Убогая эконометрика и убогие эконометрики
Содержание термина «Эконометрика» раскрыто в энциклопедиях и учебниках по экономической теории.
Эконометрика – это наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей (Большой Энциклопедический Словарь. – М,: БРЭ, 1997). Во вводных монографиях по экономической теории, как правило, выделяют в качестве ее разделов макроэкономику, микроэкономику и эконометрику. Пишут так: "Статистический анализ экономических данных называется эконометрикой, что буквально означает: наука об экономических измерениях".
Казалось бы, ясно: эконометрические методы - это методы статистического анализа конкретных экономических данных.
Однако в ряде изданий под эконометрикой понимают отнюдь не все многообразие статистических методов анализа экономических данных, а лишь крайне узкое направление внутри этой научной области, посвященное различным вариантам метода наименьших квадратов, разработка которого начата К. Гауссом более 200 лет назад (в 1794 г.). Это направление охватывает около 5% всего объема эконометрики, связанного прежде всего с моделированием макроэкономических процессов. Среди научных работников и преподавателей оно известно как «убогая эконометрика».
К чему приводит пропаганда и внедрение «убогой эконометрики»? Студенты и специалисты остаются в неведении относительно подавляющей части статистических методов анализа экономических данных, лишаются возможности использовать соответствующие интеллектуальные инструменты организационно-экономической деятельности. Особенно это выражено для тех, кто анализирует данные на уровне отдельных предприятий (а не страны в целом), т.е. для подавляющего числа практических работников.
Поскольку «убогая эконометрика» посвящена весьма узкому направлению, то внутри этого направления она тщательно рассматривает различные подробно разработанные, но оторванные от реальности схемы. В результате студенты и специалисты убеждаются в ее ненужности с точки зрения потребностей практики. Это естественное заключение подробно обосновано в известной монографии профессора МГУ им. М.В. Ломоносова В.Н. Тутубалина «Эконометрика: образование, которое нам не нужно» (М.: Фазис, 2004. - 168 с.).
Таким образом, у нас в стране мощная пропаганда «убогой эконометрики» имеет целью воспрепятствовать широкому распространению эконометрических методов (представленных, например, в учебнике МГТУ им. Н.Э. Баумана «Эконометрика»
http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek1 ) и одновременно дискредитировать в глазах студентов и специалистов применение математики в экономике. Очевиден вред от внедрения «убогой эконометрики» для развития отечественной экономики.
Адептов «убогой эконометрики» естественно назвать «убогими эконометриками». Каковы мотивы их деяний?
Мы пришли к выводу, что «убогая эконометрика» - это один из «троянских коней», внедренных в систему отечественного экономического образования с целью подорвать конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке (см. наш доклад
http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=423 на конференции «Управление инновациями – 2006» в ИПУ РАН). Троянский конь запущен в Россию в интересах конкурентов нашей страны на мировом рынке, прежде всего в интересах США. Напомним, что к началу 90-х экономика СССР была второй в мире после США, и вполне очевидна заинтересованность деловых кругов США в разгроме ближайшего конкурента.
Каким же образом в распространенных в России учебниках вместо большой науки «Эконометрика», включающей и развитый математический аппарат, и разнообразные практические применения, оказалась лишь убогая крупица? А именно - оценивание параметров методом наименьших квадратов и малообоснованные попытки применения этого оценивания в макроэкономике.
Для ответа надо вспомнить, что чуть более 10 лет назад небольшая группа лиц (во главе с зам. директора ЦЭМИ РАН С.А.Айвазяном), получив гранты из-за рубежа, организовала внедрение «убогой эконометрики» в российское образование. Они забросили в пару вновь созданных вузов (прежде всего в т.н. «Российскую экономическую школу» при ЦЭМИ РАН, созданную для кормления сотрудников этого института, оторванного от реальной экономики) западных эмиссаров, на основе записей их лекций подготовили учебные материалы, на западные деньги организовали летние школы для подготовки преподавателей отечественных вузов, добились включения «убогой эконометрики» в государственные образовательные стандарты. Так сказать, запустили троянского коня в наши вузы.
В результате не только зря расходуется время студентов и преподавателей. Происходит дискредитация математических методов в глазах студентов-экономистов. Хорошо известно, что в настоящее время человеческий капитал определяет степень успешности фирмы и страны в целом. И приходится констатировать, что человеческому капиталу нашей страны нанесен большой ущерб.
По поводу причинителей вреда (т.е «убогих эконометриков») можно повторить знаменитую фразу П.Н. Милюкова: «Что это - глупость или измена?» Другими словами - нанесен вред из-за профессиональной некомпетентности или сознательно, с целью ослабления экономического потенциала нашей страны?
Вполне возможно, что кто-то из «убогих эконометриков» искренне считает, что занимается полезным делом. Сообщество «убогих эконометриков» - уже достаточно большое для выработки своей системы групповых ценностей. Как, например, сообщество собирателей марок или игроков в бридж. К сожалению, в отличие от указанных сообществ «убогие эконометрики» калечат умы студентов.
Другие же «убогие эконометрики» зарабатывают деньги доступными им способами, которые в современных условиях признаются законными.
Итог ясен – необходимо заменить «убогую эконометрику», распространившуюся как зараза в отечественном образовании, на настоящую, Эконометрику с большой буквы. А «убогие эконометрики» могут искупить свою вольную или невольную вину активной работой в этом направлении.