Высокие статистические технологии

Форум сайта семьи Орловых

Текущее время: Сб мар 15, 2025 6:15 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О целях, проблемах и мерах государственной политики развития
СообщениеДобавлено: Сб мар 02, 2013 9:41 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11768
Предисловие «ЭФГ»: Как уже писала «ЭФГ», в середине января 2013 года президент России Владимир Путин поручил президенту РАН Юрию Осипову подготовить доклад о том, как Россия может обеспечить себе устойчивое развитие в условиях мирового кризиса. Рабочую группу возглавил вице-президент РАН и член совета директоров «Роснефти» Александр Некипелов. Со стороны администрации эту работу будет координировать Сергей Глазьев, доклад и предложения РАН должны быть представлены в марте. Естественно, что в научном и бюрократическом мире этот доклад расценивается как концептуальная альтернатива «Стратегии-2020», которая вышла из-под пера либеральных авторов Института современного развития (ИНСОР), являющегося интеллектуальным штабом при премьер-министре Д.А. Медведеве. Поручение было сделано после записки на имя Путина от его советника и академика РАН Сергея Глазьева, направленной в начале декабря 2012 года.

В своей записке Глазьев предупредил главу государства о «финансовой войне», которую ведут против России развитые страны. По его мнению, крупнейшие государства мира, в частности США, Япония, Великобритания и страны Евросоюза, наращивают свою валютную эмиссию, с помощью чего скупают реальные активы в России.

«ЭФГ» давно и последовательно отслеживает ситуацию в высокотехнологичных отраслях российской экономики, где иностранное присутствие давно уже превратилось в доминирование, например в производстве телевизионной техники. Сейчас нечто похожее происходит в российском автопроме, где дочерние подразделения транснациональных корпораций все больше теснят на отечественном рынке последний оставшийся с советских времен оплот отечественного автопрома – АвтоВАЗ (АЗЛК уничтожен уже давно, ГАЗ выпускает продукцию под иностранными брендами).

Однако, насколько известно «ЭФГ», и президент Путин, и премьер-министр Медведев всячески приветствуют тот процесс, который Глазьев называет захватом и скупкой реальных активов, а «ЭФГ» предпочитает обозначать как последовательное вытеснение с рынка отечественных производителей и замещение их дочерними подразделениями транснациональных корпораций.

Наиболее яркими примерами этого являются, например калининградский телевизионный кластер, где (после того как основные отечественные заводы по производству телевизионной техники были уничтожены) на предприятиях южнокорейской корпорации «Ролсен» производится около 60 процентов всех «российских» телевизоров, или петербургский автомобильный кластер, в котором расположены заводы «Тойота», «Ниссан», «Хендай», «Дженерал Моторс», которые уже производят около двадцати процентов от всего выпуска автомобилей в России.

И президент Путин, и его верный премьер-министр называют этот процесс привлечением иностранных инвестиций и грамотным заимствованием передовых технологий и охотно участвуют в торжественных мероприятиях по открытию того или иного филиала ТНК в России. Более того, именно объемы привлеченных иностранных инвестиций являются одним из главных формально-бюрократических показателей, по которым оценивается, например, успешность губернаторов или экономических министерств.

В этой связи не очень понятно, какого именно ответа ждал Сергей Юрьевич от Владимира Владимировича.

По всей видимости, именно некоторой неопределенностью позиционирования вызвано появление текста доклада, подписанного единолично С.Ю. Глазьевым (20 января он выступил с этим докладом на заседании РАН), ибо сам Глазьев еще несколько недель назад заявлял, что участники рабочей группы договорились о непубликации ключевых идей доклада.

Возможно, сверхнервозная реакция на появление группы Некипелова – Глазьева со стороны радикально-либерального крыла российской власти, опасающегося, что правительство Медведева может быть отправлено в отставку, имела своим следствием изменение темпов представления материалов ожидаемого доклада.

Безусловно, тот доклад, который размещен на сайте С.Ю. Глазьева и предлагается вниманию читателей «ЭФГ», может отличаться от того доклада, который будет представлен президенту РФ в начале марта, но вряд ли различия будут кардинальными, изменяющими суть и дух основных предлагаемых мероприятий.



Коротко говоря, предлагается:

- сделать более активной инвестиционную политику;

- при этом основные инвестиции сконцентрировать в тех отраслях, которые Глазьев называет отраслями, формирующими VI технологический уклад;

- активизировать и диверсифицировать денежно-кредитную политику, в том числе:

- увеличить предложение денег на российском финансовом рынке;

- системно снизить кредитные ставки по всей вертикали экономики, начиная со ставки рефинансирования, в особенности в контуре длинных инвестиционных денег;

- сформировать некоторые новые и реанимировать существовавшие механизмы поддержания инновационной деятельности.

В целом реакцию Путина на основные идеи доклада предсказать в общем несложно: либо Глазьев будет введен в состав правительства, на то место, которое ныне занимает Шувалов, и тогда Медведеву придется начинать задумываться о красивом уходе «по-английски», либо, что более вероятно, основные идеи доклада будут поручены для исполнения какому-нибудь очередному неизвестному на данный момент «фрадкову», который выхолостит половину, а вторую половину, может быть, с грехом пополам осуществит. В этом случае в очередной раз «хлопнет дверью» уже Глазьев, обиженный очередной прихватизацией идей в отрыве от их автора.

Впрочем, возможно, мы по привычке преувеличиваем степень концептуальных противоречий в путинском окружении, а Дмитрий Анатольевич и Сергей Юрьевич, вполне сложившиеся прагматики, прекрасно будут работать совместно, сделав под чутким примиряющим руководством Владимира Владимировича несколько примиряющих шагов по направлению друг к другу, взаимно дополняя друг друга.



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

НАУЧНЫЙ СОВЕТ ПО КОМПЛЕКСНЫМ ПРОБЛЕМАМ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ



О ЦЕЛЯХ, ПРОБЛЕМАХ И МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ И ИНТЕГРАЦИИ

Москва, 29 января 2013 г.

· Цели государственной политики развития и интеграции

В Послании Президента России Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. были поставлены цели структурной перестройки экономики, ее деофшоризации и демонополизации, обновления промышленности, создания механизмов долгосрочного кредитования производственной деятельности, усовершенствования налогово-бюджетной политики, всемерного развития экономической интеграции на постсоветском пространстве. Главами государств ЕврАзЭС поставлены цели формирования к 2015 г. Евразийского экономического союза, строительство которого находится в стадии становления Единого экономического пространства.

Указом Президента от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике» определены следующие целевые показатели социально-экономического развития: создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году; увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года; увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года; повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году.

До этого в утвержденной осенью 2008 г. Правительством Концепции долгосрочного развития были установлены близкие целевые показатели.

Наряду с целями, установленными в официальных документах, в выступлениях главы государства ставились цели повышения уровня и продолжительности жизни населения, увеличения абсолютного и относительного уровня экономической активности (выход в первую пятерку стран мира по объему ВВП и достижение уровня стран ЕС по величине ВВП на душу населения), снижения безработицы, осуществления модернизации и новой индустриализации экономики, перевода ее на инновационный путь развития. Кроме общих целей социально-экономического развития, в упомянутой Концепции долгосрочного развития определены некоторые отраслевые и секторальные цели и стратегии развития.

Согласно расчетам, проведенным в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН [Ксенофонтов М.Ю., Узяков М.Н. Проблемы прогнозирования, № 6, 2012], достижение упомянутых выше целей предполагает ежегодный прирост ВВП не ниже 6%. Согласно оценкам авторов, этот прирост должен быть не ниже 8%; промышленного производства – не ниже 10%; инвестиций в основной капитал – не ниже 15%; расходов на НИОКР – не ниже 20% при достижении нормы накопления не ниже 35%. При этом опережающим образом (30–50% в год) должны повышаться в среднесрочной перспективе инвестиции и НИОКР в развитие ключевых направлений роста и основных производств нового технологического уклада [О стратегии опережающего развития экономики России, Научный доклад под ред. С.Ю. Глазьева, 2011].



Проблемы социально-экономического развития

С точки зрения достижения поставленных Президентом целей социально-экономического развития наиболее очевидной проблемой является нарастающее расхождение между желаемой и действительной траекторией роста экономики, его замедление. Фактически развитие экономики скатывается на инерционный сценарий с падением темпов роста до 2-3% в год (согласно инерционному сценарию, динамика ВВП в 2013 году ожидается на уровне 3,3%, 2014 г. – 2,7, 2015 г. – 2,2% [расчеты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2011]). Это касается не только фактических, но и прогнозируемых правительством показателей.

Хотя подобное расхождение между целевыми ориентирами, прогнозами и фактическими показателями стало привычным (завышение долгосрочных и занижение краткосрочных ориентиров, что позволяет иметь ненапряженный бюджет при сохранении образа желаемого будущего), оно не может считаться приемлемым, так как удерживает экономику в ловушке инерционного развития.

Откладывание необходимых для достижений целевых ориентиров мер «на потом» является традиционной тактикой доминирующих сил влияния, не заинтересованных в изменениях, угрожающих сложившемуся равновесию. Но сохранение этого равновесия экономических интересов влиятельных сил делает достижение установленных Президентом целевых ориентиров нереальным. Хуже того, в рамках этого равновесия не удастся даже удержаться на имеющемся уровне экономического развития – траектория инерционного развития характеризуется деградацией сохраняющегося научно-производственного потенциала на фоне формирования новых направлений роста мировой экономики. В ее структуре в ближайшие 3-5 лет сформируются новые технологические траектории, которые закроют существующие сегодня возможности.

Дело в том, что происходящая в настоящее время смена доминирующих технологических укладов открывает «окно возможностей» для успешного выхода на новую длинную волну экономического роста, которое закрывается после перехода ведущих стран мира к новому технологическому укладу. После этого отстающим странам приходится довольствоваться ролью сырьевого придатка государств-лидеров. Если же переход к новому технологическому укладу отстающей стране удается совершить раньше, то она совершает рывок на гребне длинноволнового подъема. Именно так совершались экономические чудеса в США и Германии в конце позапрошлого века, в Японии и новых индустриальных странах – в середине прошлого века. Сейчас на наших глазах такой рывок совершает Китай [Глазьев C.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010].

Несоответствие между официально декларируемыми целями и достигаемыми результатами является типичным недостатком сложившейся системы управления. Этот недостаток приобрел черты катастрофы в 90-е годы, когда все официально продекларированные цели радикального реформирования экономики обернулись резким падением ее эффективности и криминализацией отношений собственности, глубоким разрушением научно-производственного потенциала и обнищанием населения. Провалами завершились и секторальные реформы: реформа электроэнергетики – многократным повышением тарифов и резким ухудшением условий электроснабжения (по условиям подключения к электросетям, согласно уже упоминавшемуся рейтингу Мирового банка, Россия скатилась на последнее место); реформа лесного хозяйства – легализованным захватом и хищнической эксплуатацией лесных угодий, что привело к катастрофическим пожарам вследствие фактической ликвидации системы безопасности лесного хозяйства; земельная реформа – взвинчиванием цен на городскую недвижимость и обезземеливанием крестьян; либерализация валютного регулирования – огромным вывозом капитала с уклонением от уплаты налогов.

Этот перечень разительных несоответствий между декларируемыми целями реформ и их результатами можно долго продолжать, но и сказанного достаточно для констатации очевидной проблемы в государственном управлении – отсутствия системы научного обоснования и экспертизы проектов принимаемых решений. К чести научного сообщества следует отметить, что как по упомянутым, так и по всем другим значимым реформам ученые РАН неизменно занимали критическую позицию, своевременно предупреждая органы государственной власти об их ожидаемых последствиях. В отличие от реформаторского пиара, прогнозы ученых всегда подтверждались на практике (в частности, учеными РАН с математической точностью заблаговременно был предсказан мировой финансовый кризис 2008 г. и дефолт в августе 1998 г.). Это вызывает раздражение «реформаторов», наиболее невежественные из которых настойчиво требуют погрома Академии. Неудовлетворительный уровень образованности и некомпетентность значительной части чиновников и бизнесменов является еще одной серьезной проблемой системы государственного управления.

Обе указанные проблемы являются следствием общей причины – отсутствия механизма ответственности в системе государственной власти, следствием чего становится коррупция и некомпетентность, доминирование частных и корпоративных интересов при подготовке многих важных решений. Без ее устранения решение перечисляемых ниже проблем, так же как и реализация предлагаемых в докладе мер государственной политики развития, не представляется возможным.

Следствием «перекладывания» целевых ориентиров, достижение которых может нарушить баланс интересов доминирующих сил влияния, на будущее становится нарастающая дезинтеграция российской экономики и ее технологическое отставание не только от передовых, но уже и от ведущих развивающихся стран. Следование интересам экспортеров сырья (снижение экспортных и импортных пошлин, льготы по налогообложению, мягкость экологических ограничений, фактическая отмена валютного контроля) усиливает сырьевую ориентацию экономики, ее офшоризацию и переориентацию на иностранную технологическую базу, провоцирует утечку капитала, влечет деградацию научно-производственного потенциала. Осуществлявшееся длительное время скрытое субсидирование экспорта сырья путем соответствующего таргетирования обменного курса рубля с привязкой денежного предложения к притоку иностранной валюты привело к тому, что внутренне ориентированные сектора экономики не имеют источников получения необходимых для развития кредитов и инвестиций. Запредельный износ их основных фондов и нехватка современного оборудования наблюдаются на фоне неспособности существующей системы управления хозяйством «переварить» накапливающиеся в стране сбережения, величина которых намного превышает объем инвестиций (Рис.1)



Рисунок 1. Валовое накопление и валовые сбережения в российской экономике в 1995-2011 годах



Нарастающее технологическое отставание не только в сложившихся отраслях, но и в перспективных новых направлениях экономического роста делает невозможным достижение указанных выше целей развития. Решение этой проблемы требует многократного увеличения инновационной и инвестиционной активности. В рамках проводимой в настоящее время макроэкономической политики это не представляется возможным.

Пассивность проводимой денежно-кредитной политики, ее ориентация на ограничение количества денег, привязка их эмиссии к приросту валютных резервов и к удовлетворению спроса коммерческих банков на краткосрочную ликвидность сопровождаются завышением процентных ставок по сравнению с рентабельностью внутренне ориентированных отраслей (Рис. 2). При этом недостаток долгосрочных кредитных ресурсов частично замещается иностранными источниками, доступными только крупным экспортно-ориентированным и торговым предприятиям. Следствием этого становится неконтролируемый рост внешнего долга (Рис. 3) и чрезмерная внешняя зависимость российской финансовой системы, негативным проявлением которой стало рекордное падение фондового рынка, инвестиций и производства вследствие мирового финансового кризиса (Табл. 1). В сочетании со стерилизационными механизмами налогово-бюджетной политики это оборачивается неэквивалентным внешнеэкономическим обменом, в котором Россия теряет до 100 млрд долл., в том числе 30-35 млрд на разнице процентных ставок между привлекаемыми из-за рубежа ссудами и размещаемыми за рубежом средствами (Рис. 4). Основным результатом проводимой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики становится искусственное сдерживание экономического роста.

Рисунок 2. Показатели доходности операций в производственной сфере



Рисунок 3. Внешний долг (млрд долл.)



Таблица 1. Российская финансовая система была волатильнее 50 крупнейших стран во время кризиса 2008-2010 гг. (часть 1)

Рисунок 4. Оценки трансферта России в пользу мировой финансовой системы (по итогам 2012 года)

Реализуемые в настоящее время Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (далее – Основные направления) направлены не на достижение указанных выше целей развития страны, а на соблюдение ограничений бюджетной политики (стабильность, сбалансированность и устойчивость) и инструментальных требований к ней. Эти ограничения реализуются за счет снижения инвестиционной и инновационной составляющих бюджетной политики. Так, замораживание посредством «бюджетного правила» до 7% ВВП нефтегазовых доходов в резервном фонде означает соответствующее снижение нормы накопления и увеличение вывоза капитала за рубеж. Тем самым искусственно ухудшается инвестиционный потенциал экономики, усугубляется диспропорция между сбережениями и инвестициями, затрудняется достижение установленного Президентом России целевого ориентира нормы накопления в 25% ВВП.

В настоящее время бюджетное правило исходит из теоретически неверной и практически вредной методологической предпосылки, согласно которой «расходование накопленных в суверенных фондах нефтегазовых доходов якобы негативно влияет на макроэкономическую стабильность страны (инфляцию, валютный курс) и является фактором, непосредственно влияющим на привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов» [Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. М. 2012]. Эта предпосылка игнорирует то обстоятельство, что суверенные фонды по своему макроэкономическому смыслу являются составной частью валютных резервов страны. Их объем должен быть достаточным для обеспечения устойчивости валютного курса и макроэкономической стабильности. Наращивание этого объема сверх необходимой величины за счет доходов правительства влечет искусственное сокращение спроса, соответствующее снижение деловой активности, сужение инвестиционных возможностей и, в конечном счете, снижение темпов экономического роста и ухудшение возможностей для развития экономики.

Кроме того, являясь по своей сути формой вывоза капитала, чрезмерный резервный фонд свидетельствует о недостаточности инвестиционного потенциала экономики и никак не может стимулировать привлечение заемных ресурсов на «благоприятных» условиях. Эти условия заведомо будут менее благоприятны, чем те, на которых размещаются российские резервы. Прекращение этой саморазорительной политики позволит разорвать сложившийся порочный круг неэквивалентного внешнеэкономического обмена.

Накопленный в России объем валютных резервов намного превышает все известные нормативы достаточности, и его наращивание посредством увеличения резервного фонда (до 5,3 трлн рублей к 2015 г.) не имеет стабилизирующего значения. Наоборот, изъятие значительной части нефтегазовых доходов создает искусственный дефицит бюджета и влечет бессмысленное наращивание государственного долга (на 4 трлн рублей). Это, в свою очередь, сокращает возможности финансирования производственных инвестиций и влечет удорожание кредита.

Планируемые поступления в резервный фонд позволяют отказаться от государственных заимствований и обеспечить бездефицитность бюджета, что подняло бы доверие к бюджетной политике и высвободило бы значительные финансовые ресурсы для повышения инвестиционной и инновационной активности, способствовало бы снижению процентных ставок и повышению доступности кредита для реального сектора <... >



Источник: www.glazev.ru



В полном объеме c рисунками и графиками вы можете ознакомится с докладом в бумажной версии "ЭФГ" либо либо на сайте www.glazev.ru


http://www.eifg.narod.ru/glazyev8-13.htm


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О целях, проблемах и мерах государственной политики разв
СообщениеДобавлено: Ср июл 10, 2013 7:12 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 11:58 am
Сообщений: 11768
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ

Обеспечение модернизации России требует комплексного институционального подхода. Однако формат статьи не позволяет дать развернутое обоснование приводимых в статье положений. Поэтому в обоснование этих положений даются ссылки на статьи автора, размещенные в его блоге в электронном журнале «Политическое образование» (Олег Маляров. Блог. Политическое образование).

Планирование
Ключевое значение имеет планирование, адаптированное к рыночной экономике. Эффективная структурная модернизация экономики невозможна без четкой комплексной стратегии такой модернизации, а разработка такой стратегии возможна лишь на базе государственного планирования.
Обеспечить модернизацию экономики в исторически приемлемые сроки может только комплексное планирование, увязывающее в рамках единой стратегии модернизации федеральный план и планы субъектов федерации, отраслевые планы, долгосрочные, среднесрочные и годовые планы. Эти планы должны определять роль государственного и частного секторов экономики, крупного и мелкого производства в реализации каждого этапа модернизации, а также масштабы необходимых для этого капиталовложений и бюджетных ассигнований.
Попытки модернизировать экономику путем принятия разрозненных, не увязанных друг с другом программ развития различных сфер экономики оказались бесперспективными. Они бесследно исчезали, лопаясь как пузыри.
Планы – основа разработки целенаправленного комплекса мер социально-экономической политики, необходимых для реализации стратегии модернизации.
Планирование – это форма мобилизации и концентрации научного и экспертного потенциала страны для решения ключевых задач модернизации, разработки и внедрения инноваций.
Планы – главный ориентир для инвестиций отечественного и зарубежного бизнеса, существенно уменьшающий риски инвестирования.
Обеспечить такое планирование может только специальный постоянный орган планирования (плановая комиссия, плановый комитет), состоящий из экспертов, но возглавляемый главой государства. Этот орган должен разрабатывать общенациональный план, увязывающий федеральный план, планы субъектов федерации и отраслевых министерств, следить за выполнением планов и вносить необходимые коррективы.
На нынешнем этапе развития России организации такого планирования может способствовать изучение опыта Индии путем установления связей между Министерством экономического развития России и Плановой комиссией Индии, командировки российских специалистов в Плановую комиссию Индии для конкретного изучения организации планирования, приглашения в Россию индийских специалистов в области планирования и т.п. (подробнее см. «Опыт экономической реформы в Индии. 3. Планирование»).

Институциональная система технологической модернизации
Модернизация экономики России невозможна без преодоления ее технологического отставания.
Стимулирование развития технологий и инноваций «вообще» при ограниченности финансовых, материальных и профессиональных ресурсов распыляет эти ресурсы, отвлекая их от приоритетных для модернизации сфер, и не может обеспечить технологического прорыва, необходимого для соответствующего этапа модернизации.
Концентрация научного и технического потенциала на обеспечении стратегии модернизации возможна лишь на базе планирования, а главным центром привлечения этого потенциала, его ориентирования на выполнение задач модернизации может быть только орган планирования.
Плановая комиссия Индии привлекает к разработке планов ученых и экспертов, работающих в научных институтах, университетах, на предприятиях.
Так, для разработки Одиннадцатого пятилетнего плана (2007/08–2011/12 гг.) Плановая комиссия сформировала по его основным 25 направлениям рабочие группы: промышленность (12 групп), сельское хозяйство (17), энергетика (5), транспорт (8), связь и информатика (4), туризм (1), мелкая промышленность (3), водные ресурсы (1), жилищное строительство и развитие городов (4), сельское развитие (7), экология (5), труд и занятость (7), развитие науки и технологий (14), образование (9), здравоохранение (12), защита материнства и детства (3), поддержка отсталых каст и племен (5), социальная справедливость и защита прав женщин (2), планы штатов (2), международная экономика (1), финансовые ресурсы (3), политика развития (3), многоуровневое планирование (3), развитие общественной деятельности (1), организация оценки выполнения программ (1).
В этих 143 рабочих группах участвовали около 2,8 тыс. ученых и специалистов из самой Плановой комиссии, научных институтов, университетов, правительственных учреждений и организаций центра и штатов, деловых кругов и т.д.
Для каждой из рабочих групп формулируется круг проблем и задач, подлежащих рассмотрению, и поисков их решения. Каждая из групп по завершении работы представляет Плановой комиссии доклад. Все эти материалы (списки групп, их участников, поставленные перед ними задачи, представленные ими доклады) находятся в открытом доступе в Интернете.
Это, с одной стороны, повышает ответственность членов рабочих групп, с другой – позволяет ознакомиться с докладами еще более широкому кругу ученых и специалистов, дать им свою оценку и представить свои предложения.
Для привлечения естественнонаучных и научно-технических исследований к решению проблем, поставленных в Одиннадцатом пятилетнем плане, Плановая комиссия образовала Комитет по ориентированию научных и технологических исследований для Одиннадцатого пятилетнего плана (The Steering Committee on Science and Technology for Eleventh Five Year Plan (2007–2012)). В 2006 году Комитет представил доклад с рекомендациями относительно наиболее актуальных направлений исследований для реализации плана и соответствующего обеспечения их финансирования.
В условиях ограниченности материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для инновационного развития планирование позволяет обеспечить ими наиболее приоритетные направления этого развития.
Центральное место в организационной структуре государственной поддержки инноваций занимает Министерство науки и технологий и подведомственные ему учреждения (Совет по технологической информации и прогнозированию, Комитет по технологическому развитию, Центр патентной поддержки, Комитет по развитию научно-технологического предпринимательства и другие).
Координацию деятельности научных институтов соответствующего профиля возглавляют Совет по научным и промышленным исследованиям, Индийский совет по исследованиям в области сельского хозяйства, Индийский совет медицинских исследований и т.п.
Непосредственную инфраструктурную поддержку инновационной деятельности предприятий (особенно мелких) осуществляют технопарки и инкубаторы.
Помимо организационной структуры, подведомственной Министерству науки и технологий, научные исследования в соответствующих областях осуществляют Департамент атомной энергии, Департамент космоса, Департамент океанического развития, Организация по развитию исследований в области обороны Министерства обороны.
Научно-технические исследования проводятся также университетами и институтами Министерства образования.
Особую роль играет государственная Национальная корпорация развития исследований (National Research Development Corporation). Она активно содействует развитию и коммерциализации технологий, ноу-хау, патентов и процессов, созданных в национальных научно-исследовательских институтах, помогая предприятиям использовать их в коммерческих целях. Основная цель корпорации – устранить разрыв в инновационной цепи, способствуя превращению идей и изобретений в рыночные товары и услуги. Она также пропагандирует изобретения и инновации, способствуя развитию отечественных технологий и расширяет возможности и коммерческую прибыльность технического предпринимательства.

Бюджетная стратегия
В настоящее время в основу бюджетной политики России положено «обеспечение макроэкономической стабильности» путем устранения бюджетного дефицита (и даже достижения бюджетного профицита), увода денег из экономики в резервные фонды. Такая «стабилизация» достигается за счет урезания необходимых капиталовложений и фактически блокирует процесс модернизации.
Как справедливо заметил бывший управляющий Резервного банка Индии (Центрального банка страны) С. Венкитараманан, «нельзя распинать экономику на кресте сокращения бюджетного дефицита». В объявленной правительством Манмохана Сингха (которого называют автором экономической реформы в Индии) «Общенациональной программе-минимум» провозглашается, что «правительство не будет сокращать дефицит за счет сокращения или свертывания роста инвестиций и ассигнований на развитие».
В развивающихся (переходных) экономиках для обеспечения структурной модернизации и ускорения развития приоритетом является не «стабилизация» (консервирующая отсталость), а «развитие», достигаемое лишь наращиванием капиталовложений. Поэтому, стремясь к сокращению текущего бюджетного дефицита, нельзя в то же время забывать о стратегической задаче – обеспечении необходимых для модернизации государственных капиталовложений.
Вряд ли продуктивен для обеспечения модернизации так называемый трехлетний бюджет. Плановый бюджет на два последующих года фактически замораживает структуру текущего бюджета и не позволяет усовершенствовать бюджетную политику, адаптировать ее к быстро меняющейся ситуации внутри страны и в мире. Поэтому постоянно возникает необходимость вносить существенные изменения и коррективы в бюджет. Но постоянное латание бюджета вряд ли можно считать рациональной бюджетной политикой и заменой оптимизации бюджета в целом.
Намного более продуктивным является противоположное по своему характеру применяемое в Индии планирование бюджетных расходов с нулевой базой.
При традиционном подходе к подготовке бюджета одобренные бюджетные расходы предшествующего года принимаются в качестве базы для подготовки бюджетных оценок на следующий год. На основании расходов предшествующего года определяется прирост расходов и уровень инфляции. При таком приростном подходе не происходит всестороннего и детального рассмотрения каждой статьи расходов для определения ее полезности.
При планировании бюджетных расходов с нулевой базой цифры бюджета текущего года не экстраполируются в качестве базы для бюджета следующего года и подготовка бюджета следующего года исходит из нулевой базы.
При этом даже действующие статьи расходов подвергаются детальному рассмотрению для определения того, стала ли данная статья излишней или должна быть сохранена. Действующие программы и соответствующие статьи расходов должны подвергаться столь же тщательному рассмотрению, что и новые программы, и необходимые для них расходы. Это должно помочь в определении тех действующих программ и проектов, которые изжили себя и не приносят былой пользы. Расходы на такие программы и проекты толкуются как излишние и не включаются в бюджет следующего года.
Тем самым бюджетный процесс с нулевой базой выступает в качестве альтернативы произвольному урезанию статей бюджетных расходов в целях бюджетной экономии. Выстраивается система приоритетов государственных расходов, позволяющая сконцентрировать их на наиболее необходимых для модернизации направлениях (см. «Опыт экономической реформы в Индии. 4. Бюджетная стратегия»).

Кредитно-финансовая система
Отказ от целенаправленного государственного регулирования экономики в России крайне ограничил также ее финансирование кредитными и инвестиционными институтами.
Увод «излишних» денег из российской экономики усугублял острый дефицит денежных и инвестиционных ресурсов в стране, вынуждал как банки, так и производственные предприятия прибегать к дорогостоящим и непостоянным внешним заимствованиям.
Чрезмерная роль, отводимая рынку ценных бумаг, приводит к концентрации деятельности акционерных компаний на спекуляциях с акциями и других финансовых операциях, в ущерб их основной задаче – расширения и модернизации производства и осуществления необходимых для этого долгосрочных капиталовложений.
Структурная модернизация экономики не может быть обеспечена спекулятивным фондовым рынком. Необходимая мобилизация инвестиционных ресурсов и их направление в приоритетные для модернизации сферы экономики могут быть осуществлены лишь созданием соответствующей системы кредитно-финансовых организаций и регулированием направляемых ими финансовых потоков.
Однако отказ от активной роли государства в экономике России заблокировал и этот путь финансирования модернизации.
Установленная в соответствии с западными стандартами «независимость» Центрального банка России от решения этих задач ограничила его роль поддержанием макроэкономической «стабильности» путем регулирования денежного обращения, поддержания валютного курса рубля и т.п.
Подобным же образом постулируется «независимость» банков, а в качестве критерия их эффективности принят уровень их рентабельности и финансового благополучия, а не степень обслуживания ими экономических и социальных потребностей страны. В этих условиях вполне естественно, что банки, несмотря на постоянные увещевания правительства, не идут на широкое кредитование реального сектора экономики по доступным нормам процента. Намечаемая приватизация государственных банков еще больше усугубит такое положение, подчинив их политику целям обогащения частных акционеров.
Как показывает опыт Индии, обеспечение процесса модернизации необходимыми кредитными и инвестиционными ресурсами требует активизации роли государства в этой сфере.
Государственный банк должен расширить свои функции, став проводником социально-экономического курса государства. Он должен принимать активное участие в формировании системы кредитно-финансовых организаций, необходимой для модернизации и развития экономики, и в регулировании направляемых ими финансовых потоков в соответствии с приоритетами социально-экономического курса государства.
Коммерческие банки должны стать основными кредиторами инвестиционной политики государства (в частности, путем включения низкодоходных государственных облигаций в состав нормы ликвидности, предписываемой банкам). Кроме того, они должны направлять определенную, установленную Центральным банком долю кредитов на финансирование приоритетных сфер экономики.
Создание государственно-кооперативной системы сельскохозяйственного кредита может существенно улучшить кредитование крестьянских и фермерских хозяйств.
Для финансирования инвестиционных потребностей реального сектора экономики необходимо создание системы организаций долгосрочного финансирования и инвестиций, включающей банки развития, государственные паевые фонды (трасты), страховые компании и т.п. (см. «Опыт экономической реформы в Индии. 5. Кредитно-финансовая система»).

Государственный сектор экономики
В основу экономической реформы в России было положено устранение государства как «субъекта экономических отношений в стране» (Гайдар Е. Государство и эволюция. М. 1995, с. 189). Такая направленность реформы базировалась на представлении о том, что неограниченная «свобода рынка» и «свобода предпринимательства» являются наилучшим способом устройства экономики. Этот постулат рассматривался как абсолютная истина, справедливая на всех стадиях развития общества.
На практике устранение государства как «субъекта экономических отношений в стране» выразилось в хаотичном форсированном демонтаже всей системы государственного сектора и государственного регулирования, безудержной приватизации «по Чубайсу» во имя «уничтожения коммунизма», в отказе от планирования и т.д.
Продолжением той же политики является нынешний курс на широкомасштабную приватизацию во имя устранения «государственного капитализма».
Однако без активной роли государственного сектора в экономике ее коренная модернизация в исторически приемлемые сроки невозможна.
Государственно-капиталистический уклад отличает от частнокапиталистического то, что он базируется на государственной собственности, непосредственно опирается на ресурсы государственного бюджета и имеет движущим мотивом не стремление к максимизации прибыли на вложенный капитал, а социально-экономические цели государства в целом.
Тем самым он имеет возможность преодолевать свойственные национальному частному предпринимательству границы накопления, концентрации и централизации капитала, функционировать при пониженной норме прибыли (и даже убыточности отдельных предприятий и производств), значительно меньше зависеть от рыночной конъюнктуры.
Это определяет его главную роль в осуществлении глубоких структурных сдвигов, делает его наиболее динамичным элементом меняющейся социально-экономической структуры, своеобразным «локомотивом» общего развития.
Государственный сектор берет на себя развитие тех отраслей и исполнение тех функций, которые не может или не хочет брать на себя частный капитал.
Масштабность и сложность задач структурной модернизации экономики России требуют от государственного сектора активного участия в их решении.
Во-первых, государственный сектор должен взять на себя создание наиболее капиталоемких и наименее рентабельных отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений.
Во-вторых, государственный сектор должен способствовать модернизации тех существующих и необходимых стране предприятий и производств, в том числе путем национализации находящихся на грани банкротства предприятий, владельцы которых отказываются вкладывать средства в обновление их основного капитала.
В-третьих, стоящие перед страной громадные задачи развития северных и восточных регионов определяют его ключевую роль в их решении. Частный бизнес обычно не берет на себя эту задачу, ибо выполнение ее требует больших дополнительных капиталовложений в инфраструктуру, подготовку квалифицированных кадров, обеспечение их жильем и т.п. Государственные предприятия не только сами по себе способствуют экономическому подъему таких районов, но и становятся центром притяжения частных предприятий, что создает определенный кумулятивный эффект их развития.
В-четвертых, развитие государственного сектора в капиталоемких отраслях экономики, которым свойственна высокая концентрация производства, позволяет избежать (или уменьшить) господства частных монополий в этих отраслях с сопутствующими ему монопольно-высокими ценами, ограничительной и монополистической практикой и т.п.
В-пятых, развитие государственного сектора в ключевых отраслях позволяет избежать иностранного контроля над стратегическими высотами экономики.
Будучи одновременно социально-экономическим укладом и орудием проведения социально-экономического курса государства, государственный сектор является стержнем, базой государственного воздействия на социально-экономическую структуру экономики в целях ее модернизации и развития (см. «Опыт экономической реформы в Индии. Роль государства в экономике»).

Иностранный капитал
В России иностранный капитал рассматривается как основной источник капиталовложений и модернизации экономики.
Приток иностранного капитала сам по себе – в любой форме, любым путем и в любые сферы экономики – стал главным показателем успешного экономического развития и правильности социально-экономического курса.
В качестве основного канала привлечения иностранного капитала был избран спекулятивный фондовый рынок.
«Создание благоприятного инвестиционного климата» для привлечения иностранного капитала путем отказа от государственного регулирования экономики, путем приватизации государственных предприятий, низких налогов, свободы вывоза прибылей и капитала, полная конвертируемость рубля и т.п. стало главной целью экономической политики.
При этом совершенно игнорируется тот факт, что ключевое значение для создания «благоприятного климата» для капиталовложений имеет наличие четкой государственной стратегии социально-экономического развития, создающей ориентиры для предпринимательской деятельности и уменьшающей ее риски. Отказ от государственного планирования обусловил отсутствие такой стратегии в России. В таких условиях иностранный капитал приобретает спекулятивный и колониальный характер.
Как показывает опыт Индии и расчеты индийских экономистов, при самом «благоприятном климате» в крупных странах иностранный капитал не может стать главным источником инвестиций (эту роль могут сыграть лишь внутренние сбережения).
Чтобы иностранный капитал стал важным фактором модернизации страны, его отраслевой характер и формы должны тщательно регулироваться. Основные направления регулирования:
- ограничение притока спекулятивного капитала и капитала, создающего долг (ибо это угрожает финансовой стабильности страны);
- привлечение иностранных прямых инвестиций, прежде всего в наиболее капиталоемкие, технологически сложные и наукоемкие отрасли;
- обеспечение контроля отечественных партнеров в предприятиях с иностранным участием;
- установление норм соглашений о техническом сотрудничестве с иностранными фирмами, оптимизирующих передачу технологий для индийских партнеров по соглашениям и для страны в целом (см. «Опыт экономической реформы в Индии. 6. Отношение к иностранному капиталу»).

Развитие «малого бизнеса»
Главным условием развития малого бизнеса в России провозглашается устранение или уменьшение роли государства из сферы его функционирования.
Для модернизации российской экономики требуется не «малый бизнес» вообще, а та его часть, которая связана с производством, информационными технологиями и базирующимися на этих технологиях услугами. Их широкое развитие требует не уменьшения роли государства, а увеличения государственной поддержки (в том числе и защиты от тех форм «малого бизнеса», которые связаны со спекулятивной деятельностью и компрадорской торговлей – продвижением зарубежных товаров и услуг во все поры российской экономики).
Как показывает опыт Индии, такая поддержка должна оказываться предоставлением доступного кредита, содействием в сбыте продукции, внедрением передовой техники и технологий, созданием производственной инфраструктуры, обучением и подготовкой квалифицированных кадров (см. «Опыт экономической реформы в Индии. 8. Политика в отношении «малого бизнеса»).

Поддержка крестьянских и фермерских хозяйств на рынке сбыта сельскохозяйственной продукции
«Уничтожение коммунизма» сопровождалось разрушением системы государственных сельскохозяйственных закупок и наводнением российского рынка импортным продовольствием, что резко ухудшило условия сбыта отечественной сельскохозяйственной продукции. Положение сельскохозяйственных производителей еще больше ухудшалось в результате приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию: новые частные хозяева в погоне за прибылью резко снизили цены на закупаемое сырье, многие приватизированные предприятия изменили специализацию или перешли на импортное сырье, лишая сельскохозяйственных производителей значительной части обычного для них рынка сбыта. Одновременно во имя «уничтожения коммунизма» сознательно разрушались коллективные и государственные формы предприятий, обеспечивавшие преимущества крупного производства, а в социальном плане – «скрепы» сельского общества. Крестьяне попали в полную зависимость от спекулятивных посредников, вынуждавших их продавать свою продукцию по бросовым ценам.
Последствия были катастрофичными. Сельскохозяйственные производители резко сокращали производство или полностью отказывались от него. Начался массовый «исход» населения из сельской местности и обезлюдивание деревень.
Ключевое значение для обеспечения роста и модернизации сельскохозяйственного производства, для спасения села в целом имеет усиление роли государства в поддержка сельскохозяйственных производителей на рынке сбыта. Поскольку после вступления России в ВТО возможности такой поддержки путем импортного протекционизма резко ограничены, на первый план выходят организационные меры государства в этой сфере.
Опыт Индии говорит о возможных путях такой поддержки. Один из них – создание системы государственных закупок сельскохозяйственной продукции по гарантированным «поддерживающим» ценам. В начале сельскохозяйственного сезона правительство объявляет цены, по которым государственные закупочные организации обязуются закупать у сельскохозяйственных производителей определенные виды продукции. Это играет важную стимулирующую роль для расширения производства сельскохозяйственной продукции, ибо гарантирует ее производителям определенный минимум цен за их продукцию.
За счет закупок формируются государственные запасы сельскохозяйственной продукции, которые играют двоякую роль.
Во-первых, они формируют буферные запасы сельскохозяйственной продукции и способствуют стабилизации цен на нее через операции государства на свободном рынке, увеличивая продажи в случае нежелательного повышения цен на нее и увеличивая закупки при падении цен.
Во-вторых, они могут стать дополнительным источником расширения экспорта продовольствия.
Второй путь – развитие кооперативной системы сбыта сельскохозяйственной продукции: от первичных сбытовых обществ на уровне деревни до сбытовых кооперативных объединений на уровне субъектов федерации.
Третий путь – создание кооперативных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, членами которых, наряду с их работниками, были бы крестьяне – производители сырья для этих предприятий. Для первых такие предприятия обеспечивали бы гарантированные поставки сырья в обход спекулятивных посредников, для вторых – гарантированный сбыт и дополнительный доход от переработки их продукции.
Все три пути уменьшают гнет спекулятивных посредников и частных перерабатывающих предприятий над крестьянами, создавая благоприятные условия для развития и модернизации их производства (см. «Опыт Индии. 7. Сбыт сельскохозяйственной продукции»).

Подготовка квалифицированных рабочих для модернизации экономики
Структурная модернизация требует воссоздания и развития системы профессионально-технического обучения, разрушенной в годы реформы.
Представители российского крупного бизнеса (и не только) предлагают подчинить эту систему существующему спросу на рабочую силу, предъявляемому работодателями. О характере этого спроса говорит высказанное на заседании Госсовета предложение М. Прохорова, возглавляющего Комитет РСПП по рынку труда, изменить соотношение между высшим и средним профессиональным образованием в пользу последнего, в несколько раз уменьшив число преподаваемых профессий, сократить срок обучения в системе среднего профессионального образования с 2–3 лет до 6–7 месяцев (за счет исключения «ненужного» (российскому бизнесу?) полного среднего образования), снизить степень защиты детского и юношеского труда, уменьшив возрастные ограничения его неограниченного использования с 18 до 15 лет.
Подстраивание системы профессионально-технического образования под спрос нынешней сырьевой экономики России заблокирует возможность ее модернизации. Развитие этой системы должно определяться общей стратегией модернизации и составлять часть плана социально-экономического развития страны.

Демократизация отношений собственности
Вопрос кадров для модернизации тесно связан с демократизацией отношений собственности.
Происходящая в мире научно-техническая революция требует постоянного обновления техники и технологии. Это, в свою очередь, требует творческой самоотдачи работников, которую невозможно обеспечить традиционными методами управления наемным трудом, внешним контролем за работниками. В ХХI веке становится все более очевидным, что система наемного труда, основанная на отчуждении работников от собственности и управления, не отвечает характеру современных производительных сил и потребностям их дальнейшего развития. Это понимание сопровождается ростом числа предприятий, использующих различные формы участия работников в собственности и управлении, а также поддержкой такого развития на государственном уровне.
Данная тенденция развивается в двух основных формах. Первая – через развитие индивидуальной или групповой собственности работников, вторая – через развитие их участия в управлении независимо от формального участия в собственности.
Участие работников в собственности, в свою очередь, развивается либо в рамках акционерной, либо в рамках кооперативной формы предприятия.
Развитие самоуправления трудящихся имеет исключительно важное значение для России не только в качестве одного из условий коренной модернизации ее экономики, но и как база подлинного народовластия (см. «Пути развития демократии в России»).

Геополитические условия модернизации
Успех модернизации во многом зависит от структуры внешнеэкономических связей страны.
Само географическое положение России определяет исключительную важность азиатского вектора ее политики. Уникальное положение страны, соединяющей Европу и Азию, диктует ее соответствующую роль в глобальной экономике, культуре и геополитике. В нынешних условиях глобализации эта роль состоит в изживании разрывов и противоречий между богатыми и бедными странами, между различными цивилизациями, в построении гуманистического многополярного мира.
Для России участие в создании общеазиатской экономической организации, расширении зоны свободной торговли в Азии, углублении экономического сотрудничества, интеграционных процессов будет не только способствовать диверсификации и оптимизации структуры ее внешней торговли в Азии, преодолению доминирования в ней топливно-сырьевой специализации, увеличению доли экспорта готовой продукции, в том числе продукции высокотехнологичных отраслей. Оно укрепит также позиции России в переговорах со странами Запада и их региональными организациями, облегчит задачу улучшения ее положения в структуре экономических взаимоотношений с Западом. В конечном итоге это будет способствовать улучшению ее положения в международном разделении труда, модернизации экономики страны и ускорению ее развития. Именно такая роль обеспечит ей наибольшее влияние в мире и наилучшие условия для сохранения и развития российской государственности.
Напротив, отказ от такого участия или пассивность в этом вопросе может привести к ослаблению позиций России не только в Азии, но и на мировой арене в целом, закрепить ее положение топливно-сырьевого придатка мирового сообщества (см. «Глобализация и российская государственность»).

Олег Васильевич МАЛЯРОВ,
доктор экономических наук,
Институт востоковедения РАН

http://www.eifgaz.ru/malyarov27-13.htm

«Экономическая и философская газета», № 27, 2013


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB