Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Вс дек 22, 2024 1:24 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Об оценке качества процедур анализа данных
СообщениеДобавлено: Пн янв 31, 2011 11:21 am 
В сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11639
Орлов А.И., проф., д.э.н., д.т.н., директор
Института высоких статистических технологий и эконометрики
МГТУ им. Н.Э. Баумана

Об оценке качества процедур анализа данных


Конференция посвящена актуальным тенденциям в развитии методов сбора и анализа полевых данных, методологическим подходам к исследованию современной российской реальности, а также вопросам оценки качества процедур исследования. Обсудим, с какими научными областями связаны научно-исследовательские работы по тематике конференции.
Полевые данные – это, прежде всего, данные выборочных исследований. Выборочные методы широко применяются в научных медицинских исследованиях, при изучении качества продукции, в производственном менеджменте, в биологических, химических и других научных и прикладных исследованиях. Другими словами, выборочные методы – часть прикладной статистики, т.е. науки о том, как обрабатывать данные [1]. Социологическая специфика в выборочных исследованиях, на наш взгляд, в большинстве случаев не выражена.
Отметим, что ряд прикладных областей – маркетинг (изучение предпочтений потребителей, рекламное дело), управление персоналом, отношения с общественностью и другими заинтересованными сторонами и др. – рассматриваются как социологией, так и экономикой в качестве своих составных частей. По крайней мере, подготовка студентов и защита диссертаций, относящихся к этим областям, проводятся как в экономических, так и в социологических учебных структурах и диссертационных советах.
Это не случайно. Согласно современным воззрениям управленческие решения следует принимать на основе всей совокупности социальных, технологических, экономических, экологических, политических факторов. Все эти факторы следует рассматривать совместно.
Может показаться, что речь идет об очевидном – единстве окружающего нас мира и вытекающего из этого тривиального факта единстве науки. Однако отечественная наука искусственно разбита на отдельные части – социологию, экономику, математику, медицину и т.д. Сначала деление было создано для удобства управления, затем перегородки укрепились и стали почти непроницаемыми. Давно придуманное деление мешает развитию науки. В частности, тем, что оно игнорирует самостоятельное существование такой научной области, как «статистические методы», если угодно, «прикладная статистика».
Между тем хорошо известно, что в США число специалистов по статистическим методам существенно больше, чем математиков. А вот в нашей стране математика есть как самостоятельная наука (со своими факультетами, институтами, журналами, диссертационными советами), а прикладная статистика – официально отсутствует.
Есть математическая специальность «теория вероятностей и математическая статистика», её представители заняты доказыванием теорем, не имеющих отношения к реальному миру и ничего не дающих тем, кто обрабатывает конкретные данные. Внутри экономической науки есть специальность «статистика», ее представители заняты удовлетворением ведомственных интересов Росстата и действуют на уровне позапрошлого (т.е. XIX) века. А всего остального – статистических методов в технике, управлении, экономике, социологии, медицине, истории и т.д. – с точки зрения официальных органов нет.
Статистические методы развиваются на нелегальном положении. Конечно, нелегалы находят те или иные легальные прикрытия. В СССР статистические методы в медицине выступали под знаменем медицинской кибернетики (не знаю, как обстоит дело сейчас). Статистические методы в технических науках маскировались под «математические методы в научных исследованиях» (конечно, смешно быть доктором технических наук, ничего не понимающим в технике, как автору этих строк). Статистические методы в экономике, т.е. эконометрика, проходят в рамках специальности «Математические и инструментальные методы экономики» (именно по этой специальности автор защитил свою вторую докторскую диссертацию). Связь с экономической практикой может полностью отсутствовать.
Вопрос «Кто виноват?» не является актуальным. Проанализируем последствия уродливого развития отечественной науки и обсудим возможные пути исправления ситуации.
Последствия достаточно понятны. В каждой камере, выделенной делениями официальной науки, оказалось некоторое число лиц, применяющих (а иногда и развивающих) статистические методы. В области социологии – это многие из тех, кто собрался на настоящую конференцию. Веря в обоснованность официального деления, они замкнулись внутри своей группы. Всё, что делается в других камерах – их не интересует. Они ничего не знают и – главное – не хотят знать о внешнем мире.
К чему это приводит? К замкнутости внутри своего круга, т.е. к групповщине. Читают только своих, цитируют только своих. А поскольку группа небольшая, и – так уж случилось – нет внутри нее специалистов по математическим методам статистики и анализа данных, происходит понижение общего научного уровня. Ошибки накапливаются, попадая в учебники, энциклопедические издания. Готовя доклад, я долго думал, давать ли здесь перечень ошибок известных участников настоящей конференции, подобный содержанию интернет-ресурса «Профессора-невежды готовят себе на смену новых невежд» [2]. Хотелось порассуждать о том, что кусочно-постоянная функция отличается от непрерывной. Или вот рассуждение, попавшее в энциклопедическое издание. Бесспорно совершенно, что многие переменные признаки, изучаемые в ходе социологических исследований, интегрируют в себе большую совокупность не связанных друг с другом экономических, психологических и других факторов, каждый из которых оказывает на итоговую переменную сравнительно слабое влияние. Автор рассматриваемого утверждения почему-то считает, что согласно Центральной предельной теореме теории вероятностей такие итоговые переменные должны быть распределены нормально. Это верно, если справедлива аддитивная модель - влияющие на нее факторы складываются. А если верна мультипликативная модель – влияющие факторы перемножаются, то из той же Центральной предельной теоремы следует, что итоговые переменные должны быть распределены логарифмически нормально (т.е. не они сами, а их логарифмы распределены нормально).
Несколько иной эффект встретился мне в теории классификации. Она – междисциплинарна, и ясно это было давно. В 80-е годы активно действовала Комиссии по классификации Всесоюзного совета научно-технических обществ во главе с член-корр. АН СССР Г.Б. Бокием, включавшая около тысячи специалистов. И вот – социологи пишут про типологию и классификацию, игнорируя всё, что «за забором». Чтобы чуть-чуть исправить положение, укажу на обзор [3] со 126 литературными ссылками, неизвестными социологам.
Впрочем, судя по учебникам (!) для студентов-социологов, некоторые их авторы еще не освоили аксиоматику теории вероятностей по А.Н. Колмогорову (1933 год!) и не понимают, что для описания, изучения, сравнения методов анализа данных надо сначала ввести вероятностно-статистическую модель порождения данных в терминах современной теории вероятностей. Смешно читать про какой-то «комплекс условий», который должен повторяться… Достаточно вспомнить про проверку статистических гипотез, которая обычно проводится на основе всего лишь одного случайного значения. Если это значение попадает в определенную область, то принимается первая гипотеза, если не попадает – вторая. Никакого повторения «комплекса условий»…
Игнорируется не только сделанное снаружи, но и сделанное здесь же, но давно. Мне об этом уже приходилось писать [4], соответствующий доклад помещен в материалах предыдущей конференции [5], полемическое выступление включено в «Дискуссию о социологии» на официальном сайте Российского общества социологов [6].
Этот сюжет можно было бы развить, называя конкретные фамилии, проводя ссылки на источники. Однако я не стал этого делать, поскольку опасаюсь, что моя критика была бы адресована наиболее достойным ученым, с которыми меня связывают десятилетия движения по параллельным путям в науке, а деятельность менее квалифицированных лиц осталась бы без адекватной оценки.
Подводя итоги первой части настоящей работы, констатируем, что методы сбора и анализа полевых данных – это предмет не только социологии, но и теории выборочных исследований как части прикладной статистики.
Вторая часть тематики конференции - методологические подходы к исследованию современной российской реальности – также интердисциплинарна. Изучение поведения потребителей (маркетинг) и работников (управление персоналом) тяготеют к экономике, динамики семейных отношений – к демографии, политических процессов – к политологии, проблем самоубийств – к криминальной статистике, и т.д., и т.п.
Знаковой фигурой XXI в. является американский исследователь Даниэль Канеман (Daniel Kahaneman), получивший Нобелевскую премию по экономике за 2002 г. В ходе ряда экспериментов Канеману удалось доказать, что в своей повседневной жизни большинство людей не руководствуются здравым смыслом. Канеману впервые удалось ввести в экономику понятие человеческого фактора, объединить в единую науку психологию и экономику. Интересно, что лауреат Нобелевской премии по экономике никогда экономике не учился, а всю жизнь занимался психологией, конкретно - психологией выбора повседневных экономических решений. Экономисты до Д. Канемана, начиная с А. Смита, делали одну и ту же ошибку — они предполагали, что человек руководствуется элементарной логикой и собственной выгодой — покупает там, где дешевле, работает там, где больше платят, из двух товаров одинакового качества выберет тот, который дешевле. Исследования Д. Канемана показали, что все не так просто. Люди, оказывается, не хотят думать. Они руководствуются не логикой, а эмоциями, случайными импульсами; тем, что вчера слышали по телевизору, или от соседа, устоявшимися предрассудками, рекламой и т. д. Работы Д. Канемана – сплав экономики, социологии и психологии. Чем и интересны, показывая вектор дальнейшего развития общественных наук, необходимость разрушения искусственных перегородок между науками.
Третья часть тематики конференции - вопросы оценки качества процедур исследования. Здесь мы обратим внимание на брошюру [7] по прикладной статистике, посвященную основным требованиям к методам обработки данных, и характеристикам этих методов, а также на методику сравнительного анализа родственных эконометрических моделей, помещенную в качестве приложения 3 к учебнику «Эконометрика» [8]. Однако в рамках настоящего доклада сосредоточимся на двух примерах – на оценке качества процедур усреднения и алгоритмов диагностики.
Среди актуальных направлений, в которых развиваются математические методы исследования, обычно выделяют статистику объектов нечисловой природы, а в ней как одну из важнейших составных частей - теорию измерений. За последние десятилетия теория измерений прошла путь от малоизвестного раздела математической психологии до общенаучной концепции, знакомство с которой признается обязательным для исследователей и студентов самых разных специальностей.
Теория измерений исходит из того, что арифметические действия с используемыми в практической работе числами не всегда имеют смысл. Например, зачем складывать или умножать номера телефонов? Далее, не всегда выполнены привычные арифметические соотношения. Например, сумма знаний двух двоечников не равна знаниям «хорошиста», т.е. для оценок знаний 2+2 не равно 4. Приведенные примеры показывают, что практика использования чисел для описания результатов наблюдений (измерений, испытаний, анализов, опытов) заслуживает методологического анализа.
Основные шкалы измерений – наименований (номинальная), порядковая, интервалов, отношений, разностей, абсолютная – подробно описаны в литературе [9]. Используют и иные типы шкал [10]. В настоящее время считается необходимым перед применением тех или иных алгоритмов анализа данных установить, в шкалах каких типов измерены рассматриваемые величины.
Выяснение типов используемых шкал необходимо для адекватного выбора методов анализа данных. Основополагающим требованием является независимость выводов от того, какой именно шкалой измерения воспользовался исследователь (среди всех шкал, переходящих друг в друга при допустимых преобразованиях). Например, если речь о длинах, то выводы не должны зависеть от того, измерены ли длины в метрах, аршинах, саженях, футах или дюймах. Другими словами, выводы должны быть инвариантны относительно группы допустимых преобразований шкалы измерения. Только тогда их можно назвать адекватными, т.е. избавленными от субъективизма исследователя, выбирающего определенную шкалу из множества шкал заданного типа, связанных допустимыми преобразованиями. Требование инвариантности выводов накладывает ограничения на множество возможных алгоритмов анализа данных. В качестве примера рассмотрим порядковую шкалу. Одни алгоритмы анализа данных позволяют получать адекватные выводы, другие - нет. Например, в задаче проверки однородности двух независимых выборок алгоритмы ранговой статистики (т.е. использующие только ранги результатов измерений) дают адекватные выводы, а статистики Крамера-Уэлча и Стьюдента - нет. Значит, для обработки данных, измеренных в порядковой шкале, критерии Смирнова и Вилкоксона можно использовать, а критерии Крамера-Уэлча и Стьюдента - нет.
Оказывается, требование инвариантности является достаточно сильным. Из многих алгоритмов анализа статистических данных ему удовлетворяют лишь некоторые. Покажем это на примере сравнения средних величин.
Пусть Х1 , Х2 ,…, Хn - выборка объема n. Наиболее общее понятие средней величины введено французским математиком первой половины ХIХ в. академиком О. Коши. Средней величиной (по Коши) является любая функция f(X1, X2,...,Xn) такая, что при всех возможных значениях аргументов значение этой функции не меньше, чем минимальное из чисел X1, X2,...,Xn, и не больше, чем максимальное из этих чисел. Средними по Коши являются среднее арифметическое, медиана, мода, среднее геометрическое, среднее гармоническое, среднее квадратическое.
Средние величины используются обычно для того, чтобы заменить совокупность чисел (выборку) одним числом, а затем сравнивать совокупности с помощью средних. Пусть, например, Y1, Y2,...,Yn - совокупность оценок экспертов, «выставленных» одному объекту экспертизы, Z1, Z2,...,Zn - второму. Как сравнивать эти совокупности? Очевидно, самый простой способ - по средним значениям.
При допустимом преобразовании шкалы значение средней величины, очевидно, меняется. Но выводы о том, для какой совокупности среднее больше, а для какой - меньше, не должны меняться (в соответствии с требованием инвариантности выводов, принятом как основное требование в теории измерений). Сформулируем соответствующую математическую задачу поиска вида средних величин, результат сравнения которых устойчив относительно допустимых преобразований шкалы.
Пусть f(X1, X2,...,Xn) - среднее по Коши. Пусть среднее по первой совокупности меньше среднего по второй совокупности:
f(Y1, Y2,...,Yn) < f(Z1, Z2,...,Zn).
Тогда согласно теории измерений для устойчивости результата сравнения средних необходимо, чтобы для любого допустимого преобразования g (из группы допустимых преобразований в соответствующей шкале) было справедливо также неравенство
f(g(Y1), g(Y2),...,g(Yn)) < f(g(Z1), g(Z2),...,g(Zn)),
т.е. среднее преобразованных значений из первой совокупности также было меньше среднего преобразованных значений для второй совокупности. Причем сформулированное условие должно быть выполнено для любых двух совокупностей Y1, Y2,...,Yn и Z1, Z2,...,Zn. И, напомним, для любого допустимого преобразования. Средние величины, удовлетворяющие сформулированному условию, назовем допустимыми (в соответствующей шкале). Согласно теории измерений только допустимыми средними величинами можно пользоваться при анализе мнений экспертов и иных данных, измеренных в рассматриваемой шкале.
С помощью математической теории, развитой в монографии [11], удается описать вид допустимых средних величин в основных шкалах. Рассмотрим обработку, для определенности, мнений респондентов или экспертов, измеренных в порядковой шкале. Справедливо следующее утверждение.
Теорема 1. Из всех средних по Коши допустимыми средними в порядковой шкале являются только члены вариационного ряда (порядковые статистики).
Теорема 1справедлива при условии, что среднее f(X1, X2,...,Xn) является непрерывной (по совокупности переменных) и симметрической функцией. Последнее означает, что при перестановке аргументов значение функции f(X1, X2,...,Xn) не меняется. Это условие является вполне естественным, ибо среднюю величину находим для совокупности (множества) чисел, а не для последовательности. Множество не меняется в зависимости от того, в какой последовательности мы перечисляем его элементы.
Согласно теореме 1 в качестве среднего для данных, измеренных в порядковой шкале, можно использовать, в частности, медиану (при нечетном объеме выборки). При четном же объеме следует применять один из двух центральных членов вариационного ряда - как их иногда называют, левую медиану или правую медиану. Моду тоже можно использовать - она всегда является членом вариационного ряда. Можно применять выборочные квартили, минимум и максимум, децили и т.п. Но никогда нельзя рассчитывать среднее арифметическое, среднее геометрическое и т.д.
Естественная система аксиом (требований к средним величинам) приводит к так называемым ассоциативным средним. Их общий вид нашел в 1930 г. А.Н.Колмогоров [12]. Теперь их называют «средними по Колмогорову». Для чисел X1, X2,...,Xn средним по Колмогорову является
G{(F(X1) + F(X2) +...+ F(Xn))/n},
где F - строго монотонная функция (т.е. строго возрастающая или строго убывающая), G - функция, обратная к F. Среди средних по Колмогорову - много хорошо известных персонажей. Так, если F(x) = x, то среднее по Колмогорову - это среднее арифметическое, если F(x) = ln x, то среднее геометрическое, если F(x) = 1/x, то среднее гармоническое, если F(x) = x2, то среднее квадратическое, и т.д. (в последних трех случаях усредняются положительные величины).
Среднее по Колмогорову - частный случай среднего по Коши. С другой стороны, такие популярные средние, как медиана и мода, нельзя представить в виде средних по Колмогорову. Справедливы следующие утверждения.
Теорема 2. В шкале интервалов из всех средних по Колмогорову допустимым является только среднее арифметическое.
Таким образом, среднее геометрическое или среднее квадратическое температур (в шкале Цельсия), потенциальных энергий или координат точек не имеют смысла. В качестве среднего надо применять среднее арифметическое. А также можно использовать медиану или моду.
Теорема 3. В шкале отношений из всех средних по Колмогорову допустимыми являются только степенные средние с F(x) = xс, , и среднее геометрическое.
Есть ли средние по Колмогорову, которыми нельзя пользоваться в шкале отношений? Конечно, есть. Например, с F(x) = ex. Среднее геометрическое является пределом степенных средних при . Теоремы 2 и 3 справедливы при выполнении некоторых внутриматематических условий регулярности.
На наш взгляд, теоремы 1-3 должны быть известны всем студентам-социологам. (Как и все, я не могу претендовать на полное знание литературы. Буду благодарен за указание учебников для социологов, в которых приведены теоремы 1-3.)
Аналогично средним величинам могут быть изучены и другие статистические характеристики - показатели разброса, связи, расстояния и др. Нетрудно показать, например, что коэффициент корреляции не меняется при любом допустимом преобразовании в шкале интервалов, как и отношение дисперсий. Дисперсия не меняется в шкале разностей, коэффициент вариации - в шкале отношений, и т.д.
Перейдем к оценке качества алгоритмов диагностики. Результаты обработки реальных данных с помощью некоторого алгоритма диагностики в случае двух классов описываются долями правильной диагностики a - в первом классе и b - во втором, с учетом долей классов в объединенной совокупности c(i), i = 1, 2, c(1) + c(2) = 1.
Нередко [13] как показатель качества алгоритма диагностики (прогностической «силы») используют долю правильной диагностики m = c(1)a + c(2)b. Однако показатель m определяется, в частности, через характеристики c(1), c(2), частично заданные исследователем (например, на них влияет тактика отбора респондентов или образцов для изучения).
В аналогичной медицинской задаче величина m оказалась больше для тривиального прогноза, согласно которому у всех больных течение заболевания будет благоприятно. Тривиальный прогноз сравнивался с алгоритмом выделения больных с прогнозируемым тяжелым течением заболевания. Он был разработан группы под руководством академика АН СССР И.М. Гельфанда. Применение этого алгоритма с медицинской точки зрения вполне оправдано [14]. Итак, по доле правильной классификации m алгоритм группы И.М. Гельфанда оказался хуже тривиального - объявить всех больных легкими, не требующими специального наблюдения. Этот вывод очевидно нелеп. И причина появления нелепости вполне понятна. Хотя доля тяжелых больных невелика, но смертельные исходы сосредоточены именно в этой группе больных. Поэтому целесообразна гипердиагностика - рациональнее часть легких больных объявить тяжелыми, чем сделать ошибку в противоположную сторону.
Разберем ситуацию подробнее. Пусть имеется некоторый алгоритм диагностики на два класса с долями правильной диагностики a - в первом классе и b - во втором. Сравним его с двумя тривиальными алгоритмами диагностики. Первый тривиальный алгоритм относит все классифицируемые объекты к первому классу, для него a = 1 и b = 0, следовательно, m = c(1). Второй тривиальный алгоритм относит все классифицируемые объекты ко второму классу, для него a = 0 и b = 1, следовательно, m = c(2).
В качестве показателя качества алгоритма диагностики будем использовать долю правильной диагностики. Когда первый тривиальный алгоритм лучше исходного? Когда c(1) > c(1)a + c(2)b, т.е. b / (1 – a + b) < c(1) (с учетом того, что c(1) + c(2) = 1). Когда второй тривиальный алгоритм лучше исходного? Когда c(2) > c(1)a + c(2)b, т.е. c(1) < (1 – b) /(1 + a – b). Таким образом, для любого заданного алгоритма диагностики существуют границы d(1) и d(2) для доли первого класса с(1) в объединенной контрольной выборке такие, что при с(1) < d(1) рассматриваемый алгоритм хуже второго тривиального алгоритма, а при с(1) > d(2) он хуже первого тривиального алгоритма.
Поэтому мы полагаем, что использовать в качестве показателя качества алгоритма диагностики долю правильной диагностики нецелесообразно.
Предлагаем применять метод пересчета на модель линейного дискриминантного анализа [15], согласно которому показателем качества алгоритма диагностики является т.н. «прогностическая сила», а статистической оценкой «прогностической силы» h является «эмпирическая прогностическая сила» h* = Ф(d*/2), d* = G(a) + G(b), где Ф(x) - функция стандартного нормального распределения с математическим ожиданием 0 и дисперсией 1, а G(y) - обратная ей функция.
Если классы описываются выборками из многомерных нормальных совокупностей с одинаковыми матрицами ковариаций, а для классификации применяется классический линейный дискриминантный анализ Р.Фишера, то величина d* представляет собой состоятельную статистическую оценку расстояния Махаланобиса между двумя рассматриваемыми совокупностями, причем независимо от порогового значения, определяющего конкретное решающее правило. В общем случае показатель h* вводится как эвристический. Распределение статистики h* является асимптотически нормальным, что позволяет строить доверительные интервалы для прогностической силы h (см. [16] и другие наши учебники).
Как проверить обоснованность пересчета на модель линейного дискриминантного анализа? Допустим, что классификация состоит в вычислении некоторого прогностического индекса у и сравнении его с заданным порогом с. Объект относят к первому классу, если у<с, ко второму, если у>с. Прогностический индекс - это обычно линейная функция от характеристик рассматриваемых объектов. Возьмем два значения порога с1 и c2. Если пересчет на модель линейного дискриминантного анализа обоснован, то, как можно показать, «прогностические силы» для обоих правил совпадают: h(с1) = h(c2). Выполнение этого равенства можно проверить как статистическую гипотезу. Расчетные алгоритмы предложены нами в цитированной работе 1987 г. и включены в наши учебники, цитированные на протяжении настоящей статьи.
Организационные меры, которые целесообразно использовать для исправления явно ненормальной ситуации в той научной области, которой посвящена настоящая конференция, достаточно очевидны. Надо проанализировать сделанное в самой этой области и в прилегающей к ней, в которых развиваются и применяются статистические методы. Для этого необходима интеллектуальная работа и соответствующие ресурсы, кадровые и финансовые. Не только необходима научная и учебная специальность «Математические методы в социологии», но и обеспечивающая ее инфраструктура – сеть научных учреждений и подразделений, журналов, конференций, диссертационных советов и т.д. Иначе можно умереть от жажды, сидя на каменном островке посередине реки и громко крича: «Ау, мы отстали! Где вода?».

Литература

1. Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. - М.: Экзамен, 2006. – 671 с.
2. Форум сайта «Высокие статистические технологии» http://forum.orlovs.pp.ru/index.php , раздел «Статистические методы», тема «Профессора-невежды готовят себе на смену новых невежд» http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=548 .
3. Орлов А.И. О развитии математических методов теории классификации. - Журнал «Заводская лаборатория». 2009. Т.75. No.7. С.51-63.
4. Орлов А.И. Статистические методы в российской социологии (тридцать лет спустя). - Журнал «Социология: методология, методы, математические модели». 2005. No.20. С.32-53.
5. Орлов А.И. Отечественные достижения: теория устойчивости и нечисловая статистика. - Материалы IV конференции «Современные проблемы формирования методного арсенала социолога» (Москва, 16 февраля 2010 г.). – М.: Институт социологии РАН, 2010. CD диск ISBN 978-5-89697-181-8 http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=259
6. Орлов А.И. Черная дыра отечественной социологии. - Выступление 09-01-2011 в «Дискуссии о социологии» на сайте Российского общества социологов http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=456
7. Орлов А.И., Миронова Н.Г., Фомин В.Н., Черчинцев А.Н. Рекомендации. Прикладная статистика. Методы обработки данных. Основные требования и характеристики. - М.: ВНИИСтандартизации, 1987. - 62 с.
8. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 576 с.
9. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений : учебник. Гриф УМО. — М. : КноРус, 2011. — 568 с.
10. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 352 с.
11. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. -М.: Наука, 1979. - 296 с.
12. Колмогоров А.Н. Избранные труды. Математика и механика. М.: Наука, 1985. С. 136–138.
13. Горелик А.Л., Скрипкин В.А. Методы распознавания. - М.: Высшая школа, 1984. - 208 с.
14. Гельфанд И.М., Алексеевская М.А., Губерман Ш.А. и др.Прогнозирование исхода инфаркта миокарда с помощью программы «Кора-3». – Журнал «Кардиология». 1977. Т.17. No.6. С.19-23.
15. Орлов А.И. О сравнении алгоритмов классификации по результатам обработки реальных данных. – В сб.: Доклады Московского Общества испытателей природы 1985 г. Общая биология: Новые данные исследований структуры и функций биологических систем. - М.: Наука, 1987. С.79-82.
16. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник : в 3 ч. Часть 1: Нечисловая статистика. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2009. – 541 с.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 31, 2011 11:25 am 
В сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11639
Доклад представлен на V научно-практическую конференцию «Социологические методы в современной исследовательской практике», которая состоится 22 февраля 2011 г. по адресу: Москва, Кочновский пер., д.3, факультет социологии ГУ–ВШЭ.

Публикация:
Орлов А.И. Об оценке качества процедур анализа данных // Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского / Отв. ред. и вступит. ст. О.А. Оберемко; НИУ ВШЭ, ИС РАН, РОС. М.: НИУ ВШЭ, 2011. - С.7-13.
Тексты здесь: http://soc.hse.ru/news/35110414.html


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт авг 09, 2011 9:23 am 
В сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11639
Статья для журнала "Социология: методология, методы, математическое моделирование", отправлена 5 июля 2011 .

А.И. Орлов
(Москва)

ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОЦЕДУР АНАЛИЗА ДАННЫХ

Статья посвящена актуальным тенденциям в развитии методов сбора и анализа полевых данных, методологическим подходам к исследованию современной российской реальности, а прежде всего - вопросам оценки качества процедур исследования. В качестве примеров рассмотрен выбор вида средних величин в зависимости от шкал, в которых измерены усредняемые переменные, и обоснование использования прогностической силы вместо вероятности правильной диагностики в качестве показателя качества алгоритма диагностики.

Ключевые слова: организация науки, выборочные исследования, теория измерений, средние величины, алгоритмы диагностики


Сначала обсудим, с какими научными областями связаны научно-исследовательские работы по этой тематике.
Полевые данные – это, прежде всего, данные выборочных исследований. Выборочные методы широко применяются не только в социологии и маркетинге, но и в научных медицинских исследованиях, при изучении качества продукции, в производственном менеджменте, в биологических, химических и других научных и прикладных исследованиях. Другими словами, выборочные методы – часть прикладной статистики, т.е. науки о том, как обрабатывать данные [1]. Социологическая специфика в выборочных исследованиях, на наш взгляд, в большинстве случаев не выражена.
Отметим, что ряд прикладных областей – маркетинг (изучение предпочтений потребителей, рекламное дело), управление персоналом, отношения с общественностью и другими заинтересованными сторонами и др. – рассматриваются как социологией, так и экономикой в качестве своих составных частей. По крайней мере, подготовка студентов и защита диссертаций, относящихся к этим областям, проводятся как в экономических, так и в социологических учебных структурах и диссертационных советах.
Это не случайно. Согласно современным воззрениям управленческие решения следует принимать на основе всей совокупности социальных, технологических, экономических, экологических, политических факторов. Все эти факторы следует рассматривать совместно.
Может показаться, что речь идет об очевидном – единстве окружающего нас мира и вытекающего из этого тривиального факта единстве науки. Однако отечественная наука искусственно разбита на отдельные части – социологию, экономику, математику, медицину и т.д. Сначала деление было создано для удобства управления, затем перегородки укрепились и стали почти непроницаемыми. Давно придуманное деление мешает развитию науки. В частности, тем, что оно игнорирует самостоятельное существование такой научной области, как «статистические методы», если угодно, «прикладная статистика».
Между тем хорошо известно, что в США число специалистов по статистическим методам существенно больше, чем математиков. А вот в нашей стране математика действует как самостоятельная наука (со своими факультетами, институтами, журналами, диссертационными советами и прочей инфраструктурой), а прикладная статистика – официально отсутствует.
Есть математическая специальность «теория вероятностей и математическая статистика», её представители заняты доказыванием теорем, как правило, не имеющих отношения к реальному миру и ничего не дающих тем, кто обрабатывает конкретные данные. Внутри экономической науки есть специальность «статистика», ее представители заняты удовлетворением ведомственных интересов Росстата и действуют на уровне позапрошлого (т.е. XIX) века. А всего остального – статистических методов в технике, управлении, экономике, социологии, медицине, истории и т.д. – с точки зрения официальных органов нет.
Статистические методы развиваются на нелегальном положении. Конечно, нелегалы находят те или иные легальные прикрытия. Например, в СССР статистические методы в медицине выступали под знаменами медицинской кибернетики или математического моделирования в медицине (не знаю, как обстоит дело сейчас). Статистические методы в технических науках маскировались под «математические методы в научных исследованиях» (конечно, смешно быть доктором технических наук, ничего не понимающим в технике, как автору этих строк). Статистические методы в экономике, т.е. эконометрика, проходят в рамках специальности «Математические и инструментальные методы экономики» (именно по этой специальности автор защитил свою вторую докторскую диссертацию). Связь с экономической практикой может полностью отсутствовать.
Вопрос «Кто виноват?» не является актуальным. Проанализируем последствия уродливого развития отечественной науки и обсудим возможные пути исправления ситуации.
Последствия достаточно понятны. В каждой камере (клетке), выделенной делениями официальной науки, оказалось некоторое число лиц, применяющих (а иногда и развивающих) статистические методы. В области социологии – это многие из читателей журнала. Веря в обоснованность официального деления, многие из них замкнулись внутри своей группы. Всё, что делается в других камерах – их не интересует. Они ничего не знают и – главное – не хотят знать о внешнем мире.
К чему это приводит? К замкнутости внутри своего круга, т.е. к групповщине. Читают только своих, цитируют только своих. А поскольку группа небольшая, и – так уж случилось – нет внутри нее узких специалистов по математическим методам статистики и анализа данных, происходит понижение общего научного уровня. Ошибки накапливаются, попадая в учебники, энциклопедические издания. Готовя доклад, я долго думал, давать ли здесь перечень ошибок известных участников настоящей конференции, подобный содержанию интернет-ресурса «Профессора-невежды готовят себе на смену новых невежд» [2]. Хотелось разъяснить, что кусочно-постоянная функция отличается от непрерывной. Или вот распространенное рассуждение, попавшее даже в энциклопедические издания. Бесспорно совершенно, что многие переменные признаки, изучаемые в ходе социологических исследований, интегрируют в себе большую совокупность не связанных друг с другом экономических, психологических и других факторов, каждый из которых оказывает на итоговую переменную сравнительно слабое влияние. Иногда почему-то считают, что согласно Центральной предельной теореме теории вероятностей такие итоговые переменные должны быть распределены нормально. Это не так! Подобное утверждение верно, если справедлива аддитивная модель - влияющие на итоговую переменную факторы складываются. А если верна мультипликативная модель – влияющие факторы перемножаются, то из той же Центральной предельной теоремы следует, что итоговые переменные должны быть распределены логарифмически нормально (т.е. не они сами, а их логарифмы распределены нормально).
Несколько иной эффект встретился мне в теории классификации. Она – междисциплинарна, и ясно это было давно. В 80-е годы активно действовала Комиссии по классификации Всесоюзного совета научно-технических обществ во главе с член-корр. АН СССР Г.Б. Бокием, включавшая около тысячи специалистов. И вот – социологи пишут про типологию и классификацию, игнорируя всё, что «за забором». Чтобы чуть-чуть исправить положение, укажу на обзор [3] со 126 литературными ссылками, неизвестными, насколько знаю, социологам.
Впрочем, судя по учебникам (!) для студентов-социологов, некоторые их авторы еще не освоили аксиоматику теории вероятностей по А.Н. Колмогорову (1933 год!) и не понимают, что для описания, изучения, сравнения методов анализа данных надо сначала ввести вероятностно-статистическую модель порождения данных в терминах современной теории вероятностей. Смешно читать про какой-то «комплекс условий», который должен повторяться… (это –рудимент теории Мизеса первой трети ХХ в.). Достаточно вспомнить про проверку статистических гипотез, которая обычно проводится на основе всего лишь одного случайного значения. Если это значение попадает в определенную область, то принимается первая гипотеза, если не попадает – вторая. Никакого повторения «комплекса условий»…
Игнорируется не только сделанное снаружи, но и сделанное здесь же, но давно )увы, 70-е и 80-е годы ХХ в. – это уже «давно»). Мне об этом уже приходилось писать [4], соответствующий доклад помещен в материалах предыдущей конференции [5], полемическое выступление включено в «Дискуссию о социологии» на официальном сайте Российского общества социологов [6].
Этот сюжет можно было бы развить, называя конкретные фамилии, проводя ссылки на источники. Однако я не стал этого делать, поскольку опасаюсь, что моя критика была бы адресована наиболее достойным ученым, с которыми меня связывают десятилетия движения по параллельным путям в науке, а деятельность менее квалифицированных лиц осталась бы без адекватной оценки.
Подводя итоги первой части настоящей работы, констатируем, что методы сбора и анализа полевых данных – это предмет не только социологии, но и теории выборочных исследований как части прикладной статистики.
Вторая часть рассматриваемой тематики - методологические подходы к исследованию современной российской реальности – также интердисциплинарна. Изучение поведения потребителей (маркетинговые исследования) и работников (управление персоналом) тяготеют к экономике, анализ динамики семейных отношений – к демографии, исследование политических процессов – к политологии, проблем самоубийств – к криминальной статистике, и т.д., и т.п.
Знаковой фигурой XXI в. является американский исследователь Даниэль Канеман (Daniel Kahaneman), получивший Нобелевскую премию по экономике за 2002 г. В ходе ряда экспериментов Канеману удалось доказать, что в своей повседневной жизни большинство людей не руководствуются здравым смыслом. Канеману впервые удалось ввести в экономику понятие человеческого фактора, объединить в единую науку психологию и экономику. Интересно, что лауреат Нобелевской премии по экономике никогда экономике не учился, а всю жизнь занимался психологией, конкретно - психологией выбора повседневных экономических решений. Экономисты до Д. Канемана, начиная с А. Смита, делали одну и ту же ошибку — они предполагали, что человек руководствуется элементарной логикой и собственной выгодой — покупает там, где дешевле, работает там, где больше платят, из двух товаров одинакового качества выберет тот, который дешевле. Исследования Д. Канемана показали, что все не так просто. Люди, оказывается, не хотят думать. Они руководствуются не логикой, а эмоциями, случайными импульсами; тем, что вчера слышали по телевизору, или от соседа, устоявшимися предрассудками, рекламой и т. д. Работы Д. Канемана – сплав экономики, социологии и психологии. Чем и интересны, показывая вектор дальнейшего развития общественных наук, необходимость разрушения искусственных перегородок между науками.
Третья – и основная - часть рассматриваемой нами тематики - вопросы оценки качества процедур исследования. Здесь мы обратим внимание на брошюру [7] по прикладной статистике, посвященную основным требованиям к методам обработки данных, и характеристикам этих методов, а также на методику сравнительного анализа родственных эконометрических моделей, помещенную в качестве приложения 3 к учебнику «Эконометрика» [8]. Однако в рамках настоящей статьи сосредоточимся на двух примерах – на оценке качества процедур усреднения и алгоритмов диагностики.
Среди актуальных направлений, в которых развиваются математические методы исследования, обычно выделяют статистику объектов нечисловой природы, а в ней как одну из важнейших составных частей - теорию измерений. За последние десятилетия теория измерений прошла путь от малоизвестного раздела математической психологии до общенаучной концепции, знакомство с которой признается обязательным для исследователей и студентов самых разных специальностей.
Теория измерений исходит из того, что арифметические действия с используемыми в практической работе числами не всегда имеют смысл. Например, зачем складывать или умножать номера телефонов? Далее, не всегда выполнены привычные арифметические соотношения. Например, сумма знаний двух двоечников не равна знаниям «хорошиста», т.е. для оценок знаний 2+2 не равно 4. Приведенные примеры показывают, что практика использования чисел для описания результатов наблюдений (измерений, испытаний, анализов, опытов) заслуживает методологического анализа.
Основные шкалы измерений – наименований (номинальная), порядковая, интервалов, отношений, разностей, абсолютная – подробно описаны в литературе [9]. Используют и иные типы шкал [10]. В настоящее время считается необходимым перед применением тех или иных алгоритмов анализа данных установить, в шкалах каких типов измерены рассматриваемые величины.
Выяснение типов используемых шкал необходимо для адекватного выбора методов анализа данных. Основополагающим требованием является независимость выводов от того, какой именно шкалой измерения воспользовался исследователь (среди всех шкал, переходящих друг в друга при допустимых преобразованиях). Например, если речь о длинах, то выводы не должны зависеть от того, измерены ли длины в метрах, аршинах, саженях, футах или дюймах. Другими словами, выводы должны быть инвариантны относительно группы допустимых преобразований шкалы измерения. Только тогда их можно назвать адекватными, т.е. избавленными от субъективизма исследователя, выбирающего определенную шкалу из множества шкал заданного типа, связанных допустимыми преобразованиями. Требование инвариантности выводов накладывает ограничения на множество возможных алгоритмов анализа данных. В качестве примера рассмотрим порядковую шкалу. Одни алгоритмы анализа данных позволяют получать адекватные выводы, другие - нет. Например, в задаче проверки однородности двух независимых выборок алгоритмы ранговой статистики (т.е. использующие только ранги результатов измерений) дают адекватные выводы, а статистики Крамера-Уэлча и Стьюдента - нет. Значит, для обработки данных, измеренных в порядковой шкале, критерии Смирнова и Вилкоксона можно использовать, а критерии Крамера-Уэлча и Стьюдента - нет.
Оказывается, требование инвариантности является достаточно сильным. Из многих алгоритмов анализа статистических данных ему удовлетворяют лишь некоторые. Покажем это на примере сравнения средних величин.
Пусть Х1 , Х2 ,…, Хn - выборка объема n. Наиболее общее понятие средней величины введено французским математиком первой половины ХIХ в. академиком О. Коши. Средней величиной (по Коши) является любая функция f(X1, X2,...,Xn) такая, что при всех возможных значениях аргументов значение этой функции не меньше, чем минимальное из чисел X1, X2,...,Xn, и не больше, чем максимальное из этих чисел. Средними по Коши являются среднее арифметическое, медиана, мода, среднее геометрическое, среднее гармоническое, среднее квадратическое.
Средние величины используются обычно для того, чтобы заменить совокупность чисел (выборку) одним числом, а затем сравнивать совокупности с помощью средних. Пусть, например, Y1, Y2,...,Yn - совокупность оценок экспертов, «выставленных» одному объекту экспертизы, Z1, Z2,...,Zn - второму. Как сравнивать эти совокупности? Очевидно, самый простой способ - по средним значениям.
При допустимом преобразовании шкалы значение средней величины, очевидно, меняется. Но выводы о том, для какой совокупности среднее больше, а для какой - меньше, не должны меняться (в соответствии с требованием инвариантности выводов, принятом как основное требование в теории измерений). Сформулируем соответствующую математическую задачу поиска вида средних величин, результат сравнения которых устойчив относительно допустимых преобразований шкалы.
Пусть f(X1, X2,...,Xn) - среднее по Коши. Пусть среднее по первой совокупности меньше среднего по второй совокупности:
f(Y1, Y2,...,Yn) < f(Z1, Z2,...,Zn).
Тогда согласно теории измерений для устойчивости результата сравнения средних необходимо, чтобы для любого допустимого преобразования g (из группы допустимых преобразований в соответствующей шкале) было справедливо также неравенство
f(g(Y1), g(Y2),...,g(Yn)) < f(g(Z1), g(Z2),...,g(Zn)),
т.е. среднее преобразованных значений из первой совокупности также было меньше среднего преобразованных значений для второй совокупности. Причем сформулированное условие должно быть выполнено для любых двух совокупностей Y1, Y2,...,Yn и Z1, Z2,...,Zn. И, напомним, для любого допустимого преобразования. Средние величины, удовлетворяющие сформулированному условию, назовем допустимыми (в соответствующей шкале). Согласно теории измерений только допустимыми средними величинами можно пользоваться при анализе мнений экспертов и иных данных, измеренных в рассматриваемой шкале.
С помощью математической теории, развитой в монографии [11], удается описать вид допустимых средних величин в основных шкалах. Рассмотрим обработку, для определенности, мнений респондентов или экспертов, измеренных в порядковой шкале. Справедливо следующее утверждение.
Теорема 1. Из всех средних по Коши допустимыми средними в порядковой шкале являются только члены вариационного ряда (порядковые статистики).
Теорема 1 справедлива при условии, что среднее f(X1, X2,...,Xn) является непрерывной (по совокупности переменных) и симметрической функцией. Последнее означает, что при перестановке аргументов значение функции f(X1, X2,...,Xn) не меняется. Это условие является вполне естественным, ибо среднюю величину находим для совокупности (множества) чисел, а не для последовательности. Множество не меняется в зависимости от того, в какой последовательности мы перечисляем его элементы.
Согласно теореме 1 в качестве среднего для данных, измеренных в порядковой шкале, можно использовать, в частности, медиану (при нечетном объеме выборки). При четном же объеме следует применять один из двух центральных членов вариационного ряда - как их иногда называют, левую медиану или правую медиану. Моду тоже можно использовать - она всегда является членом вариационного ряда. Можно применять выборочные квартили, минимум и максимум, децили и т.п. Но никогда нельзя рассчитывать среднее арифметическое, среднее геометрическое и т.д.
Естественная система аксиом (требований к средним величинам) приводит к так называемым ассоциативным средним. Их общий вид нашел в 1930 г. А.Н.Колмогоров [12]. Теперь их называют «средними по Колмогорову». Для чисел X1, X2,...,Xn средним по Колмогорову является
G{(F(X1) + F(X2) +...+ F(Xn))/n},
где F - строго монотонная функция (т.е. строго возрастающая или строго убывающая), G - функция, обратная к F. Среди средних по Колмогорову - много хорошо известных персонажей. Так, если F(x) = x, то среднее по Колмогорову - это среднее арифметическое, если F(x) = ln x, то среднее геометрическое, если F(x) = 1/x, то среднее гармоническое, если F(x) = x2, то среднее квадратическое, и т.д. (в последних трех случаях усредняются положительные величины).
Среднее по Колмогорову - частный случай среднего по Коши. С другой стороны, такие популярные средние, как медиана и мода, нельзя представить в виде средних по Колмогорову. Справедливы следующие утверждения.
Теорема 2. В шкале интервалов из всех средних по Колмогорову допустимым является только среднее арифметическое.
Таким образом, среднее геометрическое или среднее квадратическое температур (в шкале Цельсия), потенциальных энергий или координат точек не имеют смысла. В качестве среднего надо применять среднее арифметическое. А также можно использовать медиану или моду.
Теорема 3. В шкале отношений из всех средних по Колмогорову допустимыми являются только степенные средние с F(x) = xс, , и среднее геометрическое.
Есть ли средние по Колмогорову, которыми нельзя пользоваться в шкале отношений? Конечно, есть. Например, с F(x) = ex. Среднее геометрическое является пределом степенных средних при . Теоремы 2 и 3 справедливы при выполнении некоторых внутриматематических условий регулярности.
На наш взгляд, теоремы 1-3 должны быть известны всем студентам-социологам. (Как и все, я не могу претендовать на полное знание литературы. Буду благодарен за указание учебников для социологов, в которых приведены теоремы 1-3.)
Аналогично средним величинам могут быть изучены и другие статистические характеристики - показатели разброса, связи, расстояния и др. Нетрудно показать, например, что коэффициент корреляции не меняется при любом допустимом преобразовании в шкале интервалов, как и отношение дисперсий. Дисперсия не меняется в шкале разностей, коэффициент вариации - в шкале отношений, и т.д.
Перейдем к оценке качества алгоритмов диагностики. Результаты обработки реальных данных с помощью некоторого алгоритма диагностики в случае двух классов описываются долями правильной диагностики a - в первом классе и b - во втором, с учетом долей классов в объединенной совокупности c(i), i = 1, 2, c(1) + c(2) = 1.
Нередко [13] как показатель качества алгоритма диагностики (прогностической «силы») используют долю правильной диагностики m = c(1)a + c(2)b. Однако показатель m определяется, в частности, через характеристики c(1), c(2), частично заданные исследователем (например, на них влияет тактика отбора респондентов или образцов для изучения).
В аналогичной медицинской задаче величина m оказалась больше для тривиального прогноза, согласно которому у всех больных течение заболевания будет благоприятно. Тривиальный прогноз сравнивался с алгоритмом выделения больных с прогнозируемым тяжелым течением заболевания. Он был разработан группы под руководством академика АН СССР И.М. Гельфанда. Применение этого алгоритма с медицинской точки зрения вполне оправдано [14]. Итак, по доле правильной классификации m алгоритм группы И.М. Гельфанда оказался хуже тривиального - объявить всех больных легкими, не требующими специального наблюдения. Этот вывод очевидно нелеп. И причина появления нелепости вполне понятна. Хотя доля тяжелых больных невелика, но смертельные исходы сосредоточены именно в этой группе больных. Поэтому целесообразна гипердиагностика - рациональнее часть легких больных объявить тяжелыми, чем сделать ошибку в противоположную сторону.
Разберем ситуацию подробнее. Пусть имеется некоторый алгоритм диагностики на два класса с долями правильной диагностики a - в первом классе и b - во втором. Сравним его с двумя тривиальными алгоритмами диагностики. Первый тривиальный алгоритм относит все классифицируемые объекты к первому классу, для него a = 1 и b = 0, следовательно, m = c(1). Второй тривиальный алгоритм относит все классифицируемые объекты ко второму классу, для него a = 0 и b = 1, следовательно, m = c(2).
В качестве показателя качества алгоритма диагностики будем использовать долю правильной диагностики. Когда первый тривиальный алгоритм лучше исходного? Когда c(1) > c(1)a + c(2)b, т.е. b / (1 – a + b) < c(1) (с учетом того, что c(1) + c(2) = 1). Когда второй тривиальный алгоритм лучше исходного? Когда c(2) > c(1)a + c(2)b, т.е. c(1) < (1 – b) /(1 + a – b). Таким образом, для любого заданного алгоритма диагностики существуют границы d(1) и d(2) для доли первого класса с(1) в объединенной контрольной выборке такие, что при с(1) < d(1) рассматриваемый алгоритм хуже второго тривиального алгоритма, а при с(1) > d(2) он хуже первого тривиального алгоритма.
Поэтому мы полагаем, что использовать в качестве показателя качества алгоритма диагностики долю правильной диагностики нецелесообразно.
Предлагаем применять метод пересчета на модель линейного дискриминантного анализа [15], согласно которому показателем качества алгоритма диагностики является т.н. «прогностическая сила», а статистической оценкой «прогностической силы» h является «эмпирическая прогностическая сила» h* = Ф(d*/2), d* = G(a) + G(b), где Ф(x) - функция стандартного нормального распределения с математическим ожиданием 0 и дисперсией 1, а G(y) - обратная ей функция.
Если классы описываются выборками из многомерных нормальных совокупностей с одинаковыми матрицами ковариаций, а для классификации применяется классический линейный дискриминантный анализ Р.Фишера, то величина d* представляет собой состоятельную статистическую оценку расстояния Махаланобиса между двумя рассматриваемыми совокупностями, причем независимо от порогового значения, определяющего конкретное решающее правило. В общем случае показатель h* вводится как эвристический. Распределение статистики h* является асимптотически нормальным, что позволяет строить доверительные интервалы для прогностической силы h (см. [16] и другие наши учебники).
Как проверить обоснованность пересчета на модель линейного дискриминантного анализа? Допустим, что классификация состоит в вычислении некоторого прогностического индекса у и сравнении его с заданным порогом с. Объект относят к первому классу, если у<с, ко второму, если у>с. Прогностический индекс - это обычно линейная функция от характеристик рассматриваемых объектов. Возьмем два значения порога с1 и c2. Если пересчет на модель линейного дискриминантного анализа обоснован, то, как можно показать, «прогностические силы» для обоих правил совпадают: h(с1) = h(c2). Выполнение этого равенства можно проверить как статистическую гипотезу. Расчетные алгоритмы предложены нами в цитированной работе 1987 г. и включены в наши учебники, цитированные на протяжении настоящей статьи.
Организационные меры, которые целесообразно использовать для исправления явно ненормальной ситуации в той научной области, которой посвящена настоящая статья, достаточно очевидны. Надо проанализировать сделанное в самой этой области и в прилегающей к ней, в которых развиваются и применяются статистические методы. Для этого необходима интеллектуальная работа и соответствующие ресурсы, кадровые и финансовые. Не только необходима научная и учебная специальность «Математические методы в социологии», но и обеспечивающая ее инфраструктура – сеть научных учреждений и подразделений, журналов, конференций, диссертационных советов и т.д. Иначе можно умереть от жажды, сидя на каменном островке посередине реки и громко крича: «Ау, мы отстали! Где вода?».

Литература

1. Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. - М.: Экзамен, 2006. – 671 с.
2. Форум сайта «Высокие статистические технологии» http://forum.orlovs.pp.ru/index.php , раздел «Статистические методы», тема «Профессора-невежды готовят себе на смену новых невежд» http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=548 .
3. Орлов А.И. О развитии математических методов теории классификации. - Журнал «Заводская лаборатория». 2009. Т.75. No.7. С.51-63.
4. Орлов А.И. Статистические методы в российской социологии (тридцать лет спустя). - Журнал «Социология: методология, методы, математические модели». 2005. No.20. С.32-53.
5. Орлов А.И. Отечественные достижения: теория устойчивости и нечисловая статистика. - Материалы IV конференции «Современные проблемы формирования методного арсенала социолога» (Москва, 16 февраля 2010 г.). – М.: Институт социологии РАН, 2010. CD диск ISBN 978-5-89697-181-8 http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=259
6. Орлов А.И. Черная дыра отечественной социологии. - Выступление 09-01-2011 в «Дискуссии о социологии» на сайте Российского общества социологов http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=456
7. Орлов А.И., Миронова Н.Г., Фомин В.Н., Черчинцев А.Н. Рекомендации. Прикладная статистика. Методы обработки данных. Основные требования и характеристики. - М.: ВНИИСтандартизации, 1987. - 62 с.
8. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 576 с.
9. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений : учебник. — М. : КноРус, 2011. — 568 с.
10. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 352 с.
11. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. -М.: Наука, 1979. - 296 с.
12. Колмогоров А.Н. Избранные труды. Математика и механика. М.: Наука, 1985. С. 136–138.
13. Горелик А.Л., Скрипкин В.А. Методы распознавания. - М.: Высшая школа, 1984. - 208 с.
14. Гельфанд И.М., Алексеевская М.А., Губерман Ш.А. и др.Прогнозирование исхода инфаркта миокарда с помощью программы «Кора-3». – Журнал «Кардиология». 1977. Т.17. No.6. С.19-23.
15. Орлов А.И. О сравнении алгоритмов классификации по результатам обработки реальных данных. – В сб.: Доклады Московского Общества испытателей природы 1985 г. Общая биология: Новые данные исследований структуры и функций биологических систем. - М.: Наука, 1987. С.79-82.
16. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник : в 3 ч. Часть 1: Нечисловая статистика. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2009. – 541 с.



ORLOV A.I. «About the Estimator of Quality of Data Analysis Procedures»:
Article is devoted actual tendencies in development of methods of gathering and the analysis of field data, to methodological approaches to research of a modern Russian reality, and first of all - to questions of an estimation of quality of research procedures. As examples the choice of a kind of average values depending on scales in which averaged variables are measured, and use substantiation prognostic forces instead of probability of correct diagnostics as an indicator of quality of diagnostic algorithms is considered.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об оценке качества процедур анализа данных
СообщениеДобавлено: Пт окт 28, 2011 12:56 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Чт мар 20, 2008 1:25 pm
Сообщений: 191
Откуда: Солнечная система
Новости РОС


Сборник статей конференции в память об А.О. Крыштановском.

Содержание:

Оберемко О.А. Вступительное слово

1. Измерение и анализ данных:
Толстова Ю.Н. Об институционализации истории методов социологического исследования
Орлов А.И. Об оценке качества процедур анализа данных
Буховец А.Г., Бирючинская Т.Я. Лаврова Е.О. Выбор типичных объектов в классификационных задачах
Вейхер А.А. Получение представительных данных по группам на основе представительного обследования входящих в них индивидов
Воронина Н.Д. Социальная напряженность: концептуальная схема
Игнатов Д.И., Хавенсон Т.Е. Изучение ресурсной обеспеченности российских школ с помощью методов, основанных на решетках понятий
Кутенков Р.П. Социологическое измерение инновационной активности с использованием психофизиологических шкал
Кученкова А.В. О логико-комбинаторных методах в причинном анализе
Рыжова А.В. Обобщение модели Изинга для анализа поляризации мнений в сообществе с тремя превалирующими предпочтениями
Савельев Л.Я., Гончарова Г.С. Классификация простых и сложных семей
Терещенко О.В., Королева И. Использование лонгитюдных данных в причинном моделировании
Харуто А.В. Модель квазипериодических колебаний в анализе эволюции интенсивности искусства
Чудова О.В. Алгоритм деревьев решений С4.5 в оценке качества образования
Шмерлинг Д.С. Градуировка коэффициента Джини

2. Методологические проблемы эмпирического социологического исследования:
Татарова Г.Г. От инвентаризации к интеграции методологического знания
Божков О.Б. Специфика качественных и количественных подходов: о пользе теоретического видения
Васильева Л.Н. Синергетическая теория элит и ресурсный подход к исследованию российской реальности
Донцова М.В., Петров В.Н. Структура субъективной реальности в этносоциальном взаимодействии: от методологии к конструированию признакового пространства
Запорожец О.Н. Частные вопросы к большим схемам: городские исследования и критическая ревизия социологического инструментария
Ильиных С.А. Количественные и качественные методы: примеры сочетания в исследовании
Каменская Т.Г. История идей как исследовательский метод в социологии знания
Кизилова К.А. Социальный капитал: методологические основания измерения и виды эмпирических исследований
Климова С.Г. Ситуационный анализ социально-трудовой сферы на предприятии: концептуальные основания
Маликова Н.Р. Методы анализа культурных феноменов и ксенофобии в этнической социологии: валидность современных исследовательских практик
Михалева Г.М. Методологические проблемы изучения политического процесса в современной России
Темницкий А.Л. Методологические подходы к интерпретации понятия «социокультурное»
Тукумцев Б.Г., Бочаров В.Ю. Оценка включенности персонала в деятельность предприятия

3. Качественные методы:
Готлиб А.С. О методологической рефлексии в условиях полипарадигмальности
Богданова Н.М. Партисипаторная стратегия работы с визуальными данными
Дементьева Е.А. Альбомная культура девичества: опыт анализа одного жанра
Измайлова Т.В. Выборка в качественном социологическом исследовании как теоретико-методологическая проблема
Козырева Л.Д. Концепция индивидуализации как методологическая основа биографического метода
Полухина Е.В. Эволюция метода фокус-групп: к вопросу о новых стандартах
Профатилова Л.Г. Об инвариантах в нарративном анализ
Рождественская Е.Ю. Нарративное интервью в отсутствие нарратива: методические следствия для анализа
Филипова А.Г. Качественные методы изучения социальной защиты детства
Шушкова Н.В. Необычные источники социологической информации, или Как ответ двоечника может помочь социологу
Ярошенко С.С. Технология изучения социального дна: развернутое описание случая

4. Методы исследования рынков:
Демидов А.Д. Тенденции развития маркетинговых и социальных исследований
Богомолова Л.Н. Роль методов self-ethnorgaphy в тестировании концепции нового бренда
Галицкий Е.Б., Галицкая Е.Г., Петренко Е.С. Потребительские стратегии российских граждан
Герасимова К.Г. Особенности организации опроса участников и посетителей выставки
Давыдов С.Г., Стахмич А.С. Результаты мониторинга социальных мелиа в маркетинговых исследованиях
Делицын Л.Л. Определение функции распределения срока службы компьютера при помощи онлайн-опросов
Зарин М.К. Опросы в мобильном Интернете: кого и как можно опрашивать
Кутлалиев А.Х. Метод множественного восстановления данных
Мальцева А.В. Использование кластерного анализа в парадигме Data Mining для изучения структуры рынка труда
Мхитарян В.С., Черепанов Е.В. Информационные технологии анализа общественного мнения и маркетинга
Ревякин С.А. Методология исследований компании «GfK» по направлению «Retail and Technology»: виды и процедуры сбора данных
Сланевская Н.М. Применение нейронауки в социологическом исследовании
Шафир М.А. Новый способ интерпретации результатов анализа соответствий
Шейхетов С.В. Он-лайн методы в качественных исследованиях

5. Методические эксперименты и новации:
Бабич Н.С. Эмпирическое сравнение статистических алгоритмов обнаружения фальсификаций в опросах потребителей
Григорьева М.В. Влияние метода сбора данных на искренность ответов на сенситивные вопросы
Грязнова О.С., Руднев М.Г. Измерение базовых жизненных ценностей: сравнение методик и результатов Ценностного исследования Шварца и Европейского социального исследования
Дюк Е.А. Адресная и маршрутная выборки: сравнение результатов
Журавлева И.В. Тестирование эффективности выборочных моделей
Журавлева С.Л. Отказы в телефонных опросах
Зангиева И.К. Опыт использования регрессионного моделирования и ЕМ-алго­рит­ма для заполнения пропусков в данных массового социологического опроса
Иванюшина В.А., Александров Д.А. Многоуровневый ковариационный анализ эффекта этничности в социальных сетях школьников
Колотова Е.В. Изучение отчислений среди студентов бакалавриата/специалитета НИУ ВШЭ
Проскурина Д.А. О влиянии опыта интервьюера на результаты телефонного интервью

6. Анализ неструктурированной информации: запрос на методологию:
Градосельская Г.В. Сетевой анализ постсоветского информационного пространства: перспективы разработки методологии
Адамьянц Т.З. Социальные технологии изучения коммуникационных процессов в современной исследовательской практике
Баранов А.Н. Метафорические интерпретации реформы МПС: восприятие в СМИ и возможности использования технологий речевого воздействия
Бумагин Р.Е. Реконструкция социального статуса говорящего по его речи: эвристический потенциал и методологические трудности
Иванова И.И. Дискурс-анализ репрезентаций Кыргызстана в период политического кризиса
Игнатов Д.И., Магизов Р.А. Анализ тримодальных данных на примере Интернет-сервисов социальных закладок
Кобзарева Т.Ю. Язык синтаксических структур и структурирование текста
Куликов Е.М., Куликова Н.А. Контент-анализ слухов в сети Интернет как элемент мониторинга репутации государственных учреждений и коммерческих компаний
Леонтьева Н.Н. Статус и возможности слабоструктурированного семантического пространства текста
Майсурадзе А.И. О формализации понятий в анализе неструктурированной информации
Матрунич А.В. Свободное программное обеспечение в социологических исследованиях
Просянюк Д.В. Дискурс-анализ электронных СМИ с применением сетевого подхода (пример обсуждения вступления РФ во Всемирную торговую организацию)
Семенова А.В. Современные подходы к методологии контент-аналитических исследований
Тищенко Н.В. Литература и практики исключения: дискурс-анализ произведений, посвященных тюремной субкультуре
Уразалиева Г.К., Беккерова Е.В. Этноавтобиография как методика анализа этнической идентичности
Харламов А.А., Сергиевский Н.А. Webanalyst как инструмент для автоматического смыслового анализа текста
Чесноков И.А. Прогнозирование социально-экономических процессов на основе анализа неструктурированной информации в СМИ и социальных медиа

7. Кейсы:
Балабина Н.А. On-line исследование как метод изучения страхов
Горшкова И.Д. Экспертный опрос об идеологическом противодействии терроризму
Домбровская А.Ю. Методика измерения влияния дискурса инвалидности на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья
Завалишин А.Ю., Тонконог С.В. Опыт индексации базовых форм территориального поведения региональных общностей
Калачикова О.Н. Методологические аспекты исследования репродуктивного поведения
Караханова Т.М., Бессокирная Г.П., Большакова О.А. Изучение ценностей в ходе комплексных социологических исследований повседневной деятельности городских жителей
Карпенко Е.В. Об анализе обращений граждан в органы власти (региональный аспект)
Кислова О.Н., Николаевская А.М. Пространство религиозных идентичностей современного украинского студенчества
Колесникова Е.Ю. Индикаторы востребованности выпускников вузов на рынке труда
Кулькова В.Ю. Позиционирование медицинского персонала и удовлетворенность населения медицинскими услугами в условиях модернизации отечественного здравоохранения
Логун К.А. Проблемы и перспективы изучения отношения к труду рабочих Крайнего Севера (на примере Магаданской области)
Маисеева Е.В. Граффити как средство визуального протеста (на примере г. Кургана)
Малахова Н.А. Как студенты воспринимают учебные курсы?
Мануильская К.М. Интеграция немецкого социологического сообщества (1960–2000-е гг.)
Маслак А.А., Лях А.С. Анализ качества опросника для измерения умения студентов управлять своим временем
Попиль В.А. Репрезентация лидерами общественного мнения имиджа Приморского края: опыт контент-анализа
Пруцкова Е.В. Влияние формулировки вопросов о религиозности на ответы респондентов
Родионова Л.А. Методологические подходы к исследованию национальных различий в заработной плате
Саганенко Г.И. Актуальная реальность и история в учебной литературе: опыт контент-анализа
Сельцер Д.Г. Методические особенности организации глубинных интервью с государственными чиновниками современного Китая
Соболева Н.Э. Успех и факторы успеха глазами слушателей программ МВА
Сурмач М.Ю. Специфика социологического инструментария в исследованиях репродуктивного здоровья подростков
Тулинова Г.В. Принципы типологизации в изучении религиозности современных студентов
Харченко К.В. Оценка удовлетворенности горожан состоянием сфер жизнедеятельности: контуры единой методологии
Хобта С.В. Опыт триангуляции методов в исследовании образа «житель приграничья»
Чеглакова Л.М. Case study профсоюзов в транснациональных компаниях: практики работы три года спустя
Шилов В.В. Особенности американской журналистики: подготовка и суть специалиста

С полным текстом сборника можно ознакомиться в разделе Публикации РОС


©2009-2010. Российское общество социологов (http://www.ssa-rss.ru.ru)

http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id ... &printmode


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Проф.А.И.Орлов и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB