И.Кашина зам. Председателя ЦК КПРФ, лауреата Государственной премии РФ, депутата Государственной Думы ФС РФ на Круглом столе по проблемам реализации федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», проведенном в Госдуме 7 декабря 2006 года.
КПРФ.ру, 09.12.2006
Последний раз редактировалось Проф.А.И.Орлов Сб июн 13, 2009 10:50 pm, всего редактировалось 1 раз.
|