Алексей Леонов рассказал о крахе российского космоса
Летчик-космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, рассказал о кризисе, который разразился в российской авиакосмической отрасли. В интервью "Московскому комсомольцу" он, в частности, поведал, как Минобороны фактически уничтожило несколько знаменитых летных училищ.
Речь идет о решении министерства от 2008г. об объединении Академии им. Жуковского с Военно-воздушной академией им. Гагарина: Академия им.Жуковского переносилась в подмосковный поселок Монино, где находилась академия Гагарина. На перебазирование отвели три года.
"Это было не очень серьезное решение", — считает А.Леонов. "Наверху, видимо, виднее — поставили задачу упростить схему, сократить расходы на содержание двух академий", - отмечает он.
Однако власти, по мнению легендарного космонавта, не решили ряд серьезных проблем: не обеспечили жильем в Монино преподавателей, чтобы те не тратили несколько часов на поездку в область из Москвы и обратно.
Кроме того, сложное оборудование и специальные лаборатории не смогли перевезти в Монино, потому что там для всего этого просто не было места. "Взять хотя бы уникальную аэродинамическую трубу, которую годами создавали в столице для испытания моделей самолетов. Ее не стали перевозить, просто разобрали", - сетует А.Леонов.
"Люди пытались противостоять переезду, писали письма министру обороны, чтобы остановить развал Академии Жуковского", — вспоминает летчик. "И в этот период кто-то раскопал письмо Кудрина, где он пишет о том, что помещение, которое занимала Академия Жуковского, надо передать Министерству финансов для основания там казначейской службы. Вот, получается, откуда надо было плясать. Выходит, это был сговор с целью забрать здание академии для Минфина?" - задается вопросом А.Леонов.
Однако дальше объединенную академию ждали новые испытания: в июле 2011г., когда слияние заведений уже подходило в концу, Минобороны приказало передать подготовку обучающихся из Военно-воздушной академии им. Жуковского и Гагарина в ВАИУ - Военный авиационный инженерный университет в Воронеже. А сама академия им. Жуковского и Гагарина должна была быть ликвидирована.
"После этого уже всем специалистам было понятно — на подготовке авиаинженеров, летчиков в России поставлен крест — обучать кого-либо в таких условиях невозможно", - резюмирует А.Леонов. Кроме того, основная часть преподавателей переезжать в Воронеж отказалась, было уволено более 1,5 тысяч человек. Только 17 педагогов согласились на переезд — в основном молодые люди, не имеющие своего жилья. "Им еще самим надо расти как педагогам, но как, каким образом, без должной базы — непонятно", - отмечает А.Леонов.
Прославленный летчик рассказал и о катастрофической ситуации с Центром подготовки космонавтов (ЦПК) им. Гагарина, который в ходе реформы из воинской части стал гражданским заведением. По словам А.Леонова, реформа на пользу не пошла: в центре практически не осталось уникальных тренажеров, которые обеспечивают подготовку будущих космонавтов.
Ситуация с кадрами в российской космонавтике, по мнению летчика, также оставляет желать лучшего: "В конце прошлого года Роскосмос объявил открытый набор космонавтов. Получил всего 304 заявления от желающих. Примерно в одно время с Роскосмосом такой же набор проводили в NASA, куда заявки подали 6000 человек. Выходит, в США профессия космонавта более популярна, чем у нас".
А.Леонов считает, что причина падения популярности профессии космонавта в России в отношении властей к этим специалистам. "На сегодня в Центре подготовки космонавтов в постоянной готовности находится 31 космонавт, из них 6 — командиры экипажей с опытом космических полетов, Герои России. У всех по двое, трое детей, по 10–15 лет воинской службы за спиной, и у большинства нет... собственного жилья. Случись что со здоровьем, необходимостью прервать работу — они потеряют служебные квартиры и останутся на улице?" - вопрошает космонавт.
Он рассказывает и о том, какие люди сейчас пытаются стать космонавтами: "летчиков там раз-два, и обчелся, их теперь действительно будет все меньше и меньше. Зато приходили гуманитарии, психологи, были даже бомжи".
А.Леонов также считает, что пилотируемая космонавтика будет востребована еще очень долго. "Все-таки никакой робот еще не в состоянии заменить человеческий мозг", - уверен космонавт.
"Вот, к примеру, пропала в морях сельдь иваси. Нам ставят задачу: найдите, вам же сверху видно все. Ни один спутник не даст вам этой информации, как и о том, есть нефть в заданном районе или нет. Космонавты передают первичную информацию о масштабах ее залегания геологам", - приводит А.Леонов примеры независимости космонавтов.
А.Леонов отмечает, что задач для пилотируемой космонавтики много и надеется, что власти не будут разрушать систему подготовки пилотов.
Между тем, в Госдуме, по данным А.Леонова, на полном серьезе обсуждается вопрос о найме зарубежных летчиков. "Ведь нам ежегодно требуется большое количество пилотов на самолеты Airbus A320, Airbus A330 и SuperJet. Одному "Аэрофлоту" ежегодно требуется 200–250 пилотов. И мы, словно в каком-нибудь африканском государстве, должны нанимать их в других странах? Так мы и до космонавтов-гастарбайтеров дойдем. Зачем?!" - недоумевает космонавт.
06 июля 2012 г.
http://top.rbc.ru/society/06/07/2012/658694.shtml