Химера рыночного социализма
Вот уже почти двадцать лет официальная пропаганда вбивает рыночные мифы в наши головы. Судя по отдельным публикациям в газете КПРФ «Правда» - весьма успешно.
Например, профессор Л. Орленко авторитетно заявил, что советская «реализация» социализма «привела к распаду могучую мировую державу» («Правда», 17 - 18 августа 2004 г.). Следуя популярному рыночному мифу, он считает, что общенародная собственность и директивное планирование «сковывали развитие производительных сил». О НЭПовском рынке мечтает профессор Л. Орленко.
И невдомек ему, что даже правительственные чиновники и государственное телевидение говорят о заговоре Запада против России, об операциях ЦРУ с опорой на демократов и реформаторов. Все, кто честно анализировал ситуацию, знают, - СССР не «распался», а насильственно развален. Он был убит, а не скончался от дряхлости. За 1981-1985 гг. рост валового внутреннего продукта в СССР составил 20% - в 3 раза больше, чем в Европе и США. Разве это «развал страны», как пишет Орленко?
Однако за те же 5 лет экономический рост в Японии составил 21% - больше, чем в СССР. Плановая система управления советским народным хозяйством имела недостатки. И с ними «Правда» постоянно боролась. Проф. Д. Валовой яростно критиковал практику оценки работы предприятия по валовому объему выпуска. Не менее вредны бездумное перевыполнение плана и завышение производительности труда путем перехода на более дорогое сырье. Систему директивного планирования надо было не разрушать, а улучшать.
Свертывание нэпа не было ошибкой, как доказательно разъяснил профессор В. Кистанов («Правда», 2 сентября 2004 г.). По его мнению, «ошибкой надо считать не решение советского руководства о переходе к государственному социализму, директивному планированию в конце 20-х годов, а невозвращение к нэпу в начале 60-х годов». К сторонникам «активизации товарно-денежных, рыночных отношений в плановой экономике» он относит И.В. Сталина. Но тот, по нашему мнению, думал по-другому.
В статье «Замечания по экономическим вопросам, связанным с ноябрьской дискуссией 1951 года» (ее обычно включают в сборник «Экономические проблемы социализма в СССР») И.В. Сталин писал:
«Конечно, когда вместо двух основных производственных секторов, государственного и колхозного, появится один всеобъемлющий производственный сектор с правом распоряжения всей потребительской продукцией страны, товарное обращение с его “денежным хозяйством” исчезнет, как ненужный элемент народного хозяйства».
Разве здесь есть призыв к рынку? Наоборот, планируется ликвидация товарного обращения и денег. И то, и другое годится лишь в переходном периоде, пока колхозный сектор управляется не так, как государственный. А при сформировавшемся социализме собственность должна быть государственной (общенародной), а не коллективной.
Современные специалисты по управлению совершенно справедливо считают И.В. Сталина одним из наиболее великих менеджеров всех времен и народов. Так пишет, например, профессор Б.Г. Литвак в своей недавней книге «Великие управленцы». К нему присоединяется и автор этой статьи в своем учебнике «Менеджмент», выходящем в издательстве «Изумруд». К сожалению, идеи И.В. Сталина не были в должной мере использованы в практике управления советским народным хозяйством.
Один из самых популярных рыночных мифов - о преимуществе рыночного хозяйства перед плановым. Чтобы разобраться - обсудим сначала работу корпорации или самостоятельного предприятия.
Со времен Генри Форда и Анри Фальоля, основоположников научного менеджмента, планирование - одна из основных функций управляющего. План и контроль - вот основа контроллинга, наиболее эффективного современного подхода к управлению организацией. Этот подход весьма популярен в США и Германии, сейчас бурно развивается и у нас.
В чем суть рыночных отношений? Из многих мнений наиболее популярные сводятся к двум принципиальным положениям - признанию частной собственности и отказу от общегосударственного плана. Другими словами, высшим благом признается анархия производства, основанная на независимости частных собственников, владеющих средствами производства.
Почему-то рыночники не объявляют себя сторонниками анархизма. Напомним, что «отец анархии» П. Кропоткин исходил из опыта швейцарской секции I Интернационала, а входили в нее в основном часовщики. Для мелких ремесленников (и ученых-теоретиков) анархическая организация производства плодотворна, а для современного крупного завода - попросту невозможна. Как показывает опыт десятков стран, частная собственность на средства производства приводит к неоправданному росту цен, выпуску некачественной продукции, замедлению научно-технического прогресса. Она не дает возможности осуществлять крупные проекты - не зря космосом и атомной промышленностью всюду в мире занимаются государства, а не частники.
После Октябрьской революции в нашей стране дважды обращались к рынку. НЭП в 20-е годы позволил восстановить довоенный уровень народного хозяйства. А в несравнимо более благоприятной ситуации второй половины 80-х годов попытка перехода к рынку привела к падению всех макроэкономических показателей в разы. Хотя с 1999 г. начался экономический рост, но России еще далеко до уровня РСФСР. Об этом и президент РФ Путин сказал в послании 2004 г. Федеральному собранию. Валовой внутренний продукт за 1989-2003 гг. сократился на четверть.
Каждый может без труда оценить, что ему дал «переход к рыночным отношениям». Достаточно знать один факт - по покупательной способности 50 нынешних рублей равны 1 рублю 1990 г. Возьмите свою зарплату (пенсию, стипендию) и поделите на 50. Получите ее выражение в ценах 1990 г. Среднестатистическая зарплата в 1990 г. - 297 руб., сейчас - менее 7000 руб. Рост в 23,6 раза. А цены выросли в 50 раз. Нынешняя средняя зарплата - лишь 47% от зарплаты 1990 г. А за все годы потери среднестатистического работника - более 50 тыс. долларов США. В 1996 г. общие потери трудящихся оценивались в триллион долларов («Правда», 13 марта 1996 г.) Сейчас - уже более 3,8 триллионов. Если же учесть дифференциацию доходов (0,5% богачей и 60% живущих на минимуме) и резкое падение располагаемого дохода (того, что сверх прожиточного минимума), то нельзя не поразиться величине ущерба.
Пятнадцать лет, казалось бы, достаточный срок, чтобы сделать вывод о, мягко говоря, неэффективности рыночных реформ. Почему же мы снова обсуждаем такую химеру, как «рыночный социализм»?
Думаю, мы слишком погружены в текущие проблемы. Не проанализировано прошлое. Не хватает навыков стратегического планирования. И все это уже было. В «Критике Готской программы» К. Маркс продемонстрировал, что принятый маленькой группой революционеров «Манифест Коммунистической партии» гораздо выше в теоретическом плане, чем документы добившейся несомненных практических успехов немецкой социал-демократии. И нам надо использовать наработки Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао, Кастро и Че.
Весьма важно проанализировать систему управления народным хозяйством в СССР - гибрид плановой экономики и произвола в выборе контролируемых параметров. Чего стоит планирование роста на следующий год в виде процента от достигнутого, в том числе по валовой продукции, по производительности труда... Еще недостаточно оценено одновременное использование двух валют - наличного рубля и безналичного рубля, причем безналичный рубль нельзя было перевести в наличный.
Речь идет «всего лишь» о том, чтобы системы управления крупными корпорациями объединить в масштабе государства. В теоретическом плане это давно известно: «Монополия, вырастающая из капитализма, есть уже умирание капитализма, начало перехода его в социализм. Гигантское обобществление труда империализмом ... означает то же самое» (В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.30, с.165).
Нужна теоретическая работа. Не так все просто, как может показаться. Например, сколько «социализмов» существует в мире? Профессор Орленко («Правда», 17 - 18 августа 2004 г.) почему-то полагает, что советский социализм с колхозами и польский - с единоличниками - это один и тот же социализм. О шведском социализме он, похоже, «забыл». Как и о существовании Ливийской Арабской Социалистической Джамахирии (официальное название Ливии).
Еще один миф озвучил И. Мансуров: «Любая монополия ведет отрасль к застою» («Правда», 10 -11 августа 2004 г.). Так ли? Может быть, монополистом становится тот, кто делает свое дело лучше других? А малые предприятия, которые так нравятся И. Мансурову, выживают не столько за счет своей «поворотливости», сколько из-за повышенной эксплуатации трудящихся, в том числе трудящихся-владельцев?
Лозунг «Учиться, учиться и учиться!» - не только для молодежи. Опыт НЭПа показал - нужны кадры управленцев (менеджеров).
Можно учиться и у врагов. Как четко был выполнен план уничтожения СССР! Как эффективно работала цензура в перестройку! Вспомните - Б. Ельцин разогнал почти все райкомы Москвы всего за год работы первым секретарем МГК КПСС.
Незнание полезно - можно без помех проповедовать в «Правде» антикоммунистическую химеру рыночного социализма. Как сказано в Библии: «Слепые вожди слепых...». Но есть там и такие слова Иисуса Христа: « - Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное». Есть мнение: первый коммунист - Иисус Христос.
«Вначале было слово...» Мысль. «Он управлял теченьем мыслей // И только потому - страной» (Б. Пастернак «Из Высокой болезни» - В.И.Ленине).
Итак, рынок и социализм несовместимы. Выбирайте.
|