Давайте прикинем, что должно произойти в результате введения в действие правовой формулы, которую вы полагаете спорной. А также прикинем, чего в общем-то произойти не должно. Вы ведь не отрицаете, что формула по смыслу совпадает с принципом причастности к производству вещей. Стало быть, если принцип нормален, то и правовая формула тоже. Тогда откуда возьмутся коллизии ее действия?
Итак, допустим, что создалось состояние, при котором и работники, и владелец предприятия участвуют в разделе продукта пропорционально своему вкладу и, соответственно, уже все несут издержки по предприятию, а не только его владелец. Допустим, что возникают следующие вопросы - недоумения.
1. Как они разберутся кому сколько положено?
2. Как работники будут делить свою долю между собой?
На первый вопрос ответить проще всего. Стоимость имущества известна. Амортизация определена. Следовательно, долю владельца даже считать не нужно. Она известна из бухгалтерских документов. Она ему отчисляется из общего дохода, а остаток - это доля труда. Вот и все. Мы можем, конечно, прикинуть теоретически, какое тут должно в принципе получиться распределение. Не знаю, насколько корректно будет воспользоваться Агрегатной функцией производства от Самуэльсона для освещения этого вопроса. Она ведь гласит, что 1% прироста труда расширяет выпуск продукции в 3 раза больше, чем 1% прироста капитала. Я не очень уверен, но предполагаю, что тогда примерно таким и является действительное распределение вложений труда и капитала в общее дело. Тогда и не подтасованное распределение доходов должно как-то этому соответствовать.
Правда это если ничего с 50-х годов здесь не изменилось. По косвенным признакам у меня сложилось впечатление, что сейчас этот разрыв уже не 3:1, а 4:1. Из подобного распределения вытекает очень интересный процесс. Поскольку стороны несут издержки солидарно, то отчисления работников на обновление производства втрое-четверо больше, чем от владельца предприятия. То есть с обновлением ресурсов доля владельца, как собственника начнет стремительно уменьшаться и в пределе стремиться к нулю. К чему это может привести тоже очень любопытно, но оставим это на закуску...
Сейчас прикинем вопрос дележа результата труда между работниками. Впрочем, и вопроса-то нет, ибо с чисто бухгалтерской стороны источник начислений никак не меняется. Увеличивается только сумма, подвергаемая расчетам. Какая разница распределить между работниками фонд зарплаты, выделяемый сейчас из дохода или сам доход. В любом случае - это раздел результата продаж, а не распространение долевых прав на части каждого экземпляра продукции. И как деньги распределялись по специальности и квалификации, так и будут распределяться. Нет причин что-то пересматривать и о чем-то спорить.
И отношения между предприятиями никак не меняются. С чего бы им меняться. У одних доход от полуфабрикатов, а у других от конечного продукта. Изменение имущественных отношений не может влиять на организационные структуры предприятий. Ведь это изменение вопрос юридических условностей, а не технической и управленческой структуры промышленности.
Итак, с чем мы входим в переходную фазу?
1. Владелец начинает терять вес принадлежащего ему имущества.
2. Работники начинают приобретать производственное имущество.
3. Институт прибыли приказывает долго жить по причине бессмысленности.
Третье, вероятно, нуждается в комментарии. Прибыль - это средства, которые существуют у одних и отсутствуют у других. При новых входящих условиях прибыль вроде бы должна распределиться между всеми. Но это ведь будет происходить сразу на всех предприятиях и на рынок за покупками все получатели прибыли выйдут в равновесном состоянии. Т.е., не имея никаких финансовых преимуществ друг перед другом. О влиянии на это торговли, налогов и прочего - отдельный разговор. Мы смотрим на качественную, идеализированную ситуацию.
Иными словами, рыночная покупательская ситуация никак не изменится будут ли все продавать товары с прибылью или все будут продавать по себестоимости. Тогда зачем накидывать на себестоимость плановую прибыль? Инфляционная составляющая исчезает вместе с прибылью, а средства на обновление производства - это совершенно нормальная составляющая себестоимости.
Получается, что из переходной ситуации в новую мы прибываем, потеряв институт прибыли и прежних собственников производственного имущества без всякого передела собственности. Что тогда? Без единоличного хозяина все пропадет? А потеряв смысл иметь частную собственность никто не станет образовывать новые предприятия? А как же тогда со стимулом "хочется кушать". Он будет, пожалуй, посильнее стимула "хочется денег". Пока есть стимул необходимости жизнеобеспечения всегда найдутся инициаторы создания предприятий и ради получения работы, и ради поруководить. Они и так все это делают сейчас по найму.
Да, мы слышим постоянно сказки о ведущей роли частного собственника в эффективности предприятия. Правда совершенно непонятно, как юридическая условность может влиять на техническую и организационную дееспособность производства. Особенно, если собственник своего предприятия и в глаза никогда не видел. Что происходит сплошь и рядом. А приватизация прошла под флагом, что, мол, беспардонность обращения работников с имуществом в СССР как раз и происходила по причине отсутствия у имущества хозяина. Правда в натуре мы видим развал промышленности после перехода ее в частные руки, но старая песня о гениальном и рачительном хозяине все равно поется. Эта песня не более, чем идеологическая диверсия. Небрежное отношение к производственному имуществу имеет только одно происхождение - независимость дохода работника от сохранности имущества. Стоит лишь начать работнику свой личный доход получать от продаж, так и зачем он начнет рубить сук, на котором сидит? А кто ему из окружающих позволит это делать? Вот такая ситуация с ответственностью работников возникает автоматически при новых условиях.
Так как же с собственностью на предприятия и как она распределяется среди работников? Правда этот вопрос, скорее всего, рудимент привычного мышления сегодняшнего дня об обязательной принадлежности материального объекта кому-то. Мы забываем, что предприятия - это объекты общественного назначения и они являются элементами Системы разделения труда (СРТ), обеспечивающими жизнеспособность населения.
Однако на примере логики постепенной потери владельцем своей собственности при ее обновлении, мы видели, что, если подходить к проблеме с собственнических позиций, то в результате получается каша. Все работники поголовно начинают становиться собственниками долей имущества предприятия. Вновь поступающие тоже включаются сюда и начинают приращивать доли с нуля. А как быть с уходящими? Выдать им долю деньгами, имуществом? Но ведь это часть предприятия общественного назначения и недопустимо снижать его работоспособность с точки зрения общественной выгоды.
А куда он пойдет с этой долей? На другое предприятие и отдаст как вступительный взнос? А как тогда быть с теми, кто впервые идет на работу? У них-то вносимой доли нет, а права на начисление доли у него должны быть. Ущемляются права старых работников. И это далеко не все проблемы. В общем каша она и есть каша. Если мы считаем частное владение предприятем порочным, что и подтверждается в действительности, то не уйдя от принципа собственности на объекты общественного назначения мы завариваем кашу еще более крутую.
А зачем вообще работникам предприятия собственность на его части, доли? Они приходят наниматься ради текущего заработка для прокорма себя и семьи, а не ради прав владения неизвестно зачем. С упразднением института прибыли ушел в небытие и институт акций, как бессмысленный при отсутствии инфляции. Дивидендов доля не может приносить. Ведь все, что допустимо распределить между работниками из доходов выплачивается в виде зарплаты. То есть во владении долей нет никакого финансового смысла.
С другой стороны, для того, чтобы что-то делать работникам не требуются никакие права на инструменты. Им нужен доступ к инструментам и только. Давайте попробуем ввести в рассуждения такое понятие как "попечение". Придя на предприятие работник автоматически получает права попечителя, которые обязывают его к рачительному отношению к имуществу и вместе с тем дают право голоса в решении общих задач. Ничего, собственно, нового, кроме того, что уволившись работник все права теряет и обретает снова на новом предприятии. В этом отношении почти как в СССР. Вот и все - нет кучи проблем, вызываемой правами собственности отдельных людей и их множества на объекты общественного назначения, которые должны быть неприкосновенны в своей целостности и работоспособности. Разумеется, до тех пор, пока могут прокормить работников.
Нужно ли менять в новых условиях какие-то отношения внутри предприятий?. Какие и зачем? Они изменятся сами или вынужденно? С чего бы это? А вопрос роли СРТ и власти в этом деле остается пока не освещенным.
|